Мудрый Юрист

О единстве многонационального народа Российской Федерации

Фомиченко Михаил Петрович, профессор кафедры конституционного и муниципального права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), доктор юридических наук.

В статье рассматриваются главные составляющие понятия "многонациональный народ Российской Федерации". Дается их определение. Предлагаются пути укрепления его единства.

Ключевые слова: многонациональный народ, нация, коренные малочисленные народы, национальные меньшинства, коренные титульные народы.

On the unity of the multinational people of the Russian Federation

M.P. Fomichenko

Fomichenko Mikhail P., Professor of the Constitutional and Municipal Law Chair of the All-Russian state University of justice, Doctor of Legal Sciences.

The article discusses the main components of the concept of the multinational people of the Russian Federation. Given their definition. Suggests ways of strengthening its unity.

Key words: multinational people, nation, indigenous peoples, national minorities, indigenous titular peoples.

Исходя из того, что наиболее общим и адекватным представляется понимание народа как целостного социального организма со своим самосознанием, историей, языком, стремлением к самовыживанию и самоопределению, обладающего суверенными и внутренне присущими правами, возникает вопрос о правах и механизмах формирования народа. Есть разные пути. Каждый путь, будучи пригодным для какой-то части Земли, рождая там свои представления о том, кого считать частью народа, какие демократические формы развивать и кого допускать к власти, может не прижиться в другом регионе. Что делать? Обозначим основные направления <1>.

<1> См.: Фомиченко М.П. Защита прав народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты). М.: РГСУ, 2005. 404 с.; Права народов. Международные документы и российские законодательные акты: сборник документов / М.И. Аушев, С.А. Глотов, О.О. Миронов, М.П. Фомиченко; Институт национальной стратегии реформ; Научно-педагогический институт прав человека РГСУ. М., 2006. 524 с.; Фомиченко М.П. Права народов: учебное пособие. М.: РПА Минюста России, 2012. 222 с.

I. Использовать мировой опыт превращения масс людей в единую общность (конечно, в разумных пределах).

История дает несколько моделей решения этого вопроса <2>.

<2> См.: Авакьян С.А. Точка отсчета - народ // Российская газета. 2006. 28 октября.

1. Французская. На базе мононациональных территорий.

Постепенно все слои, проживающие на исторической территории Франции, говорящие на одном языке, имеющие общий менталитет, образовали единый народ. Здесь, таким образом, "нация" и была народом и, наоборот, народ был нацией.

2. Американская. Заселение и освоение территорий одновременно представителями разных наций и народов. Совместное жительство сформировало новую нацию - народ.

Основой общения стал английский, со временем так модифицированный, что его называют теперь англо-американским.

3. Религиозная модель. Многострадальный еврейский народ смог сохранить себя долгое время, не имея государства, исключительно за счет иудаизма.

4. Ассимиляционная модель. Посредством переселения на территорию с одним, преимущественно мононациональным составом населения лиц иного национального происхождения и попытки создать некое ассимилированное братство с общими интересами и способами их выражения.

Что лучше? На этот вопрос никто не даст однозначного ответа. У любого варианта есть свои проблемы.

II. Использовать свой собственный исторический опыт формирования единого народа в России.

История свидетельствует, что к октябрю 1917 г. в России было сложное (многоязычное, многоконфессиональное), но в то же время готовое к единой жизни и взаимопониманию общество. Государство не мешало народам жить по своим обычаям, говорить на местных языках, развивать свою культуру. Поэтому они идентифицировали себя с этим государством.

В советский период власть также достаточно умело формировала новое общество. И народы, населявшие СССР, идентифицировали себя с этим государством.

III. В современной России активизировать поиск пути единства, в общем-то, уже существующего народа на новом идеологическом, политическом, экономическом, психологическом и правовом фундаментах.

