Мудрый Юрист

К вопросу об административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения

Головко В.В., доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России.

Иванова О.А., преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Пермского филиала Нижегородской академии МВД России.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из опасных нарушений Правил дорожного движения, так как часто является причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В средствах массовой информации, научной литературе в последнее время обсуждаются проблемы пьянства за рулем. Особенно дискуссия обострилась после принятия нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В частности, на практике возникает немало проблем в применении статьи 12.8 "Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения". Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год. Законодатель отменил ответственность за повторное управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения, что, по мнению многих специалистов, сотрудников ГИБДД, усложнило борьбу с такими проявлениями. Вместе с тем законодатель передал полномочия лишения водителей права управления транспортным средством судам, а уплата административного штрафа теперь возможна только через банк или иную кредитную организацию.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, представляет повышенную общественную опасность. Каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине водителей в нетрезвом состоянии. Это объясняется тем, что под влиянием алкоголя или наркотиков нарушаются важнейшие функции организма водителя, снижается реакция, возникает излишняя самоуверенность, пренебрежительное отношение к соблюдению Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения Российской Федерации запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения. Передавать управление транспортным средством лицам в состоянии опьянения также категорически запрещено.

С объективной стороны административное правонарушение выражается в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, а также передаче управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Правонарушение считается законченным, когда водитель привел в движение транспорт. Для квалификации деяния не имеет значения степень опьянения: водитель считается находящимся в состоянии алкогольного опьянения независимо от количества выпитого алкоголя, разновидности употребленных алкогольных напитков или наркотических средств. Ответственность за управление в нетрезвом состоянии наступает независимо от места, где было допущено нарушение (на улице, железнодорожном переезде, во дворе, на полевой дороге, при движении по территории предприятия и т.п.). Для квалификации правонарушения не имеет значения и продолжительность управления в состоянии опьянения.

Основным квалифицирующим признаком комментируемого правонарушения является то, что водитель находится в состоянии опьянения. При этом факт опьянения должен устанавливаться медицинским освидетельствованием в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов" <*>, а также Приказом Министерства здравоохранения от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения".

<*> См.: СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2) Ст. 5233.

Порядок освидетельствования определяется названными документами, в которых четко определено, что оно проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование. Протокол подписывается должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В Постановлении указано, что освидетельствование проводится только в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Оно проводится как непосредственно в учреждениях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях) врачом, а в сельской местности при невозможности проведения последним - фельдшером фельдшерско-акушерского пункта. Перечисленные медицинские работники должны пройти соответствующую специальную подготовку.

Необходимо помнить, что направление в медицинское учреждение на основании применения индикаторной трубки "Контроль трезвости" или иных технических средств следует производить лишь при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения. Такими основаниями являются: наличие признаков опьянения (запах алкоголя, нарушения координации движений или речи, поведение, не соответствующее обстановке, и т.п.), заявления граждан об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических веществ; признание самого лица в их употреблении.

Так, гражданин Н. обратился с жалобой в суд по факту применения индикаторной трубки "Контроль трезвости" сотрудниками милиции в нарушение установленных правил. В судебном решении было отмечено, что применение такого средства будет иметь доказательственное значение в соответствии со ст. 26.8 КоАП ("Показания специальных технических средств") в том случае, если проба дала положительный результат, а водитель согласен с результатами обследования, подтверждает факт опьянения в своем объяснении и протоколе об отстранении от управления транспортным средством. Кроме того, освидетельствование должно производиться в присутствии двух понятых.

В своих решениях судьи до настоящего времени продолжают основывать свои выводы на том, что при соблюдении этих условий результаты обследования служат достаточным основанием полагать, что привлечение водителя или лица, управляющего транспортным средством, к ответственности за управление в состоянии опьянения будет правомерным. Думается, что работники прокуратуры обоснованно вносят протест на такие решения суда. Вместе с тем представляется, что положения ст. 26.8 КоАП позволяют внести изменения и дополнения в КоАП РФ, а также указанное Постановление, которые служили бы правовой основой применять индикаторные трубки "Контроль трезвости" или иные технические средства, разрешенные Минздравом России должностным лицам ГИБДД, и привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Следует подчеркнуть, что, если обследуемое лицо не согласно с результатами пробы, проведенной с использованием технических средств, или отказывается ее применять, оно должно быть в обязательном порядке направлено на освидетельствование в медицинское учреждение.

