Мудрый Юрист

Охрана памятников истории и культуры в республике Молдова. Некоторые проблемы

Боршевский Андрей Петрович, старший научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы, член Российской академии юридических наук, доктор наук.

Сосна Александр Борисович, адвокат, преподаватель юридического факультета Молдавского государственного университета, член Российской академии юридических наук, доктор наук.

В статье рассматриваются проблемы Республики Молдова по охране памятников истории и культуры. Авторами предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства Молдовы, которое затрагивает так или иначе памятники истории и культуры.

Ключевые слова: Республика Молдова (РМ), ЮНЕСКО, Закон РМ N 218, Закон РМ N 58, Закон РМ N 280, УК РМ, ГК РМ.

Protection of Historical and Cultural Monuments in the Republic of Moldova. Certain Problems

A.P. Borshevsky, A.B. Sosna

Borshevsky Andrey P., Doctor of Science, Senior Researcher of the Institute of Cultural Heritage of the Academy of Sciences of Moldova, Member of the Russian Academy of Legal Sciences.

Sosna Alexander B., Doctor of Science, Attorney, Lecturer at the Law Department of Moldova State University, Member of the Russian Academy of Legal Sciences.

The article reviews problems of the Republic of Moldova in protection of historical and cultural monuments. The authors provide recommendations for improvement of Moldovan laws, which either way affect historical and cultural monuments.

Keywords: Republic of Moldova, UNESCO, Law of the Republic of Moldova No. 218, Law of the Republic of Moldova No. 58, Law of the Republic of Moldova No. 280, Criminal Code of the Republic of Moldova, Civil Code of the Republic of Moldova.

Республика Молдова (далее - РМ) - страна, стремящаяся к единому европейскому пространству, имеет самобытную культуру и традиции, которые хотелось бы рассматривать как неотъемлемую часть европейского культурного наследия. На современном этапе в Молдове происходит процесс формирования государственной политики сохранения культурного наследия, основанной на европейском законодательстве.

Парламент РМ ратифицировал Рамочную конвенцию Совета Европы о значении культурного наследия для общества, Конвенцию об охране нематериального культурного наследия; Республика Молдова присоединилась к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

Это демонстрирует важность охраны объектов культурного наследия.

Под охраной памятников истории и культуры понимается совокупность мер научного, периодического, административного, финансового, налогового и технического характера, призванных обеспечить идентификацию, исследование, инвентаризацию, классификацию, сохранение, обеспечение безопасности, реставрацию памятников истории и культуры.

К культурным ценностям относятся, в частности, произведения культуры и искусства, здания, сооружения, предметы и технология <1>.

<1> Большой юридический словарь / под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 296.

Организация объединенных нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, основанное в 1946 году, организует международное сотрудничество в сфере охраны памятников истории и культуры. В 1972 год ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия.

Согласно Конституции Республики Молдова, принятой 29 июля 1994 года, "охрана окружающей среды и сохранение памятников истории и культуры являются обязанностью каждого гражданина".

Парламент РМ принял ряд законов, регулирующих охрану памятников истории и культуры, установил административную и уголовную ответственность за нарушение правил охраны этих памятников. Несмотря на это, многие памятники истории и культуры Республики Молдова подвергаются разрушению. Причинами этих нарушений являются недостатки законов, регулирующих охрану памятников истории и культуры, коррупция правоохранительных органов, уклоняющихся от привлечения правонарушителей к ответственности, отсутствие финансирования и др. Несмотря на законы, регулирующие охрану памятников истории и культуры, случаи уничтожения и порчи этих памятников довольно часто встречаются в Республике Молдова. И причинами этих нарушений являются не только недостаточная жесткость санкций за нарушения правил охраны памятников истории и культуры, но и бездействие правоохранительных органов, уклоняющихся от применения установленных законами санкций к правонарушителям. Очевидно, что безответственность влиятельных лиц способствует нарушению законов. Целью данной статьи является освещение законов РМ, регулирующих охрану памятников истории и культуры, и внесение предложений по совершенствованию данных законов и механизма их применения.

