Мудрый Юрист

Об организации взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных осужденными в условиях изоляции от общества

Босак Елена Евгеньевна, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России.

Холопова Елена Николаевна, профессор кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Юридического института БФУ им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с организацией взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и органов предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы.

Ключевые слова: взаимодействие, оперативные подразделения, следственные органы, исправительные учреждения, осужденный, пенитенциарные преступления.

On organizing interaction of operative divisions and preliminary investigation bodies during the investigation of crimes committed by convicted persons in institutions of confinement

E.E. Bosak, E.N. Kholopova

Bosak Elena E., Senior Lecturer of the Criminal Law Disciplines Department at the Pskov Branch of the Academy of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia.

Kholopova Elena N., Professor of the criminal trial, criminalistics and legal informatics department at the Institute of Law of Immanuel Kant Baltic Federal University, Doctor of Legal Sciences, Professor.

In the article pressing questions connected to organizing interaction of operative divisions of the FSEP of Russia and preliminary investigation bodies during the investigation of crimes committed by convicted persons in institutions of confinement are considered.

Key words: interaction, operative divisions, investigation bodies, corrective institutions, convicted person, penitentiary crimes.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года отмечается, что проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений <1>. Ее решение видится в совершенствовании организации эффективного взаимодействия ФСИН России с другими правоохранительными органами.

<1> О проблемах противодействия пенитенциарной преступности см.: Хохрин С.А. Предупреждение пенитенциарной преступности в условиях реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система. 2014. N 6. С. 7 - 10.

Оперативные подразделения (далее по тексту - ОП) ФСИН России должны решать свои задачи в тесном и непрерывном взаимодействии с органами предварительного следствия (далее по тексту - ОПС) <2>. Особенности функционирования пенитенциарных учреждений предопределяют специфику указанного взаимодействия (к примеру, гласными методами раскрывать пенитенциарные преступления сложно, поскольку они тщательно скрываются, по причинам корпоративного характера, а отдельные следственные действия невозможно провести без участия ОП) <3>.

<2> 96,5% респондентов указали на неэффективность расследования без использования средств и методов ОРД. См.: Кудрявцев А.В. Теоретические и прикладные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012.
<3> Цивкунов А.Г. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии преступлений, дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Оперативник (сыщик). 2014. N 2 (39). С. 29 - 31.

В России в местах лишения свободы в расчете на 1000 осужденных ежегодно совершается 1,49 преступления. Каждый выявленный факт совершения преступления на территории исправительного учреждения негативно отражается на оценке его деятельности, что обусловливает незаинтересованность сотрудников мест лишения свободы в снижении уровня латентности преступлений <4>, выявлении лиц, их совершивших, в принятии по данным фактам соответствующих мер правового воздействия <5>.

<4> Симанович А.А. Проблемы предупреждения преступлений в местах лишения свободы // Юридическая библиотека юристлиб. URL: http://www.juristlib.ru/; Фомин Ю.С. Проблемы расследования преступлений, совершенных в условиях исправительных учреждений, в современных условиях // Вестник Пермского университета: юридические науки (научный журнал). URL: http://www.jurvestNik.psu.ru/.
<5> Костюк М.Ф. Предупреждение преступлений, совершаемых в местах лишения свободы // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. N 27 (281). С. 96 - 98.

Таким образом, в работе ОП ФСИН России усиливается дисбаланс, связанный с преувеличением функции контроля и преуменьшением функции непосредственной организации деятельности по установлению лиц, совершивших преступление <6>. В целях недопущения безрезультатного следствия существует настоятельная необходимость в организации взаимодействия ОП ФСИН России, владеющих информацией, имеющей значение для раскрытия пенитенциарных преступлений, и ОПС <7>.

