Мудрый Юрист

Отдельные аспекты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых против безопасности дорожного движения

Моховая Т.А., преподаватель кафедры криминалистики Кубанского государственного аграрного университета.

В раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых против безопасности дорожного движения, важную роль играет криминалистическая характеристика преступлений, представляющая собой совокупность данных, которые позволяют выдвигать версии относительно неустановленных обстоятельств совершенного преступления. В данной статье изложены особенности криминалистической характеристики данного вида преступлений и показаны устойчивые корреляционные связи между ее отдельными элементами, что влияет на выдвижение версий относительно неустановленных обстоятельств совершенного преступления. С позиций обобщения эмпирического материала и анализа уголовных дел, возбужденных по фактам преступных нарушений безопасности дорожного движения, в статье приводится перечень способов совершения данных преступлений и раскрывается их содержание. Также детально раскрываются данные о типичной личности, совершающей дорожно-транспортные происшествия, и их жертвах; сведения об обстановке совершения и причинах дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, криминалистическая характеристика, безопасность дорожного движения.

Certain aspects of the criminalistics characteristics of crimes against road safety

T.A. Mokhovaya

Mokhovaya T.A., lecturer of department of criminalistics of the Kuban state agrarian university.

In investigation of crimes against traffic safety the criminalistic characteristic of crimes is very important. The criminalistic characteristic is a data set which allow to put forward versions for establishment of circumstances of the committed crime. In article features of the criminalistic characteristic of such crimes are stated, stable correlation relations between its separate elements are shown. Influence of elements of the criminalistic characteristic of crimes on promotion of versions and establishment of all circumstances of perfect act is defined. Data of the analysis of criminal cases on violation of traffic safety are provided. The list of ways of commission of these crimes, data on the typical identity of the criminal and victim reveals. The situation and the reasons of road accidents are specified.

Key words: road accidents, criminalistic characteristic, traffic safety.

Важную роль в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых против безопасности дорожного движения, играет криминалистическая характеристика, элементы которой отражают совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, присущих только данной категории преступлений.

Первым элементом криминалистической характеристики преступлений, совершаемых против безопасности дорожного движения, является способ их совершения. Анализ изученных уголовных дел данной категории показывает, что способ совершения преступлений против безопасности дорожного движения характеризуется состоянием водителя, управляющего транспортным средством. К данной группе относится совершение преступления:

  1. в состоянии опьянения (56% случаев). Заметим, что управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из грубых нарушений Правил дорожного движения. Законодатель в ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установил полный запрет на употребление веществ приводящих в состояние опьянения. Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 264.1, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию. Согласно статистическим данным ГИБДД о состоянии безопасности дорожного движения за январь-июнь 2015 г. совершено 6063 ДТП водителями транспортных средств в состоянии опьянения, в которых погибли 1237 человек;
  2. в состоянии сильного утомления (4% случаев). Управление автомобилем в состоянии усталости, без необходимых для отдыха перерывов приводит к снижению внимательности и увеличению времени реакции. С учетом того, что это состояние является существенной проблемой для безопасности дорожного движения, в ст. 8 Конвенции "О дорожном движении" указано, что физическое и умственное состояние водителя должно позволять ему управлять транспортным средством, а он сам должен "быть знаком... с такими факторами, которые могут повлиять на его поведение, как усталость, прием лекарственных препаратов..." <1>.
<1> Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. и доп. от 03.03.1992) // Treaty Series. Volume 1732. New York: United Nations, 1999. P. 396 - 587.

Опасность такого состояния подтверждается и проведенными исследованиями, которые показали, что вероятность ДТП возрастает, если время вождения превышает 6 часов. По мнению Е.А. Войтенко, при продолжительности управления до 10 часов риск может возрастать на 10 - 80%, а при увеличении продолжительности труда свыше 10 часов - на 100 - 150% по отношению к средним показателям. Максимально опасным является увеличение рабочего времени при управлении автомобилем в ночное время <2>;

