Мудрый Юрист

Особенности взаимодействия государства и политических партий в условиях смешанной, парламентской и президентской форм правления

Положенцева Надежда Юрьевна, аспирант юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Государство использует правовые инструменты для урегулирования отношений между всеми элементами политической системы, устанавливая с помощью них соответствующие пределы и ограничения деятельности входящих в состав конкретной политической системы элементов. Это требуется в целях сохранения баланса системы сдержек и противовесов и недопущения бесконтрольного расширения возможностей (полномочий) каждого из элементов по отношению друг к другу. Представляется, что форма правового регулирования взаимоотношений государства и политических партий как элемента политической системы первостепенно зависит от таких факторов, как форма правления, форма государственного устройства, политический режим, экономическая модель, уровень правосознания и правовой культуры общества. Перечисленные факторы есть функциональные элементы политической системы, через которые отражаются способы реализации власти и способы поддержания единства и целостности гражданского общества. Так ли это на самом деле? На этот вопрос и стремится ответить представленное исследование.

Ключевые слова: политические партии, политический режим, демократия, многопартийность, политическая конкуренция.

Features of interaction of the state and political parties in conditions of the mixed, parliamentary, and presidential form of government

N.Yu. Polozhentseva

Polozhentseva Nadezhda Yu., Postgraduate student of the Faculty of Law at Lomonosov Moscow State University.

The state uses legal tools to regulate the relations between all elements of the political system, setting using appropriate limits and restrictions on the activities included in the specific political system of the elements. This is required in order to maintain balance in the system of checks and balances and prevent the uncontrolled expansion of capabilities (power) of each of the elements in relation to each other. It appears that the form of legal regulation of relations between the state and political parties as an element of paramount political system depends on factors such as the form of government, form of government, political system and economic model, the level of legal awareness and legal culture of society. These factors are the functional elements of the political system through which reflected the ways of realization of power and ways of maintaining the unity and integrity of civil society. Whether so it? The presented research seeks to answer this question.

Key words: political parties, political regime, democracy, multiplicity of parties, political competition.

Кто знаком с классическим конституционным правом, но

не знает действительной роли партий, имеет ложный взгляд

на современные политические режимы; кому ясна роль

партий и неведомо классическое конституционное право,

тот имеет о них представление хотя и неполное, но верное.

Морис Дюверже, 1951

Морис Дюверже выявил и описал зависимость партийной системы от ряда факторов, например от действующего политического режима, распределения законодательных и исполнительных функций между органами власти (система сдержек и противовесов), установленной избирательной системы, указав, в частности, что режим пропорционального представительства ведет к многопартийной системе с жесткими, независимыми и стабильными партиями, мажоритарное голосование в два тура ведет к многопартийной системе, партии которой характеризуются "мягкой" структурой, склонностью к альянсам и относительной стабильностью, мажоритарное голосование в один тур ведет к дуалистической системе с чередованием у власти больших независимых партий <1>.

<1> Дюверже М. Политические партии / пер. с фр. Л.А. Зиминой. 4-е изд. М.: Академический проект; Трикста, 2007. С. 254 - 347; 427 - 507.

Исследование Мориса Дюверже охватывает период до середины XX в. и в определенной степени остается актуальным, тем не менее предлагается изучить особенности взаимоотношений государства и современных политических партий на основе современных моделей смешанной, парламентской и президентской форм правления, действующих во Франции, Латвии и Казахстане. Примеры указанных государств, отражающих две основные модели культурной идентичности (Восток - Запад), различных по территориальному основанию (большие - малые), отличающихся по тенденциям политического режима (демократические - авторитарные), дают возможность изучить некоторые универсальные тенденции развития взаимоотношений государства и партийных систем. Франция - государство с давней историей партийной системы, Латвия - развивающаяся молодая демократия, Казахстан - пример современного авторитарного государства. Все три государства позиционируют себя в качестве многопартийных, однако в каждом из них имеются свои особенности политического плюрализма.