<6> Кудрявцев А.В. Указ. соч.
<7> Отчет о преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за 12 месяцев 2013 г. (форма 2-УИС): приложение к Приказу Минюста России от 27 ноября 2007 г. N 226. Документ не опубликован. Согласно статистике за 2013 г. неэффективным оказалось расследование 5 эпизодов преступной деятельности осужденных в местах лишения свободы (предварительное следствие по уголовным делам было приостановлено в связи с нерозыском или неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого). Вместе с тем, согласно отчету Генеральной прокуратуры РФ за 2013 г., осужденные пользуются средствами мобильной связи, что не только облегчает совершение преступлений, но и позволяет активно противодействовать их расследованию.

Разная ведомственная принадлежность, противоречия между собственными интересами ОП ФСИН России и интересами ОПС, отсутствие нормативного правового акта, регулирующего организацию и оценку результатов взаимодействия между ними при раскрытии пенитенциарного преступления, некачественное оперативное обеспечение доказывания <8> виновности лица, его совершившего, на практике приводят к снижению эффективности следственных действий и результативности следствия. Разрешение вышеназванных проблемных вопросов сопряжено с необходимостью повышения качества организации взаимодействия между ОП ФСИН России и ОПС; поиском новых, более совершенных моделей организации совместной работы; совершенствованием законодательного, ведомственного и межведомственного регулирования <9>.

<8> Артемова В.В. Проблемные аспекты реализации истребования и изъятия предметов и документов на этапе возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2014. N 3. С. 3 - 5.
<9> Босак Е.Е. Актуальные проблемы организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и органов предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы // Закон и право. 2014. N 9. С. 132 - 134.

Современные исследователи недостаточно проявляли интерес к управленческим и организационным аспектам взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС, не акцентировали внимание на свойстве системности, типичном для его организации. Несмотря на несомненную значимость проведенных исследований <10>, в них не проанализирована практика взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС при расследовании пенитенциарных преступлений, не раскрыты понятие и системность организации взаимодействия между ними, не исследованы организационные модели взаимодействия как элементы системы взаимодействия.

<10> См., например: Фадеев И.А. Правовые основы организации взаимодействия следователя и оперативного сотрудника полиции // Российский следователь. 2014. N 4. С. 10 - 13; Назаркин Е.В. Формы участия специалистов в ходе расследования преступлений, совершаемых в учреждениях УИС // Уголовно-исполнительная система. 2014. N 4. С. 22 - 26; Свидерский О.А., Овод И.В. Осмотр трупа на месте его обнаружения врачом медицинской части учреждения УИС // Уголовно-исполнительная система. 2014. N 2. С. 20 - 22; Абдулкахирова З.З. Отдельные аспекты взаимодействия полиции и средств массовой информации (на примере МВД по Чеченской Республике) // Российский следователь. 2014. N 23. С. 47 - 51.

Результаты проведенного авторами исследования свидетельствуют, что современное качественное состояние теории и практики взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС при расследовании пенитенциарных преступлений характеризуется следующими особенностями: организационно-правовыми (предопределены необходимостью организации взаимодействия между субъектами, относящимися к различным правоохранительным органам); тактическими (зависят от выбора следователем конкретно определенного субъекта взаимодействия - ОП ФСИН России) и уголовно-правовыми (сопряжены с расследованием пенитенциарных преступлений, совершение которых возможно исключительно в местах лишения свободы и только лицом, отбывающим наказание, связанное с изоляцией от общества).

Сегодня взаимодействие чаще всего рассматривается как элемент системы более высокого уровня, а не как самостоятельная система, состоящая из структурных компонентов, позволяющих дифференцировать цели, задачи, структуру, функции, механизмы исследуемого взаимодействия <11>. На основе проведенного анализа понятий "взаимодействие", "координация", "организация взаимодействия" как элементов управленческой деятельности <12>, а также анализа понятия "взаимодействие" в юридической науке Е.Е. Босак сформулировано определение взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС при расследовании преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы, как закрытой системы управления <13>, обладающей свойствами целостности, самостоятельности, результативности, состоящей из следующих взаимосвязанных элементов: цель функционирования системы (раскрытие пенитенциарного преступления); субъекты (следователь, должностное лицо ОП ФСИН России, руководитель следственного органа, начальник мест лишения свободы, осужденный к наказанию с изоляцией от общества); принципы взаимодействия (правовые, организационные, управления); модели сотрудничества (совместное и раздельное взаимодействие); общественные отношения (правовые, управленческие, организационные, системные).