<2> Войтенков Е.А. Режим труда и отдыха водителей автомобилей как фактор безопасности дорожного движения: правовые и практические аспекты применения тахографов // Юридический мир. 2010. N 1. С. 21 - 23.
  1. при несоблюдении правил маневрирования (нарушение правил при обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, при необходимости уклониться от столкновения или наезда) (26% случаев). Под маневрированием согласно п. 8 ПДД <3> следует понимать требования подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой; перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении; разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены; уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
<3> Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) (ред. от 30.06.2015) // Российские вести. 23.11.1993. N 227.
  1. при превышении скорости и нарушении скоростного режима при обгоне (более 48% случаев). В соответствии со п. 10 ПДД РФ разрешенная скорость движения транспортных средств: в населенных пунктах - 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях - не более 20 км/ч; вне населенных пунктов: а) легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч; б) междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч; в) другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч; г) грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, - не более 60 км/ч; д) транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - не более 60 км/ч; е) транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч. В то же время транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.

К аварийной ситуации часто приводит нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости (особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках (примыкание второстепенной дороги (дорог) к главной)); когда у водителя, движущегося по второстепенной дороге, при перепаде (уклоне) дороги отсутствует достаточная зона видимости и он не имеет возможности обозревать обгоняемый автомобиль <4>;

<4> Завидов Б.Д. Расследование дорожно-транспортных происшествий // СПС "КонсультантПлюс".
  1. при несоблюдении очередности проезда перекрестков (6% случаев);
  2. при несоблюдении безопасной дистанции движения (11% случаев). Согласно п. 9.10 ПДД безопасной дистанцией движения транспортных средств является такая, которая позволяла бы даже при резкой остановке идущей машины избежать столкновения, а также необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения. Неписаные правила здесь таковы: если скорость движения транспортных средств, движущихся в попутном направлении, равна 60 км/ч, то безопасный интервал составляет 33 м, то есть не меньше половины значения скорости в км/ч. Однако при плотном интенсивном движении в смешанном транспортном потоке и неудовлетворительных условиях движения (дождь, снег, гололед) вышеуказанный интервал, на наш взгляд, должен равняться по величине как минимум самой скорости движения: 25 км/ч - 25 м; 60 км/ч - 60 м и т.д. В больших городах водители обычно пренебрегают правилом о соблюдении безопасной дистанции, что приводит к ДТП;
  3. ослепление светом фар (5% случаев);
  4. неподчинение сигналам светофора, дорожным знакам и указателям (4% случаев). Анализ изученных уголовных дел показывает, что способ совершения преступлений против безопасности дорожного движения характеризует не только состояние водителя транспортного средства, но и неправильные действия пешеходов. Так, по данным ГИБДД МВД России, только за январь - июнь 2015 г. по вине пешеходов было совершено 13105 ДТП, в которых 1179 человек погибло. Основными причинами ДТП с участием пешехода следует назвать: неожиданное появление пешехода на дороге (10%); нарушение правил движения по обочине (12%) и выход на проезжую часть в запрещенном месте (78%). Также необходимо отметить, что обычно преступления совершаются не одним из указанных способов, а несколькими.

Резюмируя приведенные данные о способе совершения преступлений в сфере безопасности дорожного движения, позволим дать ему следующее определение. Под ним следует понимать систему действий (бездействия) лица в связи с нарушением им Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, а также меры, направленные на противодействие расследованию.

Следующим немаловажным элементом криминалистической характеристики является обстановка совершения преступлений против безопасности дорожного движения. Более того, опрошенные в ходе исследования 92% респондентов из числа следователей указали, что именно обстановка совершения преступления является самым значимым фактором, влияющим на способ его совершения, и содержит криминалистически значимую информацию о следах преступления.

Представляется, что к обстановке на месте совершения рассматриваемого вида преступления необходимо отнести:

1) участок дороги, на котором произошло ДТП. Сюда относятся: имеющиеся особенности участка дороги (уклон, подъем, изгиб и т.д.); положение застроек; наличие другого транспорта и преград, ухудшающих обзорность;

2) техническое обеспечение средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов. Являясь факторами, препятствующими нарушению Правил дорожного движения, иногда эти средства могут оказывать и негативное влияние (например, неисправность светофора, противоречивые требования знаков и т.д.);

3) метеорологические (погодные) условия. К ним относятся значение температуры воздуха, видимости, направления ветра, наличие облачности, осадков и т.п. Следует также принимать во внимание состояние поверхности дороги (асфальт или грунт; гололед или наличие реагентов), а также видимость пространства и особенности освещенности дороги.

