Мудрый Юрист

О деятельности саморегулируемых организаций в сфере нанотехнологий *

<*> Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ (тема НИР N 2018 "Изучение фундаментальных проблем социально-экономической и гуманитарной модернизации и развития наноиндустрии в современной России и разработка элементов стратегии и тактики наноиндустриализации").

Иншакова Агнесса Олеговна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета (базовой кафедры ЮНЦ РАН).

Турбина Инга Александровна, аспирантка кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета (базовой кафедры ЮНЦ РАН).

На современном этапе социально-экономического развития Российского государства особую значимость приобретает институт саморегулируемых организаций. Самого пристального исследовательского внимания заслуживает и правовое поле деятельности этих субъектов предпринимательства в сфере торгового оборота. Авторы убеждены в эффективности саморегулируемых организаций как участников инновационного хозяйствования. В статье проводится анализ современных вариаций деятельности саморегулируемых организаций, в частности в области нанотехнологий.

Ключевые слова: саморегулирование; саморегулируемые организации; инновации; нанотехнологии.

On self-regulated organizations' activity in the nano-technology sphere

A.O. Inshakova, I.A. Turbina

Inshakova Agnessa Olegovna, Doctor of Laws, Professor, Head of the Civil and International Private Law Department of Volgograd State University (Basic Branch of Southern Scientific Center of Russian Academy of Sciences).

Turbina Inga Aleksandrovna, Post-Graduate of the Civil and International Private Law Department of Volgograd State University (Basic Branch of Southern Scientific Center of Russian Academy of Sciences).

On the current stage of Russian state's social and economic development the institute of self-regulated organizations plays a very important role. The aforementioned entrepreneurship subjects in the trade turnover sphere's activity should be closely scrutinized. The authors are sure that self-regulated organizations are completely efficient as a party to innovative economic activity. The article is concerned with the analysis of contemporary variations of self-regulated organizations' activity, especially in the nanotechnology sector.

Key words: self-regulating; self-regulated organizations; innovations; nanotechnology.

Заимствованный из зарубежной практики относительно новый для России институт саморегулируемых организаций в последние годы находится в динамичном развитии.

Являясь эффективным проводником профессиональной и предпринимательской деятельности, значительной движущей силой экономического роста, обеспечивающей стабилизацию и конкурентоспособность национального хозяйства, саморегулируемые организации стремительно возникают в различных отраслях экономики. Среди последних, демонстрирующих активизацию исследуемых субъектов предпринимательства: строительство, рынок ценных бумаг, энергетика, оценка, аудит, реклама, теплоснабжение, страхование, архитектурно-строительное проектирование и др. Реализация деятельности саморегулируемых организаций получает широкое распространение и в регионах России, что свидетельствует об их несомненной значимости для современного многоуровневого синхронизированного экономического развития страны.

В настоящее время в России создана 1191 саморегулируемая организация. Большая часть, а именно 767, - в отраслях, где предусмотрено обязательное членство, 424 - в сфере добровольных саморегулируемых организаций. По оценкам Министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева, динамика - довольно бурная <1>.

<1> Доклад Министра экономического развития Алексея Улюкаева на заседании Правительства 29 января 2015 г. "О совершенствовании системы саморегулирования в Российской Федерации". Официальный сайт Минэкономразвития России // http://economy.gov.ru/minec/press/official/20150129 (дата обращения - 13 февраля 2015 г.).

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида <2>.

<2> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Саморегулируемые организации обладают рядом достоинств: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников саморегулируемой организации <3>.

<3> См.: Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 626.

Сегодня саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в России признается исследователями в качестве принципа организации взаимодействия государства и предпринимательских сообществ <4>, идея которого заключается в защите интересов работников одной и той же профессии в первую очередь от чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу <5>, а саморегулируемые организации - промежуточным "нейтральным" звеном между государством и обществом.

<4> См.: Лескова Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений // Гражданское право. 2011. N 2. С. 14.
<5> См.: Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 36.

К сущностным признакам саморегулируемой организации относят следующие:

  1. по своему статусу является некоммерческой;
  2. формируется на основе членства;
  3. обладает публичными (регулятивными) функциями и полномочиями в отношении своих членов (разработка правил (стандартов), контроль за их соблюдением и исполнением, привлечение к ответственности нарушителей и т.п.);
  4. осуществляет представительство и защиту прав и интересов своих членов в отношениях с другими лицами <6>.
<6> См.: Галов В.В., Зинченко С.А. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 97 - 118.

Все перечисленные характерные признаки рассматриваемого субъекта предпринимательства заставляют задуматься об их востребованности экономикой нового типа, в частности в сфере инноваций, в том числе нанотехнологий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2010 г. N 282 "О национальной нанотехнологической сети" нанотехнологии - технологии, направленные на создание и практическое использование нанообъектов и наносистем с заданными свойствами и характеристиками.