<11> Граник В.В. Основы криминалистического взаимодействия при выявлении и расследовании преступлений, связанных с экономической деятельностью: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002 // Библиотека юридических наук LawTheses.com. URL: http://lawtheses.com/ (дата обращения: 06.08.2013); Молибога А.А. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов в раскрытии и расследовании имущественных преступлений, совершаемых организованными группами: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009; Нечаев В.В. Организационно-правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.
<12> Созинов В.А. Исследование систем управления / Ред. С.Г. Масленников // Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС - www.abc.vvsu.ru: http://abc.vvsu.ru/; Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента // Электронная библиотека Библиотекарь.Ру: http://www.bibliotekar.ru/; Михалева Е.П. Менеджмент // Библиотека обучающей и информационной литературы razlib.ru: http://razlib.ru/; и др.
<13> Цветков Ю.А. Следственная деятельность как операционная система // Российский следователь. 2014. N 23. С. 17 - 22.

Необходимость организации взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС предопределена рядом факторов, а именно: наличием у следователей и ОП ФСИН России общей цели и задач в сфере раскрытия пенитенциарных преступлений; общим объектом, на который направлено взаимодействие при раскрытии пенитенциарных преступлений (проведение следственных, оперативно-розыскных и режимных мероприятий осуществляется представителями различных ведомств и уголовно-процессуального положения в отношении одних и тех же лиц - осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы <14>); реальной возможностью успешного использования оперативно-розыскных сил, средств и методов работы ОП ФСИН России при расследовании пенитенциарных преступлений.

<14> Минязева Т.Ф. Классификация осужденных, отбывающих лишение свободы // Российский следователь. 2014. N 23. С. 39 - 43.

Взаимодействие является одной из форм социального управления вообще и управления в сфере расследования преступлений в частности. В решении задач управления особую значимость приобретают организационно-регулирующие функции - организация, регулирование и контроль. Результаты исследования организации взаимодействия с применением системного подхода позволили обосновать понятие организации взаимодействия как управленческой деятельности следователя по находящемуся в его производстве уголовному делу, основанной на нормах уголовно-процессуального законодательства, направленной на упорядочение собственных действий и действий ОП ФСИН России, выражающейся в согласовании и объединении усилий и возможностей, в использовании преимуществ совместной деятельности в целях наиболее успешного достижения общего результата - раскрытия пенитенциарного преступления.

Действенное, соответствующее потребностям практики уголовно-процессуальное управление в сфере расследования пенитенциарных преступлений обусловливается системным использованием принципов взаимодействия. К принципам организации взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС при расследовании пенитенциарных преступлений относятся: правовые принципы (принцип законности, процессуальной самостоятельности и руководящей роли следователя, разграничения компетенций); организационные (согласованности планирования, непрерывности взаимодействия, самостоятельности сотрудников ОП в выборе применяемых ими средств и методов оперативно-розыскной деятельности, комплексного использования сил и средств); управления (персональной ответственности, координации деятельности, контроля за надлежащим осуществлением взаимодействия).

Одним из элементов системы организации взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС при расследовании пенитенциарных преступлений являются организационные модели взаимодействия, через построение которых возможно выяснение структуры организации системы взаимодействия, характерных черт системы при той или иной модели взаимодействия, классификации субъектов системы взаимодействия, специфики отношений между субъектами. Через построение моделей взаимодействия выявлена их взаимосвязь с иными структурными элементами взаимодействия.

