Мудрый Юрист

К вопросу об управлении деятельностью органов внутренних дел и правовом воспитании их сотрудников

Канунникова Наталья Геннадьевна, профессор кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируются проблемы управленческой деятельности органов внутренних дел, от эффективности которой зависит совершенствование процесса управления правовым воспитанием сотрудников данных органов. Осуществляя комплексный подход, автор анализирует цели и специфику управления в данной сфере деятельности, подчеркивая эффективность воздействия на нее правовых установок. С помощью дифференцированного подхода к правовому воспитанию различных категорий сотрудников полиции выделяются критерии содержания воспитательной работы по укреплению законности и дисциплины в исследуемой сфере деятельности.

Ключевые слова: управление, органы внутренних дел, полиция, правовое воспитание, правовое воздействие, правовые акты управления, законность, дисциплина.

Revisiting management of activities of law-enforcement bodies and legal education of its officers

N.G. Kanunnikova

Kanunnikova Natalia G., Professor of the Law-Enforcement Activities Organization Chair at the North Caucasian Institute of Professional Development (Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.

This article reviews the challenges of administrative activities of law-enforcement bodies, whose efficiency influences the perfection of managerial process by legal education of employees of the said bodies. The author implements a comprehensive approach and analyzes purposes and specificity of management in this scope of activity, emphasizing the efficiency of legal attitudes influence thereon. With the help of differentiated approach to legal education of various categories of police officers, criteria of the content of educational work for strengthening legality and discipline in the researched field of activity are revealed.

Key words: management, law-enforcement bodies, police, legal education, legal influence, legal acts of management, legality, discipline.

Вопросы управления деятельностью органов внутренних дел и правового воспитания их сотрудников в самых различных аспектах рассматривались в юридической науке <1>. Управление внутренними делами, так же как и управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Содержание управления внутренними делами составляет деятельность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами.

<1> См.: Балин Л.Е. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений органами внутренних дел. Ташкент, 1977; Бойков А.В. Некоторые вопросы теории правового воспитания. М., 1974; Дмитриев П.А. Педагогические основы обучения личного состава органов внутренних дел. Л., 1975; Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983. С. 212 - 225; Шамаров В.М. Воспитательная работа в органах внутренних дел. М., 1977 и др.

Основная цель управления внутренними делами - обеспечение правопорядка в стране и законности, охрана прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и других формирований. Следовательно, управление внутренними делами, являясь самостоятельной и специфической отраслью, выполняет значительную работу по реализации различных социальных мероприятий государства и общества. Поэтому оно может рассматриваться не только в качестве отрасли, но и сферы управления.

Управление внутренними делами имеет свою специфику, которая выражается в правоохранительном характере управления. "Оно направлено, - отмечает А.П. Коренев, - на соблюдение гражданами законов и иных правовых актов; предупреждение правонарушений; создание условий физическим, юридическим и должностным лицам для реализации их прав и исполнения возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правового сознания, уважения к нормам права" <2>.

<2> Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 1996. С. 14 - 15.

Наука управления требует всестороннего анализа, системного, комплексного подхода к разработке мероприятий по совершенствованию правового воспитания с целью повышения уровня правовой культуры аппарата управления и управленческого труда. При этом необходимо, по мнению автора, наиболее полно учитывать социологические, психологические, правовые, этические, технические и другие аспекты управления правовым воспитанием сотрудников органов внутренних дел. Следовательно, необходимым организационно-педагогическим условием повышения его эффективности является, по мнению автора, комплексный подход. Автор статьи считает, что осуществлять комплексный подход - это значит видеть в правовом воспитании сложную динамичную систему, имеющую определенную структуру и самостоятельные функции, конкретное содержание, набор разнообразных средств и методов воспитательного воздействия, совокупность принципов организации и руководства процессом правового воспитания. Она играет важнейшую роль в осуществлении политического, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания сотрудников органов внутренних дел.

Воспитание у личного состава правомерной недопустимости нарушения закона должно основываться на убежденности в том, что юридические веления государства имеют политическое значение, основываются на понимании того, что действующая правовая норма должна неукоснительно реализовываться, поскольку это обусловлено интересами и направлено на укрепление его политической системы.

Эффективность воздействия права на управление органов внутренних дел в целом и правовым воспитанием личного состава в частности во многом зависит от того, насколько систематично изучается учеными-правоведами и сотрудниками государственного аппарата действенность конкретных правовых актов и содержащихся в них норм. Право в целом, все его отрасли служат правовым обеспечением управления в органах внутренних дел, в обществе, социального управления и управления государством. Общество и государство заинтересованы во всемерном внедрении правовых основ управления и в его последовательной демократизации. Право, закон вводят режимы регулирования и устанавливают порядок деятельности юридических и физических лиц. Оно является одним из существенных средств управленческого воздействия. Поэтому большое внимание уделяется развитию правовой системы, т.к. от своевременного и правильного решения юридических вопросов во многом зависит эффективность управленческой деятельности в органах внутренних дел. Право рассматривается как система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм (правил поведения), выражающих волю народа и являющихся государственным регулятором общественных отношений. Каждая правовая норма есть определенный масштаб, мера должного или возможного поведения; в качестве типизированного правила она применяется в различных ситуациях для регулирования поведения людей <3>.

