Мудрый Юрист

Состояние германского гражданского права до издания уложения

Рябчикова Наталья Николаевна, Московский гуманитарно-экономический институт, Чувашский филиал.

В статье раскрывается информация о состоянии германского гражданского права до принятия ГГУ. Также разъясняется практическое значение преторского права для ведения хозяйства, описываются основные принципы обязательственного права.

Ключевые слова: германское гражданское право, рецепция римского права, юридическое искусство, преторское право, обязательственное право, религия и право.

State of the German civil law before the Code enactment

N.N. Ryabchikova

Ryabchikova Natalya N., Moscow Humanitarian-Economical Institute, Chuvash Branch.

The article describes the status of the German civil law before the adoption of the German Civil Code. The author also explains the practical importance of praetorian law for land management and considers the basic principles of obligation law.

Key words: German civil law, reception of Roman law, juridical science, praetorian law, law of obligation, religion and law.

В Германии дольше, чем в других странах, существовала правовая раздробленность. Это объясняется особенностями социально-экономического и политического развития <1>.

<1> Рябчикова Н.Н. Особенности романо-германской правовой семьи (на примере кодифицированных актов Франции и Германии) // История государства и права. 2013. N 15. С. 24 - 27.

Немецкий народ в начале своей исторической арены состоял из большого числа народностей, между которыми не было никакой государственной связи. В связи с этим народ не имел и единого права; он знал только право отдельных народностей. Позднее многие из них слились в племена, у которых благодаря одинаковым условиям жизни было право внутренне схоже друг с другом и имело общегерманское происхождение (племенное право, право отдельных народностей), но также у них все-таки оказались и значительные различия.

Основой для построения германского права явился Рим. К римскому праву обращались охотнее, чем к любому другому, не только потому, что в то время, в век возрождения и гуманизма, освоение античной культуры считалось вообще одной из важнейших задач, но и потому, что римское право рассматривалось, правда, на основе ошибочных исторических воззрений, как обязательный имперский закон <2>. Это послужило германскому праву тенью такого характера, которую не уберет даже будущее уложение и которая будет проявляться в следующем столетии, даже несмотря на скорость развития современной жизни. Это является выгодой в одном отношении. Для решения задачи управлять большой, составленной из различных народов, империей римляне возвели юридическое искусство на такую ступень, какой оно до них никогда еще не достигало. Поэтому оно до наших дней осталось предметом удивления. Но это техническое совершенство большею частью заставляло забывать те социальные цели, которыми определилась большая часть содержания римского права.

<2> Эннекцерус Л., Кипп Т., Вольф М. Курс Германского гражданского права. М., 1949. С. 28.

Социальные цели, к которым стремится закон, имеют различия, судя по природе данного народа и экономическому положению, в котором он находится сейчас. Не все классы народа оказывают одинаковое влияние на развитие права. Те сословия, которые имеют наибольший интерес в праве, находят себе выражение по преимуществу воззрений. Это вовсе не означает, что они сознательно действовали здесь алчно, но является естественным, что каждый класс лучше знает свои собственные нужды, чем нужды других, и находит наиболее нужную помощь закона в слабых местах.

В Риме за прежней аграрной эпохой последовала эпоха крупного капитализма. Хотя к концу республики и в первые годы императорского времени огромное число знати были землевладельцами, но они давно уже перестали заниматься хозяйством в своих имениях. Старые легенды, подобные рассказу о Цинцинате, который будто бы собственноручно пахал землю, пользовались, правда, и в это время большим почтением, но охотников подражать ему уже не находилось.

Прежних мелких владельцев, которые работали когда-то на небольших земельных участках и при патриархальном правлении все-таки терпимо существовали, прогнали с их клочков земли. Их наплыв увеличил столичный пролетариат. Победа плебейской партии, на содействие успеху которой они отдали свои последние силы, не послужила им на пользу.

Безграничность римского владычества и широкий взгляд новейших государственных людей были не выгодны и вредны для земледелия. Второстепенным вопросом для развивающейся империи было то, что делает землевладелец Древней Италии со своим имением. В политическом отношении важна была только столица, население которой требовало непременно дешевого хлеба. Подорожание могло дать повод к опаснейшим восстаниям плебеев, которые считали себя настоящим владыкой мира и поддерживались в этом мнении льстивыми ораторами. Поэтому была избрана антиаграрная политика.