Любая организованная структура имеет систему управления. Все элементы системы взаимодействия связаны между собой и взаимозависимы в управляющем либо информационном плане. В зависимости от характера воздействия элементов системы друг на друга, обоснованные модели организации взаимодействия по субъектному признаку имеют трехуровневую структуру (по признакам субъекта системы) в виде пирамиды: первый уровень - осужденные, второй - должностные лица ОП ФСИН России и следователь, третий - руководитель определенного подследственностью следственного органа и начальник мест лишения свободы.

Уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное и уголовно-исполнительное законодательство позволяет разграничить в представленных моделях четыре группы отношений взаимодействия <15>. Правовые отношения складываются из полномочий и обязанностей следователя и начальника исправительного учреждения. Управленческие отношения реализуются посредством осуществления ведомственного контроля между начальником ИУ и должностным лицом ОП ФСИН России, а также между руководителем следственного органа и следователем соответственно. Организационные отношения реализуются при соблюдении принципов взаимодействия между следователем и должностным лицом ОП ФСИН России как его непосредственными субъектами. Системные отношения реализуют следователи (в рамках УПК РФ) и должностные лица ОП ФСИН России.

<15> Босак Е.Е. Уголовно-процессуальные отношения следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Закон и право. 2009. N 8. С. 43 - 45.

Определив характерные черты системы общественных отношений, возникающих при организации исследуемого взаимодействия, авторы выявили особенности организации моделей сотрудничества, проследив направления связей между его уровнями с целью получения возможности выбора наиболее эффективной модели организации взаимодействия и ее последующего обоснования. Основная отличительная черта моделей взаимодействия состоит в разных направлениях связей между следователем и должностным лицом ОП <16>.

<16> Босак Е.Е. Модели организации взаимодействия следователя с оперативными подразделениями ФСИН России // Закон и право. 2014. N 7. С. 125 - 127.

Модель организации совместного взаимодействия реализуется через следующие формы: оказание ОП ФСИН России содействия следователю при осуществлении отдельных следственных действий и участие в нем; привлечение должностного лица ОП ФСИН России к работе следственной группы. Модель организации раздельного взаимодействия (основана на использовании следователем права давать обязательные для исполнения письменные поручения и обязанности органа дознания в пределах своих полномочий исполнять поручения следователя в письменной форме о проведении оперативно-розыскных мероприятий по материалам проверки сообщений о преступлении и уголовным делам, принятым к производству) реализуется по следующей схеме: выполнение ОП ФСИН России поручений следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений о задержании, о розыске подозреваемого, обвиняемого, если место его нахождения неизвестно, о производстве розыскных действий в другом месте.

Следует отметить, что 34% опрошенных сотрудников ОП ФСИН России и следователей (опрос проведен Е.Е. Босак) <17> считают, что одна из основных причин, затрудняющих организацию и осуществление взаимодействия между ними, - несовершенство действующей нормативной базы, регулирующей процедуры взаимодействия. В качестве меры, улучшающей действующее законодательство в рассматриваемой сфере, выступает разработка межведомственного положения, которое необходимо утвердить совместным приказом МВД России, ФСКН России, СК России, ФСИН России с учетом мнения иных заинтересованных правоохранительных органов. В данном положении будут систематизированы нормы, определяющие понятие и правовую основу организации взаимодействия, обозначены цель, задачи, принципы и формы сотрудничества, субъекты и объекты организации взаимодействия, указаны их полномочия и ответственность при расследовании пенитенциарных преступлений, предложен механизм реализации в обозначенном направлении.

<17> Процентные показатели, приведенные в настоящей статье, являются результатом анкетирования, проведенного Е.Е. Босак, если не указан другой автор.

Отсутствие специальной статистики, отражающей современное количественное состояние взаимодействия, в разделе IV о порядке заполнения и представления статистической карточки формы N 1.1 (о результатах расследования преступления) Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов <18> не позволяет проконтролировать, проанализировать и повысить эффективность взаимодействия лица, осуществляющего расследование уголовного дела, в том числе с ОП ФСИН России.