Представляется, что опыт развития партийных систем в указанных государствах отражает с некоторыми изменениями классические модели партийных систем, о которых рассуждал в своем исследовании упомянутый выше французский ученый.

Представляется, что на порядок взаимодействия государства и политических партий оказывают влияние такие факторы, как форма правления, форма государственного устройства, политический режим, экономическая модель, уровень правосознания и правовой культуры общества.

1. Зависимость взаимоотношений государства и политических партий от формы правления

Исходя из системного толкования положений действующей Конституции Франции 1958 г. о характеристике государства, порядке наделения полномочиями Президента, Парламента и Правительства, а также о распределении полномочий между ними (ст. 2, 6, 8, 9, 12, 21, 24, раздел V), формой правления во Франции является смешанная республика.

В Конституции Французской Республики четко прослеживается принцип приоритета Президента, который не ответствен перед Парламентом, но в то же время он не возглавляет исполнительную власть. С одной стороны, Президент обладает широкими полномочиями, с другой - его деятельность жестко регламентирована конституционными нормами, предусматривающими возможность привлечения Президента к ответственности в случае их неисполнения. Президент во Франции должен быть членом политической партии, партии также участвуют и в формировании Парламента, следовательно, оказывают значительное влияние на основной элемент политической системы.

Парламент состоит из двух неравноправных палат - Сената и Национального Собрания, которые формируются по-разному. Сенат избирается непрямыми выборами коллегией выборщиков, а Национальное Собрание избирается всеобщими прямыми выборами (ст. 24 Конституции Франции).

Во время нахождения у власти Президента, принадлежащего к политической партии, имеющей парламентское большинство, Президенту Франции практически полностью подчиняется исполнительная власть, в противном случае наступают так называемые периоды "сосуществования".

Формой правления в Латвии в соответствии с закрепленными в ст. 1, 5, 6, 35, 48, 55, 56, 59, 72 Конституции 1922 г. положениями является парламентская республика. Президент Республики избирается Сеймом закрытым голосованием, Сейм же избирается прямыми всеобщими выборами, в которых принимают участие в том числе политические партии. Президент вправе поставить вопрос о роспуске Сейма на народное голосование (ст. 50 Конституции Латвии). Все распоряжения Президента Республики требуют контрассигнования Кабинетом министров или соответствующим министром.

Состав Кабинета министров определяется специальным лицом, назначаемым Президентом. Для осуществления своих полномочий Кабинету министров требуется доверие Сейма. В любое время Сейм может выразить недоверие всему Кабинету или отдельному министру (ст. 59 Конституции Латвии).

Таким образом, партия, получившая большинство в Сейме (либо партийная коалиция, образующаяся после оглашения результатов очередных выборов в Сейм), оказывает серьезное влияние на политику государства, получая в том числе право избирать и в определенных условиях смещать Президента Республики.

Казахстан согласно положениям Конституции 1995 г. (ст. 1, 2, 40, 41, 44, 49, 50, 51, 64, 65, 66) можно охарактеризовать в качестве президентской республики. Президент Казахстана избирается на прямых всеобщих выборах, имеет широкие полномочия в формировании органов исполнительной власти, в частности после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса кандидатуру Премьер-министра Республики, освобождает его от должности; образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики и иные полномочия (ст. 44, 70 Конституции Казахстана).

Парламент Республики состоит из двух палат - Мажилиса и Сената, первая избирается на всеобщих прямых выборах, вторая - непрямыми выборами (ст. 49 - 51 Конституции Казахстана).

В Казахстане основной политический вес имеет именно Президент Республики, несмотря на закрепленное в Конституции разделение властей. Кроме того, вопреки провозглашенному конституционному принципу политического плюрализма в Казахстане основную роль играет лишь одна партия. Это стало возможным благодаря установленным на законодательном уровне ограничениям.

Следовательно, государство уже на конституционном уровне стремится установить общие принципы взаимодействия с политическими партиями, устанавливая порядок формирования основных органов власти.

2. Зависимость взаимоотношений государства и политических партий от формы государственного устройства

Каждое из рассматриваемых государств является унитарным по форме государственного устройства, однако в них существуют особенности в регулировании взаимоотношений центра и регионов.

