Мудрый Юрист

Основные этапы и процессы внедрения ювенальных технологий в архангельской области *

<*> Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (номер заявки 15-13-29001).

Скрипченко Нина Юрьевна, профессор кафедры уголовного права и процесса ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", доктор юридических наук, доцент.

Машинская Наталья Викторовна, заведующая кафедрой уголовного права и процесса ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", кандидат юридических наук, доцент.

Сложная криминогенная ситуация с подростковой преступностью в Архангельской области побудила практических работников к поиску эффективных способов противодействия ей. Основой для получения новых знаний послужила разработка и внедрение кейс-менеджмента, направленного на социализацию подростка, преступившего закон, путем улучшения его жизненной ситуации посредством непрерывного социального сопровождения несовершеннолетнего. Статья содержит анализ основных этапов и мероприятий, проводимых в рамках внедрения досудебного сопровождения подростков. Реализация эксперимента свидетельствует о положительной динамике в сфере преступности несовершеннолетних, а также о наличии ряда проблем.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, несовершеннолетний, специалист, социальный работник, досудебное сопровождение, кейс-менеджмент.

Major stages and processes of introducing juvenile technologies in Arkhangelsk Region

N.Yu. Skripchenko, N.V. Mashinskaya

Skripchenko Nina Yu., Professor at the Chair of Criminal Law and Procedure of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Lomonosov Northern (Arctic) Federal University", Doctor of Law, Assistant Professor.

Mashinskaya Natalya V., Head of the Chair of Criminal Law and Procedure of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Lomonosov Northern (Arctic) Federal University", Doctor of Law, Assistant Professor.

The complicated juvenile delinquency situation in the Arkhangelsk region encouraged practitioners to seek effective means of countering it. The basis for the new knowledge was the development and introduction of case management aimed at socialization of a teenager in conflict with the law by improving his circumstances through continuous post-release care of a minor. The article analyzes major stages and activities arranged as part of pre-trial support of teenagers. The implementation of the experiment demonstrates positive dynamics in juvenile delinquency and reveals a number of problems.

Key words: criminal proceedings, minor, expert, caseworker, pre-trial support, case management.

Одним из приоритетных направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, является формирование и развитие дружественного к ребенку правосудия. Однако еще до принятия Национальной стратегии ряд регионов (Ленинградская область, Ростов-на-Дону, Пермь и др.) реализовывал идеи дружественного к ребенку правосудия в рамках пилотных проектов. Следовательно, еще до нормативного указания о необходимости развития дружественного к ребенку правосудия, с учетом социально-экономического развития региона, состояния преступности, в субъектах Российской Федерации стала формироваться индивидуально ориентированная на подростка, преступившего закон, практика отправления правосудия.

Сложная криминогенная ситуация с подростковой преступностью в Архангельской области, характеризующаяся не только стабильно высоким уровнем преступности несовершеннолетних, но и изменением в сторону увеличения доли тяжких и особо тяжких преступлений, групповой и повторной преступности, побудила практических работников к поиску новых способов противодействия ювенальной преступности <1>. Основой для получения новых знаний в области профилактики преступности несовершеннолетних послужил российско-немецкий проект "Динамический механизм: сокращение применения мер, связанных с ограничением/лишением свободы, в отношении подростков и молодежи, преступивших закон", длившийся на протяжении 2005 - 2010 гг. Целью проекта являлась разработка и внедрение кейс-менеджмента, направленного на обеспечение прав несовершеннолетнего, преступившего закон. Кейс переводится как случай, в рамках проекта его рассматривают как преступление, совершенное подростком. Исходя из этого, кейс-менеджмент - это метод, направленный на интеграцию в общество подростка, преступившего закон, путем улучшения его жизненной ситуации. Немецкий опыт показал, что лучше всего достижение этой цели осуществляется специалистами в области социальной работы <2>.

<1> Скрипченко Н.Ю. Теория и практика применения иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 5.
<2> Скрипченко Н.Ю., Машинская Н.В. Досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон, как одна из форм реализации дружественного к ребенку правосудия (опыт Архангельской области) // Законность и правопорядок в современном обществе: Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. С. 189.

Кейс-менеджмент заключается в организации непрерывного сопровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление, находящегося в социально опасном положении, с момента возбуждения уголовного дела до исполнения назначенного подростку наказания.

На первом этапе реализации проекта (2006 - 2007 гг.) функции кейс-менеджера были возложены на специалистов по социальной работе муниципальных центров охраны прав несовершеннолетних в дополнение к их основным обязанностям. Предпринятыми мерами не удалось достичь позитивного результата, что было обусловлено кадровой проблемой. В частности, был выявлен недостаток знаний и компетенций у специалистов по социальной работе, которые, помимо своих непосредственных задач, выполняли функции кейс-менеджера. Определенную негативную роль сыграло и отсутствие специальной подготовки указанных лиц.

