Мудрый Юрист

Государственный контроль и надзор на морском и внутреннем водном транспорте

Гургов Борис Шамуэльевич, аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

В научной публикации исследуются вопросы осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью морского и внутреннего водного транспорта в России. Анализируются административно-правовые проблемы, имеющие место в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ и других органов по отношению к организациям, осуществляющим транспортную деятельность по водным путям сообщения. Предлагаются законодательные изменения в этой области.

Ключевые слова: государственное управление, контроль и надзор, административное право, полномочия, функции, морской и внутренний водный транспорт.

State control and supervision over the marine and inland water transport

B.Sh. Gurgov

Gurgov Boris Sh., Post-graduate student of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics.

In the scientific publication questions of implementation of the state control and supervision of activity of a sea and inland water transport in Russia are investigated. The administrative and legal problems taking place in activity of Federal Service for the Oversight of Transport of the Russian Federation and other bodies in relation to the organizations which are carrying out transport activities for waterways of the message are analyzed. Legislative changes in this area are offered.

Key words: public administration, control and supervision, administrative law, powers, functions, sea and inland water transport.

В настоящее время контроль и надзор на морском и внутреннем водном транспорте осуществляет большое количество органов. Так, Е.В. Милякина и А.А. Росса разделяют их на три основные группы.

Первая группа - министерства и ведомства, издающие нормативные акты, регламентирующие морское и речное судоходство и повседневно осуществляющие контроль над их выполнением (Минздрав, Погранвойска ФСБ, ФТК).

Вторая группа - министерства и ведомства, обладающие компетенцией по изданию соответствующих нормативных актов, но не осуществляющие повседневный контроль над морским и речным транспортом (Роструд, МВД).

Третья группа - министерства и ведомства, на которые возложен технический контроль судоходства и деятельность которых в этой области обычно ограничивается освидетельствованием и выдачей соответствующих документов (Минсвязи, Минобороны, Ростехнадзор) <1>.

<1> Милякина Е.В., Росса А.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности на морском транспорте // Законодательство и экономика. 2006. N 7, 8.

Однако, по нашему мнению, данная классификация является весьма условной и не охватывает всех особенностей современного состояния контрольно-надзорных правоотношений в рассматриваемой нами сфере. Поэтому попытаемся классифицировать контрольно-надзорные органы, осуществляющие деятельность на морском и внутреннем водном транспорте, следующим образом:

  1. Прокуратура Российской Федерации.
  2. Минтранс РФ, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации, Российская транспортная инспекция.
  3. Министерства и ведомства, компетенция которых не распространяется непосредственно на отношения, связанные с перевозкой пассажиров и грузов, но является составной частью перевозочного процесса или отдельно взятых правоотношений, связанных с ним.

Прокуратура Российской Федерации, исходя из смысла ст. 129 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", является единой федеральной централизованной системой органов, самостоятельно осуществляющей надзорную деятельность независимо от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Данная позиция широко освещена в современной юридической литературе <2>.

<2> См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации / под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2001. С. 9; Шульженко Ю.Л. Институт конституционного надзора В Российской Федерации. М., 1998. С. 110; Шалумов М.С. Прокуратура в современном российском государстве. Кострома, 2001. С. 19 - 20; Осипян С.А. Государственно-правовая природа и место органов прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. В сб.: Конституция. Проблемы управления и прокурорского надзора. М., 1996. С 86 - 87; Савенко О.Е. Контрольная функция государственных органов. Саратов, 2004. С. 23; Чикрин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. N 4. С. 11 - 17; Кореневский Ю.В. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры // Государство и право. 1994. N 5. С. 26 и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного выше Закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Таким образом, вся деятельность, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и грузов на морском и внутреннем водном транспорте, полностью подпадает под сферу надзора, осуществляемого органами прокуратуры РФ. В целях совершенствования надзора за исполнением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также в таможенной сфере приказами Генерального прокурора в системе органов прокуратуры образованы Уральская, Северо-Западная и Южная транспортные прокуратуры, обладающие полномочиями прокуратуры субъекта Федерации <3>. Вместе с этим образование указанных прокуратур не означает, что только они осуществляют надзор за исполнением законов в деятельности транспортного комплекса. Органы прокуратуры в целом, в частности природоохранные и военные прокуратуры, также осуществляют надзорные функции применительно ко всем видам транспорта в пределах соответствующих территорий. Появление транспортных прокуратур свидетельствует о пристальном внимании к соблюдению законности в рассматриваемой нами сфере и позволяет сконцентрировать усилия, развить данное узкопрофильное направление прокурорского надзора.