Административно-территориальными образованиями Французской Республики являются коммуны, департаменты, регионы, административно-территориальные образования с особым статусом и заморские административно-территориальные образования (ст. 72 Конституции). Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Закрепление права на создание партий регионального уровня позволяет политическим партиям участвовать в управлении государством не только на федеральном, но и на региональном уровне, образуя серьезные коалиционные силы.

В декабре 2008 г. в Латвии проведена реформа административно-территориального деления государства. Так, Латвия делится на 119 административно-территориальных единиц, 110 из которых являются краями и 9 - республиканскими городами, приравненными по статусу к краям. Поскольку Сейм избирается по пяти округам, следовательно, его состав призван отражать политические интересы всего государства, в связи с чем в Латвии активно используется система создания правящей коалиции, как, например, сложилось по итогам последних выборов в Сейм Республики, состоявшихся в 2014 г. <2>.

<2> Прибалтика волнуется: Выборы в Латвии выиграла "русская партия". URL: http://www.pravda.ru/news/world/formerussr/latvia/06-10-2014/1229701-latvia-0/ (дата обращения: 06.10.2014).

Республика Казахстан делится на 14 областей и 2 города республиканского значения (Астана, Алматы). Акимы (губернаторы) городов назначаются Президентом. Представительные органы власти (маслихаты) в областях и населенных пунктах избираются напрямую населением. В выборах вправе принимать участие политические партии, в результате чего они получают возможность участвовать в политической жизни регионов и влиять на решения федеральных органов власти.

Представляется, что наличие региональных партий в государствах со сложным административно-территориальным делением является важным инструментом развития как политического процесса государства в целом, так и расширяет возможности граждан по их участию в управлении государством.

3. Зависимость взаимоотношений государства и политических партий от формы политического режима

Действующий во Франции государственно-политический режим можно охарактеризовать как преимущественно дуалистический при различной политической ориентации Президента и Правительства либо как министериальный, если их политическая ориентация одинакова <3>. В качестве составных частей демократического режима Французской Республики можно выделить наличие институтов представительной и непосредственной демократии, в том числе института референдума (ст. 3 Конституции Франции), возможность существования политических партий и группировок. В соответствии со ст. 4 Конституции Французской Республики политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.

<3> Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2007. С. 395 - 396.

В Латвии демократический режим носит националистический характер (ст. 1, 2 Конституции Латвии). В Латвии действуют механизмы прямой и непосредственной демократии посредством прямых выборов Сейма и непрямых выборов Президента Республики. Конституцией закреплена возможность проведения народного голосования в ситуации, когда Президент ставит вопрос о роспуске Сейма (ст. 48 Конституции). Статьей 101 Конституции предусматривается право в предусмотренном законом порядке участвовать в деятельности государства и самоуправлений, а также нести государственную службу. Самоуправления избираются совершеннолетними гражданами Латвии. Закрепляется право каждого объединяться в общества, политические партии и другие общественные организации (ст. 102 Конституции).

Несмотря на провозглашение в ст. 1 Конституции Казахстана в качестве демократического государства, прослеживаются отчетливые тенденции к авторитаризму. Это проявляется через расширение полномочий Президента в сфере исполнительной власти, а также в фактическом участии в политической жизни страны лишь нескольких из многочисленных политических партий с явным преобладанием одной из них, председателем которой на протяжении десятков лет является Президент, полномочия которого еще ни разу не прерывались с момента первого избрания на должность. Власть в Республике осуществляется народом непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также путем делегирования осуществления своей власти государственным органам (ст. 3 Конституции). В соответствии со ст. 5 Конституции в Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. Общественные объединения равны перед законом. Прямо закреплен принцип запрета взаимного незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства. Кроме того, запрещается возложение на общественные объединения функций государственных органов.