Одной из наиболее перспективных отраслей производства становится наноиндустрия, которая нацелена на производство новых, концептуально отличающихся от предыдущих поколений продуктов и материалов <7>.

<7> См.: Иншакова А.О. "Высокие технологии" частноправового регулирования наноиндустриализации. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 6.

В целом же наноиндустрия представляет собой межотраслевой комплекс организаций, а также междисциплинарный комплекс организаций (комплекс организаций, осуществляющих деятельность в рамках различных научных дисциплин на основе единого подхода к рассмотрению материи на атомно-молекулярном уровне), обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке и коммерциализации нанотехнологий <8>.

<8> Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2010 г. N 282 "О национальной нанотехнологической сети" // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2250.

Нанотехнология - совокупность технологических методов и приемов, используемых при изучении, проектировании и производстве материалов, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и управление строением, химическим составом и взаимодействием составляющих их отдельных наномасштабных элементов (с размерами порядка 100 нм и меньше как минимум по одному из измерений), которые приводят к улучшению либо появлению дополнительных эксплуатационных и (или) потребительских характеристик и свойств получаемых продуктов <9>.

<9> См.: Иншакова А.О. Субфедеральное нормативно-правовое обеспечение экономической деятельности в сфере наноиндустрии // Гражданское право. 2011. N 3. С. 3 - 6.

Основными субъектами нанотехнологичной деятельности выступают юридические лица, в том числе некоммерческие организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся и саморегулируемые организации.

Профессиональные саморегулируемые организации являются одной из специализированных форм организации и обеспечения инновационной деятельности наряду с инновационными корпорациями, инновационными технологическими центрами, центрами трансфера технологий; консорциумами, инновационными промышленными комплексами (группами), технологическими кластерами; инновационными территориальными образованиями; специализированными организациями, обеспечивающими обслуживание инновационного предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы); венчурными фондами и иными специализированными организациями <10>.

<10> Модельный закон об инновационной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением 27 - 16 на 27 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 2). С. 371 - 427; проект Федерального закона N 17601-6 "О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации" // Официальный сайт Государственной Думы РФ http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=496139-5&02 (дата обращения - 13 февраля 2015 г.).

В снятом с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекте Федерального закона N 17601-6 "О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации" особое внимание было уделено саморегулированию инновационной деятельности. Так, ст. 10 предусмотрено право инноваторов создавать в соответствии с действующим законодательством саморегулируемые организации. В целях ускоренного развития инновационной деятельности, при отсутствии саморегулируемой организации инноваторов, при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться Советы по развитию инновационной деятельности, которые выполняют функции саморегулируемой организации.

Сегодня повышенное внимание к инновациям наблюдается в большей мере в строительной индустрии, где инновации выражаются в сокращении стоимости, сроков возведения и повышении качества объектов недвижимости.

К примеру, в Ассоциации "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ) функционирует Комитет инновационных технологий в строительстве, являющийся специализированным постоянно действующим коллегиальным органом при Совете НОСТРОЙ, в функцию которого входит доведение инновационных технологий в строительстве до конечного потребителя, в том числе путем ускорения процесса их освоения в производстве; информационное обеспечение инновационной деятельности с использованием информационных технологий; обмен опытом, объективная оценка предоставляемых решений и содействие дальнейшей модернизации строительного комплекса; оказание содействия в организации встреч деловых кругов, семинаров по обмену опытом и повышению квалификации руководителей и специалистов в сфере научно-технических инноваций и высоких технологий, обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой продукции, организации ее производства и др. <11>.

<11> Официальный сайт НОСТРОЙ // URL: http://nostroy.ru/nostroy/comittees/comitet_IT/ (дата обращения - 13 февраля 2015 г.).

Саморегулируемой организацией НП "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве" проводится работа по выявлению, рассмотрению и продвижению на рынок товаров и услуг, предложений по реализации проектов развития нанотехнологий и применения наноматериалов в строительстве, со значительным экономическим или социальным потенциалом.

Свой вклад в процесс развития нанотехнологий и применения наноматериалов в строительстве организация осуществляет через участие в актуализации и разработке нормативно-технической документации по проектированию и строительству в Российской Федерации, ориентированной на внедрение инновационных разработок и решений, в первую очередь с использованием наноматериалов и нанотехнологий в строительстве <12>.

<12> См.: Наноматериалы и нанотехнологии в строительстве. Официальный сайт СРО НП "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве" // www.srogen.ru/novosti/srochno/nanomaterialy_i_nanotekhnologii_v_stroitelstve/ (дата обращения - 13 февраля 2015 г.).

