Мудрый Юрист

Правовые основы применения огнестрельного оружия и специальных средств сотрудниками правоохранительных органов (обзор законодательства испании)

Трофимец Александр Михайлович, представитель МВД России в Королевстве Испания, кандидат юридических наук.

Трофимец Ирина Александровна, доцент кафедры гражданского права Хабаровской государственной академии экономики и права, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящей статье авторы представили обзор испанского законодательства в сфере применения огнестрельного оружия и специальных средств сотрудниками правоохранительных органов. Показаны не только принципы и правила использования, но и ответственность за незаконное применение огнестрельного оружия и специальных средств полицейскими и представителями иных силовых структур, в частности, Гражданской гвардии на территории Испании.

Ключевые слова: специальные средства, огнестрельное оружие, сотрудники правоохранительных органов.

Legal bases of the use of firearms and impact munition by law enforcement officers (review of Spanish legislation)

A.M. Trofimets, I.A. Trofimets

Trofimets Aleksandr Mikhailovich, representative of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the kingdom of Spain, candidate of law.

Trofimets Irina Aleksandrovna, assistant professor of the civil law chair of Khabarovsk state academy of economics and law, candidate of law, assistant professor.

In this article authors presented the review of Spanish legislation for use of firearms and special means by law enforcement agents. Also they show use rules and responsibility for illegal application of firearms and special means by police officers and representatives of other power structures (for example, Civil Guard) in the territory of Spain.

Key words: firearms, special means, law enforcement agents.

В Испании, являющейся правовым демократическим государством, главенствуют принципы, закрепленные в ст. 15 Конституции, устанавливающие право граждан на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность, запрет на пытки и негуманные (унизительные) наказания <1>. В таких условиях деятельность сотрудников испанских правоохранительных органов как национального уровня, так и полиций автономий, муниципалитетов и городов должна находиться под строгим правовым и административным контролем.

<1> Constitucion 1978, de 6 de diciembre.

Среди основных нормативных правовых актов Испании, регулирующих применение сотрудниками правоохранительных органов специальных средств и огнестрельного оружия, следует отметить следующие: Органический закон от 13 марта 2/1986 "О правоохранительных органах" <2>; Органический закон от 20 мая 4/2010 "О дисциплинарном режиме Национального корпуса полиции" <3>; Органический закон 12/2007 от 22 октября "О дисциплинарном режиме Гражданской гвардии" <4>; Королевский указ 1484/1987 от 4 декабря "Об общих нормах в отношении чинов, категорий, дипломированного и технического персонала, формы, знаков различия и вооружения Национального корпуса полиции" <5>; Инструкция Государственного главного управления по вопросам безопасности "О применении огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов" от 14 апреля 1982 г. <6>; Кодекс этики Национального корпуса полиции <7>.

<2> Ley 2/1986, de 13 de marzo, de Fuerzas y Cuerpos de Seguridad.
<3> Ley 4/2010, de 20 de mayo, del disciplinario del Cuerpo Nacional de .
<4> Ley 12/2007, de 22 de octubre, del disciplinario de la Guardia Civil.
<5> Real Decreto 1484/1987, de 4 de diciembre, sobre normas generales relativas a escalas, , personal facultativo y , uniformes, distintivos y armamento del Cuerpo Nacional de .
<6> de 14 de abril de 1982, de la General de la Seguridad del Estado, sobre de armas de fuego por miembros de los de los Cuerpos y Fuerzas de la Seguridad del Estado.
<7> del Cuerpo Nacional de .

Органический закон от 13 марта 2/1986 "О правоохранительных органах" предусматривает общие положения о применении сотрудниками правоохранительных органов специальных средств и огнестрельного оружия без уточнения основания и порядка такого применения.

В преамбуле этого Закона закреплено положение о том, что через правоохранительные органы осуществляется монополия государственной власти на институциональное использование мер юридического принуждения, что наделает сотрудников полиции правом применения оружия. В этой связи с учетом ценности жизни и здоровья людей требуется установление границ и принципов "умеренности" и "исключительности" такого применения, указывающих на легитимные критерии и предпосылки.

В ст. 5 гл. II (Основные принципы деятельности) Органического закона 2/1986 указано, что в рамках выполнения своих функций сотрудники правоохранительных органов должны действовать с необходимой решительностью и без промедления, когда необходимо предотвратить серьезный немедленный и непоправимый ущерб, руководствуясь при применении доступных средств принципами целесообразности, уместности и соразмерности.

