Нормативные правовые проблемы борьбы с психотронным насилием над личностью в Российской Федерации
Лозовицкая Галина Петровна, ведущий научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", доктор юридических наук, доцент.
В статье рассматриваются нормативные правовые проблемы борьбы с психотронным насилием над личностью, которое как способ совершения преступления и как новый насильственный вид преступности в Российской Федерации практически неизвестно и не изучено.
Автором формулируются предложения по противодействию данному новому виду преступности, обладающему особо опасным характером.
Ключевые слова: нормативные правовые проблемы борьбы с психотронным насилием над личностью, новый насильственный вид преступности, новый метод борьбы с преступностью, Российская Федерация.
Normative legal issues of struggle against psychotronic personal violence in the Russian Federation
G.P. Lozovitskaya
Lozovitskaya Galina P., Leading Research Scientist of Federal State Public Institution "All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Doctor of Legal Sciences, Assistant Professor.
The article discloses regulatory and legal problems of struggle against psychotropic violence against the person, which as a way of committing a crime and as a new kind of violent crime is almost unknown and has not been studied in Russian Federation.
The author formulates proposals for combating this type of new crime which has a particularly hazardous nature.
Key words: regulatory and legal problems of struggle against psychotropic violence against the person, a new kind of violent crime, a new way of committing a crime, Russian Federation.
Психотронное насилие над личностью как способ совершения преступления и как новый насильственный вид преступности в Российской Федерации стал известен недавно - чуть более двух десятилетий назад.
Под психотронным насилием над личностью как способом совершения преступления понимаются умышленные действия, выражающиеся в комплексе общественно опасных деяний и противоправных мероприятий. Они совершаются по предварительному сговору группой лиц либо организованной группой (преступным сообществом, преступной организацией), незаконным вооруженным формированием. Сопровождаются применением специального оружия и иных предметов излучающего типа, поражающих в особом диапазоне частот, фокусирования и мощности, как правило - торсионных, электромагнитных, звуковых технических средств, включающих преимущественно психотронные генераторы и другую спецтехнику. Цели такого насилия состоят в совокупном причинении таких видов ущербов, как: 1) физический ущерб, достигаемый путем дистанционного расстройства здоровья личности, приводящего к скоропостижной смерти или лишению жизни человека путем вызывания неизлечимых заболеваний и расстройства психики; 2) моральный ущерб, причиняемый путем частичной или полной дискредитации личности; 3) материальный ущерб, производимый зачастую мошенническими манипуляциями, доведением жертвы до невыполнимых долговых обязательств и приводящий к потере (лишению) жилья, другого недвижимого и движимого имущества, а также всех источников финансирования.
Однако указанные общественно опасные деяния, совершаемые в отношении личности, юридической оценке правоохранительными органами Российской Федерации не подвергаются и остаются вне правового поля деятельности органов внутренних дел. Уголовные дела по ним не возбуждаются.
Данное криминогенное явление прежде всего привлекло внимание общественности. На подобные факты указывалось в обращении независимой общественной организации Московского комитета экологии жилища <1> (МКЭЖ) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, к Организации Объединенных Наций, мировому сообществу, к лидерам и парламентариям всех стран мира по проблемам борьбы с терроризмом <2> (так как подобные виды насилия активно применяются и в террористической деятельности). Предлагалось внести поправки в государственный бюджет Российской Федерации <3> и другие источники финансирования мероприятий, способствующих пресечению психотронного воздействия на человека. Кроме того, представители МКЭЖ в 2002 г. обратились в законодательные органы с предложением о дополнении статьи 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" запретом на оборот оружия, поражающее действие которого основано на торсионных, микролептонных и гравитационных полях, и иных видов оружия с аналогичным поражающим действием. Представителям общественности удалось добиться внесения дополнения в статью 6 указанного Закона. Однако все перечисленные запреты, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", до настоящего времени нарушаются в процессе реализации многовариантных противоправных актов психотронного воздействия на личность. В ходе их выполнения нарушаются следующие ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации:
<1> Далее - МКЭЖ.<2> URL: http://psyterror.narod.ru/index.html#moscomeco.html.
<3> Обращение к министру финансов и Президенту РФ исх. от 24 мая 2002 г. N 34/2-02.
