Мудрый Юрист

Отдельные аспекты совершения нотариальных действий в СССР в годы великой отечественной войны

Белицкая Алена Владимировна, аспирант кафедры государственного и муниципального права БУ ВО ХМАО - Югры "Сургутский государственный университет".

Отечественная война советского народа поставила перед органами государственного нотариата ряд новых вопросов, правильное разрешение которых требовало от работников нотариата повышения их юридической грамотности и знания законов. Существенные изменения претерпел и порядок совершения нотариальных действий. Данная статья посвящена проблемам формирования общесоюзной системы советского нотариата в период Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: нотариат, нотариальная функция, история нотариата, нотариальное действие.

Certain aspects of notarization in the USSR in the times of the great patriotic war

A.V. Belitskaya

Belitskaya Alyona V., Post-graduate student of the State and Municipal Law Chair at Budgetary Institution of Higher Education of Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra "Surgut State University".

Patriotic war of the Soviet people raised a number of new questions which correct permission demanded from workers of a notariate of increase of their legal literacy and knowledge of laws before bodies of the state notariate. Essential changes were undergone also by an order of commission of notarial actions. This article is devoted to problems of formation of all-union system of the Soviet notariate in the period of the Great Patriotic War.

Key words: notariate, notarial function, notariate history, notarial action.

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. оказала значительное влияние на развитие советского нотариата. Отдельными авторами оно характеризуется как негативное. Накануне войны так и не было завершено окончательное формирование системы нотариата СССР, не были приняты общесоюзные нормативно-правовые акты, которые являлись первоочередной задачей советских руководителей (к примеру, еще летом 1938 г. отделом нотариата СССР был разработан новый проект Положения о государственном нотариате СССР). В мае 1941 г. состоялось совещание начальников отделов нотариата народных комиссариатов юстиции союзных республик, на которое были приглашены и старшие нотариусы. Предполагалось проведение ряда мероприятий по улучшению системы органов нотариата, но их реализация была приостановлена в силу войны <1>.

<1> Кодинцев А.Я. Управление системой советского нотариата накануне Великой Отечественной войны // Нотариус. 2007. N 2. С. 45 - 47.

По данным А.Я. Кодинцева, война привела к резкому сокращению количества совершаемых нотариальных действий на территории всего СССР. При этом отдельные виды нотариальных действий сокращались, количество других, напротив, увеличивалось с учетом особенностей военного времени. Возрастали средние нагрузки на нотариальные конторы <2>.

<2> Кодинцев А.Я. Советский нотариат в годы войны // Нотариус. 2007. N 6. С. 22 - 24.

Значительно усложнена была работа нотариальных органов, расположенных в областях, освобожденных от временной немецкой оккупации. Восстановление народного хозяйства и гражданско-правовых отношений требовало от работников нотариата проявления творческой инициативы в организации и усовершенствовании своей работы, политической бдительности при совершении нотариальных действий. Нормативный материал по нотариату не подвергался систематизации в предшествовавший период, что значительно осложняло его изучение практическими нотариальными работниками.

В период военных действий принимались многочисленные нормативно-правовые акты, регулировавшие отдельные виды нотариальных действий на территории всего Советского государства. Изменения претерпело и наследственное право, что привело к увеличению количества нотариальных действий в указанной сфере права. Были введены новые правила совершения нотариальных действий в отношении военнослужащих, что существенно упростило порядок их совершения. Практическим работникам органов нотариата было достаточно сложно разобраться с новой практикой, и они допускали многочисленные нарушения.

Основы и формы нотариального делопроизводства были закреплены еще в Циркуляре НКЮ СССР от 23 ноября 1936 г. N 12 "О формах нотариального делопроизводства". Для единообразия осуществления нотариальной деятельности НКЮ СССР были введены обязательные формы реестра и алфавита к нему, формы нотариального удостоверения и формы удостоверительных надписей на сделках и других документах. Данный циркуляр вступил в силу с 1 января 1937 г. Несмотря на наличие данного циркуляра, в период Великой Отечественной войны были внесены существенные изменения в нотариальное делопроизводство путем издания приказов и директивных писем НКЮ СССР, которые упрощали процедуру нотариальных действий с учетом особого военного положения в стране.