Вместе с тем при определенных обстоятельствах действия водителя, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, нельзя квалифицировать по ст. 12.8 Кодекса. Так, не подлежат квалификации по данной статье действия водителя в состоянии опьянения, хотя и связанные с управлением транспортным средством, но при выполнении им нетранспортных работ (сельскохозяйственных, строительных и т.д.), поскольку они представляют собой нарушение техники безопасности, правил производства конкретных работ или иных правил охраны труда. В этом случае нарушения следует квалифицировать по статьям КоАП, устанавливающим ответственность за нарушения этих правил. Например, нарушение правил и норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, надзор за техническим состоянием которых осуществляют уполномоченные на то государственные органы, квалифицируется по ст. 9.3 КоАП.

Не образуют состава правонарушения действия лица в состоянии опьянения, находящегося внутри транспортного средства, но не управляющего им, а также выполняющего какую-либо работу непосредственно возле транспортного средства (заправка горючего, ремонт и т.д.).

Для квалификации состава по ч. 2 комментируемой статьи необходимо установить факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, означает, что такая передача осуществляется добровольно и водителю заведомо известно (или он должен предполагать), что человек, которому он передает управление, находится в состоянии опьянения. Правонарушение считается законченным, когда лицо, которому передали управление, начало движение транспортного средства, т.е. начало управлять им. Соответственно такие действия, как устное разрешение управлять транспортным средством, передача ключа зажигания, освобождение места водителя лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и т.п., нельзя квалифицировать как правонарушение.

Следует отметить, что, если управление транспортным средством в нарушение действующих правил было передано должностному лицу, от которого водитель зависим по службе, это не освобождает водителя от ответственности, но должно учитываться при назначении наказания. Однако водитель за подобные действия не несет ответственности в том случае, если должностным лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей (непосредственный начальник, сотрудник Госавтоинспекции и др.), он был отстранен от управления или распоряжения транспортным средством.

Не образуют состава данного правонарушения действия водителя, если им было передано управление лицу, находящемуся в состоянии опьянения, под воздействием насилия или угрозы его применения, когда водитель вынужден передать управление транспортным средством, а также при самовольном завладении транспортным средством и управлении лицом, находящимся в состоянии опьянения.

В случае допуска к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, наказанию подлежит должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств по ст. 12.32 КоАП.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей, уполномочены составлять начальник ГИБДД, его заместители, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместители. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица ГИБДД, а также судья в случае передачи ему дела на рассмотрение.

Особенно острая полемика развернулась в печати после того, как Минздрав утвердил своим Приказом Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. В ней четко указано, что признаки опьянения составляют: запах алкоголя изо рта, неустойчивая поза, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Других признаков не указано. Вместе с тем оговаривается, что в случае тяжелого состояния нарушителя врачу разрешается с помощью анализа крови определять состояние опьянения. Алкогольное опьянение фиксируется, если алкоголя в крови нарушителя 0,5 и более промилле. Таким образом, Инструкция допускает, что если этот показатель в крови меньше, то незначительное содержание алкоголя (от 0,1 до 0,49 промилле) вполне допустимо. Что повлечет эта новелла, покажет время. Однако изменение действующего законодательства сегодня необходимо.

Ответственность за деяние, предусмотренная статьей 12.8 КоАП РФ, наступает независимо от степени опьянения водителя - важен сам факт употребления алкоголя. Оправданно ли это?

Некоторые авторы, исследующие проблемы безопасности дорожного движения, выступают против дифференциации ответственности в зависимости от степени опьянения, так как интересы безопасности движения однозначно диктуют необходимость предупреждения случаев управления транспортом в состоянии опьянения независимо от его степени: самое малозначительное опьянение может оказать решающее влияние на обострение дорожной ситуации, Правила дорожного движения однозначно запрещают управлять транспортным средством в состоянии опьянения <*>. Проведенный социологический опрос среди сотрудников ГИБДД и врачей показал, что часть специалистов считает, учитывая российский менталитет, что нельзя водителю разрешать иметь 0,5 промилле алкоголя в крови, - у него будет обязательно во много раз больше; руль автомашины не может быть доверен водителю, который принял любое количество алкоголя, даже незначительное количество. Акцент делается на то, что водитель не сможет понять и исполнить требования норм. Однако некоторые сотрудники ГИБДД МВД России, в том числе и руководители, находят идею о введении в России предельно допустимой концентрации алкоголя в крови водителя вполне реальной.

