Мудрый Юрист

Решения общих собраний собственников жилья: новейшее законодательство и его первое применение в актах конституционного и верховного судов Российской Федерации

Илюшина Марина Николаевна, заведующий кафедрой предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье представлено системное сопоставительное исследование новелл Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и первого опыта их применения в актах Конституционного и Верховного Судов при подготовке к проведению и принятию решений общим собранием собственников жилых помещений. Анализируются новые положения Жилищного кодекса об общих собраниях собственников жилых помещений в многоквартирном доме, показано их соотношение с общими нормами об общих собраниях, закрепленными в главе 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассмотрены особенности созыва, проведения собрания и оформления протокола. Исследуются особенности оспаривания принятых решений. С этой целью анализируется первый опыт применения гражданского и жилищного законодательства об оспаривании общих собраний в практике Конституционного Суда, показаны новые позиции руководящих разъяснений Верховного Суда по кругу рассматриваемых в статье вопросов.

Ключевые слова: решения и протоколы общих собраний собственников жилых помещений, особенности созыва, проведения собрания и оформления протокола, оспаривание принятых решений, позиции судебной практики.

Resolutions of general meetings of householders: Most recent legislation and its first application in acts of the Constitutional and Supreme Courts of the Russian Federation

M.N. Ilyushina

Ilyushina Marina N., Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of the Entrepreneurial Law, Civil and Arbitration Procedure Chair at the All-Russian State University of Justice (Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of Russia).

This article presents the system comparative research of the novels of the Civil and the Housing Code of the Russian Federation and the first experience of the application of these novels in acts of the Constitutional Court and the Supreme Court of the Russian Federation dealing with the issues of convening, holding the general meetings of proprietors of housing units and making decisions at that meetings. The new provisions of the Housing Code of the Russian Federation on general meetings of proprietors of housing units is analyzed, the reference of these provisions and general provisions on general meetings stated in the Chapter 9.1 of the Civil Code of the Russian Federation is shown, the special aspects of convening, holding the meeting and the drafting the meeting minutes are shown. The special aspects of challenging decisions made at general meetings are researched. For this purpose the first experience of provisions of civil and housing law on challenging decisions of general meetings in practice of the Constitutional Court is analyzed, new approaches of leading clarifications of the Supreme Court on issues which considered in article are shown.

Key words: decisions and minutes of general meetings of proprietors of housing units, the special aspects of convening, holding the meeting and drafting meeting minutes, challenging decisions made at meetings, the approaches of court practice.

С 1 сентября 2013 года, с момента вступления в силу гл. 9.1 ГК РФ "Общие собрания" <1>, законодатель на уровне ГК РФ впервые создал механизм регулирования требований, которым должны отвечать решения собраний, как новой группы юридических фактов, начала формироваться и новая практика работы с протоколами общих собраний юридических лиц.

<1> Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 19. 13 мая. Ст. 2327.

С 1 марта 2013 года <2> в ст. 8 ГК РФ в легальный поименованный перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей впервые было включено новое основание - решение собраний.

<2> Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ (ред. от 4 марта 2013 г.) "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7627.

