Мудрый Юрист

Методы административно-правового регулирования экономических отношений

Саидов Заурбек Асланбекович, ректор Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук.

Рассматриваются методы административно-правового регулирования экономики, раскрываются особенности данных методов, на основании чего формулируются предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: право, экономика, регулирование, доктрина, экономический, государство, право.

Methods of administrative and legal regulation of economic relations

Z.A. Saidov

Saidov Zaurbek A., Rector of the Chechen State University, Candidate of Economic Sciences.

Methods of administrative law regulation of the economy are considered, and characteristics of those methods are revealed, on which basis proposals on their perfection are formulated.

Key words: law, economy, regulation, doctrine, economic, state, law.

Современная российская экономика носит достаточно сложный и многоплановый характер. Данное обстоятельство вызывает объективную необходимость весьма дифференцированного воздействия на нее. Исходя из этого, весьма востребованным видится использование методов административно-правового воздействия. Традиционно под методами и формами административно-правового регулирования экономики чаще всего понимают способы, средства или инструменты, которые применяются государственной властью для регулирования рыночной экономики <1>.

<1> См.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 19.

Иначе говоря, речь идет о тех средствах, которые используются государством, а в первую очередь именно исполнительной властью, с целью воздействия посредством административно-правового регулирования на хозяйственные отношения субъектов экономики. Очевидно, что в сложносоставных диверсифицированных хозяйственных отношениях, которые характерны для современного мира, таких методов и форм множество.

Классически в науке административного права выделяются следующие виды методов административно-правового воздействия на общественные отношения: предписание, запрет и дозволение <2>. Существуют и альтернативные классификации видов методов административно-правового регулирования <3>. Принимая во внимание особенность административного права, которая заключается в организации именно властных отношений, для которых характерны неравенство субъектов правоотношения, подчиненность объекта субъекту административно-правового регулирования, односторонний характер деятельности по административно-правовому регулированию, на наш взгляд, в качестве основного метода регулирования здесь выступает императивный метод. В то же время, если ограничить исследование именно сферой регулирования экономических отношений хозяйствующих субъектов, мы обнаружим, что именно в этой части административного права наиболее развит другой вид метода административно-правового регулирования - диспозитивный. Как следствие, в рамках настоящего исследования классификацию видов методов административно-правового регулирования следует проводить именно на данном основании, т.е. императивности или неимперативности средств воздействия административного права на общественные отношения в сфере экономики <4>.

<2> См.: Мигачев И.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации. М., 2013. С. 24.
<3> См.: Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2009. С. 500.
<4> Близка к данному подходу и классификация методов регулирования на административные и экономические. Последние "...характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно, в отличие от способов прямого властного воздействия. См.: Административное право / под ред. Л.Л. Попова. М., 2002.

Административно-правовое регулирование в силу своего властного характера отличается принудительным, вертикальным характером и реализуется посредством обязательных предписаний и располагает для этого целым арсеналом административно-правовых средств влияния на общественные отношения. Хозяйственная деятельность, напротив, строится на принципах автономии воли, свободы предпринимательской деятельности и гарантии права частной собственности. Как следствие, административно-правовое регулирование экономики, на первый взгляд, является несколько противоречивым феноменом, где встречаются, с одной стороны, автономия, свобода и равенство, а с другой стороны, подчинение, предписание и регулирование <5>. Сочетание таких противоречивых феноменов мы можем наглядно наблюдать при сопоставлении гражданского и административного права. Так, гражданско-правовое регулирование по большей части направлено на обеспечение безопасности хозяйственных отношений, а не на реализацию экономической политики государства, и характеризуется таким принципом, как автономия воли участников хозяйственных отношений, свобода договора, гражданско-правовая ответственность за свои действия и т.п. Иначе говоря, оно по сути своей и не является регулированием хозяйственных отношений, а лишь создает рамки взаимодействия хозяйствующих субъектов, необходимые для обеспечения их прав и гарантий сохранности их собственности.

<5> См.: Белых В.С. Предпринимательское право России. М., 2008. С. 41.

В свою очередь, административное право является регулированием stricto sensu, т.к. оно непосредственно влияет на хозяйствующих субъектов посредством предписаний, ограничений и запретов, руководит их действиями с целью упорядочения хозяйственных отношений, предупреждения негативных последствий на экономику, социальный мир и безопасность. Оно обладает вертикальным характером; здесь не учитывается автономия или воля объекта регулирования, т.е. метод здесь является императивным.

В то же время сегодня административное право взяло на вооружение не свойственные ему инструменты, заимствованные по большей части из гражданского права. Действительно, в современном мире, где экономические отношения сложны и диверсифицированы, государству приходится по разным причинам прибегать к более мягким формам регулирования хозяйственной деятельности, присущим гражданско-правовым формам регулирования. Речь в первую очередь идет о различных инструментах правового регулирования, которые характеризуются такими методами, как согласование, стимулирование и убеждение.