Охрана памятников истории и культуры регулируется следующими Законами Республики Молдова:

<2> Официальный монитор РМ. 2010. N 235 - 240. 3 дек.
<3> Официальный монитор РМ. 2012. N 76 - 80. 20 апр.
<4> Официальный монитор РМ. 2012. N 82 - 84. 27 апр.

Закон РМ N 218 от 17 сентября 2010 года "Об охране археологического наследия" состоит из 11 глав, в которые входят 48 статей. В преамбуле этого Закона подчеркивается, что археологическое наследие Республики Молдова является основной частью национального культурного достояния, которому активно угрожает деградация как вследствие интенсификации процесса реализации крупных проектов по комплексному обустройству, новому строительству и эксплуатации земель, так и вследствие природных рисков, незаконных землеройных работ или недостаточной информированности граждан, нуждается в охране путем органичного внедрения политики по охране археологических памятников в культурные, образовательные, природоохранные, градостроительные политики и политики по обустройству территорий, администрированию сельскохозяйственных земель, почв и лесных угодий. Закон РМ "Об охране археологического наследия" регулирует общий правовой режим археологических открытий и исследований, а также охрану археологического наследия. Статья 2 Закона РМ "Об охране археологического наследия" содержит легальное определение параллельных в данном Законе основных понятий:

а) археологическое наследие - совокупность материальных предметов, возникших в результате жизнедеятельности человека в прошлом, сохраняющихся в естественных условиях наземной поверхности, в недрах земли и под водой в виде недвижимых археологических памятников (поселения, могильники, отдельные захоронения, курганы, крепости, валы, строения, церкви, здания, хозяйственные постройки и др.) или движимых ценностей (предметы или их фрагменты), для выявления и изучения которых требуется применение археологических методов;

б) общий юридический режим открытий и археологических исследований - совокупность юридических, административных, финансовых, технических и научных мер, направленных на обеспечение поисковых работ, идентификацию, открытие, инвентаризацию, консервацию, реставрацию, охрану, поддержание и освоение археологических ценностей, а также участков, на которых таковые находятся, в целях их исследования или, в зависимости от обстоятельств, классификации в качестве движимых культурных ценностей или исторических памятников;

в) охрана археологического наследия - система юридических и административных мер запретительного и предупредительного характера, предназначенных для учета, консервации, сохранения и реставрации археологического наследия;

г) археологическое исследование - совокупность мер научного и технического характера, предназначенных для обеспечения поиска, идентификации, открытия путем археологических раскопок или других методов, исследования, сбора, регистрации и научного освоения, в том числе путем опубликования, археологического наследия;

д) археологическая разведка - археологическое исследование на поверхности земли или под водой с целью идентификации новых археологических памятников или уточнения состояния уже известных памятников;

е) предварительное археологическое исследование - исследование, проводимое с целью изучения археологических памятников, которые подвергаются или могут подвергнуться негативному воздействию со стороны антропогенных или природных факторов, в том числе:

ж) надзорное археологическое исследование - исследование, целью которого является мониторинг и оперативное археологическое вмешательство в археологический памятник, находящийся в зоне строительства, зоне территориального обустройства, а также в зоне реставрации или реконструкции архитектурного памятника;

з) систематическое археологическое исследование - долгосрочное археологическое исследование памятников, проводимое на основе многолетней научной программы;

и) спасательное археологическое исследование - исследование, проводимое в срочном порядке с целью спасения археологического памятника, подвергнутого угрозе разрушения со стороны антропогенного или природного фактора;

к) археологическая экспертиза - научная оценка археологического потенциала земель и движимых ценностей в целях обоснования предложений по их охране и исследованию или, в зависимости от обстоятельств, для включения их в экономический оборот;

л) археологическое открытие - обнаружение посредством археологических раскопок памятников, предметов и других следов человеческой деятельности в прошлом; случайное археологическое открытие - обнаружение предметов археологического наследия в результате деятельности человека, не связанной со специализированными археологическими исследованиями, или в результате воздействия природных факторов, влекущих изменение природной среды;

м) археологическое сокровище/клад - движимый предмет или комплекс таких предметов, имеющих особую художественную и/или документальную ценность, сокрытые или закопанные в прошлом, владелец которых не может быть установлен либо потерял согласно действующему законодательству право собственности на них, независимо от того, являются они случайной находкой, результатом археологических исследований либо расследований правоохранительных органов или получены на основании судебного решения;