Как противоядие от злоупотреблений политической власти, исходящих от власти в новой России, возник прообраз правового государства (п. 1 ст. 1 Конституции РФ). Вместе с тем профессор Л.С. Мамут метко подметил: "Статья 1 Конституции РФ содержит норму-цель, а следовательно, правовое государство - это не то, что уже есть, а та цель, к которой должно стремиться наше государство" <3>. Скорее эта норма сформулирована как норма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы как самой Конституции РФ, так и других правовых актов. Этому принципу должна следовать и вся правоохранительная практика. Здесь важны два момента.

<3> См.: Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М.: Наука, 1999. 160 с.

Первый момент. Главное видится прежде всего в том, что именно восприятие себя всеми людьми единым народом с общими менталитетом, психологией, взглядами на свою жизнь и окружающий мир, достижениями и бедами способствует созданию и сохранению социального и политического мира в едином государстве. Самый краткий ответ на вопрос "Чем люди стягиваются в народ?" звучит так: общей мировоззренческой матрицей <4>.

<4> См.: Кара-Мурза С.Г. Между молотом Запада и наковальней Востока. Великая Россия всегда раздражала и тех, и других // Наше время. 2006. N 16.

Анализ конституционной формулы "многонациональный народ Российской Федерации" дает основание рассматривать ее с двух сторон. С одной стороны, в ней зафиксированы различные содержательные характеристики понятий "народ" и "нация": народ - население государства, нация - этнос. С другой - определяется перспектива формирования единой гражданской нации страны, основополагающим условием достижения которой является наличие общей мировоззренческой матрицы, общего воззрения на мир. В связи с этим необходимо с учетом коллективистской психологии, присущей многонациональному народу Российской Федерации, добиваться последовательного и целенаправленного проведения линии на единение народов России, где все граждане идентифицируют себя с единым государством. Отношения между ними должны выстраиваться на крепком и общем для всех российском знаменателе - единой тысячелетней духовной традиции, выражающейся в их соборности и полнокровном сотворчестве всей многовековой и славной истории единого Отечества, почитании общих символов и святынь <5>.

<5> См. подробнее: Медведев С.В., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея. М.: Современные тетради, 2005. С. 163.

Второй момент. В условиях многонационального государства еще сильнее, чем ранее, должен обеспечиваться учет национальной специфики. Сегодня не следует жить иллюзиями и строить единое общество в многонациональном государстве, не обращая внимания на национальный фактор. Он был, есть и будет еще весьма длительное время. Что делать? Ответ: определиться в способах его учета. Что конкретно имеется в виду?

Речь идет о конкретном (персональном) подходе в реализации прав различных народов России: русского, коренных малочисленных, национальных меньшинств, коренных титульных.

В отношении русского народа остается актуальнейшей проблема обеспечения его консолидирующей миссии.

Как отметил академик Абдусалам Гусейнов, "русские - странная нация. Это нация наоборот. Другие нации складывались, обособлялись, противопоставляя себя другим, как бы погружаясь в себя. А для русских характерна открытость". Сама русская идея - не узконациональная, а универсальная. Именно так ее формулировали Ф. Достоевский, В. Соловьев, Л. Толстой. Это всегда были всемирные духовные проекты. Всеединство, всемирная отзывчивость, братство всех людей - таковы опознавательные знаки русского видения мира <6>.

<6> См.: Полевой Н.А. История русского народа. М.: Вече, 2006. 592 с.

Все это должно стать основой федеральных программ государственного протекционизма по отношению к русскому народу.

Необходимо конституционно отразить положение русской нации как костяка государства и государственности, т.е. как государствообразующей нации.

Это не помешало бы понять и признать положение данной нации со стороны других наций и уважительно к ней относиться. Это в значительной мере положило бы конец и регулярно возникающим вопросам: а где она, русская государственность, какое место русские занимают в данном сообществе? Не было бы и почвы для претензий на создание Русской республики в составе Российской Федерации для воплощения национального суверенитета русских <7>.

