Мудрый Юрист

Проблемы защиты прав туриста, реализуемых через интернет

Бреднева В.С., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой теории права и государственно-правовых дисциплин Сахалинского государственного университета.

Современные технологии опередили развитие права, создав ряд пробелов в сфере туризма. Появляются различные виды деятельности, регулируемые законодательством. Реализуя свои права и обязанности, участники используют различные правовые средства. Однако механизмы защиты прав туриста, осуществляемые в интернет-пространстве, оказались непроработанными.

Ключевые слова: юридическая деятельность, механизм реализации права, туристская деятельность, права туриста, права потребителя.

Problems of protection of the rights of tourists, via the Internet

V.S. Bredneva

Bredneva V.S., candidate of law, head of department of theory of state and law disciplines of the Sakhalin state university.

Modern technology ahead of the development of law, creating a number of gaps in the field of tourism. There are various types of activities regulated by law. Exercising their rights and responsibilities, the participants use a variety of legal means. However, mechanisms to protect the rights of tourists, carried out in cyberspace, have not been worked through.

Key words: legal activity, the mechanism of realization of the right, tourist activities, tourist rights, consumer rights.

В современный период цифровые технологии стремительно развиваются. Через Интернет можно приобрести товары, получить услуги, в том числе государственные, осуществлять трудовую и предпринимательскую деятельность.

Ученые уже на раз обращали внимание на пробелы и коллизии, возникающие в сфере регулирования туристской деятельности <1>.

<1> Борисов А.А. Правовые коллизии в туристском законодательстве России // Туризм: право и экономика. 2013. N 3. С. 15 - 17; Егоров В.Е. Участники правоотношений в туристской деятельности // Туризм: право и экономика. 2014. N 1. С. 30 - 31.

С одной стороны, перечень законодательной базы достаточно широкий. Принят ряд федеральных законов, внесены поправки в действующие кодексы, позволяющие реализовывать свои права в интернет-среде: Федеральный закон "Об электронной подписи", Федеральный закон "О национальной платежной системе", Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <2>.

<2> Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (ред. от 28.06.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru; Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru; Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 05.05.2014, с изм. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Базовыми нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являются Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ", Закон "О защите прав потребителей", Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" <3>.

<3> Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.05.2012; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 05.05.2014 N 112-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014; с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 21.04.2014; Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 20.04.2014, с изм. от 04.06.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 21.04.2014; Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" (ред. от 23.03.2013) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 27.03.2013.

С другой стороны, остается проблемным механизм реальной эффективной защиты таких прав.

Например, потребитель через интернет-сайт туроператора может приобрести турпродукт, оплатить путевку пластиковой картой и получить на электронный адрес ваучеры на размещение в отеле, медицинскую страховку и электронные авиабилеты. Туроператор также вышлет на электронную почту файл договора со своей печатью.

Возникает несколько вопросов. Является ли такой договор без реальной подписи туриста действительным? Может ли турист не согласиться с отдельными положениями такого договора, если они противоречат действующему законодательству? Какое законодательство будет применяться, если туроператор зарегистрирован за пределами Российской Федерации? Имеют ли отсканированные присланные документы юридическую силу оригинала и можно ли такие документы использовать в суде в качестве доказательств оказания услуги? Не нарушает ли такой порядок п. 19 вышеуказанных Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, в соответствии с которым исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал документов, необходимых потребителю для совершения путешествия?

На практике уже были случаи, когда туристам отказывали в получении визы из-за того, что предоставленный медицинский полис посчитали копией оригинала или потому, что в нем не была предусмотрена подпись страхователя <4>.

<4> Турфирма выдала копию мед. страховки и ваучера, я получила отказ в визе // Ассоциация туроператоров. http://www.atorus.ru/forum/yurist/visa/theme/343.html (дата обращения: 18.08.2014); Разъяснение решения по отклонению вашего заявления на визу // Сервисно-визовый центр Германии в Екатеринбурге. http://www.vfsglobal.com/germany/russia/Yekaterinburg/pdf/doc_070214.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

Крупнейшие туроператоры, продающие путевки российским гражданам, применяют положения, предусматривающие значительные, вплоть до 100 процентов от стоимости тура, штрафные санкции за возврат путевки или изменение даты вылета по многим наиболее популярным направлениям <5>.

<5> Тариф A1 (Базовый) // Натали Турс. http://www.natalie-tours.ru/tariff/101 (дата обращения: 18.08.2014); Договор реализации туристского продукта туроператора TEZ INTERNATIONAL GMBH (п. 6.2) // http://www.tez-tour.com.