н) зона с археологическим потенциалом - участок, в отношении которого наличие археологических памятников научно задокументировано или предполагается на основании косвенных данных;

о) зона с известным и исследованным археологическим наследием - участок, на котором в результате археологических исследований обнаружены предметы, относящиеся к категориям, предусмотренным в пункте "а";

п) зона со случайно выявленным археологическим наследием - участок, на котором наличие предметов, относящихся к археологическому наследию, было обнаружено случайно в результате деятельности человека (за исключением проведения аттестованных археологических исследований), такой как строительные работы, геологическая разведка, включая теледетекцию, сельскохозяйственные работы, а также другие работы и исследования, проводимые под землей или под водой, либо в результате воздействия природных факторов, таких как землетрясения, оползни, наводнения, эрозия почвы и другие, и в отношении этих предметов необходимы археологические исследования в целях их регистрации и научного освоения;

р) археологический памятник, объявленный зоной национального интереса, - зона приоритетного археологического интереса, установленная на территории нахождения археологических памятников, научное исследование, охрана и освоение которых имеют исключительную важность для национальной и мировой истории и культуры вследствие содержания материальных свидетельств, движимых или недвижимых ценностей, которые относятся или предложены для отнесения к категории входящих в Сокровищницу движимого культурного национального наследия или к категории исторических памятников, внесенных в Список памятников мирового наследия;

с) зона с отмеченным археологическим наследием - размеченный участок, на котором будут проводиться археологические исследования на основании информации или научных изысканий, свидетельствующих о существовании под землей или под водой предметов, являющихся археологическим достоянием, которые могут стать частью национального культурного достояния. До окончания археологических исследований и принятия соответствующих мер по охране и освоению археологических открытий охранные зоны археологических или исторических памятников, учрежденные в соответствии с законом, являются в то же время и зонами с отмеченным археологическим наследием;

т) охранная зона археологических памятников - пространство со специальным режимом охраны, установленным в периметре от 50 до 200 м от археологического памятника в зависимости от типа и значимости объекта;

у) база данных археологических памятников - электронная база данных, в которой зарегистрированы данные об археологических памятниках, включенных в Национальный свод археологических памятников и Национальный археологический реестр;

ф) учреждение археологического профиля - организация, проводящая систематические археологические изыскания и располагающая хотя бы одним дипломированным специалистом в области археологии с научной степенью доктора или доктора хабилитат, аттестованного в качестве археолога-эксперта;

х) сторона, финансирующая археологическое исследование, - публичные и частные учреждения, хозяйственные товарищества и общества, некоммерческие организации, физические лица, финансирующие археологические изыскания;

ц) профессиональный археолог - лицо с высшим или постуниверситетским специальным образованием, аттестованное Национальной археологической комиссией и зарегистрированное в Реестре археологов Республики Молдова;

ч) разрешение на проведение археологических исследований - документ, разрешающий проведение полевых археологических изысканий, выданный Министерством культуры на основании решения Национальной археологической комиссии в результате рассмотрения представленных письменных заявлений, поступивших из профильных археологических учреждений Республики Молдова.

Эти основные понятия используются при применении административной и уголовной ответственности за нарушение данного Закона. В соответствии с частью 1 ст. 47 Закона РМ "Об охране археологического наследия" физические и юридические лица несут гражданскую ответственность, ответственность за правонарушение или уголовную ответственность, установленную законодательством за:

a) выполнение при отсутствии разрешения на выполнение археологического исследования или сертификата об освобождении от археологического потенциала любых работ, могущих оказать воздействие на археологические памятники;

b) незаконный доступ в зоны с археологическим наследием и использование в них металлических детекторов или других аппаратов теледетекции без предварительного разрешения;

c) незаконные торговлю и обладание металлическими детекторами и другими аппаратами теледетекции;

d) выполнение неразрешенных раскопок и кладоискательство в зонах с археологическим потенциалом;

e) преднамеренное уничтожение или повреждение археологических памятников;

f) хищение движимых объектов археологического наследия из разрешенных археологических раскопок или зон с археологическим потенциалом;