<*> См.: Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989. С. 144; Коробеев А.И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность. М., 1990. С. 73 - 74.

В ходе работы над КоАП РФ в проекте были предложены положения о количественном закреплении степени концентрации алкоголя в крови (0,2 г/л), однако в Кодексе они не появились.

Сегодня важное место занимает вопрос, какое воздействие могут оказать те или иные концентрации алкоголя в крови на безопасность дорожного движения. Степень изменения функций водителя находится в предметной зависимости от концентрации алкоголя в крови. По мере увеличения дозы алкоголя отклонения от нормального поведения возрастают, что проявляется в расстройстве координации движения, снижении внимания и чувства самоконтроля, уменьшении собранности, рассудительности действий, понижении способности правильно ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, нарушении способности правильно воспринимать звуковые и световые сигналы и адекватно реагировать на них и т.п. Исследования, проведенные в различных странах, свидетельствуют о том, что при содержании в крови водителя алкоголя на уровне 0,3 - 0,9 промилле вероятность ДТП увеличивается в 7 раз, при 1,0 - 1,4 промилле - в 31 раз, при более чем 1,5 промилле - в 128 раз <*>.

<*> См.: Матишевский Л.С. Правовые и медицинские меры борьбы с пьянством и алкоголизмом. Пермь, 1987. С. 7; Ястребов А.В. Алкоголь и правонарушения. М., 1987. С. 40 - 41.

Медицинские эксперты считают, что при определенной степени опьянения теряется способность самокритики, теряется самоконтроль, создается самоуверенность, преувеличиваются способности <*>. Интеллектуальные центры мозга поражаются раньше всего. С нарастанием концентрации алкоголя в крови постепенно сокращаются пределы сознания, создается "умственная путаница", ослабление ориентировки и потеря сознания. Нарушения под влиянием алкоголя и проявления опьянения в известной мере и до определенных пределов могут компенсироваться волей водителя, его напряжением внимания. Важную роль играет опыт управления транспортным средством, дорожные условия. Ниже мы предлагаем сводную ориентировочную схему соотношения концентрации алкоголя в крови с проявлениями опьянения:

<*> См.: Балякин В.А. Острое алкогольное опьянение (обоснование для истолкования и оценки данных по количественному содержанию алкоголя в крови). Пермь, 1961. С. 51 - 70.

А) 0,00 - 0,20 г/л - "физиологическое" или повышенное "физиологическое" содержание алкоголя в крови. До уровня 0,20 г/л "алкогольное число" может повышаться и без приема алкоголя, после приема большого количества загнившего, бродящего винограда и некоторых фруктов, некоторых пищевых средств и быть при некоторых состояниях организма;

Б) 0,20 - 0,50 г/л - большинство авторов объединяет эту группу с предыдущей.

В) 0,5 - 1,00 г/л - такое содержание алкоголя в крови указывает на несомненный факт приема алкоголя. Влияние алкоголя сказывается на любом человеке и в любых условиях;

Г) 1,00 - 1,50 г/л - явное влияние алкоголя на всех людей, для непривычных к алкоголю - стойкое влияние алкоголя. Внешние проявления опьянения у большинства людей бывают заметны;

Д) 1,50 - 2,00 г/л - стойкое влияние алкоголя, значительное опьянение;

Е) 2,00 и выше - сильное и сильнейшее влияние алкоголя.

Исследования медицинских экспертов убедительно говорят о зависимости совершения ДТП от приема алкоголя и от высоты уровня алкоголя в крови: содержание алкоголя в крови выше 1,50 г/л находили почти исключительно у пострадавших при автомобильных авариях, при других видах смерти были более низкие значения. Концентрация в крови ниже 0,50 г/л была в 7% случаев.