<3> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 мая 2007 г. N 84 "Об образовании Уральской транспортной прокуратуры"; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 апреля 2007 г. N 71 "Об образовании Северо-Западной транспортной прокуратуры"; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 апреля 2007 г. N 70 "Об образовании Южной транспортной прокуратуры".

Как уже отмечалось, в соответствии с п. 2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации Минтранс РФ осуществляет контроль над деятельностью подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта. Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного транспорта. Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта реализует в части, касающейся функций по контролю и надзору, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации в указанной сфере.

Отметим, что указанная служба обладает большими организационными полномочиями в рассматриваемой нами сфере (например, организует контроль за обеспечением и выполнением организациями морского и внутреннего водного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств, организует контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров).

В число ее основных функций также входит контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласование строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей.

Российская транспортная инспекция согласно Положению о ней <4> осуществляет в установленном порядке специальные разрешительные, контрольные и отдельные надзорные функции в транспортном комплексе Российской Федерации.

<4> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2871.

Как отмечает А.В. Ефимова, правовая организация сегодняшнего перевозочного процесса в России является во многом сложной и противоречивой, поэтому очень сложно найти в действующей системе органов исполнительной власти, обладающих контрольно-надзорными функциями, орган, не имеющий отношения к транспорту <5>.

<5> См.: Ефимов А.В. Транспорт в регионах: опыт сравнительного исследования и практика правоприменения. СПб., 2007. С. 67.

Современное развитие отечественного транспортного комплекса, увеличение объемов пассажирских и грузовых перевозок на морском и внутреннем водном транспорте, появление новых видов судов, разрастание правовой базы, регламентирующей отношения в рассматриваемой нами сфере, а также количество транспортных аварий, происшествий и правонарушений создают предпосылки к вовлечению различных государственных структур в осуществление контрольно-надзорной деятельности.

Отметим, что в настоящий период времени, помимо отмеченных выше органов, контроль и надзор на морском и внутреннем водном транспорте осуществляют большое количество иных министерств и ведомств, и выделим основные из них.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с положением о нем <6> является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В систему данного министерства входит Государственная инспекция по маломерным судам <7>, которая организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах.

<6> См.: Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2882.
<7> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5499.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <8> осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Применительно к рассматриваемому нами виду транспорта действуют Санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.2-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 г. N 16. В данном нормативном акте установлены гигиенические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы, соблюдение которых необходимо:

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.
  1. при проектировании судовых помещений и их оборудования на новых и переоборудуемых судах;
  2. при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
  3. к содержанию судовых помещений и их оборудованию в период эксплуатации судна;
  4. к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
  5. к перевозке отдельных видов грузов;
  6. к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.

Отметим также, что требования настоящих Правил являются обязательными для проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты новых и переоборудуемых судов, предприятий, строящих, переоборудующих, ремонтирующих и обслуживающих суда, судовладельцев и судовой администрации (комсостава), осуществляющих эксплуатацию судов, центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2 апреля 2007 г. N 89 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водного транспорта при массовой сдаче судов внутреннего плавания в навигацию" свидетельствует об особом внимании Службы к деятельности морского и внутреннего водного транспорта.

Федеральная таможенная служба <9> является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Данный орган осуществляет контрольно-надзорную деятельность применительно к перемещаемым водным транспортом грузам через таможенную границу, организует досмотр судов и т.д.

<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе" // СЗ РФ. 2006. N 32. Ст. 3569.

Главное управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВДТ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и возглавляет систему органов внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, воздушном и водном транспорте <10>. В число основных функций данного Управления и его территориальных органов входит: организация и осуществление работы органов внутренних дел на транспорте по обеспечению личной безопасности граждан, предотвращению и раскрытию преступлений в сфере экономики, пассажирских и грузовых перевозок, федеральной и иных форм собственности на транспорте, осуществление контроля за подготовкой и проведением органами внутренних дел на транспорте оперативно-профилактических мероприятий, а также целевых операций по пресечению контрабанды, незаконной перевозки оружия и наркотиков, этилового спирта и алкогольной продукции, хищений грузов в крупных размерах или носящих межрегиональный характер, осуществление контроля за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, осуществлением производства по делам об административных правонарушениях, а также за состоянием работы в органах внутренних дел на транспорте по приему и регистрации поступающей информации о преступлениях и административных правонарушениях.