- оборот в качестве гражданского и служебного оружия:
оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов;
оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории Российской Федерации;
газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии (ч. 1 ст. 6);
- установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также их продажа (ч. 3 ст. 6);
- пересылка оружия (ч. 4 ст. 6);
- продажа, передача, приобретение оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров (ч. 7 ст. 6);
- продажа или передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных учреждениях (ч. 8 ст. 6).
В России в 2000 - 2003 годах по инициативе представителей Международной академии экологических наук в Государственную Думу Российской Федерации был представлен проект Закона "Об информационном благополучии населения", запрещающего применение психотронных генераторов. Однако Государственной Думой он рассмотрен не был <4>.
<4> См. также: URL: http://glazkova-nat.narod.ru/content/Aticals/generator.html.В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <5>, который малоизвестен гражданам. Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
<5> URL: http://base.garant.ru/12115118/8/.Однако до сих пор в Российской Федерации (в значительно меньшей степени - за рубежом) проблема психотронного воздействия на законопослушных граждан замалчивается и по преступлениям, совершенным с применением какого-либо психотронного оружия, в возбуждении уголовных дел отказывается.
Такое же игнорирование в правоохранительных органах сложилось и по отношению к проблеме зомбирования граждан, активно применяемого в психотронном комплексном воздействии на личность. По мнению компетентных специалистов, зомбирование должно расцениваться юристами как тяжкое причинение вреда здоровью без нарушения анатомической целостности путем введения в замещенное состояние сознания с управлением психикой человека извне и должно наказываться по статье 111 УК РФ <6>.
<6> См. подробнее: Комментарии к УК РФ / Под общей ред. Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева и бывшего Генпрокурора РФ Ю.И. Скуратова.В связи с образовавшимся вакуумом как в области предупреждения данного вида преступности, так и в уголовном наказании деяний, связанных с психотронным воздействием на личность, нами предлагается ряд мер нормативного правового и организационно-управленческого характера.
В борьбе с психотронным насилием на личность необходимо использовать прежде всего возможности уголовно-правовых запретов.
Субъектами психотронного насилия (террора) могут быть как частные лица, так и сотрудники спецслужб силовых ведомств России и зарубежья (общий и специальный субъект). То есть субъектом рассматриваемых преступлений может являться физически вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от профессиональной принадлежности и рода деятельности либо ее отсутствия.
Как показывает практика и опубликованные в различных информационных источниках факты психотронного воздействия на человека, формы пыток, убийств, нанесения различной тяжести вреда здоровью личности, применяемые преступниками против пострадавших, многообразны: от насильственного навязывания звучания "голосов в голове" потерпевшего до нанесения физических повреждений различными видами "нелетального" оружия в виде образования неизлечимых болезней (рак, инсульт, инфаркт и др.). Убить этим оружием можно любого человека и в любой момент, и обстоятельства смерти при этом будут выглядеть естественным образом, не вызывая подозрений, предшествующих убийствам.
Лиц, совершающих действия, охватываемые обозначенным нами криминологическим видом преступности - психотронное насилие против личности (психотронный террор), исходя из фабулы (сведений и иных обстоятельств) конкретного преступления, необходимо привлекать к уголовной ответственности по следующим статьям УК РФ: 105 ("Убийство"), 107 ("Убийство, совершенное в состоянии аффекта"), 109 ("Причинение смерти по неосторожности"), 110 ("Доведение до самоубийства"), 111 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"), 112 ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью"), 113 ("Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта"), 115 ("Умышленное причинение легкого вреда здоровью"), 117 ("Истязание"), 118 ("Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности"), 119 ("Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью"), 121 ("Заражение венерической болезнью"), 124 ("Неоказание помощи больному"), 125 ("Оставление в опасности"), 127 ("Незаконное лишение свободы"), 128 ("Незаконное помещение в психиатрический стационар"), 128.1 ("Клевета"), 131 ("Изнасилование"), 132 ("Насильственные действия сексуального характера"), 135 ("Развратные действия"), 136 ("Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина"), 137 ("Нарушение неприкосновенности частной жизни"), 138 ("Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений"), 138.1 ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации"), 139 ("Нарушение неприкосновенности жилища"), 140 ("Отказ в предоставлении гражданину информации").
Необходимо привлекать виновных и по таким статьям УК РФ, как ст. 205 ("Терроризм"), 208 ("Организация незаконного вооруженного формирования"), 209 ("Бандитизм"), 210 ("Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)"), 355 ("Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения").
И это далеко не полный перечень статей УК РФ, позволяющий привлекать к уголовной ответственности за преступное психотронное насилие против личности.