На основе этих данных среди ученых зарубежных стран существует мнение, что низкие концентрации алкоголя в крови неопасны для вождения автотранспорта, и поэтому введено понятие о нижней границе содержания алкоголя в крови для возможности вождения автотранспорта; одни исследователи рекомендуют содержание алкоголя в крови 0,40 - 0,60 г/л, другие исследователи - более высокие значения - до 0,80 г/л, хотя при содержании алкоголя 0,60 г/л способности к вождению снижаются на 25 - 30% и прогрессивно снижаются при повышении концентрации алкоголя в крови; также необходимо устанавливать специальные границы невозможности вождения автомашин тех или иных марок (грузовых, легковых машин с прицепами, скоростных и пр.), для мотоциклов, велосипедистов и свои "границы" - для пешеходов. Границей относительной невозможности вождения автотранспорта принято считать содержание алкоголя в крови 1,00 г/л, а абсолютной - 1,50 г/л и близкие к ним значения.

В большинстве зарубежных стран управление транспортным средством под воздействием алкоголя не запрещается, а лишь ограничивается количественным уровнем или степенью концентрации алкоголя в крови водителя. Влияние различных доз алкоголя на водительские способности человека и, как следствие, на вероятность совершения ДТП определено, по мнению зарубежных специалистов, достаточно четко. Это дало основание для широкой поддержки идеи о том, что максимально разрешаемый уровень содержания алкоголя не должен превышать 0,5 г в расчете на 1000 куб. см, или 1 литр крови (г/л). В Европейском союзе в настоящее время обсуждается возможность введения единого для всех государств-членов максимально разрешаемого уровня 0,5 г/л, что позволит снизить количество погибших по причине повышенного содержания алкоголя. Но уже и сейчас многие европейские государства приняли законодательные нормы, ограничившие допускаемый уровень содержания алкоголя в крови водителя этой величиной. Причем в них был отмечен положительный эффект такой законодательной инициативы. Например, в Австрии после снижения максимально разрешаемого уровня содержания алкоголя в крови водителя с 0,8 до 0,5 г/л за первые 6 месяцев 1998 года количество ДТП, совершенных по вине нетрезвых водителей, уменьшилось на 15,8%, число погибших в таких ДТП - на 32,6%, а число раненых - на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года <*>.

<*> См.: Выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения: Обзорная информация. Выпуск 13. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2001. С. 3 - 11.

В Венгрии, Румынии, Словакии, Японии водителям вообще запрещено употребление алкоголя. В Болгарии, Латвии, Турции, Югославии, Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции, Испании уровень содержания алкоголя в крови водителя не должен превышать 0,5 г/л; в Великобритании, Италии, Швейцарии - 0,8 г/л; в Швеции, Польше - 0,2 г/л; а в Испании 0,3 г/л - максимально разрешенный уровень содержания алкоголя в крови для водителей грузовых и пассажирских (более 9 человек) транспортных средств, автомобилей скорой помощи и пожарной охраны.

В США рассмотрен законопроект, вынуждающий штаты снизить уровень допустимого содержания алкоголя в крови водителя до 0,8 г/л. В настоящее время в большинстве штатов разрешается управление транспортным средством при концентрации алкоголя в крови не более 1,0 г/л, лишь в 18 из 50 штатов страны принято ограничение в 0,8 г/л. В соответствии с подписанным американским президентом Законом штат, который не введет ограничение уровня содержания алкоголя в крови 0,8 г/л, ежегодно недополучит сумм, выделяемых государством на строительство и ремонт дорог.

Таким образом, в большинстве стран уровень допустимого содержания алкоголя в крови водителя составляет 0,5 г/л <*>.

<*> См.: Там же.

Привычные к алкоголю люди при этом уровне алкоголя в крови иногда могут выглядеть трезвыми, однако влияние алкоголя несомненно оказывает определенное значение. Установлено, что начиная с содержания алкоголя в крови 1,50 г/л нарушения моторных, сенсорных способностей идут примерно параллельно с повышением уровня алкоголя независимо от степени привыкания к алкоголю и ряда внешних и внутренних причин <*>.

<*> См.: Там же. С. 51 - 70.