<3> См.: Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1997. С. 52.

Правовое воздействие на волю, сознание и поведение людей является мощным фактором социального творчества. В реальной действительности существует громадный набор вариантов человеческого поведения, но далеко не все они имеют общественно полезную направленность. "Институты, нормы права, - пишет В.Н. Кудрявцев, - закрепляют наиболее рациональные, научно обоснованные, прогрессивные варианты поведения людей, выгодные как обществу, так и самой личности" <4>. Это обеспечивает в конечном итоге необходимое воздействие на происходящие в обществе экономические, идеологические, организационные и другие процессы.

<4> Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 68 - 71.

Правовые акты являются важной разновидностью управленческих решений и обладают большим информационным потенциалом. Они принимаются при определенном уровне экономического и культурного развития общества, состоянии политического сознания его членов и должны соответствовать конкретным историческим условиям. Поэтому при подготовке и во время принятия любых правовых актов необходимо всесторонне учитывать объективные процессы развития общества, которые находят отражение и в деятельности органов внутренних дел.

На эффективность культуры управления правовым воспитанием сотрудников органов внутренних дел существенное влияние, по мнению автора, оказывает правовая грамотность каждого сотрудника аппарата управления и прежде всего его руководящего состава. Правовой нигилизм, низкая правовая культура тех, кому поручено управлять или содействовать управлению, отрицательно влияют на выполнение задач, возложенных на данный аппарат и на реализацию предоставленных ему прав.

Правовое воспитание решает не только познавательные, но и воспитательные задачи. Поэтому одним из его направлений является превращение правовых знаний в убеждения личного состава, в формирование у него правомерного поведения в оперативно-служебной деятельности, в сферах общения и быта. Автору представляется, что успешное решение этой задачи предполагает глубокое изучение психологической структуры личности сотрудника, особенно таких ее свойств, как темперамент, воля, характер, способности и др. Ведь поведение полицейских, осуществление ими своих функций во многом зависят не только от усвоения тех или иных правовых норм, ценностей и установок, но и от психологической готовности строго исполнять свой долг, предписания закона. Знание психологических качеств и свойств личности позволяет дифференцированно строить правовое воспитание, целенаправленно формировать у сотрудников правовую ориентацию и тем самым укреплять законность в деятельности органов внутренних дел.

Глубокое знание личностных качеств каждого подчиненного важно потому, что полученные им правовые знания в конечном счете трансформируются через служебную деятельность в социальную практику. "Без знания и учета индивидуальных особенностей людей, - справедливо отмечает С.Ф. Зыбин, - невозможно дифференцированно строить воспитательный процесс, целенаправленно формировать правовые ориентации, побуждать их к сознательному, добросовестному соблюдению дисциплины и законности" <5>.

<5> Зыбин С.Ф., Стремоухов А.В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. СПб., 1994. С. 10.

Для достижения этих целей наряду с изучением психологической структуры личности необходимо учитывать профессиональные и другие ее особенности: образовательный и культурный уровень, социальное положение, правоохранительный опыт в конкретной службе и др. Как правило, в процессе обучения сотрудник получает наиболее полное и правильное представление о тех правовых актах, которые имеют непосредственное отношение к выполнению им своих должностных обязанностей. При этом необходимо учитывать особенности конкретных видов деятельности.

Специфика работы следователя, например, состоит в том, что ошибки, допущенные им в процессе расследования, могут привести к нарушениям законности, необоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности. Поэтому в целях повышения эффективности правового воспитания этой категории сотрудников необходимо вскрыть причины ошибок и отступлений от процессуальных норм. Это поможет установить, стали ли ошибки результатом недостаточной юридической подготовки, безответственного, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей или проявлением личных характеристик. При этом важно установить, как сам сотрудник расценивает допущенные им ошибки или неправомерные действия, чтобы в последующей работе оказать ему соответствующую помощь, переориентировать процесс его обучения и воспитания.

В работе по правовому воспитанию сотрудников аппарата уголовного розыска, службы криминальной полиции следует учитывать такую особенность, как большая самостоятельность в решении оперативных задач, связанных с раскрытием преступлений и задержанием лиц, их совершивших, при условии правового регулирования данной деятельности. Это требует от всех оперуполномоченных не только высокого профессионального мастерства, глубоких знаний законодательства, криминалистики, но и большого мужества, смелости, находчивости, физической выносливости. Подготовленный сотрудник в критической ситуации действует целенаправленно, быстро овладевает обстановкой, неподготовленный - реагирует на события с большим риском нарушить закон.

При организации правового воспитания сотрудников аппаратов криминальной полиции по борьбе с экономической преступностью следует принимать во внимание то, что они в своей практической деятельности вступают в правовые отношения с грамотными, квалифицированными специалистами различных отраслей хозяйства, предпринимателями. Следовательно, они должны быть компетентными не только в правовом отношении, но и во всех других вопросах, которые им приходится решать по долгу службы.