Хотя политическим партиям отдается существенная роль при формировании демократического режима государства, в настоящее время они не могут быть охарактеризованы в качестве действенного участника политического процесса, поскольку превратились лишь в удобный инструмент по приобретению политической власти. По верному замечанию Л.М. Карапетяна, в странах развитой демократии, где впервые зарождались политические партии (к таким странам, безусловно, можно отнести Францию), они утратили свое первоначальное признание и не считаются "жизненно важным для сохранения демократии" <4>. Кроме того, следует отметить, что, даже закрепляя принцип взаимного невмешательства в дела государства и политических партий в конституциях, фактически он практически не исполняется, поскольку государство через текущее законодательство ограничивает деятельность политических партий, а политические партии успешно лоббируют свое первенство в качестве единственного участника политической борьбы, помимо собственно государства.

<4> Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юр. Центр Пресс", 2009. С. 23 - 25.

4. Зависимость взаимоотношений государства и политических партий от установленной экономической модели

Понятие конкуренции экономической тесно связано с конкуренцией политической. Понятие "политическая конкуренция", как правило, в законодательстве не определяется в отличие от конкуренции экономической. Конституции либо текущее законодательство, как правило, содержат лишь нормы о политическом плюрализме, которые зачастую являются некой декларацией, которую невозможно реализовать на практике.

Как верно отмечает Е.А. Лукьянова, политическая конкуренция представляет собой набор механизмов, обеспечивающий действие основных форм народовластия: непосредственной, представительной и консультативной демократии <5>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.А. Лукьяновой "Конкуренция в политике = конкуренции в бизнесе?" включена в информационный банк согласно публикации - "Конституционное и муниципальное право", 2007, N 20.

<5> Конкуренция в политике = конкуренция в бизнесе? Полит.ру. 24 апреля 2007 г. URL: http://polit.ru/article/2007/04/24/freedom1/ (дата обращения: 15.05.2015).

Не вызывает сомнений, что именно государство обладает возможностью определять необходимость и степень законодательных антимонопольных ограничений, устанавливать механизмы, с помощью которых развивается или сходит на нет недобросовестная конкуренция <6>.

<6> Комплексное исследование о конституционно-правовых аспектах политической конкуренции и ее соотношении с конкуренцией экономической проведено Т.А. Оспановым. См.: Оспанов Т.А. Политическая конкуренция в России: конституционно-правовые аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

Соотношение политической и экономической конкуренции зависит от того, насколько провозглашенная форма государства соответствует экономической основе власти. Только потребность государства в наличии работающей экономической конкуренции может стимулировать действенную работу негосударственных участников политического процесса, а экономическая политика государства, основанная на недобросовестной конкуренции, приводит лишь к прекращению работоспособности институтов конкуренции политической <7>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.А. Лукьяновой "Конкуренция в политике = конкуренции в бизнесе?" включена в информационный банк согласно публикации - "Конституционное и муниципальное право", 2007, N 20.

<7> Конкуренция в политике = конкуренция в бизнесе?

В рассматриваемых государствах сложилась и действует конкурентная экономическая модель, однако степень ее демократичности неодинакова. Наиболее демократична французская экономическая система, наименее - казахстанская.

Французская экономика является высокоразвитой, в ней в том числе ведутся разработки в ядерной и космической сфере. По общему объему экономики страна занимает второе место среди государств - членов Европейского союза и стабильно входит в первую мировую десятку <8>. Во Франции имеется тенденция преобладания государственного сектора в экономике, особенно в таких стратегически важных областях, как нефтегазовая промышленность и транспорт <9>. Экономическое планирование во Франции носит не нормативный, а индикативный характер, поскольку предписываемые показатели не являются обязательными для частных предприятий. Во Франции принят и действует Органический закон от 11 марта 1988 года "О финансовой гласности политической жизни", направленный на обеспечение открытости финансирования политических институтов и избирательных кампаний.

<8> S.&P. Downgrade Deals Blow to French Government. 08.11.2013. URL: http://www.nytimes.com/2013/11/09/business/international/standard-poors-downgrades-france.html?_r=1 (дата обращения: 15.05.2015).
<9> French economy "still looking weak". 14.01.2014. URL: http://www.bbc.com/news/business-25736590 (дата обращения: 16.05.2015).