4. Явления, образовавшиеся в результате совершения преступления: а) местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, его расположение по отношению к другим объектам; б) следы движения транспортного средства (качения, торможения, заноса); в) местонахождение, поза и положение трупа; г) разнообразные вещественные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна ГСМ и т.д.). Также сюда следует отнести повреждения, образовавшиеся в результате основного удара или в результате напряжений, передаваемых через углы, агрегаты, кузов транспортного средства <5>.

<5> Кутафин В.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий: практическое руководство. Ростов н/Д, 2007. С. 34.

Отметим, что обстановка, наблюдаемая на месте происшествия, чаще всего значительно отличается от той, в которой развивалось событие.

Следующим элементом криминалистической характеристики преступлений против безопасности дорожного движения являются данные о личности, совершающей ДТП.

Необходимо учитывать, что особенности преступного поведения, механизма и обстановки совершения рассматриваемых преступлений в большей своей части зависят от личностных качеств преступников. Как показало проведенное исследование, основную массу этих преступлений (96%) совершают мужчины и только 4% - женщины. Однако события последних лет показывают неблагоприятную тенденцию увеличения количества дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями-женщинами. По мнению отдельных ученых, прирост аварий, совершенных по вине женщин за рулем, превышает среднее увеличение дорожных происшествий по вине водителей в целом по стране <6>. При этом возраст лиц, совершивших преступления против безопасности дорожного движения, в 80% случаев составил 18 - 30 лет. Представляется, что такое положение обусловлено неопытностью, маленьким водительским стажем, неоправданно повышенной степенью уверенности в своих психофизиологических возможностях, игнорированием запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических средств, сильнодействующих веществ.

<6> Баршев В., Пятилетова Л. Раба автомобиля. Почему, сбив детей, женщины-водители скрываются с места аварии? // Рос. газета. 2007. 9 окт.

Кроме того, анализ материалов уголовных дел показал высокий процент совершения таких преступлений иностранными гражданами. В большинстве случаев (81%) ими являлись граждане СНГ (Украина, Беларусь, Узбекистан).

Опрошенные респонденты также указали на сложности при расследования уголовных дел с участием таких лиц: а) связанные с отсутствием регистрации по месту пребывания (73% случаев); б) связанные с длительными сроками исполнения международных поручений об оказании правовой помощи и затруднением проведения САТЭ (91% случаев); г) связанные с истечением срока нахождения на территории Российской Федерации автомобилей зарегистрированных в иностранном государстве (48% случаев).

Лиц, совершивших преступления против безопасности движения, можно разделить на следующие группы.

1. Лицо, управляющее транспортным средством:

в состоянии алкогольного опьянения (примерно половина ДТП была следствием управления транспортом в нетрезвом виде (9%);

не имеющее права управлять транспортным средством (8%): а) лишенные права управлять транспортным средством (5%); б) никогда не имевшие такого права (3%);

профессиональный водитель/автолюбитель. Чаще всего (в 62% случаев) преступления против безопасности дорожного движения совершают водители легковых автомобилей; в 16% - грузовых автомашин; в 8% - микроавтобусов; в 2% - пассажирских автобусов; в 12% - водители иных видов транспортных средств.

Заметим, что на безопасность дорожного движения напрямую влияет уровень профессиональной подготовки водителя, действия которого в неожиданных и аварийных ситуациях при наличии большого опыта характеризуются быстротой реакции, скоординированностью и полнотой действий, отвечают требованиям безопасности в конкретной обстановке.

2. Пассажир, пешеход или другой участник движения. Согласно ПДД пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (к ним также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску). К другим участникам движения можно отнести водителей, не являющихся лицами, управляющими механическими транспортными средствами. Более ни о каких других категориях лиц в ПДД не говорится. Однако в юридической литературе к другим участникам движения относят регулировщиков, рабочих, осуществляющих ремонтные работы на транспортных магистралях, техническое обслуживание средств регулирования движения транспортных средств, лиц, производящих на дороге аварийные работы, и т.д. Такая расширительная трактовка понятия "участник дорожного движения" противоречит ПДД РФ <7>.