<10> См.: Приказ МВД РФ от 19 февраля 1999 г. N 123 "Об утверждении Положения о Главном управлении внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с Приказом МВД РФ от 21 июня 2000 г. N 671 "Об укреплении взаимодействия и разграничении объектов оперативного обслуживания между органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел" к сфере деятельности транспортной милиции на морском транспорте отнесены морские порты, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреждения и организации, а также судоходная часть акватории морских портов; вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов; гидротехнические сооружения с земельными отводами и средства навигационной обстановки в пределах судоходной части морских портов; суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и в акватории портов, вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов; места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с Положением о ней <11> применительно к морскому и внутреннему водному транспорту осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей и т.д.

<11> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901.

Подытоживая краткий анализ деятельности вышеуказанных органов исполнительной власти в сфере осуществления контроля и надзора на морском и внутреннем водном транспорте, разделим их на две группы: органы межотраслевой компетенции (МЧС России, МВД России, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и органы специальной компетенции (Минтранс РФ, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Российская транспортная инспекция, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, ГУВДТ МВД России). Предложенная нами классификация полностью соответствует положениям Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <12>. Примечательно, что Ю.А. Тихомиров органы, обладающие межотраслевой компетенцией (технические инспекции по качеству продукции, инспекции ветеринарные, карантинные, пожарного надзора, контрольно-ревизионные инспекции, санитарные и торговые инспекции и т.д.), относит к органам межведомственного контроля <13>.

<12> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
<13> См.: Тихомиров Ю.А. Государственная власть и проблемы управления в советском обществе: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1968. С. 479.

Рассматривая контрольно-надзорную деятельность органов исполнительной власти на водном транспорте, можно с уверенностью утверждать, что данные органы осуществляют административный надзор.

В юридической науке существуют различные определения административного надзора. Так, В.П. Беляев под административным надзором понимает "систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально организованными структурами исполнительной власти... по подведомственным вопросам в отношении неподчиненных им органов" <14>. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов административный надзор называют специфической разновидностью государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах <15>. Мнение этих ученых разделяет Д.Н. Бахрах, который под административным надзором понимает "надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм" <16>. Административный надзор является методом надведомственного контроля и отличается от контроля тем, что орган, его осуществляющий, не проверяет всей работы подконтрольного объекта, а сосредоточивает внимание лишь на выполнении небольшого числа норм и правил <17>.

<14> Беляев В.П. Надзорная форма государственной деятельности в России (вопросы теории): монография. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 2001. С. 52.
<15> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 378.
<16> Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 395.
<17> Народный контроль в СССР / под ред. В.И. Туровцева. М., 1967. С. 217.

Думается, что административный надзор на водном транспорте выделяется из системы государственного контроля и рассматривается как разновидность надзорной деятельности потому, что осуществляется в отношении неподчиненных перевозчиков. Кроме того, можно согласиться с мнением А.В. Ерицяна, который считает, что одним из критериев отличия государственного контроля от административного надзора является "критерий проверки целесообразности" формы реализации права подконтрольным субъектом. Связано это прежде всего с тем, что при "разграничении государственного контроля и административного надзора критерий проверки целесообразности действий не может быть использован ввиду отсутствия правовой возможности проверки эффективности или целесообразности тех или иных действий, не являющихся нарушением норм права (т.е. не содержащих признаков правонарушения)" <18>.

<18> Ерицян А.В. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности (теоретический аспект) // Государство и право. 2002. N 2. С. 104.

Со своей стороны считаем, что деятельность органов, именуемая административным надзором на водном транспорте, обладает большинством признаков контроля.

Административный надзор по своей сущности отличается от прокурорского надзора. Отметим далее основные отличия.

Деятельность органов прокуратуры при проведении надзорных проверок регламентирована Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Из смысла ст. 22, 27, 30 и 33 данного нормативного акта следует, что прокурор, реализуя свои полномочия, в случае обнаружения нарушений законности обязан на них реагировать предусмотренными законом способами и принимать необходимые меры. В данном Законе определены документы, составляемые компетентными должностными лицами органов прокуратуры, которые являются мерами реагирования на нарушения действующего законодательства, к которым относятся: протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24). В соответствие с ч. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Указанные меры прокурорского реагирования применяются исключительно органами прокуратуры в целях восстановления законности на морском и внутреннем водном транспорте и не могут использоваться органами исполнительной власти.