После распада Союза ССР и обретения независимости Латвией в Республике начали проводиться постепенные экономические преобразования в пользу демократической системы. Принимается целый ряд законов, направленных на создание современной правовой базы для развития предпринимательства <10>. Формирование новой правовой базы экономической деятельности в Республике завершается принятием 13 апреля 2000 г. Коммерческого закона (по сути - Торговый кодекс Латвии). В нем устанавливаются определения и общие положения о коммерсантах и коммерческой деятельности, закрепляются положения, регулирующие организационно-правовые формы предпринимательства в Латвии. В Конституции закреплено лишь право каждого на собственность (ст. 105 Конституции Латвии).

<10> В том числе такие Законы, как: "О предпринимательской деятельности" от 26 сентября 1990 г., "Об акционерных обществах" от 5 декабря 1990 г., "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 23 января 1991 г., "Об иностранных инвестициях в Латвийской Республике" от 5 ноября 1991 г., "О биржах" от 28 января 1992 г., "О кредитных учреждениях" от 5 октября 1995 г., "О ценных бумагах" от 23 сентября 1995 г., "О несостоятельности предприятий и предпринимательских обществ" от 2 октября 1996 г., "О безопасности товаров и услуг и ответственности производителя и оказывающего услуги лица" от 8 октября 1996 г., "О конкуренции" от 8 июля 1997 г., "Об инвестиционных обществах" от 30 декабря 1997 г., "О гарантиях вкладов физических лиц" от 3 июня 1998 г., Патентный закон Латвии от 30 марта 1995 г. и др. // СПС "КонсультантПлюс".

Казахстан с экономической точки зрения является довольно развитым государством, его экономика занимает основную позицию на рынке Центральной Азии. После распада Советского Союза Казахстан испытывал серьезный экономический спад, в связи с чем государство было вынуждено ввести жесткие командные механизмы в экономике. В последние годы Казахстан проводит активную политику интеграции в состав организации ЕврАзЭС, что предполагает смягчение государственного влияния на экономический сектор и установление конкурентных правовых механизмов. Конституция Казахстана закрепляет общие принципы в экономике. Так, согласно ст. 6 Конституции в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. В ней же указывается, что собственность должна служить общественному благу, что выходит за рамки классической конкурентной экономической модели, являясь особенностью экономической модели Казахстана. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Конституцией же установлено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается (ст. 26 Конституции Казахстана).

Во Франции и Латвии политическая конкуренция развита достаточно сильно, чего нельзя сказать о Казахстане. Так, свои кандидатуры на пост Президента на выборах в Казахстане выдвигают лидеры партий, соответственно, при выборах Президента народ голосует одновременно и за политическую партию, а также за выбранный ею курс политического, экономического и культурного развития страны. Политическая система в Казахстане ближе всего к политической системе с правящей партией, в которой в отсутствие реальной конкуренции со стороны оппозиционных партий на выборах побеждает правящая партия. В Казахстане в этой роли находится партия "Нур-Отан".

В то же время, несмотря на достаточно либеральное отношение к политическому плюрализму, во Франции политическая конкуренция сдерживается за счет имеющейся тенденции к существованию так называемой правящей партии.

5. Зависимость взаимоотношений государства и политических партий от уровня правосознания и правовой культуры общества

Появление реально действующей политической конкуренции становится возможным лишь в условиях высокого уровня правосознания и правовой культуры конкретного общества.

Уровень правосознания и правовой культуры общества проявляется в первую очередь в избирательной активности граждан. Невозможно говорить о наличии высокого уровня рассматриваемых процессов при фиксации низкой явки избирателей на выборы либо при получении результатов социологических исследований, которые говорят об отсутствии даже мизерных знаний о зарегистрированных политических партиях и партиях, принимающих участие в выборах. Зачастую граждане даже не ассоциируют конкретную партию с ее непосредственным лидером. Безусловно, важную роль играет и активность политических партий, которые должны завоевывать голоса избирателей.