g) незаконная продажа движимых ценностей археологического наследия;

h) незаконный вывоз археологических ценностей;

i) несообщение органам публичной власти о случайном открытии археологического памятника;

j) нарушение положений законодательства о передаче в собственность государства случайно найденных кладов и других археологических памятников;

k) непредставление для согласования правомочным органам проектов новостроек и другого обустройства территорий, которые могут воздействовать на археологическое наследие; несоблюдение заключения правомочных органов или издание разрешения на строительство без такого заключения в отношении работ по строительству/сносу в зонах с археологическим наследием;

m) продолжение без разрешения землеройных работ в зонах, где были обнаружены археологические памятники;

n) несоблюдение обязательств по охране археологического наследия физическими и юридическими лицами;

o) нарушение предусмотренных законом положений о свободном доступе специалистов в зоны с археологическим наследием;

p) нарушение предусмотренных Законом положений о приведении исследованных археологами участков в первоначальное состояние.

Часть 1 ст. 47 Закона РМ "Об охране археологического наследия" является отсылочной нормой, т.к. она не устанавливает конкретных санкций, а лишь перечисляет нарушения, влекущие санкции, установленные гражданским, административным и уголовным законами. В частности, преднамеренное уничтожение или повреждение археологических памятников влечет применение уголовной ответственности, установленной ст. 221 Уголовного кодекса Республики Молдова (далее - УК РМ) N 985-XV от 18 апреля 2002 г. Согласно ст. 221 УК РМ ("Разрушение или порча памятников истории и культуры") умышленные разрушение или порча памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, наказываются штрафом в размере от 500 до 3 000 условных единиц или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 часов, а юридическое лицо наказывается штрафом в размере от 3 000 до 5 000 условных единиц с лишением права заниматься определенной деятельностью <5>.

<5> Официальный монитор РМ. 2009. N 72 - 74. 14 апр.

Статья 74 Кодекса о правонарушениях ("Нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры") определяет, что нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры, памятников, относящихся к природному достоянию, или охраняемых государством объектов, а также объектов или документов, представляющих историческую или культурную ценность, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 40 до 70 условных единиц или назначение наказания в виде неоплачиваемого труда в пользу общества на срок от 40 до 60 часов, наложение штрафа на юридических лиц в размере от 100 до 200 условных единиц <6>.

<6> Официальный монитор РМ. 2009. N 3 - 6. 16 янв.

Молдавское законодательство гласит, что лицо, которое виновно, совершило неправомерные действия по отношению к другому лицу, обязано возместить имущественный вред, а в предусмотренных законом случаях - также и моральный вред, причиненные действием или бездействием. Вред, причиненный правомерными действиями или при отсутствии вины, подлежит возмещению только в случаях, прямо предусмотренных законом. Лицо, не являющееся причинителем вреда, обязано возместить его только в случаях, прямо предусмотренных законом. Вред не подлежит возмещению, если он причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя не нарушают нормы этики и морали. Деликтная ответственность наступает в случае, если памятник истории культуры разрушен или испорчен по неосторожности, т.к. в случае умышленного разрушения или порчи памятников наступает уголовная ответственность. В случае причинения вреда источником повышенной опасности причинитель вреда несет ответственность даже за случайное причинение вреда на основании ст. 1410 ГК РМ. Данная статья гласит, что лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (эксплуатация транспортных средств, оборудования, механизмов, использование электроэнергии, взрывчатых веществ, осуществление строительных работ и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие форс-мажорных обстоятельств (за исключением случаев, когда вред возник вследствие эксплуатации воздушного транспортного средства) или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности или на другом законном основании, либо на лицо, которое взяло на себя обязанность охраны этого источника. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за причиненный вред, если докажет, что источник выбыл из обладания владельца в результате противоправных действий третьих лиц. В таком случае ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, несет лицо, противоправно завладевшее источником. В той мере, в которой владелец источника повышенной опасности виновен в том, что источник выбыл из его обладания, он отвечает за вред солидарно с лицом, противоправно завладевшим источником. Владельцы источников повышенной опасности несут солидарную ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам. Вред, причиненный владельцам источников повышенной опасности в результате взаимодействия этих источников, возмещается в соответствии с положениями ст. 1398.