<7> См.: Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Чтущий да разумеет // Советская Россия. 1993. 30 апреля. С. 4; Фомиченко М.П. Защита прав народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты): монография. М.: РГСУ, 2005. С. 175 - 203.

По отношению к русскому народу важны федеральные программы, особенно по языку и культуре, играющим основную объединяющую, интегрирующую роль в России. В этом плане существует настоятельная необходимость в активизации работы по реализации федеральной целевой программы "Русский язык" <8>.

<8> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 492 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы" (с изменениями на 05.04.2014) // СЗ РФ. 2011. N 26. Ст. 3815.

Проведение социально-экономических реформ в современной России резко обострило проблемы коренных малочисленных народов. Введение рыночной системы хозяйствования с целью получения максимально высокой прибыли по необходимости ведет (и привело) к расстройству среды обитания, экологической ситуации, развалу централизованного снабжения, социальному расслоению людей. Районы Севера, Сибири и Дальнего Востока в рыночной экономике превращаются в зону открытой предпринимательской деятельности. Оленеводство и рыболовство как традиционные занятия, а с ними и многовековой опыт, знания, навыки, творческий потенциал коренных малочисленных народов оказываются не востребованными обществом. В связи с этим актуальна настойчивая работа по реализации Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <9>.

<9> См.: СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

Сегодня неотъемлемой составной частью конституционно-правового механизма гарантирования прав и свобод малочисленных этносов выступают юридические (конституционные и отраслевые) гарантии. Выделяются две правовые модели: основная - конституционные и отраслевые гарантии гражданских (общих) прав и дополнительная - преимущественно отраслевые гарантии особых (специальных) прав представителей малочисленных этносов. На их основе в действующем российском законодательстве постепенно складывается комплексная система мер обеспечения и развития прав и свобод коренных малочисленных народов.

С учетом итогов участия России в Первом (1995 - 2004) и Втором (2005 - 2014) Международных Десятилетиях коренных народов мира, а также актуальности ее участия в Третьем Международном Десятилетии коренных народов мира (2015 - 2024) <10> и Рекомендаций VII съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (г. Салехард, 28 - 29 марта 2013 г.) <11> целесообразны радикальные меры по совершенствованию конституционных и отраслевых гарантий прав коренных малочисленных народов.

<10> Провозглашены соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1993 г., от 20 декабря 2004 г. и от 21 октября 2014 г.
<11> URL: kmns.admhmao.ru.

Возможны четыре направления конституционно-правовой защиты прав и законных интересов этих малых этнических общностей:

Кроме того, предоставляемые коренным малочисленным народам нормами различных отраслей права преимущества, льготы и освобождения должны не только признаваться в качестве основных гарантий эффективной реализации прав этих этнических общностей в соответствующих сферах жизнедеятельности, но и определяться как фактор, способствующий развитию их конституционно-правового статуса.

Этому должен способствовать и ежегодно отмечаемый 9 августа во всем мире, в т.ч. и в России, Международный день коренных народов. Он должен стать своеобразным индикатором положительной динамики улучшения жизни коренных малочисленных народов России.

К сожалению, из года в год эти народы российского Севера, Сибири и Дальнего Востока России отмечают праздничный день в тревоге за свое будущее. Около 250 тысяч представителей коренных малочисленных народов, издревле проживавших на огромных просторах Севера, Сибири и Дальнего Востока и занимавшихся охотой, рыболовством, собирательством и оленеводством, за последние годы лишились источников существования <12>. Изменение законодательства в сторону коммерциализации получения доступа к использованию природных ресурсов - рыболовных и охотничьих участков - без учета специфики традиционного образа жизни коренных народов за последние годы в буквальном смысле выбило почву из-под ног этих народов.

<12> См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. В 11 т. М.: Статистика России, 2012. Т. 1: Численность и размещение населения.

