Мудрый Юрист

Нормативно-правовое регулирование государственного мониторинга окружающей среды в республике Дагестан

Кадимова М.Ш., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Дагестанского государственного университета, судья Конституционного суда Республики Дагестан.

Рассматриваются основы правового регулирования государственного мониторинга окружающей среды в Российской Федерации и в Республике Дагестан. Отмечается необходимость разработки единого нормативного правового акта, регулирующего организацию и осуществление мониторинга окружающей среды.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, мониторинг окружающей среды, региональный надзор, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Legal Regulation of State Environmental Monitoring in the Republic of Dagestan

M.Sh. Kadimova

Kadimova Maihalum Sh., Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Civil Procedure at Dagestan State University, Judge of the Constitutional Court of the Republic of Dagestan.

Fundamentals of legal regulation of state environmental monitoring in the Russian Federation and the Republic of Dagestan are considered. Need for development of unified regulatory legal act on organization and realization of environmental monitoring is justified.

Key words: environmental protection, environmental monitoring, regional surveillance, federal executive authorities, local self-government.

Институт мониторинга окружающей среды в последнее время становится все более значимым и актуальным как в Российской Федерации, так и в ее субъектах.

Изначально мониторинг как система мер наблюдения, оценки состояния и систематизации полученных данных применялся исключительно в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Сегодня он является основой осуществления охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, нормирования качества окружающей среды и воздействия на нее тех или иных источников и факторов, надзора (контроля) за источниками воздействия на окружающую среду и др.

Впервые понятие мониторинга окружающей природной среды встречается в ст. 7 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". Осуществление мониторинга окружающей природной среды возлагалось на специально уполномоченные государственные органы.

Понятие государственного мониторинга окружающей среды содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и определяется как "система комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды" [2].

В статьях 63, 63.1 и 63.2 Закона об охране окружающей среды определяются порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды, система государственного экологического мониторинга и система органов, осуществляющих его, государственный фонд данных мониторинга окружающей среды. Согласно Закону об охране окружающей среды система государственного мониторинга окружающей среды включает в себя подсистемы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки, земель, объектов животного мира, лесов, недр, водных объектов, водных биологических ресурсов, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, уникальной экологической системы озера Байкал, охотничьих ресурсов и среды их обитания.

В развитие норм Закона об охране окружающей среды в 2012 году были приняты Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [3], а в 2013 году - Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) [4].

Этими нормативными документами усовершенствован порядок организации и функционирования системы государственного экологического мониторинга, а также порядок создания и эксплуатации фонда данных государственного экологического мониторинга на уровне Российской Федерации и ее субъектов.

Одним из таких субъектов Российской Федерации является Республика Дагестан. Республика обладает сложной отраслевой экономической структурой, основу которой составляют агропромышленный комплекс, нефтегазовая отрасль, курортно-рекреационный комплекс. Природа республики богата и разнообразна: уникальная растительность и животный мир горных территорий сочетаются с разнообразием биоресурсов Каспийского моря и дагестанских рек.

Сохранение этих природных богатств и охрана окружающей среды Дагестана невозможны без проведения систематического контроля их состояния, оценки ситуации и прогнозирования изменений.

Для реализации указанных направлений деятельности разработана республиканская целевая программа "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013 - 2018 годы" (далее - программа охраны окружающей среды) [1].

Основными направлениями программы охраны окружающей среды являются:

Государственный мониторинг окружающей среды в республике осуществляется органами исполнительной власти, наделенными соответствующей компетенцией и функционирующими на разных уровнях: это территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление по недропользованию, Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета) и орган исполнительной власти Республики Дагестан - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан осуществляет управление, регулирование и контроль в сфере государственного мониторинга окружающей среды, государственный мониторинг окружающей среды, оценку и прогнозирование ее состояния и использования природных ресурсов, в установленном порядке проводит координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных ресурсов на территории Республики Дагестан.

Согласно программе охраны окружающей среды должны быть разработаны четкая организационная структура и нормативное обеспечение управления республиканской системой экологического мониторинга, создана единая система управления информационными ресурсами.

Однако законодательное регулирование полномочий органов государственной власти в сфере осуществления мониторинга окружающей среды в настоящее время все еще не эффективно. Единый нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление и организацию мониторинга окружающей среды, отсутствует. Не отличается совершенством процесс разграничения предметов ведения и полномочий как между федеральными органами исполнительной власти, так и между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного мониторинга окружающей среды. Уполномоченные государственные органы и службы мониторинга окружающей среды республики разобщены и ориентированы лишь на проведение наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов.

Все это свидетельствует о необходимости разработки нормативного правового акта, регулирующего организацию и проведение мониторинга окружающей среды на уровне Республики Дагестан. Кроме того, механизм организации и проведения мониторинга окружающей среды не будет эффективным без четкой координации действий органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их объединений. Все мероприятия в рамках государственного мониторинга окружающей среды, формирования системы органов исполнительной власти в сфере государственного мониторинга окружающей среды как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях должны проводиться с учетом конкретной экологической ситуации и объективных потребностей в установлении координационных отношений между уполномоченными природоохранными субъектами разных уровней государственной власти.

Список литературы

  1. Республиканская целевая программа "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013 - 2018 годы" (утв. распоряжением Правительства Республики Дагестан 09.11.2012 N 270-р).
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012).
  4. Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 N 681 "О государственном экологическом мониторинге и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга"). URL: http://base.garant.ru/70430724/.

References

  1. Respublikanskaja celevaja programma "Monitoring i ohrana okruzhajushhej sredy v Respublike Dagestan na 2013 - 2018 gody" (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva Respubliki Dagestan 09.11.2012 N 270-r).
  2. Feder. zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ "Ob ohrane okruzhajushhej sredy" // SPS "Konsul'tantPljus".
  3. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF 30.04.2012).
  4. Polozhenie o gosudarstvennom jekologicheskom monitoringe (gosudarstvennom monitoringe okruzhajushhej sredy) i gosudarstvennom fonde dannyh gosudarstvennogo jekologicheskogo monitoringa (gosudarstvennogo monitoringa okruzhajushhej sredy) (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 09.08.2013 N 681 "O gosudarstvennom jekologicheskom monitoringe i gosudarstvennom fonde dannyh gosudarstvennogo jekologicheskogo monitoringa"). URL: http://base.garant.ru/70430724/.