Гражданская ответственность, в отличие от уголовной ответственности, применяема в случае разрушения или порчи памятников истории и культуры по неосторожности, а в случае, предусмотренном ст. 1410 ГК РМ, - и при отсутствии вины. Закон РМ N 280 от 27 декабря 2011 г. "Об охране национального движимого культурного наследия" состоит из 10 глав:

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона РМ "Об охране национального движимого культурного наследия" физические и юридические лица несут гражданскую ответственность, ответственность за правонарушение и уголовную ответственность согласно законодательству за:

a) выполнение работ по консервации и реставрации классифицированных движимых культурных ценностей без сертификата аккредитации;

b) реализацию без разрешения классифицированных движимых культурных ценностей;

c) вывоз без разрешения классифицированных или подлежащих классификации движимых культурных ценностей;

d) умышленное уничтожение или повреждение классифицированных движимых культурных ценностей;

e) хищение движимых культурных ценностей из публичных и частных коллекций;

f) нарушение положений о доступе к коллекциям классифицированных движимых культурных ценностей аккредитованных в данной области специалистов.

Данная норма является отсылочной, т.к. уголовная, административная и гражданская ответственность установлена УК РМ, Кодексом о правонарушениях и ГК РМ.

Хищение движимых культурных ценностей влечет ответственность, предусмотренную ст. 186 - 192 УК РМ.

Согласно ст. 197 УК ("Умышленное уничтожение или повреждение имущества") умышленное уничтожение или повреждение имущества, причинившие ущерб в крупных размерах, наказываются штрафом в размере до 1 000 условных единиц или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок 240 часов.

Те же действия:

a) совершенные путем поджога, взрыва или другим опасным способом;

b) совершенные на почве социальной, национальной, расовой либо религиозной ненависти;

c) совершенные в отношении лица в связи с выполнением им служебного или общественного долга;

d) повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 6 лет.

Уничтожение или растрата имущества банка его администратором в процессе администрирования наказывается штрафом в размере от 500 до 1 000 условных единиц или лишением свободы до 5 лет, в каждом случае с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 8 лет.

Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 197 УК РМ, наступает только в случае, если стоимость ущерба на момент совершения преступления согласно ч. 1 ст. 126 УК РМ превышает 2 500 условных единиц (50 000 лей).

Следует учесть, что согласно ст. 221 УК РМ уголовная ответственность за умышленное разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, наступает независимо от стоимости ущерба.

По нашему мнению, УК РМ следует дополнить ст. 221/1 УК РМ, устанавливающей уголовную ответственность за умышленное повреждение или уничтожение объектов или документов, представляющих историческую или культурную ценность.

Перечень этих объектов и документов содержится в ст. 4 Закона РМ "Об охране национального движимого культурного наследия". Согласно этой статье национальное движимое культурное наследие составляют:

  1. археологические и историко-документальные ценности:

a) археологические предметы, добытые в результате наземных и подводных раскопок или случайных открытий, за исключением образцов строительных материалов, материалов из достопримечательных мест, представляющих собой археологические свидетельства для проведения специализированных анализов;

b) надписи, отдельные элементы, полученные при демонтировании исторических памятников;

c) материальные и документальные свидетельства, относящиеся к политической, экономической, социальной, военной, религиозной, научной, художественной, спортивной истории или из других областей;

d) рукописи, инкунабулы, старинные и редкие книги, публикации различных типов, с автографами и экслибрисами, периодические издания;

e) документы и печатные издания, представляющие общественный интерес: архивные документы, карты и другие картографические материалы;

f) предметы мемориальной ценности;

g) предметы и документы нумизматической, филателистической, геральдической ценности: монеты, медали, награды, значки, банкноты, печати, дипломы (свидетельства), почтовые марки, знамена и штандарты;

h) эпиграфические предметы;

i) фотографии, фотоклише, фильмы, аудио- и видеозаписи;

j) музыкальные инструменты;

k) военные формы и аксессуары к ним;

l) одежда;