Никто из римской знати не противоречил понижению до минимума цены зерна и, как следствие, всяческому покровительству ввоза зернового хлеба. Существование аристократии не зависело главным образом от доходов земли, которая находилась в их пользовании. Для них было несравненно важнее заслужить сочувствие низших слоев народа, дававшее надежду получать, благодаря популярности, государственные должности и обогащаться в качестве наместников крупных провинций. Их личный интерес не являлся поводом в стремлении к перемене способов хозяйствования, так как вскоре хлебопашество стало невыгодным. Таким образом, вновь появлялись латифундии, которые управлялись толпами купленных рабов и на которых вновь стал пастись скот, как это было во времена кочевой жизни. Поэтому римлянам осталась чуждой та мысль, что государство и общество имеют интерес в поддержании доходов имений.

В прежнем праве существовали особые постановления для поземельных участков и главнейших предметов, необходимых для ведения на них хозяйства, как, например, для рабов, для вьючного и упряжного скота. Позднее преторское <3> право отняло у них практическое значение.

<3> Претор - высший судья в древнем Риме; сначала их было два, в конце республики несколько. Источник: Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. М., 1907.

Новейшая мысль решительно склонялась к правовой мобилизации земли, и если не обращать внимания на некоторые наследия старины, сохранившиеся до позднейшего времени, то эта цель была вполне достигнута. Предоставлялась возможность продавать и закладывать земельные участки в том же порядке, как и движимые вещи; собственники могли по своему усмотрению делить их до бесконечности. Недвижимость сделалась таким же товаром, как и все другое.

Основным принципом обязательственного права явилась полная свобода оборота. Долгий опыт убеждает в том, что на развитие права энергичное воздействие оказывают важнейшие интересы оборота данного времени. Например, смогло же германское купеческое сословие добиться особого права, соответствующего его потребностям. Римляне же достигли своих целей, и не менее удачно, другим путем. Они не создавали особого торгового права, но они оживили старые формы новым духом. Понятие bona fides (латинский юридический термин, означающий "честные средства", "добрые услуги", "добросовестность", выражающий нравственную и моральную честность, веру в правдивость или ложность суждения или сущности мнения) важно в юриспруденции, особенно при использовании права справедливости. Оно послужило средством к улучшению всего обязательственного права согласно новым потребностям. Толкование соглашений отступилось от буквального смысла слов и принимало во внимание только действительные намерения сторон, вступивших в соглашение; традиционные правовые правила, возникшие в период односторонней формальной юриспруденции, теперь уже отжившей свой век, были ограничены или изменены соответственно практическим потребностям. Всякий, кто захотел бы, опираясь на устаревшие правовые положения, осуществить свою претензию, противоречащую современным воззрениям, натолкнулся бы на exceptio doli (выполнение обязательств должно было происходить добросовестно: ст. 242 в Германском гражданском уложении). Интересно наблюдать, как каждое новое поколение толкует и видоизменяет старые правовые положения, как например, Юлиан - мнения Лабеона, Ульпиана - воззрения Юлиана.

Как экономические, так и духовные силы получили простор для неограниченной деятельности. Уже в предшествующем периоде не считалось неправомерным последовательное осуществление собственных интересов, если бы это даже совершалось в ущерб другим; это осталось неизменным и теперь. Такие положения, как qui jure suo utitur, neminem laedit ("Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права"), jus vigilantibus scriptum est ("Право бодрствует"), in emtionibus et venditionibus circumscribere licet ("В купле-продаже ограничены"), достаточно доказывают, что защита слабых не входила в цели права того времени и что последнее не имело своей задачей препятствовать эгоистической наживе, обусловленной умственным или экономическим превосходством. Однако эта нажива могла доходить только до пределов, допускаемых требованиями делового оборота; кто преступал эти пределы, тот действовал противно bona fides ("честные средства", "добрые услуги", "добросовестность"). Причем граница была весьма тонкая, и нам, людям другого поколения, не всегда легко правильно установить разницу между дозволенным и даже поощряемым circumscribere ("ограничивать"), с одной стороны, и позорящим dolo facere ("сделать трюк") - с другой. Впрочем, и в это время охотно сохраняли в старом праве все, что казалось годным к применению и в настоящее время.

Чрезмерно строгое долговое право старого времени было несколько смягчено, но оно, как и прежде, продолжало стремиться всеми способами к принудительному исполнению обязательств должником. Ничто не ограничивало права кредитора захватить должника; несостоятельному должнику, кроме того, грозил позор, который означал не что иное, как потерю общественного положения.

Гражданский процесс, как и прежде, защищал богатых преимущественно перед бедными. Постоянное требование обеспечений (cautiones), которое предъявлялось в процессе истцу, было легко осуществимо, а главным образом ответчику было часто совершенно неисполнимо. Невозможность предоставить обеспечение, требуемое законом, означала для ответчика невозможность защиты, так что он даже из-за совершенно неосновательной претензии подвергался осуждению без всякой пощады. Основания, по которым можно было требовать обеспечения, были различны. Ответчики, которые позволили довести себя до конкурса, были обязаны во всех случаях предоставлять такие обеспечения, если хотели быть оправданными.