Представляется, что управление транспортным средством с определенным количеством алкоголя в крови сегодня вряд ли допустимо. Однако для правильной квалификации административных проступков необходимо определение законодателем предельно допустимых концентраций алкоголя в крови для дифференциации административной ответственности. Например, уровень 0,5 г/л не предполагает больших отклонений здоровья, вполне приемлем, к тому же приборы, используемые для определения состояния опьянения, реагируют на превышение концентрации алкоголя.

Достижение целей административной ответственности во многом будет зависеть от того, какие размеры штрафов и сроки лишения права управления транспортными средствами предусмотрены в законе за совершение правонарушений, дифференцированы ли эти меры в зависимости от опасности нарушения, обеспечивает ли порядок наложения наказаний неотвратимость наступления ответственности. Значение все-таки имеет не жесткость наказания, а его справедливость и неотвратимость. Попытки установления жестких мер вплоть до уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, предпринимавшиеся в советском законодательстве, результатов не дали. Размер наказания должен соответствовать опасности правонарушения, и, как уже было отмечено, угроза безопасности дорожного движения, создаваемая при управлении транспортным средством при различных степенях опьянения, неодинакова. Важнейшим принципом юридической ответственности является ее индивидуализация. Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности должны быть необходимые предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности <*>.

<*> См.: Иванов А.А. Принцип индивидуализации юридической ответственности: Учебное пособие. М., 2000. С. 13, 21.

Отсутствие такого значения создает определенные сложности и в правоприменительной практике, так как не удается обеспечить доказательственную базу. Учитывая, что картина опьянения может проявляться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, врачи могут сделать такое заключение: "Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено" <*>. Это примерно 20% водителей от количества лиц, у которых установлено алкогольное опьянение. Получается, что они не подлежат ответственности, хотя нарушения здоровья могли и остаться после приема алкоголя. Возникают проблемы с описанием картины опьянения, которую необходимо дать подробно именно в спорных случаях, то есть при низких концентрациях алкоголя в крови и когда лицо не сдает анализы. Состояние опьянения выявляет врач на основании своих знаний об этом явлении. В дальнейшем это заключение может быть обжаловано и отменено, так как другой врач по-своему оценивает некоторые моменты. Показания же приборов о точной концентрации алкоголя в крови позволят избежать спорных вопросов, устранить субъективизм, экономить время врачей и обеспечить справедливое привлечение к ответственности, так как концентрация алкоголя в крови свыше 0,5 г/л свидетельствует о несомненном употреблении алкоголя.

<*> См.: Методические указания. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения: Утв. Минздравом СССР 02.09.1988 N 06-14/33-14.

Анализируя опыт зарубежных стран по установлению и применению санкций за правонарушения, связанные с состоянием опьянения водителей <*>, можно прийти к выводу, что управление транспортным средством в состоянии опьянения признается законодателем одним из наиболее общественно опасных нарушений Правил дорожного движения. Соответственно наказания, налагаемые на виновных в его совершении, характеризуются высокой степенью жесткости. Основные виды наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения - штраф, временное лишение права на управление транспортными средствами, тюремное заключение. Размеры штрафов достаточно велики. Практически во всех странах лишение права на управление транспортными средствами применяется лишь дополнительно к другим видам наказания. Сроки лишения права на управление транспортными средствами также неодинаковы - от 1 месяца до 10 и более лет. Кроме того, в Дании и Норвегии возможно пожизненное лишение права на управление транспортными средствами. Как правило, повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения в течение определенного периода времени влечет повышенную ответственность нарушителя.

<*> См.: Ответственность за нарушение правил дорожного движения: Обзор зарубежного опыта. Выпуск 6. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1997. С. 4 - 20; Выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения: Обзорная информация. Выпуск 13. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2001. С. 6 - 12.

В то же время можно условно разделить страны на две группы в зависимости от того, учитывается или нет степень превышения допустимой концентрации алкоголя в законодательстве, устанавливающем ответственность за нарушение правил. Так, странами, в которых на размеры санкций оказывает влияние степень превышения допускаемой концентрации алкоголя в организме водителя, являются Великобритания, Дания, Норвегия, Франция, Швеция. К странам, где значение имеет только сам факт превышения установленного уровня содержания алкоголя, относятся Япония, Испания, Италия, Польша.