Это нарушает положение ст. 782 Гражданского кодекса РФ о том, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов <6>.

<6> Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (часть вторая) (ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 22.07.2014.

Вполне логично предположить: неоказанная услуга не должна оплачиваться. До настоящего времени судебная практика поддерживала такую позицию, обязывая туроператоров возвращать уплаченные денежные средства <7>.

<7> Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.08.2013 N 33-10934/2013 // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.02.2014 N 33-2198 // СПС "КонсультантПлюс".

Поправки в Воздушный кодекс РФ от 20.04.2014 N 79-ФЗ узаконили невозвратные тарифы, тем самым лишили туристов возможности защитить свои права в суде и вернуть денежные средства за неосуществленные услуги авиаперевозки. Ухудшилось положение и по возвратным билетам, поскольку Воздушный кодекс РФ разрешил авиакомпаниям взыскивать неустойку в размере 25% от стоимости авиабилетов в случае отказа пассажира от авиаперевозки <8>. Такая ситуация неблагоприятно влияет на развитие внутреннего туризма в России, поскольку зарубежные авиакомпании могут предложить более удобные варианты стоимости, возврата, обмена авиабилетов.

<8> Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 21.04.2014.

Положение туриста ухудшается и тем, что при выборе тура ему не позволяют выбрать тариф авиабилета, а, как правило, автоматически навязываются невозвратные, но самые дешевые билеты и такие же невозвратные номера в отелях.

В таких условиях становится очевидным, почему по ряду безвизовых направлений туристу удобнее без участия туроператора самостоятельно купить авиабилеты удобных возвратных тарифов через сайт известных авиакомпаний или их надежных посредников, а также самостоятельно забронировать подходящий отель и также через Интернет приобрести медицинский полис.

Такой вариант становится более популярным и в связи со сложившейся ситуацией в туриндустрии, когда туроператоры, не выполнив в полном объеме свои обязательства, объявляют себя банкротом <9>.

<9> В ближайшее время могут обанкротиться десятки турфирм // Интернет-портал "Российской газеты". http://www.rg.ru/2014/08/03/turfirmi-site.html. 04.08.2014.

Но ряд вопросов все равно остается: как защитить свои права, если они окажутся нарушенными? Будут ли российские нормы законодательства о защите прав потребителя действовать в таком случае? И как технически это осуществить, если ответчиком является отель, например, в Таиланде, Турции или Южной Корее?

Вопросы не случайны, поскольку в разных странах существенно отличаются условия возврата денежных средств в случае неприбытия туриста в гостиницу. Если в России на практике наиболее распространен вариант штрафа в размере первых суток, остальное возвращается клиенту, то в Таиланде, Турции наиболее распространены варианты невозвратных тарифов за весь период бронирования. В Южной Корее даже если номер со скидкой, то штраф, как правило, в размере стоимости первых суток.

Несмотря на то что количество российских туристов измеряется тысячами, судебная практика по таким делам очень разнообразная <10>, а с введением в действие новой редакции п. 3 ст. 107 Воздушного кодекса она кардинально изменится не в пользу потребителя (туриста).

<10> Определение Санкт-Петербургского городского суда N 33-8062/2014 // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.11.2013 по делу N 33-13737/2013 // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 26.06.2014 по делу N 33-3052/2014 // СПС "КонсультантПлюс".

Проблема заключается еще и в том, что в судебном порядке достаточно сложно доказать факт нарушения прав туриста. Например, в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2014 N 33-9458 указано, что в удовлетворении требований о расторжении договора о реализации туристского продукта, взыскании убытков и компенсации морального вреда отказано, поскольку доводы туриста о предоставлении некачественных условий проживания не подтверждены надлежащими доказательствами. Представленные фотографии, а также отзывы из Интернета суды посчитали в данном случае недопустимыми и неотносимыми доказательствами, поскольку по фотографиям невозможно установить объект, на котором производилась фотосъемка, дату фотосъемки и кем она была произведена; отзывы иных лиц об отеле, размещенные в сети Интернет, имеют оценочный характер и не могут являться доказательством некачественно оказанных услуг истцу. Показания свидетелей судебная коллегия оценила критически, поскольку один свидетель непосредственным очевидцем и участником тура не являлся, а другой, будучи супругой истца, является лицом, заинтересованным в исходе дела <11>. Возникает логичный вопрос: а какие доказательства турист может представить, чтобы они были признаны в суде?