Французская Республика характеризуется активностью избирателей, в том числе на региональных выборах, которые в 2015 г. впервые проходили по новой системе (на уровне департаментов) и от результатов которых во многом зависит расклад политических сил на президентских выборах. Так, последние региональные выборы 2015 г., проходившие в два тура, показали, что граждане через политические партии способны влиять на политический курс государства. В голосовании согласно опубликованным Министерством внутренних дел Франции результатам приняли участие 42,98 процента избирателей <11>. В результате прошедших региональных выборов во Франции сложилась так называемая трехполюсная политическая система <12>.

<11> Официальный сайт Министерства внутренних дел Французской Республики. du 1er tour des lections . 22 марта 2015 г. URL: http://www.interieur.gouv.fr/Elections/Actualites-des-elections/Resultats-du-1er-tour-des-elections-departementales (дата обращения: 16.05.2015).
<12> О результатах выборов во Франции: полный конец политики Олланда и гонка правых с националистами. "Однако,". 24 марта 2015 г. URL: http://www.odnako.org/blogs/o-rezultatah-viborov-vo-francii-polniy-konec-politiki-ollanda-i-gonka-pravih-s-nacionalistami/ (дата обращения: 16.05.2015).

Политический процесс в Латвийской Республике весьма показателен на примере прошедших 5 октября 2010 г. выборах в Сейм Республики: активность политических партий привела к активности избирателей, хотя общий процент граждан, принявших участие в выборах, не превысил 60% и составил 59,45% <13>.

<13> Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Латвийской Республики. Выборы в 11-й Сейм Латвийской Республики. URL: http://www.cvk.lv/pub/public/30063.html (дата обращения: 20.04.2015).

Недавно прошедшие выборы в двенадцатый Сейм Латвийской Республики показали, что активность избирателей продолжает снижаться: явка избирателей составила лишь 58,8 процента <14>. Президент Республики связывает такие показатели с тем, что в последние годы резко увеличился отток населения страны <15>.

<14> Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Латвийской Республики. Выборы в 12-й Сейм Латвийской Республики. URL: http://www.cvk.lv/pub/public/30880.html (дата обращения: 20.04.2015).
<15> Президент Латвии связал низкую явку на выборах с оттоком населения. 5 октября 2014 г. URL: http://lenta.ru/news/2014/10/05/outlatvia/ (дата обращения: 17.05.2015).

Наивысшая явка избирателей зафиксирована в Республике Казахстан по результатам внеочередных выборов Президента, прошедших в 2015 г., и составила 95,22% избирателей <16>. Явка избирателей на президентские выборы Президента в Казахстане всегда оставалась на отметке около 90%. Можно ли таким образом констатировать активность и политическую разборчивость избирателей, не очевидно, поскольку фактически избиратели лишены права выбора и даже при наличии альтернативных кандидатур на выборах Президента исход выборов предрешен.

<16> Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. Сообщение об итогах внеочередных выборов Президента Республики Казахстан, состоявшихся 26 апреля 2015 г. URL: http://election.kz/portal/page?_pageid=73,2281243&_dad=portal&_schema=PORTAL (дата обращения: 30.04.2015).

Активность избирателей на парламентских выборах в Казахстане значительно ниже, чем на президентских. Так, явка избирателей на прошедших в 2004, 2007, 2012 гг. выборах в Сенат составила в среднем 65% избирателей (56,49% в 2004 г., 64,56% в 2007 г. на внеочередных выборах и 75,45% в 2012 г.) <17>.

<17> Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. Выборы в Мажилис 2004, 2007, 2012 годов. URL: http://election.kz/portal/page?_pageid=73,473388&_dad=portal&_schema=PORTAL (дата обращения: 08.05.2015).

Поскольку на активность избирателей серьезное влияние оказывает политическая и предвыборная деятельность кандидатов, в том числе политических партий, следовательно, политические партии должны быть заинтересованы в привлечении голосов избирателей. Однако не всегда инструменты привлечения голосов избирателей являются честными и прозрачными.