Практически во всех странах, где степень превышения допустимой концентрации алкоголя имеет значение, наказание резко увеличивается при концентрации алкоголя в крови водителя примерно с 0,8 - 1,0 г/л. Как уже ранее отмечалось, граница потери возможностей управления транспортным средством - 1,0 - 1,5 г/л и выше, именно с этих пределов должно быть усиление ответственности. Устанавливать сроки лишения права управления транспортными средствами за правонарушения, связанные с состоянием опьянения водителей, необходимо в зависимости от степени превышения концентрации алкоголя в крови водителя, и за значительное превышение применять уже большие сроки лишения права управления транспортными средствами и размеры штрафов. Этим будет создана база для дифференциации наказания, а значит, для его справедливого назначения и борьбы именно с опасными нарушениями в сфере дорожного движения.

Установление же в КоАП РФ фиксированного срока лишения права управления транспортным средством 12 месяцев - неудачно, так как не позволит дифференцировать ответственность водителя в зависимости от степени концентрации алкоголя в крови, к тому же оно, как и штраф, основное наказание (ст. 3.3 КоАП РФ). За превышение концентрации алкоголя в крови можно предусмотреть срок лишения права управления транспортными средствами до 36 месяцев. Вызывает возражение отказ законодателя от усиления ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, так как это правонарушение характеризуется большей степенью опасности.

Для наложения справедливого наказания необходимо предусмотреть применение административного штрафа и лишение права управления транспортными средствами одновременно. Возможность наложения только одного из видов наказаний создает основу для "договорных отношений" с лицом, рассматривающим дело. Это значит, что лицо уплачивает мзду для избежания высшего наказания за правонарушение. Существует возможность воздействия как на судью, так и на лицо, составляющее протокол об административном правонарушении <*>. Однако установление минимальных и максимальных размеров штрафов и сроков лишения права управления транспортными средствами необходимо, так как это позволит дифференцировать наказание в зависимости от личности правонарушителя и тяжести правонарушения. Исключение можно сделать при установлении ответственности за правонарушения, связанные с состоянием опьянения водителей, при небольшой концентрации алкоголя в крови водителя (до 0,5 г/л), предусмотрев возможность по усмотрению должностного лица назначения либо штрафа, либо направления материалов в суд для лишения права управления транспортными средствами. Этим будет обеспечено усиление ответственности за серьезные нарушения, отнесение именно этих нарушений к компетенции суда.

<*> См.: Кабанов К. Проект КоАП провоцирует злоупотребления чиновников // Чистые руки. 2000. N 4. С. 84 - 85.

Представляется необходимым проводить медицинское освидетельствование водителя у нарколога после истечения годичного срока лишения права управления транспортными средствами, в случае установления факта употребления наркотических средств за рулем, повторного нарушения, связанного с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Повторность в таком случае необходимо учитывать в течение срока, превышающего 1 год, например 3-х лет. Установление такого срока необходимо, учитывая латентность правонарушений.

Практика показала необходимость внесения изменений в конструкцию составов административных правонарушений, связанных с состоянием опьянения участников дорожного движения, что связано с необходимостью индивидуализации ответственности и повышения эффективности института административной ответственности. Таким образом, можно предложить следующую редакцию статьи 12.8 КоАП РФ:

"Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

  1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, при концентрации алкоголя в его крови до 0,5 г/л - влечет наложение штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами от 3 до 6 месяцев или без такового.
  2. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, при концентрации алкоголя в его крови от 0,51 до 0,8 г/л - влечет наложение штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда с лишением права управления транспортными средствами от 6 до 12 месяцев.
  3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, при концентрации алкоголя в его крови от 0,81 до 1,5 г/л - влечет наложение штрафа в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с лишением права управления транспортными средствами на срок от двенадцати до 24 месяцев.
  4. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, при концентрации алкоголя в его крови от 1,51 г/л и выше, в состоянии наркотического или токсического опьянения, а равно повторное в течение трех лет управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда с лишением права управления транспортными средствами на срок от двадцати четырех до тридцати шести месяцев.
  5. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда с лишением права управления транспортными средствами на срок от двадцати четырех до тридцати шести месяцев."