Футбольное право: источники регулирования отношений в сфере футбола
Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика", заместитель председателя Научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.
Впервые в юриспруденции обобщена, структурирована и представлена система нормативных правовых и регламентных актов, регулирующих сферу футбола, являющаяся одним из важнейших юридических критериев, по которым строится футбольное право как новейшее: комплексный правовой институт спортивного права, раздел юридической науки и учебная дисциплина.
Ключевые слова: спорт, спортивное право, футбол, футбольное право, источники футбольного права, нормативно-правовые акты, Lex Sportiva.
Football law: sources of regulation of football relations
S.V. Alekseev
Alekseev Sergey V., Chairman of the Sports Law Commission of the Association of Lawyers of Russia, President of the National Association of Sports Lawyers of the Russian Federation, Professor at O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA), the Law Department of the Academy of Labor and Social Relations of the Federation of Independent Trade Unions of Russia, Vice Rector of Academic International Institute, Editor-in-Chief of Journals "Sport: Economy, Law, Management" and "Law and State: Theory and Practice", Deputy Chairman of the Scientific and Advisory Council at the Civic Chamber of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Honored Worker of Science and Technology of the Russian Federation.
For the first time in law, the system of statutory instruments and regulatory acts governing football was generalized, structured and introduced as one of the most important legal criteria, which is used to develop football law: complex legal institution of sports law, legal sub-discipline and academic subject.
Key words: sport, sports law, football, football law, sources of football law, statutory instruments, Lex Sportiva.
К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности, являющийся неотъемлемой частью общественной жизни. Спорт, зачастую называют социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры. Система норм, регулирующих спортивные отношения, то есть спортивное право <1> - это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные возникающие в сфере физической культуры и спорта.
<1> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014; Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013; Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013; Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013, 2014; Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2013; Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014; Алексеев С.В. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.Наиболее масштабное явление современного спортивного движения - футбол - самая популярная и динамично развивающаяся командная спортивная игра в мире. Функционирование и развитие футбольного движения современности возможно лишь на основе эффективной нормативной базы футбольного права.
Футбольное право - это новейшее направление юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в такой социально значимой сфере, как футбол <2>. По мере развития футбольного движения, системы управления футболом на международном и национальных уровнях, укрепления правового государства все более значимым и тонким становится механизм нормативного регулирования футбольной сферы. В настоящее время активно формируется и развивается нормативная база, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере футбола.
<2> См.: Алексеев С.В. Футбольное право как новейшее направление российской юриспруденции. О целесообразности формирования в правовой системе и развития футбольного права как подструктуры спортивного права // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории, политики и права". Пенза: МНИЦ, 2013; Алексеев С.В. Футбольное право как новейшая сфера научного правоведения и учебная дисциплина // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории, политики и права". Пенза: МНИЦ, 2013; Алексеев С.В. Футбольное право: теоретические основы: Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: новейшее направление юриспруденции, научного правоведения и учебная дисциплина // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 1; Алексеев С.В. Футбольное право как новейший институт спортивного права // Право и государство: теория и практика. 2015. N 3; Алексеев С.В. Футбольное право как новейшая область научного правоведения // Право и государство: теория и практика. 2015. N 4; Алексеев С.В. Футбольное право как новая учебная дисциплина // Право и государство: теория и практика. 2015. N 5; Алексеев С.В. Система футбольного права // Право и государство: теория и практика. 2015. N 6; Алексеев С.В. Футбольное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера футбольного права является наличие разных источников, его формирующих. Источник права выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил, нормативной субстанции.
Источником футбольного права является такая его внешняя форма выражения, которая предназначена для регулирования отношений, складывающихся в сфере футбола с учетом их особенностей <3>. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа (организации), издавшего акт.
<3> Специальный нормативный материал - один из важнейших юридических критериев, по которым строится футбольное право.Система источников футбольного права включает в себя:
- законы Российской Федерации;
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
- федеральные подзаконные нормативные акты;
- законы субъектов Российской Федерации;
- подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации;
- муниципальные правовые акты;
- обычаи делового оборота;
- акты саморегулирования российских негосударственных организаций в сфере физической культуры и спорта;
- акты саморегулирования международных (региональных) спортивных организаций.