Еще одним фактором, отражающим уровень правовой культуры и правосознания общества, является уровень развития гражданского общества в конкретном государстве. Развитие институтов гражданского общества возможно лишь при наличии адекватной реакции государства на его существование. В любом государстве складываются (даже если нет соответствующего правового регулирования) доминирующие политические партии и так называемые малые партии. Вопросы государственного вмешательства в их деятельность так или иначе касаются статуса оппозиционных партий, политического меньшинства. Наличие сильной оппозиции свидетельствует о формировании сильного гражданского общества.

Следует учитывать, что оппозиция может быть реальной и фиктивной. Политический процесс, который имеет место во Франции и Латвии, включает в себя деятельность реальных оппозиционных сил, допускает при необходимости формирование сильной коалиции. Наличие "альтернативных" кандидатов на выборах Президента в Казахстане, а также множества политических партий, принимающих участие в выборах в Мажилис, отнюдь не свидетельствует о развитости институтов гражданского общества.

6. Выводы

Являясь функциональными элементами политической системы, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, экономическая модель, уровень правосознания и правовой культуры общества при определенных условиях позволяют выявить конкретные модели взаимодействия государства и политических партий.

И в смешанной, и в парламентской, и в президентской республике возможно существование многопартийной политической системы, однако имеющей свои особенности в конкретном правопорядке. Как показало исследование, современные политические партии в одних правопорядках могут быть вписаны в государственный механизм, в других - существует возможность оппозиционной и коалиционной деятельности. Бесспорным является то, что степень реальной вовлеченности партий в политический процесс напрямую зависит от степени демократичности установленного политического режима. Не следует недооценивать в то же время и развитость экономических факторов, в первую очередь экономической конкуренции. При предъявлении государством минимума условий для осуществления экономической деятельности, а также при закреплении широкого круга возможностей для предпринимателей государство открывает перспективы для развития конкуренции политической. Не стоит, однако, забывать о том, что негативным фактором является слияние государства и бизнеса, когда государство, по сути, представляет собой механизм ведения бизнеса и перераспределения финансовых и энергетических ресурсов.

Представляется, что в государствах со сложным административно-территориальным делением наличие региональных партий если не обязательно, но желательно, поскольку оказывается резко сокращена возможность обеспечить реальное политическое представительство всех групп населения. Эта проблема может быть решена за счет развертывания широкой оппозиционной деятельности, развертывания коалиционных сил в парламенте.

В любом случае невозможно представить себе демократический режим без широкой активности избирателей. Если политический процесс в государстве приводит к тому, что избиратели становятся индифферентны к распределению сил, а также не интересуются деятельностью политических партий, следовательно, стоит говорить о кризисе политической системы. Однако такой кризис может быть на руку государству в лице его правящей коалиции.

Таким образом, в качестве некоего универсума идеальной модели взаимоотношений государства и политических партий можно определить, что в ней должна быть сбалансированная избирательная система, в которой представительный орган избирается непосредственно населением; президент также избирается на прямых всеобщих выборах и не должен являться членом какой-либо политической партии; допускается не только экономическая, но также и политическая конкуренция; возможно создание региональных политических партий при наличии сложного административно-территориального деления; при этом государство должно проводить политику вовлечения граждан в избирательный процесс, обеспечивая им участие в выборах, а также информирование населения о политическом процессе государства.

Литература

  1. Дюверже М. Политические партии / пер. с фр. Л.А. Зиминой. 4-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2007.
  2. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник. 2-изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002.
  3. Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический Центр Пресс", 2009.
  4. Конституционно-политическое многообразие: сущность и проблемы реализации в Российской Федерации / К.В. Старостенко. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический Центр Пресс", 2008.
  5. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учеб. пособие / С.А. Авакьян. М.: Норма - ИНФРА-М, 2011.
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2007.
  7. Четвернин В.А. Проблемы теории права и государства: учеб. пособие для студентов 2-го курса факультета права ГУ - ВШЭ. Программа дисциплины. Планы семинарских занятий. Краткий курс лекций. М.: ГУ - ВШЭ, 2006.