Апробация проекта показала, что для достижения намеченных целей необходимо установить надлежащее межведомственное взаимодействие между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В то же время из опроса социальных работников стало известно, что подростки, преступившие закон, и их родители крайне нуждаются в помощи специалистов в области психологии и социальной работы. Многие родители несостоятельны в педагогическом отношении, не считают правонарушения ребенка своими проблемами, но когда видят искреннее желание помочь в сложившейся ситуации, в налаживании взаимоотношений с сыном или дочерью, то идут на контакт.

Участники эксперимента отмечали, что уже на стадии предварительного расследования у несовершеннолетнего повышается чувство ответственности, он более осмысленно воспринимает судебное заседание и назначенное наказание.

В рамках реализации второго этапа проекта (2008 - 2009 гг.) была создана рабочая группа по развитию ювенальных технологий в Архангельской области, куда вошли представители департамента образования Архангельской области, прокуратуры Архангельской области, следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, подразделения по делам несовершеннолетних и следственного управления органов внутренних дел, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, судьи Архангельского областного суда. Определив цель и задачи взаимодействия, участники разработали Соглашение о сотрудничестве в сфере внедрения элементов ювенальной юстиции в Архангельской области, которое было подписано 15 октября 2009 г. руководителями вышеназванных ведомств. Каждая из сторон обязалась оказывать содействие другой стороне в выполнении принятых обязательств, своевременно принимать зависящие от нее меры по улучшению качества и повышению эффективности совместной деятельности.

Одним из условий реализации Соглашения было проведение курсов повышения квалификации, стажировок специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Стороны также обязались содействовать в организации экспериментальных площадок по внедрению элементов ювенальной юстиции на территории Архангельской области.

Разработка указанного Соглашения послужила правовой основой для определения экспериментальных площадок и выделения штатной единицы социального работника, осуществляющего кейс-менеджмент.

Экспериментальной площадкой внедрения кейс-менеджмента стал Исакогорский муниципальный округ г. Архангельска, который характеризуется удаленностью от центра города, незначительным количеством досуговых учреждений, доступных подросткам, высокой концентрацией семей, находящихся в социально-опасном положении, что создает условия для совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.

Кейс-менеджмент возлагался на специального сотрудника, прошедшего подготовку по реализации указанного метода. Одной из основных задач привлечения социального работника к участию в уголовном деле в отношении несовершеннолетнего явился сбор информации о подростке, преступившем закон, из других органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; изучение ситуации в семье, ближайшего окружения; анализ имеющихся ресурсов для социализации подростка.

Собранная о несовершеннолетнем информация аккумулировалась в дневнике социального сопровождения, который также содержал сведения о психологических особенностях подростка; анализ ситуации, связанной с совершением преступления; рекомендации социального работника относительно мер уголовно-правового характера, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, и план мероприятий по социализации подростка.

Отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве участника - социального работника актуализировало проблему его правового статуса. Существующая неопределенность относительно полномочий социального работника делает невозможным вступление его в уголовное дело и обеспечение доказательственного значения результатов его участия.

Обсуждая процессуальный статус лица, осуществляющего досудебное сопровождение несовершеннолетнего, практические работники предлагали привлекать его в качестве свидетеля или специалиста. Учитывая, что права и обязанности свидетеля (ст. 56 УПК РФ) не направлены на активное участие в уголовном деле, привлечение социального работника в качестве свидетеля не позволит реализовать поставленные перед ним задачи. Процессуальные же полномочия специалиста (ст. 58 УПК РФ) в наибольшей степени отвечают целям и задачам участия социального работника, обеспечивая доказательственное значение результатов участия.

Определение процессуального статуса социального работника носило принципиальный характер и позволило привлечь его к участию в уголовном деле, а также учесть результат проведенного им исследования.

На современном этапе, начиная с 2010 г., досудебное социальное сопровождение осуществляется в отношении подростков, проживающих в г. Архангельске, Северодвинске, Котласе, Вельском районе. С целью обобщения и анализа опыта досудебного сопровождения творческим коллективом Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в 2014 г. был подготовлен проект "Досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон: обобщение опыта и перспективы развития на территории Архангельской области", который поддержан Российским гуманитарным научным фондом.

Эмпирической базой научного исследования послужили: материалы уголовных дел, по которым проводилось и не проводилось досудебное сопровождение; дневники досудебного сопровождения подростков, опросы судей, следователей, дознавателей и социальных работников. Результаты анализа и обобщения свидетельствуют о положительной динамике в сфере подростковой преступности. В частности, повторные преступления среди подростков, в отношении которых применялось досудебное сопровождение, составляет 15,3%, что гораздо ниже общего рецидива преступлений несовершеннолетних, составляющего 26,8%. Сравнительный анализ решений, вынесенных по уголовном делам, по которым досудебное сопровождение не осуществлялось и по которым указанная процедура проводилась, свидетельствует о том, что досудебное сопровождение позволяет собрать не только данные относительно социально-демографической характеристики личности виновного, но и составить социально-психологический и социально-ролевой портрет подростка. Всестороннее изучение личности позволяет установить собственный потенциал несовершеннолетнего к социализации, а также оценить в этом направлении резервы его ближайшего окружения (семьи, лиц, заменяющих родителей, ближайшего окружения).

