Мудрый Юрист

Организационно-методические аспекты управления исполнением государственных контрактов

Кандыбко Н.В., профессор кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета, доктор экономических наук, профессор.

В условиях развития контрактной системы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд особенно остро стоит вопрос повышения эффективности исполнения государственных контрактов, что обусловливает необходимость разработки и внедрения в деятельность заказывающих органов регламентов и алгоритмов по управлению исполнением государственных контрактов. Это позволит повысить качество исполнения контрактных обязательств за счет своевременного выявления и корректировки отклонений от графика работ, нивелирования рисков, проведения аудита и мониторинга.

Ключевые слова: государственный контракт, государственный заказчик, контрактная служба, государственный оборонный заказ, государственные закупки.

Organizational-methodical aspects of performance of public contracts

N.V. Kandybko

Kandybko N.V., professor of management of the economy of production and repair of weapons and equipment of the Military University, Doctor of Economics, Professor.

With the development of the contract system of procurement of products for state and municipal needs are particularly acute problem improving the performance of public contracts, which causes the necessity of development and implementation in the activities of the Contracting authorities regulations and algorithms for managing the implementation of public contracts. This will improve the quality of performance of contractual obligations due to the timely detection and correction of deviations, leveling, risk, audit and monitoring.

Key words: government contract, state customer, contract service, state defense order, government procurement.

Важным фактором успешного выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ) является своевременная идентификация проблем их исполнения и отклонений от графика работ. Опыт сектора государственных закупок показывает, что, если на этапе выполнения первых 15% от планового объема работ выявлены существенные отклонения, контракт не будет выполнен с заданными вначале параметрами <1>. Таким образом, важнейшей задачей заказывающих органов является разработка и регламентация процедур управления исполнением государственных контрактов, которые будут определять основные принципы, механизмы, инструменты, функции и полномочия участников контрактных отношений.

<1> Анчишкина О.А. Сфера публичных закупок: повестка для российского законодателя // Госзаказ. 2010. N 22.

Управление исполнением государственного контракта - это определение и применение необходимых управляющих воздействий в целях успешной реализации контракта. Такое управление необходимо для координации действий заказчика и поставщика, выявления проблем и рисков по исполнению контракта.

Алгоритм действий заказчика по управлению исполнением контрактов состоит из ряда этапов, которые рассмотрены ниже.

Этап 1. Организация деятельности контрактной службы заказчика

Для выполнения функций по планированию и осуществлению закупок заказчики вправе создавать контрактные службы. При этом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" формирование специального структурного подразделения не является обязательным. Создание контрактной службы предусмотрено только для тех заказчиков, чей совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком закупок превышает 100 млн. руб. <2>.

<2> Симоновский К.В. Нововведения контрактной системы в сфере государственных (муниципальных) закупок // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 8.

Задача организации деятельности контрактной службы заказчика должна разбиваться на ряд подзадач, а именно:

Определяя концептуальные подходы к формированию организационной структуры управления исполнением контрактов, необходимо выделить основные направления этой деятельности, в частности:

Этап 2. Обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов

Задачами, содержательно раскрывающими функцию "обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов", могут выступать:

До появления библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов целесообразно обратить особое внимание на принципы составления и обязательные условия контракта, призванные решить две основные задачи: нивелирование риска, связанного с заключением контракта (признание контракта недействительным из-за включения в него положений, не отвечающих законодательству в сфере регулирования ГОЗ), и повышение степени управляемости контрактом.

Этап 3. Управление исполнением контрактов

Общим принципом управления исполнением любого контракта должно стать его ведение с момента составления плана закупок, плана-графика, краткого плана действий по закупке до проведения постконтрактных мероприятий <3>.

<3> Пахомова Л.М., Сидомонова О.Ю. Актуальные вопросы управления исполнением государственных контрактов в условиях перехода к контрактным отношениям // Госзаказ: управление, размещение, исполнение. 2013. N 3.

Управление исполнением контракта во многом связано с разработкой системы мониторинга исполнения контракта, который представляет собой специальный структурно-информационный комплекс для проведения организованного наблюдения, сбора, оценки и анализа сведений о факторах влияния, состоянии и тенденциях исполнения государственного контракта в целях координации контрактной деятельности.

Инструментами мониторинга должны являться:

Аудит проводится в целях: выявления проблем в деятельности подконтрольных объектов; анализа и оценки результативности деятельности органов исполнительной власти и исполнителей ГОЗ по выполнению ими функций размещения и выполнения ГОЗ; анализа и оценки эффективности использования бюджетных средств для финансирования ГОЗ; разработки обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации деятельности субъектов управления размещением и исполнением ГОЗ.

Результаты мониторинга могут быть:

В результате анализа результатов мониторинга вырабатываются предложения по корректирующим мерам, оценивается степень исполнения графика реализации контракта всеми участниками, проводится уточнение уровней рисков контракта.