Гибель военнослужащих и лиц, которые проживали на оккупированных территориях и территориях, которые были охвачены военными действиями, массовые передвижения граждан в связи с процессом эвакуации способствовали возникновению ряда юридических проблем, в том числе проблем осуществления наследственных прав.

Четвертого декабря 1940 г. Отделом нотариата НКЮ СССР и РСФСР была обобщена практика работы нотариальных контор по делам о наследовании <3>. Было установлено, что при оформлении и выдаче свидетельств о праве наследования многие нотариусы не проверяли, относятся ли заявившие ходатайство о выдаче свидетельств граждане к кругу лиц, которые могут быть призваны в качестве наследников как по закону, так и по завещанию. В результате пренебрежительного отношения нотариусов свидетельства о праве наследования выдавались лицам (братьям, сестрам, племянникам и племянницам), которые по закону не имели права быть наследниками.

<3> ГАХМАО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 44. Л. 8 - 9.

Свидетельства о праве наследования выдавались без проверки уплаты налога с имущества, переходящего по наследству. В свидетельство о праве наследования могли быть включены дети, родившиеся 3 - 5 лет спустя после смерти наследодателя. Свидетельства о праве наследования выдавались не по месту открытия наследства, а по месту жительства наследников.

Можно отметить негативное влияние на формирование единых правовых основ советской нотариальной деятельности. Нередко недостаточные профессиональные знания нотариусов на практике вызывали грубые нарушения, что могло повлечь использование документов, оформленных в органах нотариата, в незаконных целях. Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности не было систематизировано на должном уровне, и, как следствие, это усложняло нотариусам изучение большого объема нормативного материала.

С учетом военной обстановки в стране, НКЮ СССР принимались меры по улучшению работы нотариальных контор. И все это происходило одновременно с политикой государства 1941 - 1945 гг., способствовавшей сокращению числа нотариальных контор, что сопровождалось увеличением средней нагрузки на нотариусов. Если на 1 июля 1941 г. в РСФСР была 1251 нотариальная контора, то к 1 октября 1942 г. на неоккупированной территории осталось 557 контор <4>.

<4> Кодинцев А.Я. Государственная политика СССР в 30 - 50-е гг. XX в. в сфере юстиции: Монография. Куртамыш, 2008. С. 371.

Приказ НКЮ СССР от 19 сентября 1941 г. N 9 <5> определял, что нотариусам контор и начальникам областных и краевых управлений НКЮ СССР необходимо перестроить работу нотариальных контор в соответствии с требованиями военного времени. Уделялось внимание повышению профессиональной ответственности нотариусов в их деятельности, обеспечению должного уровня контроля со стороны НКЮ СССР за правильностью совершаемых нотариальных действий.

<5> Нотариат. Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1945. С. 9.

Нотариусам было предписано отказывать в удостоверении договоров об отчуждении строений, нажитых супругами во время брака, при отсутствии согласия другого супруга. При отчуждении доли строения одним из совладельцев нотариусам необходимо было следить за указанием в договоре реальной, а не идеальной стоимости строения. При удостоверении договоров об отчуждении строений, принадлежащих малолетним лицам, требовалось предоставление специального разрешения на продажу строений от органов опеки. Также обязательным условием при нотариальном удостоверении подобных сделок было и предоставление справок об отсутствии ареста на продаваемом строении.

Народным комиссариатом юстиции СССР были даны специальные разъяснения нотариальным конторам о порядке удостоверения договоров об отчуждении строений при наличии на них "запрещений" (арестов), что было закреплено в Директивном письме НКЮ СССР от 24 января 1942 г. N АД-5. Вызвано это было тем, что некоторые нотариальные конторы удостоверяли договоры об отчуждении строений при наличии на них запрещений (арестов), в результате чего были причинены убытки Центральному коммунальному банку СССР, поскольку выданные им ссуды остаются не обеспеченными соответствующим имуществом. На нотариусов была возложена обязанность проверять по специальному реестру об имеющихся на строении ограничениях (арестах), при их выявлении и при отсутствии разрешения Цекомбанка следовал отказ в нотариальном удостоверении договора.