В зависимости от того, каким органом, организацией принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Законы Российской Федерации. Сердцевину спортивного законодательства составляет Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Это базовый отраслевой Закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта. Он определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе в сфере футбола.
Также к числу федеральных законов, непосредственно связанных с регулированием отношений, складывающихся в области футбола, следует отнести Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4> (далее также - Футбольный закон).
<4> СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2866.Помимо указанных, в систему источников, регулирующих сферу футбола, входят другие федеральные законы, как кодифицированные, так и некодифицированные (или текущие) <5>.
<5> Алексеев С.В. Футбольное право: теоретические основы: Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.Пункт 7 ст. 3 Федерального закона о спорте в качестве одного из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте закрепляет соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта. В ч. 2 ст. 40 Федерального закона о спорте, в частности, говорится, что российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают международные договоры Российской Федерации.
С учетом этого наряду с национальными законами источниками регулирования отдельных вопросов, связанных с функционированием и развитием спортивного движения, в том числе футбола, являются международные договоры Российской Федерации. Международные договоры в рассматриваемой сфере могут быть двусторонними и многосторонними, региональными и универсальными.
Двусторонние договоры заключаются только двумя государствами и действуют исключительно в их взаимных отношениях. К ним, например, относятся:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996 г.) <6>;
- Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сан-Марино о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической деятельности (Москва, 19 февраля 2002 г.) <7>.
В многосторонних договорах (конвенциях) участвует несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. В их ряду, например:
- Международная конвенция против апартеида в спорте (Нью-Йорк, 16 мая 1986 г.) <8>;
- Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями <9>;
- Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) <10>.
К региональным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств. Примером регионального международного договора, касающегося регулирования спорта, в том числе футбола, является Конвенция против применения допинга ETS N 135 (Страсбург, 16 ноября 1989 г.) <11>.
<11> Бюллетень международных договоров. 2000. N 2.Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. Признак универсальности позволяет резко расширить круг субъектов, участвующих в таких договорах, поскольку не предполагает введения каких-либо ограничителей территориального или иного характера. Таким договором, например, является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.) <12>.
<12> Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г. Ратифицирована Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ. См.: СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 3.Особую группу источников, связанных с регулированием физкультурно-спортивного движения, в том числе сферы футбола, составляют международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций и т.п., положения которых носят главным образом рекомендательный характер и порождают морально-политические обязательства. Положения этих документов относятся к нормам так называемого "мягкого права". Среди них есть универсальные, например, Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 г.) <13>; есть региональные, например, Спортивная хартия Европы (Родос, 14 - 15 мая 1992 г.) <14>, Европейский манифест "Молодые люди и спорт" (Лиссабон, 17 - 18 мая 1995 г.) <15>; рекомендация Европейского совета "Молодежь и спорт высших достижений" (N 1292, 1996 г.) <16>, Декларация "Спорт, терпимость и чистая игра" (Амстердам, 11 апреля 1996 г.) <17>. С содержащимися в этих документах международными рекомендациями субъекты футбола должны считаться и исполнять их по доброй воле.
<13> См.: Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013. С. 262 - 267.<14> Там же. С. 268 - 272.
<15> Там же. С. 273 - 276.
<16> Там же. С. 277 - 276.
<17> Там же. С. 279 - 281.
Международные акты по вопросам физкультурно-спортивного движения, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в физкультурно-спортивных отношениях, в частности, отношениях, связанных со сферой футбола, не регламентируемых специальными международными договорными и оперативными нормами. Более того, такие акты-рекомендации готовят почву для последующей разработки международных договоров по функционированию и развитию физкультурно-спортивного движения, в том числе футбола, носящих обязательный характер, или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или обычаев.
Особое место среди источников в рассматриваемой сфере занимают соглашения о подготовке и проведении конкретных международных футбольных мероприятий, в частности Соглашение о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., заключенное FIFA с Оргкомитетом "Россия-2018". Это Соглашение определяет условия подготовки и проведения в Российской Федерации соответствующих международных спортивных соревнований, устанавливает статус, права и обязанности соответствующего оргкомитета.
