Мудрый Юрист

Нерешенные вопросы освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности

Власенко Владислав Владимирович, преподаватель Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в судебной практике при применении указанного в заголовке вида освобождения от уголовной ответственности (ст. 76.1 УК РФ).

Ключевые слова: освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности; деятельное раскаяние.

Outstanding issues of release from criminal liability for economic crimes

V.V. Vlasenko

Vlasenko Vladislav Vladimirovich, PhD (Law), Lecturer, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia (Stavropol Branch).

The article also discusses the problems arising in judicial practice in the application of these types of exemption from criminal liability.

Keywords: exemption from criminal responsibility for crimes committed in the area of economic activity; active repentance.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" <1>, в появлении которого давно назрела необходимость, решило множество существовавших в теории и на практике проблем применения как материального, так и процессуального уголовного законодательства. Тем не менее в этом документе не решен ряд важных вопросов применения указанного межотраслевого института. Настоящая статья посвящена рассмотрению возникающих на практике проблем применения норм, регламентирующих освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 76.1 УК РФ), решение которых не нашло отражения в тексте указанного Постановления.

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 8.
  1. Как при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности на основании ст. 76.1 УК РФ должен возмещаться ущерб, выплачиваться сумма полученного дохода, а также производиться выплаты сумм денежного возмещения в федеральный бюджет в случае совершения преступления в соучастии? На теоретическом уровне эта проблема была поднята рядом авторов. Так, А.С. Александров и И.А. Александрова указывают, что "не вполне понятно, кто будет возмещать (перечислять) ущерб (доход) от преступной деятельности: руководитель, координирующий действия участников организованной группы, или его соучастники. И как между ними будут распределяться размеры стоимостных выплат" <2>. Аналогичными вопросами задается Е. Крылов: "Как будет определяться размер возмещения ущерба для каждого из соучастников? Будет ли это отдельная "доля" или каждому соучастнику потребуется возместить ущерб полностью, в том числе за подельников, чтобы уголовное преследование лишь в отношении него было прекращено?" <3>.
<2> См.: Александров А.С., Александрова И.А. Новеллы УК и УПК РФ о прекращении уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономики // Уголовный процесс. 2012. N 2. С. 13.
<3> См.: Крылов Е. И вновь гуманизация? // ЭЖ-Юрист. 2012. N 7. С. 2.

Примечательно, что при освобождении от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений на основании ч. 1 ст. 76.1 УК РФ правоприменитель относится безразлично к тому, кто именно из соучастников возместил ущерб, причиненный бюджетной системе.

Интересно следующее судебное решение.

К., являясь генеральным директором ЗАО "К...", совместно с Л., являющейся главным бухгалтером ЗАО "К...", заранее объединившись в группу лиц, действуя с прямым умыслом, уклонились от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, т.е. совершили преступление, предусмотренное пп. "а", "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ. В судебном заседании подсудимыми заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении их в связи с полной уплатой ими суммы налога, сумм штрафа и пени. Суд указал, что уголовное дело в отношении названных лиц подлежит прекращению по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, поскольку к уголовной ответственности они привлекаются впервые, суду представлены платежные документы и справка, подтверждающие уплату ими суммы налога, сумм штрафа и пени по данному уголовному делу в полном объеме <4>. Таким образом, вопрос о том, кто из осужденных и в какой сумме возместил ущерб, судом не рассматривается.

<4> См.: Архив Волховского городского суда Ленинградской области. Уголовное дело (арх. N 1-210/2012).

И во всех других изученных уголовных делах, прекращенных на основании ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, в которых преступления были совершены в соучастии, правоприменитель при наличии возмещенного ущерба бюджетной системе РФ, а также иных необходимых условий прекращал уголовное преследование в отношении всех соучастников вне зависимости от роли каждого из них в совершенном преступлении и участия в возмещении соответствующего ущерба. Представляется, что подобный подход при освобождении от уголовной ответственности должен быть применен и к иным преступлениям в сфере экономической деятельности, перечисленным в ч. 2 ст. 76.1 УК РФ.

Помимо этого следует обратить внимание на п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем", где сказано, что при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками <5>. Положение указанного пункта распространяется и при квалификации преступных действий группы лиц, и группы лиц по предварительному сговору.

<5> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

С учетом этого можно сделать вывод, что при освобождении от уголовной ответственности перечислению в федеральный бюджет подлежит вся сумма извлеченного дохода вне зависимости от роли каждого из соучастников. При этом не имеет значения, кто из соучастников ее перечислил. Вопрос о том, кто и в каком размере должен внести соответствующие суммы в федеральный бюджет, должен решаться самими соучастниками без участия компетентных органов. Правоприменителя должен интересовать исключительно результат, необходимый для освобождения от уголовной ответственности, - ущерб возмещен в полном объеме; извлеченный доход внесен в федеральный бюджет; денежное возмещение в пятикратном размере выплачено. Соучастники, к примеру, могут распределить суммы соответствующих выплат между собой на основании гражданско-правового соглашения.