Для коренных народов, особенно живущих на Дальнем Востоке, рыболовство - основной источник существования, для таежных коренных народов таким источником является охота. Государство определяет очень низкие квоты на вылов рыбы (в некоторых регионах - 2 - 5 кг на человека в год) и на добычу охотничьих животных. Но и их негде добывать, ведь все рыболовные и охотничьи участки отдаются тем, кто может больше заплатить. Фактически коренные народы лишаются питания, потому что в местах их традиционного проживания давно нет колхозов и совхозов, где они работали охотниками, рыболовами, оленеводами, нет и других рабочих мест.

Все это должно быть учтено в Федеральном законе о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации <13> и найти предметное отражение в Плане реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р <14>.

<13> Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
<14> URL: http://raipon.org/Официально/Документы/tabid/345/Default.aspx.

Специфической проблемой для России XXI века является нормативно-правовое регулирование положения национальных меньшинств.

Россия только создает нормативную базу правового регулирования положения этой группы многонационального народа страны <15>. Определение термина "национальное меньшинство" не содержат ни Конституция РФ, ни действующее законодательство. Нет такового (единого) и в нормативно-правовых актах международного характера. Попытка дать такое определение делается в программе "Модель демократии для России" <16>. Однако в нем не учитываются положения ряда действующих российских законов и других документов, касающихся различных групп народов Российской Федерации. Опираясь на классическое понимание категории "нация": "нация - государство", полагаем наиболее приемлемым следующее определение: "Национальным меньшинством в Российской Федерации признается проживающая в России часть народа, имеющего за ее пределами государственное образование и сохранившая в инонациональной среде национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие присущие этнические особенности. К национальным меньшинствам в Российской Федерации относятся также лица, принадлежащие к народам, не имеющим за пределами России своих государственных образований, если иное не определено законом" <17>.

<15> См.: Фомиченко М.П. Права народов: учебное пособие. М.: РПА Минюста России, 2012. С. 184 - 189.
<16> См.: Дубровин Ю.Д., Туник Г.А. Национально-культурное развитие России: политико-правовые аспекты. М.: Издательство Государственной Думы, 2002. С. 14.
<17> См.: Фомиченко М.П. Особенности самоопределения народов в Российской Федерации // Вестник Российской правовой академии. 2014. N 4. С. 21.

Для народов, подпадающих под данное определение, приемлема не территориальная форма самоопределения, а только экстерриториальная. Таковой в России с принятием в 1996 г. Федерального закона стала национально-культурная автономия <18>. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий <19>. Основной задачей, стоящей перед ними, является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры. Граждане, принадлежащие к этой группе российского народа, имеют все права граждан страны. Поэтому подобные объединения (НКА) не должны быть политизированы (подобно КНОР - Конгрессу национальных объединений России), а должны работать на единение всех народов страны.

<18> См.: Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 2965.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" Ю.А. Петровой включен в информационный банк.

<19> Комментарий к Федеральному закону от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии". М.: Новая правовая культура, 2009. 213 с.

Предложенное определение предполагает серьезную работу по подготовке и принятию ряда законов в рассматриваемой области, в частности Федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской Федерации". Прежде всего необходимо более четко прописать, кто является субъектом Закона. Речь идет о тех гражданах, чьи специфические права нуждаются в специальной защите, о личностном выборе человека: если человек, независимо от своего происхождения, идентифицирует себя с национальным большинством - это его право. Если же он в каких-то сферах жизни, в первую очередь в сфере информации и образования на родном языке, а также национально-культурной сфере, идентифицирует себя с определенным этническим меньшинством государства проживания - это тоже его право, и оно должно быть защищено полноценным действующим законом. Яркий пример актуальности этих положений являют события на Украине 2014 - 2015 гг.

Весьма значим вопрос о такой группе многонационального народа Российской Федерации, как коренные титульные народы. Речь идет о народах, по наименованию которых в России названы национально-государственные и национально-территориальные образования <20>.