Нормы, регулирующие отношения, связанные с футболом, содержатся в подзаконных актах - указах Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, например:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" <18>. Данная государственная программа включает в себя подпрограмму "Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года в Российской Федерации", а также Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 <19>;
<19> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 304.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 717 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <20>. Этим Постановлением данная Федеральная целевая программа дополнена подпрограммой "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 775 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование спортивных объектов, необходимых для подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" <21>;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2014 г. N 7 "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок" <22>;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1284 "Об утверждении Правил предоставления в 2014 году субсидии из федерального бюджета организации на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации" <23>;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 879 "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные с проектно-изыскательскими работами в целях строительства или реконструкции стадионов" <24>;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" <25>;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" <26>;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. N 1491-р "О перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных Минспорту России на реализацию мер по развитию спортивной инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года" <27>;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1175-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по строительству и оснащению крытых футбольных манежей для специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной) собственности" <28>;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 522-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей спортивных школ" <29>;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1333-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <30>;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. N 563-р "Об утверждении Концепции подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <31>;
- Приказ Минспорттуризма России от 17 октября 2008 г. N 38 "О реализации мероприятий по исполнению подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <32>;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N 281 "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по строительству и оснащению крытых футбольных манежей для специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), и на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей" <33>;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. N 178 "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок" <34>;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 158 "Об утверждении формы соглашения, заключаемого с застройщиками или техническими заказчиками в целях осуществления строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также строительства объектов инфраструктуры, не относящихся к объектам спорта, предназначенным для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года" <35>;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 1 апреля 2013 г. N 153 "Об утверждении Перечня командных игровых видов спорта, по которым чемпионаты, первенства и (или) кубки России проводятся с участием спортивных клубов, имеющих не менее чем одной детско-юношеской спортивной команды, участвовавшей за счет этого спортивного клуба и от его имени не менее чем в одном официальном спортивном соревновании по соответствующему виду спорта независимо от уровня его проведения (международный, всероссийский, межрегиональный, региональный, межмуниципальный, муниципальный)" <36>;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 147 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол" <37>;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 190 "Об утверждении порядка отбора субъектов Российской Федерации для предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные с проектно-изыскательскими работами в целях строительства или реконструкции стадионов" <38>;
- Приказ Минспорттуризма России от 13 февраля 2012 г. N 77 "О распределении в 2012 году между субъектами Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на приобретение искусственных футбольных покрытий с комплектующими материалами для оснащения футбольных полей профильных спортивных школ" <39>;
- Приказ Минспорттуризма России от 21 февраля 2011 г. N 113 "Об утверждении перечня специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу и детско-юношеских спортивных школ, имеющих отделение футбола, подлежащих финансированию в 2011 году за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <40>.
Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией и так как Конституция РФ относит регулирование вопросов физической культуры и спорта к совместному ведению РФ и ее субъектов (подп. "е" п. 1 ст. 72 Конституции РФ), то, помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих отношения, связанные с футболом, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Во главе угла регионального законодательства - законы субъектов Российской Федерации, которые в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона о спорте принимаются в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом о спорте и другими федеральными законами.
Примеры региональных законов, регулирующих отношения, связанные с футболом:
- Закон г. Москвы от 15 июля 2009 г. N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" <41>;
- Закон Московской области от 27 декабря 2008 г. N 226/2008-ОЗ "О физической культуре и спорте в Московской области" <42>;
- Закон Санкт-Петербурга от 14 декабря 2009 г. N 532-105 "Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта" <43>.