<11> Определение Санкт-Петербургского городского суда от N 33-9458 // СПС "КонсультантПлюс".

Много вопросов и к оформляемым через Интернет медицинским полисам, которые необходимо иметь туристам, выезжающим на отдых.

Фактически страховые компании максимально ограничивают свою ответственность, обозначая очень длинный перечень случаев, которые не признают страховыми <12>.

<12> Правила страхования граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства ОАО "Альфастрахование" от 28.04.2014 // Официальный сайт ОАО "Альфастрахование". http://www.alfastrah.ru/upload/docs/viezd_za_granicu_pravila_strahovaniya_grazdan_viezj_za_rubej.pdf (дата обращения: 18.08.2014); Правила страхования медицинских расходов при выезде за границу компании "Ингосстрах" от 03.03.2014 // Официальный сайт ОСАО "Ингосстрах". http://www.mgos.ru/upload/info/pravila_vzr/med_abroad.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

Например, раздел 6 Правил страхования медицинских расходов при выезде за границу открытого страхового акционерного общества "ИНГОССТРАХ" от 3 марта 2014 г. <13>. Расходы, не покрываемые страховщиком (всего 33 пункта): расходы на лечение хронических заболеваний; расходы на купирование и лечение судорожных состояний и их последствий, нервных и психических заболеваний, неврозов; на диагностические манипуляции (в том числе консультации и лабораторные исследования) без последующего лечения; на контрольные осмотры, консультации, лабораторные и диагностические исследования; на ангиографию, а также расходы, связанные с операциями на сердце и сосудах; на лечение онкологических заболеваний; на лечение солнечных ожогов; расходы на проведение плановых операций и госпитализаций, даже если указанные мероприятия связаны с произошедшим страховым случаем; расходы, связанные с консультациями и обследованиями во время протекания беременности; связанные с пластической и восстановительной хирургией, трансплантологией (пересадкой органов) и всякого рода протезированием, включая зубное, глазное, ортопедическое; расходы на оказание стоматологической помощи (кроме расходов на осмотр, экстренное лечение); расходы по уходу за застрахованным, осуществляемому его родственниками; расходы на реабилитацию, восстановительное лечение и физиотерапию; на проведение дезинфекции, вакцинации (в том числе вакцинации при наступлении страхового случая против бешенства, энцефалита и пр.); расходы на лечение в барокамере и т.д.

<13> Правила страхования медицинских расходов при выезде за границу компании "Ингосстрах" от 03.03.2014 // Официальный сайт ОСАО "Ингосстрах". http://www.ingos.ru/upload/info/pravila_vzr/med_abroad.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

Кроме того, ограничивается максимальный процент от страховой суммы за ту или иную травму. В ряде случаев устанавливается франшиза по каждому страховому случаю, которую турист должен оплатить самостоятельно <14>.

<14> Правила страхования медицинских расходов при выезде за границу компании "Ингосстрах" от 03.03.2014 // Официальный сайт ОСАО "Ингосстрах". http://www.ingos.ru/upload/info/pravila_vzr/med_abroad.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

Фактически с такой страховкой турист остается слабо защищен, а особенно когда она оформляется через Интернет, представляет собой копию оригинала файла PDF и не очень понятно, кто (какой филиал, офис компании) является надлежащим страхователем и ответчиком.

Таким образом, информационные технологии опередили развитие законодательства, образовав ряд пробелов в важном сегменте "туризм". По мнению автора, в настоящий момент необходимо серьезно пересматривать права страхователя по ограничению своей ответственности, по определению статуса интернет-документов, в противном случае вообще теряется смысл в страховках, которые не способны покрыть медицинские расходы туриста в непредвиденной ситуации. Необходимо вносить изменения в Воздушный кодекс РФ и существенно корректировать п. 3 ст. 107 в сторону защиты прав потребителя (пассажира/туриста). А также необходимо обязать туроператоров, действующих на территории России, пересмотреть содержание своих договоров, которые автоматически навязываются туристу в случае приобретения турпродукта. Условия, которые противоречат нормам действующего российского законодательства, должны быть отредактированы.

Список использованной литературы

  1. Борисов А.А. Правовые коллизии в туристском законодательстве России // Туризм: право и экономика. 2013. N 3. С. 15 - 17.
  2. Егоров В.Е. Участники правоотношений в туристской деятельности // Туризм: право и экономика. 2014. N 1. С. 30 - 31.