В решениях, выносимых по результатам досудебного сопровождения, прослеживается индивидуальный подход к избранию мер уголовно-правового характера. Назначая условное осуждение, судья не ограничивается стандартным набором ограничений и обязанностей (периодически являться на регистрацию в специализированное учреждение и не менять место жительства, учебы без уведомления указанного учреждения), а в полном объеме использует рекомендации специалиста, возлагая на подростка обязанность пройти курс социализации, который носит личностно ориентированный характер. Так, по уголовному делу в отношении З. суд принял во внимание рекомендации специалиста и возложил на него обязанности пройти в рамках курса социализации сопрограммы: "Мое благополучие", "Мое будущее без правонарушений", "Дорога к себе" <3>.

<3> Уголовное дело N 1-169 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2010 г.

Однако анализ материалов уголовных дел, по которым осуществлялось досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон, позволил выявить и ряд проблем.

Во-первых, имеют место случаи, когда дневники социального сопровождения носят однотипный характер, не отражая индивидуальные особенности психологического состояния конкретного подростка.

Во-вторых, в заключениях встречается специальная терминология, толкование которой вызывает затруднение у правоприменителя. Так, характеризуя подсудимого Т., специалист отмечает психоэмоциональную неустойчивость подростка, повышенную реактивность и чувствительность к действию различных средовых факторов и условий <4>, у А. был выявлен подростковый психический инфантилизм <5>, в отношении Ш. было установлено нарушение детско-родительских взаимоотношений и сохранение детских качеств личности <6>.

<4> Уголовное дело N 1-24 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2012 г.
<5> Уголовное дело N 1-22 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2013 г.
<6> Уголовное дело N 1-37 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2014 г.

В-третьих, отдельные рекомендации, которые содержатся в дневнике социального сопровождения и заключении специалиста, не имеют адресата либо социальный работник делает вывод о необходимости "большой совместной работы всех специалистов с несовершеннолетним и его окружением: психологов и педагогов для преодоления и решения проблем" <7>. Некоторые рекомендации трудно реализуются на практике. Например, по уголовному делу в отношении Ш. специалист рекомендует помочь подростку в расстановке жизненных и профессиональных приоритетов <8>; подсудимому Б. рекомендовано вовлекаться в досуговые мероприятия, помочь расставить акценты <9>; в отношении К. специалист сделал вывод о том, что он нуждается в консультациях для выработки навыков и умений, направленных на контроль своих эмоций и поступков, коррекции детско-родительских отношений и повышения мотивации к обучению <10>.

<7> Уголовное дело N 1-108 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2011 г.
<8> Уголовное дело N 1-55 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2010 г.
<9> Уголовное дело N 1-135 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2010 г.
<10> Уголовное дело N 1-69 // Архив Исакогорского районного суда г. Архангельска. 2012 г.

Такого рода рекомендации дезориентируют суд в выборе способов социализации подростка.

В-четвертых, в отношении подростков, которые подвергались досудебному сопровождению и вновь совершили преступление, анализ причин и условий низкой эффективности проводимой процедуры носит эпизодический характер. Зачастую в дневнике и заключении отсутствует информация о том, прошел ли подросток курс социализации, который был рекомендован ему, почему проводимые мероприятия не дали результата. В большинстве случаев осуществления досудебного сопровождения подростка, ранее уже проходившего данную процедуру, специалист рекомендует вновь назначить курс социализации, не конкретизируя, на что он должен быть направлен. В этой связи возникает вопрос об эффективности вновь рекомендуемого курса, если ранее проведенные мероприятия не дали результата.

Анализ результатов проекта выявил одну из самых острых проблем - отсутствие квалифицированных кадров. Невысокая заработная плата социального работника на фоне сложного и напряженного характера работы не позволила привлечь достаточное количество специалистов, имеющих опыт и навыки проведения психофизиологических диагностик подростков.

Представляется, что указанная проблема отразилась и на качестве проведения досудебного сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон.

Сформулированные выводы носят промежуточный характер и нуждаются в дальнейшей конкретизации с учетом развивающейся практики досудебного сопровождения в Архангельском регионе.

Литература

  1. Скрипченко Н.Ю. Теория и практика применения иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 312 с.
  2. Скрипченко Н.Ю., Машинская Н.В. Досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон, как одна из форм реализации дружественного к ребенку правосудия (опыт Архангельской области) // Законность и правопорядок в современном обществе: Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. С. 189 - 191.