Примерами региональных подзаконных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с футболом, являются:
- Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 432-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы" на 2012 - 2016 гг." <44>. Эта государственная программа предусматривает, в частности, ряд мер и утверждение правительством Москвы программы подготовки к проведению в городе Москве чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года;
- Постановление Правительства Московской области от 31 июля 2014 г. N 600/29 "О заключении между Правительством Московской области и Министерством спорта Российской Федерации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на софинансирование приобретения искусственного футбольного покрытия для футбольного поля профильной спортивной школы, включая его доставку и сертификацию поля" <45>;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 г. N 441 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 9 февраля 2010 г. N 91, утверждении Порядка предоставления в 2014 году отдельных субсидий, предусмотренных Комитету по физической культуре и спорту Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", и Порядка предоставления в 2014 году субсидии субъекту физкультурно-спортивной деятельности на подготовку, организацию и проведение спортивных мероприятий по футболу" <46>;
- Приказ Министра физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области от 24 января 2013 г. N 14-13-П "Об утверждении "дорожных карт" (планов мероприятий) по участию Министерства физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области в федеральных целевых программах и проектах, реализуемых на территории Московской области" (в частности, вместе с "Дорожной картой" (планом мероприятий) участия в подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы") <47>;
- распоряжение Комитета по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 г. N 186-р "О реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 г. N 441 в части предоставления субсидии субъекту физкультурно-спортивной деятельности на подготовку, организацию и проведение спортивных мероприятий по футболу" <48>;
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона о спорте федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону о спорте.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона о спорте по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе футбола, принимаются муниципальные нормативные акты, которые не могут противоречить Федеральному закону о спорте. В качестве примера муниципального акта, регулирующего общественные отношения, связанные с футболом, можно привести Постановление главы городского округа Ивантеевка Московской области от 1 октября 2009 г. N 1560 "Об утверждении Городской долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Ивантеевке на 2010 - 2012 годы" <49>. В программе, в частности, отмечается, что по интересу к футболу город Ивантеевка не отстает от страны. В 2008 году в городе открылась детско-юношеская спортивная школа по футболу "Ивлена". Количество детей, желающих заниматься футболом, растет в быстром темпе. Но сдерживает этот рост отсутствие современной материально-технической базы в городе. С этой целью город Ивантеевка включен в заявку на получение искусственного покрытия для футбольного поля от Московской области в рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы".
<49> Пульс Ивантеевки. 2009. N 90. 26 ноября.Кроме нормативных актов, к источникам регулирования отношений, складывающихся в футболе, следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательства, осуществляемого в футбольной сфере. Согласно ст. 5 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору.
Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора.
Пункт 3 ст. 3 Федерального закона о спорте провозглашает принцип сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта. При этом прежде всего имеются в виду негосударственные руководящие спортивные организации (федерации, ассоциации, союзы, лиги и т.п.), а также и физкультурно-спортивные организации (клубы, школы и т.п.) и др., коим государство делегирует частично полномочия, в частности, нормативной деятельности в данной сфере.
Статья 16 Федерального закона о спорте предоставляет общероссийским спортивным федерациям широкий перечень полномочий, в частности, по организации и проведению по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России, разработке и утверждению положений <50> (регламентов) о таких соревнованиях, разработке правил соответствующих видов спорта <51>, утверждению норм, устанавливающих права, обязанности (в том числе норм, устанавливающих ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации), спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Статья 16.1 Федерального закона о спорте предоставляет право региональным спортивным федерациям организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях.
<50> Следует иметь в виду, что в соответствии с Общими требованиями к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта, утвержденными Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 504 (Российская газета. 2013. 11 октября. N 229), положения о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по виду спорта разрабатываются общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта на календарный год и утверждаются данной общероссийской спортивной федерацией и Министерством спорта Российской Федерации, участвующими в организации межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнований.<51> Правила вида или видов спорта, разрабатываемые общероссийскими спортивными федерациями, подлежат также их утверждению Министерством спорта Российской Федерации в соответствии со ст. 25 Федерального закона о спорте, Приказом Минспорта России от 1 июля 2013 г. N 506 "Об утверждении Порядка разработки общероссийскими спортивными федерациями правил вида спорта или видов спорта и представления их на утверждение" (Российская газета. 2013. 20 сентября. N 211) и другими нормативными актами.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Федерального закона о спорте организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.
Названные нормы корреспондируют также с положениями ст. 2 Федерального закона о спорте. Так, в соответствии с п. 8 данной статьи организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия. Согласно п. 18 названной статьи спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).