<18> Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" (приложение N 3) // СПС "КонсультантПлюс".

Восполнением указанного пробела, по нашему мнению, явится дополнение раздела IV о порядке заполнения и представления статистической карточки формы N 1.1 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов следующим положением: "Реквизит 35 - отражает сведения о подразделении, с которым осуществлялось взаимодействие по уголовному делу. Указывается только одно подразделение, сотрудники которого внесли наибольший вклад в работу по раскрытию преступления". Данные изменения предложены с целью сохранить возможность контроля и анализа взаимодействия.

В совершенствовании нуждаются и нормы УПК РФ, регулирующие создание и функционирование следственной группы. Авторами сопоставлено процессуальное положение должностного лица органа, осуществляющего ОРД, участвующего в работе следственно-оперативной группы (далее - СОГ), и участие этого же должностного лица в составе следственной группы и обоснована необходимость и возможность замены в УПК РФ термина "следственная группа" термином "следственно-оперативная группа", наделение прокурора полномочиями на создание и изменение состава СОГ <19>.

<19> Босак Е.Е. Должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как участник следственно-оперативной группы // Пробелы в российском законодательстве. 2009. N 3. С. 140 - 141.

Отрицательное отношение к производству следственных действий <20> сотрудниками оперативных отделов исправительных учреждений выразили 72% опрошенных следователей и 65% сотрудников ОП ФСИН России. Результаты практической деятельности свидетельствуют о том, что большинство следственных действий по уголовным делам о пенитенциарных преступлениях следователи выполняют лично. Поэтому целесообразно функцию по исполнению поручения следователя о производстве отдельных следственных действий оставить за всеми подразделениями органов дознания, кроме оперативных, и внести соответствующие изменения в УПК РФ, изменив редакцию п. 4 ч. 2 ст. 38, определив в нем полномочия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и дополнить ч. 2 ст. 38 пунктом 4.1, изложив в нем полномочия органа дознания при осуществлении взаимодействия со следователем.

<20> Россинский С.Б. Следственные действия как средства познания обстоятельств уголовного дела // Российский следователь. 2014. N 23. С. 12 - 17.

Таким образом, полагаем, что предложенные автором меры позволят в определенной степени решить проблемы организации взаимодействия ОП ФСИН России и ОПС при расследовании пенитенциарных преступлений.

Литература

  1. Артемова В.В. Проблемные аспекты реализации истребования и изъятия предметов и документов на этапе возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2014. N 3. С. 3 - 5.
  2. Босак Е.Е. Актуальные проблемы организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и органов предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы // Закон и право. 2014. N 9. С. 132 - 134.
  3. Босак Е.Е. Должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как участник следственно-оперативной группы // Пробелы в российском законодательстве. 2009. N 3. С. 140 - 141.
  4. Босак Е.Е. Модели организации взаимодействия следователя с оперативными подразделениями ФСИН России // Закон и право. 2014. N 7. С. 125 - 127.
  5. Босак Е.Е. Уголовно-процессуальные отношения следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Закон и право. 2009. N 8. С. 43 - 45.
  6. Костюк М.Ф. Предупреждение преступлений, совершаемых в местах лишения свободы // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. N 27 (281). С. 96 - 98.
  7. Минязева Т.Ф. Классификация осужденных, отбывающих лишение свободы // Российский следователь. 2014. N 23. С. 39 - 43.
  8. Россинский С.Б. Следственные действия как средства познания обстоятельств уголовного дела // Российский следователь. 2014. N 23. С. 12 - 17.
  9. Хохрин С.А. Предупреждение пенитенциарной преступности в условиях реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система. 2014. N 6. С. 7 - 10.
  10. Цветков Ю.А. Следственная деятельность как операционная система // Российский следователь. 2014. N 23. С. 17 - 22.
  11. Цивкунов А.Г. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии преступлений, дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Оперативник (сыщик). 2014. N 2 (39). С. 29 - 31.