Кроме того, гл. 9.1 ГК РФ установила некоторые общие, исходные положения для общих собраний, которые обязательны для всех гражданско-правовых сообществ. При этом ст. 181.1 ГК РФ предусматривает, что правила гл. 9.1 ГК РФ применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В силу этого соотношение ГК и специального законодательства об отдельных юридических лицах строится таким образом, что если специальным законом, в частности Жилищным кодексом, предусмотрены иные правила в части определения кворума собрания, порядка принятия решений, то применяются именно нормы специальных законов. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25) прямо устанавливает, что правила гл. 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (п. 1 ст. 181.1 ГК РФ) <3>. Формирование правового регулирования механизма решений собраний имело место и до принятия новых положений в ГК РФ. Многочисленные федеральные законы и ранее содержали некоторые общие правила о проведении общих собраний. К моменту вступления в силу новелл ГК об общих собраниях действовало более 30 законов, устанавливающих специальные правила созыва и проведения общих собраний. В частности, ЖК РФ (на 1 сентября 2013 г.) содержал регламентацию общих положений о порядке созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 - 47 ЖК), а также специальные положения о порядке организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья (ст. 144 - 146), отражал некоторую специфику правового регулирования общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) (п. 1, 2 ст. 124, п. 3 и 4 ст. 130, ст. 132 ЖК). Таким образом, в ЖК содержались правила двух уровней об общих собраниях: общие положения обо всех общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и специальные нормы о собраниях членов товарищества собственников жилья и членов жилищного кооператива (конференции). После создания гражданско-правового механизма проведения общих собраний, принятия решений, оформления протокола и порядка его оспаривания возникла необходимость уточнить указанные нормы ЖК, поскольку в их отсутствие начинали действовать нормы ГК РФ об общих собраниях, которые не могли в полной мере учесть специфику жилищных правоотношений. В силу этого Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4> были осуществлены существенные изменения правил проведения собраний.

<3> Российская газета. 2015. N 140. 30 июня.
<4> Российская газета. 2015. N 145. 6 июля.

В значительной степени изменились общие положения об организации и проведении общих собраний. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме как орган управления многоквартирным домом проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Воспринято и новое значение решения собрания и его протокола. С 28 декабря 2015 года вступает в силу положение ЖК РФ о том, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание (п. 1 ст. 46 ЖК).

Уточнена и компетенция общего собрания. Теперь ст. 44 ЖК дополнена п. 3.5, который добавил в содержание компетенции любого общего собрания в многоквартирном доме также и принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания. Это указание в значительной степени определяет порядок организации и финансирования всех процедур, сопровождающих организацию и проведение собрания, создает правовое основание для расходования средств. Важно отметить, что в этой же статье создан довольно прозрачный механизм принятия решений о текущем ремонте и о расходовании на него денежных средств путем включения в компетенцию общего собрания принятия решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п. 4.2 ст. 44 ЖК) и об определении компетенции председателя совета многоквартирного дома полномочиями по остаточному принципу, т.е. полномочиями, не включенными в компетенцию общего собрания или совета многоквартирного дома (п. 4.3 ст. 44 ЖК). В отличие от общих норм ГК РФ, которые содержат только две формы проведения общего собрания - очную и заочную, в ЖК РФ впервые введены три формы проведения общего собрания: очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 ЖК РФ); очно-заочного голосования (ст. 44.1 ЖК).

Таким образом, теперь жилищное законодательство допускает проведение как очередного, так и внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очно-заочного голосования, предусматривающего сочетание как совместного присутствия сособственников, так и опрос не присутствующих участников. Раскрыто и понятие заочного голосования. Оно понимается как предварительный опрос собственников, осуществляемый в письменной форме. С этой целью ст. 48 ЖК дополнена ч. 4.1, в силу которой голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Порядок предварительной передачи указанных решений собственников введен новой редакцией ч. 3 этой же статьи. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Впервые регламентируется и содержание так называемого опросного листа, в котором должно быть выражено решение не присутствующего собственника. Статья 48 ЖК дополнена новой ч. 5.1 следующего содержания: при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался". При этом надо отметить, что указанное правило, как и многие уже рассмотренные новеллы ЖК, изложено как императивное указание, это означает, что опросный лист должен в обязательном порядке иметь указанное в законе содержание.