Статья 3 Федерального закона о спорте, закрепляющая основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, в п. 11 оговаривая специфическую особенность структуры спорта, указывает, что структура спорта основана на добровольной деятельности его субъектов. Обязательная юридическая сила и применение норм, издаваемых общероссийскими и региональными спортивными федерациями, обусловлены, в частности, их добровольным признанием субъектами спортивной деятельности путем указания на такое признание в учредительных документах спортивных организаций посредством процедуры подачи заявки (регистрации) на участие в соревнованиях и т.п.
За нарушение норм, издаваемых федерациями, они предусматривают в своих регламентных актах и применяют меры так называемой спортивной ответственности - спортивные санкции. Эти специфические санкции можно систематизировать следующим образом.
I. Спортивные санкции, применяемые к физическим лицам: предостережение (предупреждение); замечание; удаление/исключение; дисквалификация на матч; запрет на появление в раздевалках и/или на скамье запасных; запрет на вход на какой-либо стадион; запрет на участие в любой деятельности, связанной с футболом; перевод в запасную команду/фарм-клуб, следующий низший по рангу дивизион; штраф; добавление штрафного времени; аннулирование результатов соревнований; спортивная дисквалификация; возврат завоеванных наград; и др.
II. Спортивные санкции, применяемые к организациям: предостережение (предупреждение); замечание; запрет на осуществление трансферов; запрет на регистрацию новых спортсменов; проведение матча/матчей без зрителей; дисквалификация отдельных секторов стадионов за нарушение порядка болельщиками во время матчей; проведение матча/матчей на нейтральной территории (нейтральном стадионе в другом городе); запрет на выступление на каком-либо конкретном стадионе; отмена результата матча; присуждение технического поражения, зачет проигрыша; исключение; снятие турнирных очков; перевод в следующий низший по рангу дивизион; штраф; возврат завоеванных наград; и др.
III. В зависимости от субъекта, выносящего санкции. Спортивные санкции могут выноситься спортивными юрисдикционными органами, например, спортивная дисквалификация, штраф и др. Кроме того, в ходе состязания отдельные спортивные санкции могут применяться непосредственно спортивными судьями (арбитрами) <52>, например, предупреждение (желтая карточка), удаление (красная карточка) игрока, аналогичные санкции могут выноситься в отношении официального лица клуба <53>.
<52> См.: Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. С. 141 - 161.<53> Следует отметить, что в связи с отсутствием единого унифицированного нормативного документа, определяющего спортивные санкции, в разных видах спорта одни и те же спортивные санкции могут называться по-разному.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 24 Федерального закона о спорте спортсмены обязаны соблюдать положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, в которых они принимают участие, и требования организаторов таких мероприятий и соревнований.
Нормативные акты футбольных организаций укрупненно можно дифференцировать на акты, принимаемые национальными футбольными организациями, и акты, издаваемые футбольными организациями международного уровня, прежде всего ФИФА и УЕФА. При этом правила нормативных актов национальных футбольных организаций должны соответствовать правилам нормативных актов международного уровня.
Таким образом, в сфере футбола находят широкое применение нормативные акты российских организаций футбольной сферы <54>. Такие акты регулируют отношения на уровне самих организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями. Это учредительные документы футбольных организаций, регламентные акты футбольных федераций, ассоциаций, союзов, лиг, локальные нормативные акты футбольных клубов и других физкультурно-спортивных организаций сферы футбола и т.д. Акты саморегулирования субъектов сферы футбола относятся к системе внеправовой нормативной регламентации в области спорта - Lex Sportiva, при этом их нормы носят главным образом императивный характер.
<54> См.: Маргулис М.А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Степанов Л.М. Локальные акты физкультурно-спортивных объединений как источник нормативного регулирования в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2004. N 4.Акты саморегулирования национальных футбольных организаций условно можно разделить на две большие группы.