Кроме того, согласно ст. 25.1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона - специальный прокурорский акт.

В соответствии с положениями ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. Из ее смысла вытекает, что прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении не только в отношении любого юридического и физического лица, осуществляющего перевозочную деятельность на рассматриваемом нами транспорте, а также грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, организации и ее работников, осуществляющих деятельность в морском (речном) порту и т.д., но и в отношении должностных лиц, осуществляющих управление, надзор и контроль на морском и внутреннем водном транспорте в случае совершения ими административного проступка. Рассматриваемые нами органы исполнительной власти применяют меры административного принуждения лишь в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в исследуемой части транспортного комплекса.

Прокурорский надзор обладает признаком всеобщности, т.е. предполагает комплексное его осуществление. Прокуроры вправе проводить проверку исполнения любого законодательства на объектах морского и речного транспорта (например, проверку исполнения законов об охране окружающей среды, технической, санитарной, пожарной безопасности, соблюдения трудовых прав членов экипажей судов и т.д.). Указанные выше контрольно-надзорные органы исполнительной власти обладают узкоспециализированными полномочиями применительно к морскому и речному транспорту. Так, например, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не имеют права проверять законность начисления и уплаты налоговых и таможенных платежей морскими перевозчиками.

Несмотря на отмеченные различия прокурорского и административного надзора на водном транспорте, деятельность указанных органов преследует общую цель - защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, безопасность перевозок.

Вместе с этим отсутствие единой государственной контрольно-надзорной политики на транспорте, несогласованность деятельности указанных органов, а также постоянное реформирование их организационной структуры и изменение функций не способствуют достижению указанной цели. По нашему мнению, решить данную проблему поможет координация.

В связи с этим представляется необходимым координировать деятельность по осуществлению контроля и надзора на водном транспорте на уровне постановлений Правительства РФ. Целесообразно также издавать совместные приказы министерств и ведомств (например, Минтранса РФ и МЧС России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Резюмируя сказанное и с учетом мнений отдельных ученых <19>, можно сделать вывод о том, что система государственного управления надзорно-контрольной деятельностью на морском и внутреннем водном транспорте не до конца отлажена. Государственный надзор на водном транспорте должен быть направлен: на обеспечение соблюдения транспортного законодательства в данной сфере деятельности; предотвращение транспортных происшествий; защиту прав потребителей транспортных услуг; обеспечение безопасности транспортных операций и качество работ и услуг; выявление отклонения в данной сфере деятельности от установленных нормативных правовых актов и внесение в них необходимых поправок. Естественно, требования транспортной безопасности должны выполняться всеми хозяйствующими субъектами на водном транспорте, а контролироваться соответствующими государственными бассейновыми управлениями по надзору и контролю на морском и внутреннем водном транспорте Ространснадзора совместно с правоохранительными органами, уполномоченными в данной сфере деятельности: транспортной милицией, транспортной прокуратурой и Федеральной службой безопасности РФ.

<19> См.: Скрынник А.М. Правовое регулирование управления государственного надзора на морском и внутреннем водном транспорте в России // Транспортное право. 2007. N 2. С. 17 - 19.

Литература

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
  3. Беляев В.П. Надзорная форма государственной деятельности в России (вопросы теории): монография. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 2001.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник С.Н. Братановского "Административное право" включен в информационный банк согласно публикации - Директ-Медиа, 2013.

  1. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2014.
  2. Кореневский Ю.В. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры // Государство и право. 1994. N 5. С. 26.
  3. Милякина Е.В., Росса А.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности на морском транспорте // Законодательство и экономика. 2006. N 7, 8.
  4. Прокурорский надзор в Российской Федерации / под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2001. С. 9.
  5. Осипян С.А. Государственно-правовая природа и место органов прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Конституция. Проблемы управления и прокурорского надзора. М., 1996. С. 86 - 87.
  6. Савенко О.Е. Контрольная функция государственных органов. Саратов, 2004. С. 23.
  7. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. N 4. С. 11 - 17.
  8. Шалумов М.С. Прокуратура в современном российском государстве. Кострома, 2001. С. 19 - 20.
  9. Шульженко Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., 1998. С. 110.