Постконтрактные мероприятия связаны с определением и анализом входных и выходных показателей контрактной документации, которые известны до начала работ по контракту и которые должны быть получены после выполнения контракта.

Этап 4. Соблюдение в процессе управления исполнением контрактов правил проектного менеджмента

В мировой практике при разработке и закупке технически сложной продукции широко применяются методы проектного управления, охватывающие все этапы жизненного цикла - от разработки продукции до ее утилизации.

Практика приобретения "жизненных циклов", когда проект и контракт рассматриваются как единый объект управления, позволяет Пентагону планировать экономию только на закупках вооружений для армии США порядка 40 млрд. долл. в год <4>. Эффективная ценовая политика невозможна вне проектной логики управления жизненным циклом контрактов. В США заявки на сложные контракты не рассматриваются без предварительной оценки планов их реализации и наличия систем проектного управления.

<4> Пискунов А.А. Проблема модернизации управления развитием Вооруженных Сил и ОПК. URL: http://www.viperson.ru.

Современная концепция управления проектами базируется на понятии "проект", рассматривая его не только как объект управления, обладающий некоторыми специфическими свойствами, но и как общую характеристику сути, базовое свойство управления проектами.

Применительно к предметной области исследования управление проектом (проектное управление) можно рассматривать как особый вид управленческой деятельности государственных заказчиков и организаций - исполнителей ГОЗ, базирующийся на предварительной разработке комплексно-системной модели действий по исполнению государственного контракта и направленный на реализацию этой модели.

Важнейшей составляющей процесса исполнения проекта является систематический контроль хода выполнения работ. Процесс проведения контроля должен планироваться так же, как и любой другой процесс в составе проекта. Планы проведения контроля разрабатываются на основе установленных объемов работ по проекту наряду с исполнительными планами и дополняют их. Проведение контроля предполагает расчет ряда показателей:

Этап 5. Расчет показателей эффективности управления исполнением контрактов

Расчет показателей эффективности управления исполнением контрактов может базироваться на следующих показателях.

  1. Удельный вес расторгнутых контрактов в общем числе заключенных контрактов:

где Rрк - количество расторгнутых контрактов; Qзк - количество заключенных контрактов;

N1 - сравнительный показатель, отслеживающий эффективность исполнения контракта. Оптимально - не более 0,1.

  1. Доля обжалований в общем количестве заключенных контрактов:

где Qобж - количество обжалований, поступивших от поставщиков; Qзк - количество заключенных контрактов;

N2 оказывает степень конфликтности при проведении закупок (приемлемо не более 0,05).

  1. Исполнение по качеству:

где Pр - количество рекламаций; Qзк - количество заключенных контрактов. Показатель должен стремиться к 0 (0).

  1. Соблюдение законодательства:

где N4 - индекс нарушений законодательства; Qвппр - количество внеплановых проверок с выдачей предписаний; Qвп - общее количество внеплановых проверок. Показатель должен стремиться к 0 (0).

Для расчета данных показателей необходимы сведения:

Источниками информации являются отчеты заказчиков, размещаемые в единой информационной системе, а также статистическая форма "1-Торги".

Этап 6. Оценка эффективности организации процесса исполнения контрактов

Этапом, завершающим процесс управления исполнением контрактов, должен стать анализ хода их исполнения в целях изучения возникающих при реализации контрактов проблем для их учета при выполнении аналогичных контрактов в будущем.

Для оценки эффективности организации процесса исполнения контракта целесообразно введение критерия S "Соответствие деятельности контрактной службы заказчика законодательству в сфере государственных закупок". Критерий рассчитывается следующим образом. При отсутствии в отчетном периоде нарушений в деятельности контрактной службы значение критерия S принимается равным 10 баллам. В случае установления нарушений при формировании, размещении, исполнении заказов в отчетном периоде значение критерия определяется по формуле:

где SН - количество нарушений в отчетном периоде; SРЗ - количество исполненных контрактов.

Внедрение предложенного в статье алгоритма управления исполнением государственных контрактов в практическую деятельность заказывающих органов позволит:

Список литературы

  1. Анчишкина О.А. Сфера публичных закупок: повестка для российского законодателя // Госзаказ. 2010. N 22.
  2. Пахомова Л.М., Сидомонова О.Ю. Актуальные вопросы управления исполнением государственных контрактов в условиях перехода к контрактным отношениям // Госзаказ: управление, размещение, исполнение. 2013. N 3.
  3. Пискунов А.А. Проблема модернизации управления развитием Вооруженных Сил и ОПК. URL: http://www.viperson.ru.
  4. Симоновский К.В. Нововведения контрактной системы в сфере государственных (муниципальных) закупок // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 8.