I. Документы, касающиеся общих организационных и юридических вопросов футбола.
- Устав Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз", утвержденный Учредительной конференцией 8 февраля 1992 г.;
- Избирательный регламент РФС, утвержден решением Конференции Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" 11 февраля 2009 г.;
- Положение РФС о паспортизации футболистов, утвержденное Постановлением исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" от 28 июня 2013 г. N 151/4;
- Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов, утвержденный Постановлением исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" от 5 марта 2011 г. N 141/4;
- Положение РФС по сертификации стадионов, утвержденное Постановлением исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" от 28 января 2014 г. N 155/7;
- Руководство Российского футбольного союза по лицензированию футбольных клубов в Российской Федерации (Редакция 6.0), утвержденное Постановлением исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" от 18 декабря 2013 г. N 154/7;
- Регламент аттестации женских футбольных клубов высшего дивизиона на спортивный сезон 2014 г., утвержденный Постановлением бюро исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" 12 февраля 2014 г.;
- Положение РФС по обучению и лицензированию футбольных тренеров, утвержденное Постановлением исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" от 6 марта 2012 г. N 144/15.1;
- Дисциплинарный регламент РФС, утвержденный Постановлением бюро исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" от 23 декабря 2010 г. N 65/2;
- Регламент РФС по разрешению споров, утвержденный Постановлением исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" от 6 марта 2012 г. N 144/3, и др. <55>.
II. Документы, регламентирующие организацию и проведение конкретных футбольных мероприятий, например:
- Регламент соревнования за Кубок России по футболу 2014 - 2015 гг., утвержденный бюро исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" 24 июня 2014 г.;
- Регламент переходных (стыковых) матчей между командами клубов РФПЛ и ФНЛ сезона 2014 - 2015 гг., утвержденный бюро исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" 14 мая 2015 г., и др. <56>.
Немаловажную роль в регулировании национального футбольного движения играют циркулярные письма президента РФС, например циркулярное письмо президента РФС от 12 июля 2013 г. N 01.0 "О порядке перечисления денежных средств на поддержку отечественных тренеров по футболу" и др. <57>.
<57> Там же.Таким образом, процесс подготовки и проведения соревнований по футболу, трансферные отношения, разрешение футбольных споров и применение спортивных санкций и другие сугубо спортивные отношения в футболе регламентируются главным образом федерациями (союзами, ассоциациями, лигами) путем принятия соответствующих актов. С одной стороны, это необходимо для выработки наиболее оптимальных правил поведения с учетом специфики спортивной деятельности, дифференциации по категориям соревнований и другим критериям, а с другой - иногда возникают проблемы, связанные с почти ничем не ограниченной свободой деятельности федераций и других организаций футбольной сферы.
Согласно ч. 2 ст. 10 федерального закона о спорте физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 34.3 Федерального закона о спорте организация, осуществляющая спортивную подготовку, в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки вправе:
- разрабатывать и утверждать программы спортивной подготовки;
- принимать локальные нормативные акты, связанные с процессом спортивной подготовки.
В силу ч. 2 названной статьи организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана:
- знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку, под роспись с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам спорта (п. 6);
- знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку и участвующих в спортивных соревнованиях, под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, условиями договоров с организаторами спортивных мероприятий в части, касающейся участия спортсменов в соответствующем соревновании (п. 8).
В соответствии с ч. 6 ст. 348.2 ТК РФ работодатели обязаны как при приеме на работу, так и в период действия трудового договора знакомить спортсменов, тренеров под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, общероссийскими антидопинговыми правилами и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями, условиями договоров работодателя со спонсорами (партнерами), с рекламодателями, организаторами спортивных мероприятий и общероссийскими спортивными федерациями в части, непосредственно связанной с трудовой деятельностью спортсменов, тренеров. Знакомить спортсменов, тренеров с указанными нормами, правилами, положениями (регламентами) и условиями в части, непосредственно связанной с их участием в спортивных мероприятиях в составе спортивной сборной команды Российской Федерации, обязана общероссийская спортивная федерация по соответствующим виду или видам спорта.
Важная группа источников, на основе которых осуществляется футбольная деятельность, - это нормативные акты международных спортивных организаций. Это (как и в случае с актами национальных спортивных организаций) также акты саморегулирования субъектов сферы спорта, которые относятся к системе внеправовой нормативной регламентации в области спорта - Lex Sportiva, при этом их нормы носят главным образом императивный характер. В ч. 2 ст. 40 Федерального закона о спорте, в частности, говорится, что российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями.