<7> Самодурова Е.Г. Участники дорожного движения как субъект преступлений против безопасности движения транспорта // Транспортное право. 2008. N 2.

Еще одним элементом криминалистической характеристики преступлений против безопасности дорожного движения является личность потерпевших. Следует помнить, что преступления против безопасности дорожного движения также могут быть совершены по вине самих потерпевших. И нередко при расследовании уголовного дела они пытаются скрыть свою виновность.

Данные следственной и судебной практики тем не менее свидетельствуют, что по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения в 42% случаев потерпевшими являлись лица мужского пола, хотя какой-либо корреляционной зависимости от факторов, влияющих на совершение данного преступления, и пола потерпевшего не отмечено. Вторая тенденция заключается в том, что 6% этих лиц составляют дети в возрасте до 16 лет, что в целом совпадает с данными по России (4,5%). Особенность данной категории потерпевших в том, что они являются наименее защищенной группой. Вместе с тем анализ уголовных дел показывает, что в большинстве случаев (83%) потерпевший все же соблюдал Правила дорожного движения.

Согласно данным официальной статистики за январь - июнь 2015 г. было совершено 8507 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 305 детей погибли. Изученные уголовные дела дали возможность классифицировать потерпевших как: а) пешеходов (в т.ч. велосипедистов); б) водителей других транспортных средств; г) пассажиров. Каждую из этих групп, в свою очередь, можно подразделить на тех, кто соблюдал Правила дорожного движения, и тех, кто своим поведением спровоцировал возникновение ДТП. Последних также можно разделить на тех, кто скрылся с места ДТП, и тех, кто остался на месте.

Следующим элементом криминалистической характеристики являются причины дорожно-транспортных происшествий. Типичными причинами обозначенных преступлений являются: во-первых, ошибочные действия водителей. Так, результаты анализа официальных статистических данных свидетельствуют о том, что основной причиной ДТП является невыполнение водителями транспортных средств требований ПДД и правил эксплуатации указанных транспортных средств (75% преступлений). Во-вторых, нарушения ПДД со стороны пешеходов. Несмотря на небольшую долю происшествий, по их вине среди всех погибших в дорожно-транспортных происшествиях они составляют 36%. В-третьих, неудовлетворительное качество транспортных средств, дорог и дорожных условий. Указанные причины говорят сами за себя, поскольку старение парка транспортных средств и несвоевременный ремонт дорог в настоящее время являются одними из основных причин ДТП.

В свою очередь, к факторам, не зависящим от внутренних установок личности нарушителя Правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, влияющим на количество дорожно-транспортных происшествий, зарубежными специалистами отнесены: величина парка транспортных средств, социальная и экономическая активность жителей, удельный вес детей и пожилых людей в структуре населения, климатические и погодные условия <8>.

<8> Танага И.В. Причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям, и пути их устранения // Общество и право. 2009. N 2.

Таким образом, в заключение отметим, что основой для формирования частной криминалистической методики расследования преступлений против безопасности дорожного движения является разработка криминалистической характеристики данного вида преступления, которая включает в себя: способы совершения преступления; данные о личности жертвы ДТП и типичной личности их совершающих; сведения об обстановке совершения и причине ДТП. Криминалистическая характеристика, формируясь в тесном взаимодействии с криминологической, уголовно-правовой и психологической характеристиками преступлений, позволяет выдвигать версии относительно неустановленных обстоятельств совершенного преступления.

Список использованной литературы

  1. Войтенков Е.А. Режим труда и отдыха водителей автомобилей как фактор безопасности дорожного движения: правовые и практические аспекты применения тахографов // Юридический мир. 2010. N 1. С. 21 - 23.
  2. Кутафин В.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий: практическое руководство. Ростов н/Д, 2007. С. 34.
  3. Самодурова Е.Г. Участники дорожного движения как субъект преступлений против безопасности движения транспорта // Транспортное право. 2008. N 2.
  4. Танага И.В. Причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям, и пути их устранения // Общество и право. 2009. N 2.