В августе 1943 г. были приняты меры по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Цекомбанком выдавались долгосрочные ссуды на индивидуальное жилищное строительство железнодорожникам прифронтовых дорог. В связи с этим Приказом НКЮ СССР от 9 ноября 1943 г. N 83 было определено, что недопустимо отчуждение строений, возведенных за счет подобных ссуд, до полного их погашения без разрешения соответствующего банка. На нотариальные конторы была возложена обязанность направлять извещения банков о выдаче ссуд железнодорожникам с надписью о запрещении в сельские советы по месту нахождения строения. Президиумом Верховного Совета СССР 9 января 1943 г. был издан указ, в соответствии с которым наследники лиц, погибших при защите Родины, освобождались от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследования имущества погибших <6>.

<6> Юдельсон К.С. Советский нотариат. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1959. С. 84.

В то же время существовали особенности и исключения в нотариальной деятельности военного времени. К примеру, особый порядок выдачи свидетельств о правах на наследство существовал для наследников лиц, умерших в местностях, временно занятых врагом, а также в случаях смерти наследодателя в пути к месту эвакуации.

Наследники лиц, умерших в местностях, оккупированных врагом, могли обратиться с просьбой о выдаче им свидетельства, подтверждающего их права на наследство, в нотариальную контору по новому месту жительства в связи с эвакуацией. При этом данное правило распространялось на них лишь в случае, если имелись документы, подтверждающие права наследодателя на вклады в государственных кредитных учреждениях, а также на облигации государственных займов, сданные в государственные кредитные учреждения на хранение. Выдача подобных свидетельств проводилась нотариальными конторами на общих основаниях, т.е. по истечении шестимесячного срока со дня открытия наследства и при условии предоставления наследниками всех необходимых документов, подтверждающих факт смерти наследодателя, степень родства заявителей к наследодателю. Подобные исключения были определены в директивном письме НКЮ СССР от 14 июля 1942 г. N АД-15.

Еще одним исключением из общего порядка нотариального делопроизводства является приостановление течения сроков, указанных для принятия наследства. Подобная мера была введена в связи с обстоятельствами военного времени: лица, призванные в ряды Красной Армии и Военно-Морской флот, а также лица, проживавшие на оккупированной территории либо эвакуированные, были лишены возможности заявить о принятии наследства в шестимесячный срок. В силу этого в Постановлении Пленума Верховного суда СССР от 15 сентября 1942 г. N 15/М/16/у <7> были даны указания о приостановлении течения срока на принятие наследства до прекращения обстоятельств, указанных ранее, которые послужили основанием для приостановления. При этом приостановление течения срока на принятие наследства не лишало присутствующих в месте открытия наследства наследников права вступить в управление наследственным имуществом и получить в нотариальной конторе свидетельство о праве наследования, но лишь в пределах своей доли. Из состава наследственного имущества предварительно выделялась доля наследника, в отношении которого приостановлено течение срока. В обязательном порядке принимались меры по охране доли отсутствующего наследника.

<7> Законодательные и административно-правовые акты военного времени с 22 марта 1942 г. по 1 мая 1943 г. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1943.

В связи со сложной военной обстановкой и массовыми эвакуациями населения особая роль принадлежит Инструкции НКЮ СССР от 31 мая 1943 г. N 311 "О порядке учета и использования выморочного имущества" <8>. В соответствии с данной Инструкцией выморочным имуществом признавалось имущество, ценности и денежные средства, оставшиеся после смерти их владельца, если в течение шести месяцев со дня открытия наследства не обратились законные наследники, а также если все или некоторые наследники отказались от своей части наследства. Для принятия мер к охране выморочного и бесхозяйного имущества необходимо было наличие соответствующего нотариального или судебного решения.

<8> Нотариат: Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. Изд. 2-е. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1945. С. 44 - 45.

Пятнадцатого сентября 1942 г. СНК СССР было принято Постановление "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" <9>. Указанное Постановление допускало удостоверение завещаний командованием воинских частей и начальниками госпиталей. Как отмечал Н.В. Рабинович в 1949 г., подобный упрощенный порядок оформления завещательных распоряжений был продиктован условиями жизни <10>. В силу военной обстановки на фронте, перед боем, в лечебном учреждении не могла быть обеспечена возможность присутствия нотариальных органов при засвидетельствовании их завещаний и распоряжений. Присутствие командования либо начальника госпиталя при засвидетельствовании завещаний являлось вполне достаточным для обеспечения достоверности и правильности совершенных действий.