Акты саморегулирования международных спортивных организаций футбольной сферы условно можно разделить на две большие группы.
I. Документы, принятые на международном уровне:
- Устав Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), принятый Конгрессом ФИФА 11 июня 2014 г. в Сан-Паулу;
- Регламент ФИФА по статусу и переходам игроков, утвержденный исполнительным комитетом Международной федерации футбольных ассоциаций 7 июня 2010 г.;
- Регламент ФИФА по проведению международных матчей, утвержденный исполнительным комитетом Международной федерации футбольных ассоциаций 3 марта 2011 г.;
- Регламент ФИФА по охране правопорядка и обеспечению безопасности стадионов, утвержденный Исполнительным комитетом Международной федерации футбольных ассоциаций 14 декабря 2012 г., и др. <58>.
Кроме того, к регулированию футбола непосредственное отношение имеют нормативные акты международного уровня более общего характера.
С 1908 г. футбол входит в программу Игр Олимпиады. С 1996 г. в программу Игр Олимпиады включен женский футбол. Основные принципы, нормы и правила функционирования спортивного и олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Игр Олимпиады сконцентрированы в Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета (МОК) <59> - кодекс организации и реализации олимпийского движения.
<59> См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013. С. 115 - 159.Основополагающими международными документами рассматриваемой категории, на которых строится борьба с допингом, выступают Медицинский кодекс МОК <60> и Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА <61>.
<60> См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 565 - 581.<61> См.: URL: http://www.wada-ama.org.
Нормативное регулирование организации и деятельности Международного спортивного арбитражного суда осуществляется Кодексом спортивного арбитража <62>, специальными регламентами разрешения споров, возникающих во время Игр Олимпиады <63>, и другими документами.
<62> См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 638 - 656.<63> Там же. С. 657 - 673.
II. Документы, принятые на европейском и других региональных уровнях:
- Устав Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), принятый Конгрессом УЕФА 24 сентября 1997 г. в Хельсинки;
- Правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому фейр-плей, утвержденные Исполнительным комитетом УЕФА 27 мая 2010 г. в Нионе, и др. <64>.
Таким образом, в современном спортивном праве активно идет процесс развития и разветвления его структуры, систематизации действующих норм в целях фиксации наличия норм, уточнения их содержания, устранения несогласованности между ними, восполнения пробелов, обновления или создания новых норм. Немаловажна в этом процессе и роль футбольного права.
Надо признать, что на сегодняшний день действующая нормативная база не успевает за изменениями, происходящими в реальной жизни. Более того, ее несовершенство в ряде случаев служит тормозом позитивных процессов. Совершенно очевидно, что дальнейшее эффективное развитие футбола невозможно без совершенствования нормативного обеспечения на основе недавно созданной теории футбольного права <65>.
<65> Алексеев С.В. Футбольное право: теоретические основы: Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.Литература
- Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013.
- Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013.
- Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2013.
- Алексеев С.В. Система футбольного права // Право и государство: теория и практика. 2015. N 6.
- Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014.
- Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013, 2014.
- Алексеев С.В. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.
- Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014.
- Алексеев С.В. Футбольное право как новая учебная дисциплина // Право и государство: теория и практика. 2015. N 5.
- Алексеев С.В. Футбольное право как новейшая область научного правоведения // Право и государство: теория и практика. 2015. N 4.
- Алексеев С.В. Футбольное право как новейшее направление российской юриспруденции. О целесообразности формирования в правовой системе и развития футбольного права как подструктуры спортивного права // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории, политики и права". Пенза: МНИЦ, 2013.
- Алексеев С.В. Футбольное право как новейший институт спортивного права // Право и государство: теория и практика. 2015. N 3.
- Алексеев С.В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014.
- Алексеев С.В. Футбольное право: новейшее направление юриспруденции, научного правоведения и учебная дисциплина // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 1. С. 5 - 13.
- Алексеев С.В. Футбольное право: теоретические основы: Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014.
- Алексеев С.В. Футбольное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.
- Маргулис М.А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
- Степанов Л.М. Локальные акты физкультурно-спортивных объединений как источник нормативного регулирования в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2004. N 4.