Стоило бы дополнить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 соответствующим пунктом следующего содержания: "Судам следует учитывать, что при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 76.1 УК РФ, лиц, совершивших преступление (преступления) в соучастии, не имеет значения, кто из них возместил ущерб, причиненный в результате преступления, или выплатил в бюджет денежную сумму дохода, извлеченного в результате совершения преступления, и внес в федеральный бюджет сумму денежного возмещения, так же как не имеет значения, один из соучастников или все соучастники совершили указанные выплаты в равных или различных долях. В случае возмещения ущерба или внесения в федеральный бюджет соответствующих денежных сумм, а также суммы денежного возмещения от уголовной ответственности освобождаются все соучастники, если имеются иные условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные в ст. 76.1 УК РФ.

Вопрос о том, кто и в каком размере должен возместить ущерб или выплатить в бюджет соответствующие денежные суммы, а также внести в федеральный бюджет сумму денежного возмещения, должен решаться самими соучастниками без участия судов, рассматривающих дело по существу, и должностных лиц, производящих предварительное расследование по уголовному делу. В частности, возможно заключение гражданско-правового соглашения, в котором могут быть распределены денежные суммы, подлежащие выплате каждым из соучастников, а также возможность выплаты одним соучастником денежных сумм за другого соучастника с последующим регрессом в пользу первого и т.д.".

Что касается освобождения от ответственности за налоговые преступления, то предлагаемый нами подход вполне, как представляется, соответствует очевидной фискальной направленности дополнения уголовного закона положениями, содержащимися в ч. 1 ст. 76.1 УК РФ.

  1. Преступления в сфере экономической деятельности, перечисленные в ст. 76.1 УК РФ, могут быть неоконченными. Согласно ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению. Следовательно, за приготовление к совершению преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 185.3, ст. 196, ст. 197, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ (все являются тяжкими преступлениями) и упомянутых в ст. 76.1 УК РФ, может наступить уголовная ответственность, а значит, возможно и освобождение от нее. Что касается покушения на преступление, то практически все экономические преступления, перечисленные в ст. 76.1 УК РФ, могут быть завершены на этой стадии.

При приготовлении к преступлению лицом совершаются приготовительные действия, указанные в ч. 1 ст. 30 УК РФ, однако действия, непосредственно направленные на совершение преступления, не выполняются. Поэтому при совершении перечисленных в ст. 76.1 УК РФ тяжких экономических преступлений, оконченных на стадии приготовления, ущерб не причиняется, доход не извлекается.

При покушении на преступления, указанные в ст. 76.1 УК РФ, существует два варианта развития события: 1) в результате совершенного покушения ущерб не был причинен, доход не извлечен; 2) в результате совершенного покушения ущерб причинен, доход извлечен, однако размер такого ущерба (дохода) ниже размера, которого желал виновный причинить (извлечь). При втором варианте развития события очевидно, что вопрос об освобождении от уголовной ответственности будет положительно решен в случае возмещения фактически причиненного ущерба (извлеченного дохода), при наличии иных условий освобождения от уголовной ответственности.

В случае же приготовления к совершению тяжкого экономического преступления, указанного в ст. 76.1 УК РФ, а также покушения на экономическое преступление, предусмотренное в этой же статье, в результате которого не причинен ущерб (не извлечен доход), виновное лицо при строгом толковании нормы не может быть освобождено от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 76.1 УК РФ. Отсутствие ущерба (дохода) делает невозможным его возмещение (перечисление в бюджет), а значит, складывается ситуация, когда невозможно выполнить соответствующие условия освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Представляется, что данный вопрос должен быть решен высшей судебной инстанцией. Возможный вариант решения указанной проблемы видится в предоставлении лицу, совершившему соответствующее преступление в сфере экономической деятельности, в результате которого не причинен ущерб или не извлечен доход, возможности быть освобожденным от уголовной ответственности по иным основаниям, предусмотренным гл. 11 УК РФ <6>. В ст. 75 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием" и 76 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим" УК РФ выплата извлеченного дохода не является условием освобождения от уголовной ответственности, а возмещение ущерба признается обязательным условием только в тех случаях, когда лицо имело объективную возможность его осуществить <7>. Очевидно, что если ущерб не причинен, то и возмещать нечего.

<6> Необходимо отметить, что п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности", по сути, ввел запрет на применение ст. 75, 76 УК РФ к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести в сфере экономической деятельности.
<7> См.: Абзац 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности".

Однако и такой вариант решения проблемы неидеален, так как он не решает вопроса освобождения от уголовной ответственности при приготовлении или покушении на тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, поскольку ст. 75, 76 УК РФ предусматривают освобождение от уголовной ответственности за совершение преступлений, относящихся к категории небольшой или средней тяжести. Кардинальными мерами исправления сложившейся ситуации могут выступить законодательные изменения ст. 76.1 УК РФ, в результате которых появились бы дополнительные обязательные условия освобождения от уголовной ответственности (к примеру, способствование расследованию преступления) <8>. Следует предусмотреть, что лицо, впервые совершившее соответствующее преступление в сфере экономической деятельности, в результате которого по не зависящим от него обстоятельствам не причинен ущерб или не извлечен доход, способствовавшее расследованию этого преступления, освобождается от уголовной ответственности на основании ст. 76.1 УК РФ.

<8> См. подробнее: Власенко В.В. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2014. С. 183 - 188.

Пристатейный библиографический список

  1. Александров А.С., Александрова И.А. Новеллы УК и УПК РФ о прекращении уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономики // Уголовный процесс. 2012. N 2.
  2. Власенко В.В. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2014.
  3. Крылов Е. И вновь гуманизация? // ЭЖ-Юрист. 2012. N 7.