Оружие должно использоваться только в ситуациях существования серьезного риска для жизни сотрудника и третьих лиц, или при обстоятельствах, когда можно ожидать наличия действительной угрозы для общественного порядка. При проведении задержания сотрудники правоохранительных органов должны представиться должным образом.

В Органическом законе от 20 мая 4/2010 "О дисциплинарном режиме Национального корпуса полиции" и Органическом законе от 22 октября 12/2007 "О дисциплинарном режиме Гражданской гвардии" закреплены запреты, связанные с использованием или применением оружия сотрудниками данных полицейских корпусов, входящих в структуру МВД Испании. Так, в соответствии с п. "i" ст. 8 Органического закона 4/2010 и п. 23 ст. 7 Органического закона 12/2007 непредусмотренные законодательством демонстрация или применение оружия, а также его использование во время несения службы или вне служебной деятельности в нарушение действующих принципов и норм относятся к тяжким проступкам.

В ст. 22 Королевского указа 1484/1987 от 4 декабря "Об общих нормах в отношении чинов, категориев, дипломированного и технического персонала, формы, знаков различия и вооружения Национального корпуса полиции" содержатся три положения об оружии и специальных средствах. Сотрудники Национальной полиции, находящиеся на действительной службе или административной работе, в обязательном порядке обеспечиваются табельным оружием на время несения ими службы. Когда оперативность службы требует использования повышенных мер безопасности или активных действий, сотрудники могут носить оружие или специальные средства, применение которых регламентировано в установленном порядке. Весь личный состав должен обладать как техническими, так и практическими знаниями об использовании и применении оружия и специальных средств, состоящих на вооружении полиции, для чего проводится необходимое обучение и тренировки.

Инструкцией Государственного главного управления по вопросам безопасности от 14 апреля 1982 года "О применении огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов" (далее - Инструкция) детально закреплены основания и порядок применения огнестрельного оружия.

Применение табельного огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов вызывает различную полемику, особенно когда в результате его применения причиняются смерть или тяжкие телесные повреждения гражданам. С другой стороны, недопустимое использование оружия, когда причиняются телесные повреждения невиновным людям, возбуждается уголовное дело, по результатам расследования которого сотрудник правоохранительных органов может быть осужден за совершение тяжкого преступления. В этой связи существует серьезная юридическая концепция, закрепляющая уголовную ответственность в отношении лиц, использующих огнестрельное оружие ненадлежащим образом.

В складывающихся условиях стала необходимой и уместной конкретизация случаев и обстоятельств, в которых указанные сотрудники могут и должны использовать огнестрельное оружие. Принятие Инструкции преследовало в качестве цели ликвидацию пробела в праве по данной проблематике, обеспечение общественного порядка, предоставление достаточных гарантий самим сотрудникам правоохранительных органов, а также выполнение Резолюции N 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы "Декларации о полиции", принятой в г. Страсбурге 8 мая 1979 г. на 31-ой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. В частности, в этой резолюции идет речь о том, что "полицейские должны получать ясные и четкие указания по поводу порядка и обстоятельств применения оружия" (ч. "A" п. 13).

Инструкцией введены правила использования огнестрельного оружия, в соответствии с которыми сотрудники правоохранительных органов могут применять оружие при незаконном нападении на представителя власти или третьих лиц при наличии следующих обстоятельств:

  1. нападение осуществляется с такой активностью и насилием, которые ставят под угрозу жизнь или физическую неприкосновенность потерпевшего лица или лиц;
  2. представитель власти считает необходимым использование огнестрельного оружия для препятствования или отражения нападения, поскольку не могут быть использованы другие средства, т.е. должна быть адекватность и соразмерность между используемым нападающим средством и используемым средством защиты;
  3. применению оружия должны предшествовать, если позволяют складывающиеся обстоятельства, предупреждения в адрес нападающего для того, чтобы он отказался от своих намерений и уведомление о том, что перед ним находится представитель власти, когда это неизвестно нападающему;
  4. если нападающий продолжает или наращивает свои усилия в нападении, несмотря на предупреждения, необходимо произвести выстрелы в воздух или землю для того, чтобы он отказался от своих намерений;
  5. в крайнем случае, при безуспешности предпринятых предыдущих мер, а также в силу стремительности, насилия или риска, которые представляет собой нападение, когда было невозможным использование оружия, необходимо применять его по органам нападающего, не относящимся к жизненно важным, всегда имея в виду принцип причинения возможно наименьшего вреда при применении оружия;
  6. при предположении о совершении тяжкого преступления сотрудники правоохранительных органов во избежание побега предполагаемого преступника должны использовать огнестрельное оружие в следующей форме:

а) производя выстрелы исключительно в воздух или в землю с единственной целью напугать (чему предшествуют предупреждения и уведомления о необходимости сдаться сотрудникам полиции или Гражданской гвардии) и задержать, имея при этом уверенность, что такие выстрелы, производимые в данном конкретном месте, не причинят вреда другим лицам и задержание не может быть осуществлено иным образом;

б) производя выстрелы в качестве крайней меры в органы предполагаемого преступника, не являющиеся жизненно важными, при наличии всех вышеуказанных обстоятельств, когда представителю власти, кроме этих обстоятельств, известно о крайней опасности скрывающегося лица ввиду наличия у него огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или холодного оружия, способного причинить серьезный ущерб, всегда имея в виду принцип причинения возможно наименьшего вреда при применении оружия и предпочтительности не задержать преступника, чем нанести увечья невиновному.

При наличии сомнений в отношении тяжести преступления или неопределенности личности преступника огнестрельное оружие не должно применяться.

В пп. 2 и 4 ст. 25 (задержания и аресты) Кодекса этики Национального корпуса полиции говорится, что при задержании лица должны соблюдаться его основные права, а само задержание осуществляться таким способом, который не причинит серьезных телесных повреждений. Как при задержании, так и под стражей не должны использоваться меры принуждения большие, чем необходимые для обеспечения порядка и безопасности. Они должны соответствовать принципам использования мер принуждения, которые применяются при угрозе безопасности людей или угрозе сохранности улик.

В соответствии со ст. 26 (применение силы) Кодекса этики, включающей шесть пунктов, применение силы является принудительной мерой, к которой можно прибегнуть в случае абсолютной необходимости и исключительно в степени, которая требуется для достижения законной цели. Применение силы всегда должно быть оправданным и осуществляться на основе критериев законности и профессиональной этики.

Сила применяется с привлечением методов и способов, наносящих наименьший ущерб, в том числе в случае применения огнестрельного оружия. Применение сотрудником силы должно соответствовать степени агрессивности, которая ему противостоит.

Применение силы должно быть направлено на причинение наименьшего вреда, сводя к минимуму ущерб и телесные повреждения, с последующим оказанием помощи лицу, получившему телесные повреждения.

Принципы, которыми следует руководствоваться при использовании силы:

  1. целесообразность (необходимость или отсутствие необходимости физического принуждения с учетом места происшествия, личности подозреваемого лица или лиц, их опасности и вероятной реакции);
  2. уместность (выбор способов, предусмотренных законом средств и применение наиболее подходящих в конкретной ситуации);
  3. соразмерность (при принятии решения о применении силы и подходящих способов следует избегать превышения пределов ее необходимого применения, меры принуждения должны применяться строго для получения контроля над лицом).

Применение огнестрельного оружия является крайним средством. Его применение считается законным только в случае серьезного риска для жизни и физической неприкосновенности людей.

Перед применением оружия необходимо сделать предупреждение лицу о намерении применить оружие, при этом нарушитель должен иметь время отказаться от своих замыслов. В случае продолжения нападения оружие может быть использовано для производства предупредительных выстрелов, когда позволяет место и не создается опасность для третьих лиц. В крайнем случае применение оружие не должно быть направлено на жизненно важные части тела нападающего.

Ответственные за проведение полицейских операций, в ходе которых возможно применение силы, должны планировать и контролировать ее применение для минимизации последствий, особенно когда требуется использование потенциально летальных средств.

Предварительная проверка правомерности применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов осуществляется подразделениями собственной безопасности (в Национальном корпусе полиции - подразделение по внутренним вопросам Оперативного управления Главного управления полиции МВД Испании). По ее результатам при наличии достаточных свидетельств о нарушениях со стороны сотрудника, применившего специальные средства или огнестрельное оружие, принимается решение о передаче полученных материалов для их рассмотрения в суде.