<20> В настоящее время в составе Российской Федерации они имеют национально-государственные (21 республика, Республика Крым - вопрос особый) и национально-территориальные образования (4 автономных округа, 1 автономная область - вопрос особый). В соответствии с Конституцией страны им придан статус субъектов Федерации (ст. 65 п. 1).

При этом следует иметь в виду следующую особенность самоопределившихся регионов: коренные титульные народы (давшие название субъекту РФ) во многих субъектах не составляют большинства. В этих территориях трудно разграничить "коренное" и "некоренное" население.

С учетом реального положения конкретных народов страны в различных субъектах Российской Федерации государственная политика России по отношению к ним должна сопровождаться принятием соответствующих федеральных законов, разработкой и реализацией программ развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, каждая из которых имела бы свои определенные цели и задачи. Причем эти программы должны реализовываться параллельно во взаимосвязях и в логической последовательности, поступательно, т.е. от достигнутого к новым положительным результатам. Целесообразны федеральные законы и программы развития конкретных народов в республиках, автономиях, особенно там, где высок коэффициент многонациональности, и особенно там, где идут объединительные процессы по укрупнению субъектов Федерации.

В целом данная сторона вопроса предполагает толерантность народов друг к другу. От того, что в российском паспорте вычеркнули графу о национальности, ничего не изменилось. Жизнь это подтверждает. И не изменится, пока не прекратится хула "плохих народов, наций". Путеводителем здесь должны стать слова великого Расула Гамзатова: "Мне все народы очень нравятся, и трижды будет проклят тот, кто вздумает, кто попытается чернить какой-нибудь народ" <21>.

<21> См.: Гамзатов Р. Вечный бой. Стихи и поэмы. М.: Военное издательство, 1988.

Сегодня для Российской Федерации очень специфический момент - растет значение различных идентичностей: национальной, культурной, религиозной, любви к своей малой родине. А доброжелатели извне, к сожалению, у нас эксплуатируют этот объективный процесс, пытаются столкнуть его с идентичностью общероссийской <22>. На что Президент России В. Путин 12 июня 2015 г. на церемонии вручения Государственных премий 2014 г. за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства, а также в области гуманитарной деятельности заявил, что "идеалы патриотизма настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы. Нас невозможно отлучить, оторвать, изолировать от родных корней и истоков" <23>. Действительно, "Бессмертный полк" создал новую общественную ситуацию в стране, а зарождающееся движение "Все мы - Россия!" стало поддержкой и выражением национального единства.

<22> На это было обращено особое внимание на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку 19 мая 2015 г. в Кремле.
<23> См.: Газета.Ру. 2015. 12 июня.

Литература

  1. Авакьян С.А. Точка отсчета - народ // Российская газета. 2006. 28 октября.
  2. Аушев М.И., Глотов С.А., Миронов О.О., Фомиченко М.П. Права народов. Международные документы и российские законодательные акты: сборник документов / Институт национальной стратегии реформ; Научно-педагогический институт прав человека РГСУ. М., 2006. 524 с.
  3. Гамзатов Р. Вечный бой. Стихи и поэмы. М.: Военное издательство, 1988.
  4. Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Чтущий да разумеет // Советская Россия. 1993. 30 апреля. С. 4.
  5. Дубровин Ю.Д., Туник Г.А. Национально-культурное развитие России: политико-правовые аспекты. М.: Издательство Государственной Думы, 2002. С. 14.
  6. Кара-Мурза С.Г. Между молотом Запада и наковальней Востока. Великая Россия всегда раздражала и тех, и других // Наше время. 2006. N 16.
  7. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М.: Наука, 1999. 160 с.
  8. Медведев С.В., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея. М.: Современные тетради, 2005. С. 163.
  9. Полевой Н.А. История русского народа. М.: Вече, 2006. 592 с.
  10. Фомиченко М.П. Защита прав народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты). М.: РГСУ, 2005. 404 с.
  11. Фомиченко М.П. Права народов: учебное пособие. М.: РПА Минюста России, 2012. 222 с.