Характер и условия работы участковых уполномоченных полиции, сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, инспекций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, ряда других служб предполагают прежде всего тесную связь с населением. При этом, естественно, представители всех служб обязаны быть образцом безукоризненного поведения и культуры общения с гражданами.

Дифференцированный подход к правовому воспитанию различных категорий сотрудников и привитию им прочных навыков правомерного поведения позволяет, по мнению автора, целенаправленно повышать уровень правовой культуры личного состава органов внутренних дел, укреплять законность в деятельности всех их служб.

Содержание воспитательной работы по укреплению законности и дисциплины в деятельности органов внутренних дел определяется, по мнению автора:

В организации работы по правовому воспитанию, укреплению законности в деятельности органов внутренних дел большая роль принадлежит руководителям, аппаратам по работе с личным составом. Каждый руководитель органа, подразделения, службы несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненных, за их профессиональную подготовленность, за обеспечение законности в работе личного состава. Здесь наиболее важным является личный пример. По тому, как сам начальник органа выполняет приказы и указания, соблюдает законность, подчиненные во многом не только судят о правомерности его действий, но и убеждаются в необходимости соблюдения уставных положений, вырабатывают в себе уважение к норме, закону, нетерпимость к любого рода отклонениям от установленных требований.

Воспитание подчиненных в духе твердой дисциплины, соблюдения законности предполагает последовательную уставную требовательность начальника. Суть ее заключается в том, чтобы систематически и настойчиво добиваться от подчиненных точного выполнения своих функциональных обязанностей, приказов и распоряжений. Постоянная требовательность развивает у личного состава чувство ответственности за порученное дело, способствует формированию навыков и привычек дисциплинарного поведения и законных действий.

В системе мер по укреплению законности и дисциплины начальнику органа следует использовать возможности занятий по социально-гуманитарной подготовке, государственно-правовому информированию. Качественное их проведение и регулярность придают необходимую направленность и углубленность правовоспитательному процессу. На занятиях руководитель имеет возможность обращаться к сознанию и чувствам как группы в целом, так и каждого сотрудника в отдельности. Особенно важно своевременно и обстоятельно ознакомить с основными требованиями служебной дисциплины и законности молодых сотрудников органов внутренних дел. Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел предопределяет, по мнению автора, важную роль системы служебной подготовки в укреплении законности и дисциплины. С этой точки зрения ее цель - обеспечить глубокое знание всеми сотрудниками Конституции Российской Федерации, законов, Указов Президента, уставов, приказов и инструкций, других нормативных актов и на этой основе неуклонно стремиться к их соблюдению и претворению в жизнь, выработке прочных навыков правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей. На занятия в системе служебной подготовки или при проведении целенаправленных встреч и конференций личного состава по вопросам укрепления законности целесообразно привлекать не только руководящий состав органов и подразделений внутренних дел, но и представителей местной администрации, ученых-юристов, сотрудников прокуратуры, суда, налоговой инспекции, таможенной службы и других.

Используя любые формы учебного процесса, следует прививать личному составу уважение к закону, разъяснять требования норм административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение правонарушений, преступлений и должностных проступков, раскрывать содержание норм, способствующих укреплению служебной дисциплины.

В вопросах управления деятельностью органов внутренних дел, воспитания высокого уровня правовой культуры, добросовестного отношения к делу имеет также значение правильная организация контроля служебной деятельности подчиненных. Это позволит руководителю вовремя подметить положительный опыт того или иного сотрудника, обобщить и внедрить его в практику работы всего коллектива и одновременно предупредить ошибки и отступления от установленного порядка несения службы и правил поведения, т.е. от правовых предписаний. В этой важной, многогранной работе руководители органов внутренних дел должны постоянно опираться на аппараты по работе с личным составом, на весь коллектив.

В целях качественного повышения эффективности правового воспитания эту работу, по мнению автора, целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

Автор считает, что подбор сотрудников на руководящие и иные ответственные должности в аппарате управления, имеющих не только политические, деловые и прочие положительные качества, но и высокую личную культуру, позволит создать коллектив с качествами высокой внутренней культуры. С другой стороны, необходимо обеспечить такие условия труда, которые бы не вступали в противоречия с внутренней культурой сотрудников.

Таким образом, специальное рассмотрение вопросов культуры управления правовым воспитанием личного состава органов внутренних дел, в плане научной организации управления, обусловлено актуальностью таких проблем, как механизм взаимодействия среды, объекта и субъекта управления, основные пути подъема эффективности управления, обучение административному искусству, организаторской культуре, совершенствование стиля работы.

Литература

  1. Балин Л.Е. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений органами внутренних дел. Ташкент, 1977.
  2. Бойков А.В. Некоторые вопросы теории правового воспитания. М., 1974.
  3. Дмитриев П.А. Педагогические основы обучения личного состава органов внутренних дел. Л., 1975.
  4. Зыбин С.Ф., Стремоухов А.В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. СПб., 1994.
  5. Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 1996.
  6. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.
  7. Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983.
  8. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1997.
  9. Шамаров В.М. Воспитательная работа в органах внутренних дел. М., 1977.