  1. художественные ценности:

a) произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, рисунки, гравюры, эстампы и т.п.;

b) произведения декоративно-прикладного искусства: мебель, вышивки, ковры, предметы из стекла, керамики, металла, дерева, ткани и других материалов, украшения;

c) предметы культа: иконы, вышивки, ювелирные изделия, мебель и т.п.;

d) дизайнерские проекты и прототипы;

i) первичные материалы художественных, документальных и анимационных фильмов;

f) памятники, воздвигнутые в общественных местах, художественные произведения, экспонируемые под открытым небом;

g) почтовые открытки и иллюстрации;

h) декоративные предметы, используемые в театральных постановках;

  1. этнографические ценности:

a) элементы народной архитектуры;

b) элементы технических устройств;

c) предметы домашнего обихода и хозяйственного назначения;

d) орудия труда;

e) предметы домашней текстильной промышленности: ковры, настенные дорожки, полотенца, народный костюм и т.п.;

f) мебель;

g) реквизиты обычаев;

h) предметы культа;

i) продукция современных народных промыслов;

  1. ценности научного значения:

a) редкие зоологические, ботанические, минералогические, петрологические, палеонтологические, антропологические, спелеологические и анатомические экземпляры и коллекции;

b) охотничьи трофеи;

  1. ценности технического характера:

a) уникальные предметы технического творчества;

b) раритеты, независимо от марки;

c) прототипы аппаратов, приборов и машин современного производства;

d) часы;

e) предметы народной техники;

f) технические документы: проекты, планы, эскизы, патенты на изобретения;

g) транспортные средства и средства связи;

h) матрицы CD, SD-ROM, DVD;

  1. ценности мемориального характера:

a) памятные ценности и предметы;

b) документы и фотографии, отображающие жизнь определенных личностей;

c) предметы, связанные с событиями национального и международного значения. В случае неосновательного обогащения применяется ст. 1489 ГК РМ.

Согласно ч. 1 ст. 1489 ГК РМ право пользования жилым помещением неотчуждаемо и не переходит к наследникам отказополучателя. Данная мера не является мерой юридической ответственности, т.е. санкцией, так как лицо, неосновательно обогатившееся за счет другого лица, возвращает ему его имущество. Санкция - это дополнительная обязанность, возникающая вследствие правонарушения. Применение санкции влечет уменьшение имущества лица, к которому применены санкции.

Все это демонстрирует, что в Республике Молдова в целом существует большая нормативная база, предусматривающая защиту памятников культурного наследия, однако ее несоблюдение ставит под угрозу сохранность многих памятников.

Так, в Кишиневе, городе с многовековой историей (и, соответственно, с архитектурными памятниками молдавского феодального государства, памятниками периода вхождения Кишинева в Российскую империю, Румынию, СССР), много красивейших зданий, построенных в разные эпохи; некоторые из них можно назвать архитектурными шедеврами. В центре Кишинева расположено большое количество старых сооружений, построенных в XIX и начале XX веков, отображающих историю и традиции города. Все эти здания юридически находятся под охраной закона. Несмотря на это, уже который год законные запреты не в силах остановить незаконное разрушение.

За последние двадцать лет каждое четвертое здание из этих сооружений подверглось вмешательству в структурную конструкцию, что поставило под угрозу их статус как архитектурных памятников.

Законодательство РМ о защите памятников должно быть доработано и должно четко предусмотреть наказание за уничтожение архитектурных памятников. Законодатели должны рассмотреть вопрос о повышении штрафов (т.е. связать их с рыночной стоимостью земли, на которой находятся памятники) и уголовных обвинениях для тех, кто не соблюдает закон. Мэрия и Муниципальный совет Кишинева должны обновить Реестр архитектурных памятников и как можно быстрее принять муниципальный план для сохранения и реставрации архитектурных памятников.

Рекомендации по совершенствованию законодательства Молдовы:

  1. Увеличить финансовые меры воздействия за разрушение или так называемую реконструкцию памятников истории, предложенные для дополнения Уголовного кодекса.
  2. Ужесточить предложенные в ст. 74 Кодекса о правонарушениях меры ответственности за нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры.
  3. Более детально предусмотреть градацию штрафов за разрушение объектов культурного наследия, т.е. связать их с рыночной стоимостью земли, на которой находятся памятники.

Литература

  1. Большой юридический словарь / под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 296.