<9> Постановление СНК СССР от 15 сентября 1942 г. "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" // СП СССР. 1942. N 8. Ст. 133.
<10> Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. М., 1949. С. 536.

К числу важнейших нормативных актов, регулирующих деятельность нотариата, можно отнести и Инструкцию НКЮ СССР от 15 июня 1943 г. "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время". В соответствии с данной Инструкцией удостоверение доверенностей и завещаний производилось по устному заявлению военнослужащих командованием той войсковой части, в которой состоит заявитель, или начальником госпиталя, в котором заявитель находится на излечении. Тем самым был расширен перечень лиц, имеющих право на удостоверение доверенностей и завещаний, помимо профессиональных нотариусов. Доверенность удостоверялась в одном экземпляре и выдавалась заявителю на руки либо по его просьбе отсылалась по указанному им адресу. Завещание удостоверялось в двух экземплярах. Один экземпляр по желанию заявителя выдавался ему на руки либо отправлялся на хранение в нотариальную контору по месту жительства наследников или непосредственно наследникам по адресу, указанному в завещании.

Помимо актов, разрешавших нотариусам удостоверение огромного количества документов, в частности свидетельских показаний, издавались распоряжения НКЮ РСФСР, запрещавшие свидетельствовать подлинность подписей граждан на заявлениях. Связано это было с тем, чтобы компетенция государственных органов не смешивалась. К примеру, в распоряжении НКЮ РСФСР от 1 января 1942 г. N 9-Б-1 отмечалось, что нотариальные конторы могут свидетельствовать подлинность подписи граждан на удостоверениях и заявлениях заинтересованных лиц лишь в том случае, если факты и обстоятельства, в них утверждаемые, не подлежат компетенции государственных органов. Нотариальным конторам было запрещено удостоверение подлинности подписи граждан на их заявлениях, подтверждающих службу определенного лица в рядах Красной Армии, так как данные факты должны были подтверждаться справками соответствующих районных военкоматов и частей военного командования.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. внимание государства к органам нотариата значительно увеличилось, так как возросло количество совершаемых нотариальных действий и увеличилась средняя нотариальная нагрузка в связи с уменьшением количества нотариальных контор. Можно отметить изменение самого порядка нотариального делопроизводства. В частности, наблюдалось расширение перечня лиц, имеющих право нотариального удостоверения документов, появление особых условий принятия наследства при эвакуации либо нахождения на оккупированных территориях, появилась возможность вместо официальных документов предоставлять нотариально удостоверенные свидетельские показания, в силу особого военного положения и т.д. При этом наблюдалось ухудшение качества работы нотариусов, что было подтверждено результатами многочисленных ревизий. Народный комиссариат юстиции СССР изданием приказов и директивных писем способствовал дальнейшему формированию правовых основ деятельности нотариальных органов, препятствовал совершению новых нарушений в процессе осуществления нотариальной деятельности. Отсутствовал как таковой общесоюзный акт, который бы регулировал деятельность нотариусов. Лишь в 1945 г. было разработано Положение о государственном нотариате и Инструкция о порядке выполнения нотариальных действий, а 31 декабря 1947 г. утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР.

Литература

  1. Постановление СНК СССР от 15 сентября 1942 г. "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" // СП СССР. 1942. N 8. Ст. 133.
  2. Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГАХМАО). Ф. 77. Оп. 1. Д. 44. Л. 8 - 9.
  3. Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1949. 544 с.
  4. Законодательные и административно-правовые акты военного времени с 22 марта 1942 г. по 1 мая 1943 г. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1943.
  5. Кодинцев А.Я. Советский нотариат в годы войны // Нотариус. 2007. N 6. С. 22 - 24.
  6. Кодинцев А.Я. Управление системой советского нотариата накануне Великой Отечественной войны // Нотариус. 2007. N 2. С. 45 - 47.
  7. Кодинцев А.Я. Государственная политика СССР в 30 - 50-е гг. XX в. в сфере юстиции: Монография. Куртамыш, 2008. 600 с.
  8. Нотариат: Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1945. 191 с.
  9. Юдельсон К.С. Советский нотариат. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1959. 367 с.