Мудрый Юрист

Услуги связи: приобретение услуг почтовой связи

При осуществлении своей предпринимательской деятельности организации часто пользуются почтовыми услугами по отправке и доставке корреспонденции. При этом возникают определенные расходы.

В данной статье поговорим об особенностях отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на услуги почтовой связи.

Общие положения об оказании почтовых услуг

Правовое регулирование в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона N 176-ФЗ почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, а универсальные услуги почтовой связи - услуги, оказываемые учреждениям, по обмену письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.

Согласно ст. 5 Закона N 176-ФЗ одним из принципов деятельности в области почтовой связи является доступность для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги (ст. 16 Закона N 176-ФЗ).

В соответствии со ст. 29 Закона N 176-ФЗ плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.

Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи", и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Отметим, что проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются.

Виды почтовых расходов

В соответствии с предназначением почтовых расходов их можно подразделить на общехозяйственные и связанные с доставкой нематериальных активов (периодической подписки и тому подобного).

К наиболее часто используемым в деятельности организаций (общехозяйственным) можно отнести расходы:

Почтовые расходы по отправке корреспонденции

Организация может отправлять корреспонденцию по почте несколькими способами: например, она может передавать корреспонденцию к отправке непосредственно в почтовом отделении и здесь же расплатиться за оказываемые услуги по пересылке писем, или она может поступить иначе: приобрести почтовые марки и отправить корреспонденцию без посещения почтового отделения, опустив конверт в любой почтовый ящик. Отметим, что оба способа предусмотрены п. 29 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила N 221). Указанные способы отправки почтовой корреспонденции могут применяться организацией в зависимости от того, какие отправления необходимо отослать почтой.

Согласно п. 12 Правил N 221 почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении. Отметим, что такую корреспонденцию можно отправлять самостоятельно, пользуясь почтовыми ящиками и почтовыми марками, подтверждающими оплату услуг пересылки;

б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. Эти отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Такую корреспонденцию можно отправить только с почтового отделения, где оператору связи передаются письма и производятся расчеты.

Если организации необходимо отправить нерегистрируемую (простую) корреспонденцию, то ее расходы ограничиваются приобретением почтовых конвертов и марок, выступающих в качестве подтверждения оплаты почтовых услуг. Как правило, почтовые конверты и марки приобретаются подотчетным лицом. Для целей бухгалтерского учета конверты и марки являются денежными документами и до их использования хранятся в кассе организации.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов), для учета денежных документов предназначен счет 50 "Касса", субсчет 3 "Денежные документы". На указанном счете отражаются фактические затраты, возникшие в связи с приобретением почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок и других денежных документов. При этом по каждому виду марок должен вестись отдельный аналитический учет.

Приобретение почтовых конвертов и марок и отсылка корреспонденции через подотчетных лиц

В соответствии с п. 6.3 порядка ведения кассовых операций юридическими лицами, утвержденного Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами (например, контрольно-кассовый чек, квитанции, накладные). При отправке регистрируемых почтовых отправлений (заказных, с объявленной ценностью, обыкновенных) к контрольно-кассовому чеку прикрепляются квитанция, опись вложения. Согласно п. 32 Правил N 221 в квитанции отражаются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).

Согласно Плану счетов денежные средства, выданные в подотчет, отражаются на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетным лицом суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Затем произведенные расходы списываются на счет 26 "Общехозяйственные расходы".

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению конвертов и марок, а также отправке корреспонденции подотчетным лицом.

Пример. Организация "А" через подотчетное лицо приобрела конверты и марки для отправки почтовой корреспонденции. По авансовому отчету расходы на приобретение составили 150 руб. Все конверты и марки были выданы из кассы для отправки почтовой корреспонденции.

В бухгалтерском учете организации "А" данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50-1 "Касса" - 150 руб. - выданы сотруднику в подотчет денежные средства;

Дебет 50-3 "Денежные документы" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 150 руб. - приняты в кассу марки и конверты;

Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50-3 "Денежные документы" - 150 руб. - выданы почтовые марки и конверты для рассылки;

Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 150 руб. - включена в состав расходов отправка корреспонденции.