Председатель Комитета СРО атомной отрасли по инновационным технологиям Э.Л. Кокосадзе отмечает, что "инновации необходимы любой отрасли... невозможно строить сложнейшие инженерные объекты без вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)" <13>.

<13> См.: Инновации необходимы любой отрасли. Интервью с председателем Комитета СРО атомной отрасли по инновационным технологиям Элгуджа Леванович Кокосадзе // http://atomsro.ru/?p=1046 (дата обращения - 13 февраля 2015 г.).

Поэтому при СРО НП "Объединение организаций, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов атомной отрасли "СОЮЗАТОМСТРОЙ", СРО НП "Объединение организаций, выполняющих архитектурно-строительное проектирование объектов атомной отрасли "СОЮЗАТОМПРОЕКТ", СРО НП "СОЮЗАТОМГЕО" создан Комитет по инновационным технологиям, целями которого являются: формирование эффективной технической политики в сфере инновационных технологий, применяемых при сооружении объектов использования атомной энергии; ускорение внедрения инновационных технологий в производственные процессы, выполняемые при сооружении объектов использования атомной энергии путем координации научно-технического и практического потенциала разработчиков инновационных технологий и основных участников сооружения объектов использования атомной энергии; разработка инновационных прогнозов основных направлений производственного освоения научно-технических достижений в области использования атомной энергии на краткосрочную и долгосрочную перспективу; анализ проблем, возникающих при внедрении инновационных технологий в производственные процессы, информирование заинтересованных сторон и организация выработки решений по устранению проблем <14>.

<14> Официальный портал саморегулируемых организаций атомной отрасли // http://atomsro.ru/?page_id=987 (дата обращения - 13 февраля 2015 г.).

Создание саморегулируемых организаций связано с необходимостью развития инфраструктуры в рамках инвестиционных и инновационных проектов добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов, водных биологических ресурсов <15>.

<15> Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" // Официальный сайт Минэкономразвития России http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/econReg/investproject/doc20100309_011 (дата обращения - 13 февраля 2015 г.).

Арбитражные управляющие внедряют современные технологии проведения торгов в электронной форме с привлечением операторов электронных торговых площадок, позволяющие обеспечить открытость, прозрачность и эффективность торгов, а также первыми участвуют в создании общедоступного Единого федерального ресурса сведений о банкротстве, размещаемого в сети Интернет, позволяющего оперативно получать всю необходимую информацию как о деятельности арбитражного управляющего в каждом деле о банкротстве, так и о деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих <16>.

<16> См.: Липкин И.Б., Гареев А. Обеспечение прав и законных интересов // Арбитражный управляющий. 2012. N 2. С. 26 - 29.

Таким образом, саморегулируемые организации являются непосредственными участниками инновационной деятельности - акторами инновационного хозяйствования микроуровня эволюционирующей глобальной экономической системы <17>. В то же время, к сожалению, следует констатировать, что в настоящее время не во всех отраслях экономики участники саморегулируемых организаций осознают свою роль и возможные варианты участия в инновационном процессе и реализации инновационной экономической деятельности.

<17> Согласно классификации, представленной в исследованиях О.В. Иншакова. См. подробнее: Иншаков О.В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. С. 4.

Достаточно широкий круг практического применения данной формы предпринимательства в сфере инноваций, в том числе и нанотехнологий, очерченный в данной статье, позволяет авторам выразить надежду на то, что саморегулируемые организации станут со временем одним из наиболее продуктивных видов реализации корпоративного инновационного хозяйствования, возможности которого в полной мере будут воплощать стратегические задачи государства в сфере нанотехнологий в повседневную жизнь.

Библиографический список

  1. Галов В.В., Зинченко С.А. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007.
  2. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  3. Инновации необходимы любой отрасли. Интервью с председателем Комитета СРО атомной отрасли по инновационным технологиям Элгуджа Левановичем Кокосадзе // http://atomsro.ru/?p=1046.
  4. Иншаков О.В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.
  5. Пятакова А.О. "Высокие технологии" частноправового регулирования наноиндустриализации. М.: Юрлитинформ, 2013.
  6. Иншакова А.О. Субфедеральное нормативно-правовое обеспечение экономической деятельности в сфере наноиндустрии // Гражданское право. 2011. N 3.
  7. Лескова Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений // Гражданское право. 2011. N 2.
  8. Липкин И.Б., Гареев А. Обеспечение прав и законных интересов // Арбитражный управляющий. 2012. N 2.
  9. Наноматериалы и нанотехнологии в строительстве. Официальный сайт СРО НП "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве" // www.srogen.ru/novosti/srochno/nanomaterialy_i_nanotekhnologii_v_stroitelstve/.
  10. Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1.
  11. http://atomsro.ru/?page_id=987.
  12. http://nostroy.ru/nostroy/comittees/comitet_IT/.