Части права, не нужные для делового оборота, развивались необыкновенно мало. Так, например, семейное право сохранило в главных чертах ту форму, какую оно получило во второй половине республиканского времени: осталась отцовская власть, имущественная неправоспособность детей; исключения допущены только для сыновей, которые были солдатами.

Еще старее было право наследования без завещания. Кроме того, что мать и дети получали взаимное наследственное право, ничего не было изменено. Зажиточный римлянин нисколько не был в этом заинтересован; он всегда по обычаю своей страны составлял свое завещание и потому всегда был в состоянии исправить без затруднения недостатки постановлений закона о наследовании.

Совершенно другую картину представляет христианская императорская эпоха. Защита слабых и лишенных самого необходимого становится в действительности сознательным стремлением законодательства этого периода. Теперь думают уже не о том, чтобы кредитор для осуществления своего права мог использовать более жестко принудительные средства, а о том, чтобы облегчить положение угнетаемого должника. Значительное количество отдельных постановлений, очевидно, и преследовало эту цель: затруднение продажи заложенной вещи и другие привилегии должника по залогу, beneficium dationis in solutum ("преимущество давая в оплату"), ограничение требований о возмещении убытков двойной стоимостью первоначального долга, введение cession bonorum ("отставки"), которая бы по меньшей мере смягчала при несчастной несостоятельности наиболее суровые последствия конкурса, образование beneficium competentiae ("преимущество компетенции") и т.д., похожую на эту тенденцию преследовали и дотальные <4> привилегии, у которых была задача обеспечить женщине обладание ее приданным.

<4> Дотация (от ср.-век. лат. dotatio - дар): 1) государственное пособие гражданам и организациям для покрытия убытков или других целей, доплата; 2) сумма денежных средств, выделяемая из бюджета предприятию, у которого затраты на производство и реализацию продукции не покрываются получаемыми доходами, а также на поддержание относительно низких розничных цен на отдельные товары, реализуемые населению; 3) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Несомненно, что эти меры часто шли дальше своей цели. В большинстве случаев те постановления, которые должны были защитить впавшего в несостоятельность, наоборот отнимали у тех, которым грозила подобная участь. Юриспруденция после диоклетиановского периода не была достаточно активна для того, чтобы радикально обновить старое право и точно взвесить последствия вводимых теперь правовых положений. Поэтому указанные нововведения носят в основном характер произвольного и случайного и имеют "в системе римского права вид пестрых заплат на одежде другого цвета" <5>. Но они всегда искренне показывают желание уменьшить увеличивающуюся нужду низших классов народа. Также от искаженного латинского языка и напыщенных фраз позднейшего законодательства веет часто настоящим гуманным духом.

<5> Бернгефт Ф., Колер И. Гражданское право Германии. СПб.: Сенатская типография, 1910. С. 9.

Каноническое право в некоторых пунктах вошло в область частного права, что стало выгодно в развитии права.

Узкая связь между религией и правом вообще губительна, кто-нибудь из них неизбежно должен при этом пострадать. Так как или религия должна приблизиться к мирским интересам, или право одухотворится, но ни то, ни другое невозможно.

Религия ставит идеальные требования, которые вообще не может удовлетворить человек. Бесспорно, она имеет полное право требовать, чтобы человек из высших оснований отказался от безопасных обоснованных прав, чтобы он терпел бремя брака, сделавшегося фактически невозможным. Даже чтобы "он добровольно принимал на себя незаслуженный стыд и позор" <6>. Но вместе с тем религия отказывается от того, чтобы реализовать свои основные принципы как общеобязательные правила поведения. Она это может, потому что ее власть не от мира сего.

<6> Там же.

Право же есть нечто совершенно простое, оно должно быть рассчитано на людей, нужды которых должны удовлетворять и обращать внимание на их требования. Как только право становится нестерпимым, оно теряет всякую цену как право.

Литература

  1. Бернгефт Ф., Колер И. Гражданское право Германии / пер. с нем. под ред. В.М. Нечаева. СПб.: Сенатская типография, 1910. С. 9.
  2. Рябчикова Н.Н. Особенности романо-германской правовой семьи (на примере кодифицированных актов Франции и Германии) // История государства и права. 2013. N 15. С. 24 - 27.
  3. Эннекцерус Л., Кипп Т., Вольф М. Курс Германского гражданского права / пер. с нем. По изд. 1931 г. М.: Издательство иностранной литературы, 1949. С. 28.