Отдельно необходимо отметить и новые положения, уточняющие порядок и сроки созыва собраний. Введено новое правило, в силу которого, если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном ст. 45 ЖК (ч. 1 ст. 45 ЖК). Реально это означает, что иное правило должно быть определено либо каким-либо предыдущим решением собрания, либо должно содержаться в положениях Устава юридического лица. Несколько упрочено положение собственников в отношении созыва любого собрания - очередного и внеочередного - путем установления правила, в силу которого в случае, когда дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, теперь вправе обратиться в письменной форме в указанные организации, которые, в свою очередь, обязаны созвать собрание и провести все необходимые организационные мероприятия (ч. 6 ст. 45 ЖК). Здесь стоит отметить и появление еще одной нормы. Такое же право получила и управляющая организация. Статья 45 дополнена еще и ч. 7, которая предоставляет право созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. Чтобы ограничить возможности злоупотребления, особо отмечено, что в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с необходимостью урегулировать весь механизм проведения собрания установлены и обязанности лиц, инициировавших проведение собрания, вплоть до оформления его протокола и обязанности передачи его копии заинтересованным лицам - в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). В свою очередь, указанные организации с 30 августа 2015 года обязаны направить копии решений и протокола, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Здесь же решен вопрос, который ранее не находил своего законодательного закрепления, а решался он, как правило, только в судебном порядке. Речь идет о конкурирующих группировках собственников помещений в многоквартирном доме, которые принимали противоположные решения по аналогичным вопросам. Теперь в силу закона орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания. Нам представляется, что это очень важное нововведение, которое может решить множество споров без обращения в суд. Анализируя новеллы ГК И ЖК о решениях собраний, важно отметить, что законодатель, создав новое основание для возникновения гражданских прав и обязанностей, должен был определиться и со способами защиты участников отношений, возникающих из данных оснований. Это было сделано путем введения в ст. 12 ГК РФ нового способа защиты - признания недействительным решения собрания. Теперь же данный способ получил легальное закрепление и может служить правовым основанием для формирования самостоятельной группы исков. Согласно п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано недействительным по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Как отмечается в Постановлении Пленума N 25, "допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании". Актуальным в связи с этим представляется состоявшееся Определение Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N 1215-О <5>. Определение было вынесено по жалобе, предметом которой явилось рассмотрение конституционности положения п. 6 ст. 181.4 ГК Российской Федерации, который противоречит ст. 45 (ч. 1) и 46 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они ограничивают право граждан, оспаривающих решение собрания, на доступ к правосудию, поскольку предусмотренная ими обязанность этих граждан не может быть исполнена в течение установленного Гражданским кодексом Российской Федерации срока для оспаривания указанных решений. В указанном Определении заявительнице было отказано в принятии заявления, и в том числе потому, что, как указал Конституционный Суд, "разрешение же вопроса о том, было ли заявительницей соблюдено предусмотренное оспариваемыми законоположениями требование по уведомлению всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, решения общего собрания которых она оспаривает, о намерении обратиться с таким иском в суд с учетом конкретных обстоятельств ее дела, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит". Комментируя указанное Определение, необходимо обратиться к руководящим разъяснениям этого вопроса в Постановлении Пленума N 25, который решил его в пользу заявительницы. В силу п. 115 указанного Постановления правило, установленное п. 6 ст. 181.4 ГК РФ, о заблаговременном уведомлении участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд не является досудебным порядком урегулирования спора, в связи с чем в случае невыполнения истцом указанных требований суд не вправе возвратить исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, а также оставить исковое заявление без рассмотрения на основании абзаца второго ст. 222 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ. В силу ч. 1 ст. 136 ГПК РФ, ч. 1 ст. 128 АПК РФ отсутствие доказательств об уведомлении других участников является основанием для оставления искового заявления без движения.

<5> Определение Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N 1215-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Маркиной Галины Валерьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 6 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации" / / СПС "КонсультантПлюс".

С учетом изложенного можно утверждать, что на сегодняшний день с учетом имеющихся правил в гл. 9.1 ГК РФ, новейших положений жилищного законодательства, позиций судебной практики появился довольно логичный механизм организации и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Остались за рамками рассмотрения настоящей статьи положения специальных правил ЖК РФ о порядке проведения собраний ТСЖ, жилищных и жилищно-строительного кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов. Есть необходимость определиться и со структурой протокола этих собраний, выявлением особенностей его содержания с учетом требований ГК РФ и ЖК РФ. Существует ряд проблем, связанных с оспариванием решений собраний. Указанные вопросы требуют самостоятельного и обстоятельного рассмотрения на основе осмысления базовых положений законодательства, которые и послужили предметом настоящей статьи.