Как разновидность терроризма психотронное насилие против личности используется и в целях финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Поэтому при привлечении к уголовной ответственности за психотронные преступления необходимо применять следующие статьи УК РФ: 104.1 ("Конфискация имущества"), 104.2 ("Конфискация денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации"), 104.3 ("Возмещение причиненного ущерба").
Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо внести дополнения и изменения в нормы УК РФ, определяющие наказание за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, ношение, использование, сбыт, передачу, хищение, вымогательство перечисленных ранее видов оружия, запреты на оборот которых установлены статьей 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (оружие, поражающее действие которого основано на торсионных, микролептонных и гравитационных полях, и иные виды оружия с аналогичным поражающим действием). Такие нормы содержатся в следующих статьях УК РФ: 221 ("Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ"); 222 ("Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"); 223 ("Незаконное изготовление оружия").
Уголовное законодательство необходимо дополнить новой статьей, запрещающей дистанционное психофизическое воздействие на человека и закрепляющей основные квалифицирующие признаки преступных деяний, охватываемых психотронным воздействием (насилием) на личность.
К мерам организационно-управленческого (влекущие нормативные правовые изменения) характера, по нашему мнению, необходимо отнести следующие меры. Так, в подразделениях по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - Управлении по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России (УОГЗ МВД России), центрах, оперативно-розыскных частях, группах по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в территориальных органах МВД России, - необходимо создать специализированные отделы, в функциональные обязанности сотрудников которых будут включены обеспечение мер безопасности участвующих в уголовном судопроизводстве лиц, подвергающихся угрозе и насилию в результате психотронного воздействия. Образование и профессиональные навыки таких сотрудников должны будут выходить за рамки юридической плоскости.
В этой связи необходимо внесение соответствующих уточнений, изменений и дополнений в Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", регламентирующих деятельность подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России.
Зарубежный опыт борьбы с рассматриваемым видом преступности является для органов внутренних дел МВД России наиболее ценным. Так, например, в Швейцарии полиция разработала базу данных, называемую "Тревожный звонок" (Warning Bell), информация из которой используется сотрудниками полиции в отношении расследования дел о домашнем насилии, включая информацию о "жертве, предыдущих случаях насилия, возможных подозреваемых, а также о принятых ранее мерах безопасности" <7>. Аналогичную базу данных о жертвах психотронного воздействия, предыдущих аналогичных случаях насилия, возможных подозреваемых, так называемых "угрозоносителях", а также о принятых ранее (принимаемых в режиме реального времени) мерах безопасности следует создать и в Российской Федерации.
<7> & Gun Heimer, Sweden's response to domestic violence, Swedish Institute (1 April 2000).К противодействию психотронному насилию против личности следует активно привлекать не только правоохранительные органы России, но и общественность. Например, в Германии уже создана Ассоциация борьбы против психотронного оружия. Истории жертв психотронного насилия размещаются на ее сайте. В России, в г. Москве, по некоторым данным, с начала 90-х годов функционирует комиссия "Феномен", куда тоже могут обращаться за моральной поддержкой жертвы психотронного насилия. Аналогичные комиссии, думается, должны создаваться во всех субъектах Российской Федерации.
В противодействии психотронному насилию на личность следует обратиться и к международному законодательству. Международные правовые акты оперируют понятием пытки как противоправного деяния. Так, в ст. 1 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. 3452 (XXX) "Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" пыткой признается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, запугивания его или других лиц <8>. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) пыткой признает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома, или молчаливого согласия (ст. 1) <9>.
<8> См.: Издание Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1992).<9> См.: Российская юстиция. 1995. N 4. С. 49.
Считаем справедливым мнение Н.И. Анисимова о психотронном насилии, применяемом в терроре, и его жертвах: "То, что происходит с нами сегодня, является самой чудовищной трагедией нашей многострадальной страны" <10>. Поэтому, обеспечивая неотвратимость наказания за психотронное насилие (воздействие), применяемое против личности, следует в первую очередь руководствоваться международно-правовыми актами и активно применять их в сфере международных отношений, а также использовать зарубежный опыт борьбы с данным видом преступности.
<10> См. подробнее: Анисимов Н.И. Психотронная Голгофа. URL: http://samlib.m/n/natalxja_p/18.shtml.Литература
- Анисимов Н.И. Психотронная Голгофа. URL: http://samlib.ru/n/natalxja_p/18.shtml.