Окончание примера.

Как уже было отмечено в статье, проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются. Это значит, что если организация их не использует, то они списываются по стоимости приобретения на расходы организации.

Налоговый учет

В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов не подлежит обложению НДС.

В налоговом учете расходы организации на отправку корреспонденции включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Порядок предъявления претензий по отправке почтовой корреспонденции

В соответствии с п. 52 Правил N 221 при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.

Претензии предъявляются в письменной форме (п. 53 Правил N 221). К претензии прилагаются:

В случае предъявления претензии о возмещении ущерба к претензии прилагаются сведения о размере причиненного ущерба.

Претензии в отношении несвоевременной доставки (вручения) внутренних простых почтовых отправлений принимаются при предъявлении почтового отправления или его оболочки с указанными на ней оператором почтовой связи датами приема и поступления почтового отправления.

В силу п. 54 Правил N 221 в претензии указываются:

а) данные документа, удостоверяющего личность заявителя;

б) вид почтового отправления;

в) номер почтового отправления или почтового перевода;

г) дата и место приема;

д) место назначения;

е) сумма объявленной ценности или подробный перечень и стоимость пересылавшегося вложения;

ж) адрес и полное наименование отправителя и адресата;

з) вид упаковки.

Порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Оператор почтовой связи, согласно п. 55 Правил N 221, обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) в следующие сроки:

а) на претензии в отношении почтовых отправлений и почтовых переводов, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение 5 дней;

б) на претензии в отношении всех других внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов - в течение 2 месяцев.

В случае отказа в удовлетворении претензии или ее частичном удовлетворении документы, приложенные к претензии, возвращаются заявителю.

В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, в случае его согласия удовлетворить претензию частично либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услугами почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.

Выплата денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения услуг почтовой связи, производится операторами почтовой связи не позднее 10 дней со дня признания претензии (п. п. 55, 56 Правил N 221, Письмо ФАС Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N ИА/11654 "О качестве услуг почтовой связи").

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах (ст. 34 Закона N 176-ФЗ, п. 57 Правил N 221):

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3% платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Таким образом, Законом N 176-ФЗ установлена ограниченная ответственность оператора почтовой связи (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2012 г. по делу N А56-42571/2011 (Определением ВАС РФ от 23 января 2013 г. N ВАС-18370/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 38 Закона N 176-ФЗ).

Пример. Организация "А" предъявила претензию оператору почтовой связи в размере 200 руб. (оплата за пересылку регистрируемых почтовых отправлений, которые, как выяснилось позже, не доставлены адресату).

В организации для учета расчетов по претензии применяется субсчет 76-2 "Расчеты по претензиям".

Заметим, что выставление претензии не дает права организации учесть заявленную сумму в составе прочих доходов. Включить в состав расходов сумму претензии организация может только после того, как оператор почтовой связи признает претензию (п. 10.2 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н). При этом можно воспользоваться дополнительным счетом расчетов, например субсчетом 60-1. Если на нем нет остатка по расчетам за отправку корреспонденции, то признанную оператором претензию можно включить в полной сумме в состав прочих доходов.

В бухгалтерском учете организации "А" данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

отражены прямые расходы вспомогательных цехов:

Дебет 76-2 "Расчеты по претензиям" Кредит 60-1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 200 руб. - предъявлена претензия;

Дебет 60-1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 91-1 "Прочие доходы" - 200 руб. - признана претензия оператором почтовой связи;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76-2 "Расчеты по претензиям" - 200 руб. - удовлетворена претензия оператором почтовой связи.

Окончание примера.

Получение почтовой корреспонденции

Согласно ст. 19 Закона N 176-ФЗ пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа.

Если организация планирует получать корреспонденцию с помощью абонементного почтового ящика, то она должна обратиться с письменным заявлением в определенное отделение почтовой связи и при наличии свободных ячеек заключить договор. За пользование абонементным ящиком организация производит плату в сумме, оговоренной в договоре.

Вносимая за абонирование ячейки плата учитывается в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (по мере использования почтовой ячейки и оказания соответствующих почтовых услуг).