Наиболее яркой, не свойственной для административного права формой является договорная форма правового регулирования, применение которой мы можем встретить в рамках государственно-частного партнерства. Как следствие, в административном праве сегодня применяются не только свойственные ему инструменты вертикального регулирования предписаний и запретов, но также и формы гражданско-правового, или горизонтального, регулирования, которым присущи такие принципы, как согласование воль и равенство сторон. Таким образом, современному административному праву свойственны такие нехарактерные, казалось бы, для него принципы, как "равные начала участниками отношений", их "взаимовыгодность", а также "сотрудничество" государственной власти и хозяйствующих субъектов частного сектора экономики.

Другим отступлением от принципов вертикального регулирования отношений посредством предписаний и запретов, которыми характеризуется административно-правовое регулирование экономики, является государственная (финансовая или материальная) поддержка хозяйствующих субъектов частного сектора экономики. В рамках различных программ поддержки предпринимательства речь не идет о создании каких-либо предписаний для хозяйствующих субъектов, а, напротив, о создании "льгот", "преференций", "мер по поддержке", "стимулирования" и т.п. Иначе говоря, здесь мы также можем констатировать отход от классических принципов административного права, которые использовались во время планового регулирования советской экономики.

Примеры таких мер мы обнаружим в рамках налогового права, таможенного законодательства, антимонопольного законодательства и т.д. В свою очередь, она может реализовываться посредством как правовых мер (например, отмены лицензирования), так и сугубо организационных и экономических мер (например, предоставления финансовых субсидий). Как следствие, здесь мы обнаружим не свойственные административному праву методы, заключающиеся в стимулировании хозяйствующих субъектов.

Стоит также обратить внимание и на такой метод регулирования отношений хозяйствующих субъектов, как делегирование полномочий по регулированию хозяйственных отношений независимым от государственных органов субъектам. Наиболее характерным примером такого регулирования экономики, где оно осуществляется, по сути, не в рамках административного права, а на принципах самоуправления, являются саморегулирующиеся организации <6>. Действительно, данная форма регулирования отношений хозяйствующих субъектов не является в узком смысле слова административно-правовой, о чем свидетельствует само название "саморегулирующихся" организаций. В то же время деятельность данных организаций заключается в "установлении стандартов и правил" для субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, а также "контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил". Иначе говоря, речь идет о деятельности по регулированию отдельных хозяйствующих субъектов частного сектора экономики их собственными средствами (саморегулирование). Такая деятельность аналогична административно-правовому регулированию лишь в том, что здесь также устанавливаются "стандарты" и "правила" ведения хозяйственной деятельности. В то же время она осуществляется не органами государственной власти и самими подотчетными субъектами. Как следствие, налицо делегирование административно-правовых полномочий по регулированию экономики самим хозяйствующим субъектам частного сектора экономики, или использование метода автономных решений (метода согласования), нехарактерного для административного права.

<6> См.: Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 199 с.

К данной категории методов регулирования в административном праве необходимо отнести и рекомендательные и диспозитивные нормы. Такой "непринудительный" метод правового регулирования, когда норма не обязывает субъекта ее соблюдать либо предоставляет субъекту несколько возможных вариантов поведения, не свойственен административному праву. Тем не менее в рамках правового регулирования хозяйственных отношений, сущность которых предполагает свободу воли и автономию принятия решений, применение таких элементов кажется вполне логичным. Наиболее ярким примером такого регулирования является, на наш взгляд, Кодекс корпоративного поведения, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Так, в распоряжении данной Комиссии по применению Кодекса корпоративного поведения указывается, что его применение участниками рынка ценных бумаг лишь рекомендовано. Таким образом, можно отметить, что, помимо того, что такой метод регулирования не свойственен административному праву, он также не свойственен юридическим нормам вообще, т.к. последние, в принципе, имеют императивный характер. Тем не менее административное право заимствует его для регулирования хозяйственных отношений, которые характеризуются диспозитивными началами, что, как следствие, вполне соответствует объекту такого административно-правового регулирования.

Наконец, стоит обратить внимание и на сугубо экономические методы административно-правового регулирования, которые, так же как и все предыдущие виды методов регулирования экономики, отступают от классических канонов административного права. Здесь речь идет не об установлении предписаний субъекту административно-правового регулирования, а скорее об управлении его действиями с помощью его собственной заинтересованности, которая чаще всего заключается в материальной выгоде. Такие средства воздействия на общественные отношения в сфере хозяйственной деятельности довольно часто применяются в административном праве. Среди них предоставление льгот, предоставление материальных поощрений, освобождение от каких-либо обязательств и т.п. Таким образом, современное административное право не ограничивается сугубо императивными средствами влияния на общественные отношения в сфере экономики. Сегодня здесь помимо императивных норм применяются и диспозитивные методы, в рамках которых осуществляется согласование с хозяйствующими субъектами, что вполне соответствует природе предмета и объекта регулирования - экономическим отношениям в рамках рыночной экономики, где, в принципе, решения принимаются на основе принципов свободы воли и автономии действий субъектов. Как следствие, в административном праве стал применяться свойственный для гражданского права институт правового регулирования отношений - договор. Здесь также доказали свою эффективность и такие неимперативные меры воздействия на отношения хозяйствующих субъектов, как экономические средства воздействия на них, которые, по сути дела, не являются административно-правовым регулированием в узком смысле слова, а скорее средством опосредованного (экономического) воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

Литература

  1. Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
  2. Мигачев И.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации. М., 2013.
  3. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2009.