Мудрый Юрист

Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей

В. Дорофеев, юрист, депутат Ростовской городской Думы.

Реализация политического курса на переход России к открытой экономике и интеграцию в систему международного разделения труда обусловила либерализацию режима внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью в этой сфере. В 2002 году внешнеторговый оборот страны достиг наивысшего за последние десять лет уровня. По данным таможенной статистики, в 2002 году внешнеторговый оборот России составил 151,8 млрд. долларов и по сравнению с 2001 годом вырос на 7,0%, в том числе экспорт - 105,8 млрд. долларов (рост на 5,8%), импорт - 46,0 млрд. долларов (рост на 9,8%). Характерной особенностью импорта России в 2002 году был стабильный рост ввоза товаров из стран дальнего зарубежья при сокращении импорта из стран СНГ. Начиная со второго квартала 2002 г. отмечен массивный рост импорта в первую очередь машинотехнической продукции и непродовольственных товаров. Активность ВЭД подтверждается и таким самостоятельным показателем, как пополнение федерального бюджета в результате поступления таможенных платежей и иных средств, взимаемых таможенными органами. В 1996 году вклад российского таможенного ведомства в федеральный бюджет составил 29 млрд. рублей, в 1997 году - 32 млрд. рублей, в 1998 году - около 35 млрд. рублей. Резкое увеличение "таможенных" поступлений фиксируется по мере восстановления российской экономики. Государственный таможенный комитет России в 2003 году перечислил в федеральный бюджет 757,6 млрд. рублей, что на 169,3 млрд. больше, чем в 2002 году. Установленное Правительством плановое задание на 2003 год российские таможенники выполнили на 100,8%. В 2004 году ГТК рассчитывает перечислить в бюджет около 900 млрд. рублей.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов ВЭД. В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

Экономическая активность в последние годы сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. Так, в 2002 году Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, товарооборот с которыми составляет 55% от общего товарооборота России с государствами Содружества, обозначил в качестве приоритетных задач решение проблем унификации таможенных процедур и выработки единого подхода к осуществлению таможенного контроля. В настоящее время уже достигнута унификация правил таможенного оформления транзитных товаров, процедур таможенного сопровождения, перевозки товаров таможенными перевозчиками. Комитетом также было принято решение о поэтапном переходе к общим мерам по обеспечению уплаты таможенных платежей из-за сохраняющихся существенных различий в национальных механизмах валютного и налогового регулирования. Наиболее актуальной темой стали проблемы контроля за таможенной стоимостью перемещаемых товаров. Чтобы избежать необоснованного занижения этой стоимости, признано целесообразным сформировать единую систему ценовой информации между странами "пятерки". Таким образом, приемы экономического регулирования таможенных платежей и экономического их обеспечения сочетаются с приемами правового обеспечения их уплаты.

Однако самым серьезным шагом в этой области следует признать, конечно же, принятие нового Таможенного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон N 61-ФЗ от 28 мая 2003 г.), вступившего в действие 1 января 2004 г. Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст. ст. 188 - 190, 194 УК РФ). Строго говоря, описание признаков составов данных преступлений корреспондирует с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Рассмотрим с этой точки зрения особенности признаков такого преступления, как уклонение от уплаты таможенных платежей, ответственность за которое предусмотрена статьей 194 УК РФ.

Несомненным достоинством нового ТК является наличие нормы-глоссария (ст. 11), содержащей базовые понятия, используемые при правовом обеспечении таможенного дела (понятие товара и транспортных средств, классификация товара, понятие ввоза и вывоза и т.д.). Вместе с тем для толкования ряда обязательных признаков состава уклонения от уплаты таможенных платежей по УК РФ следует обратиться и к иным нормам нового Таможенного кодекса.

По смыслу ст. 194 УК РФ предметом преступления являются таможенные платежи. В соответствии со ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся:

  1. ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5} таможенные сборы. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 318 ТК РФ специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины. Соответственно никакие другие денежные суммы не могут быть отнесены к предмету преступления по ст. 194 УК РФ (например, штрафы и пени). Обратим внимание, что взимаются только те таможенные платежи, которые установлены законодательством Российской Федерации. Этот момент важно учитывать в случае возможного возникновения конкуренции норм международного и российского законодательства в части регламентирования вида и размера платежей (например, норм Всемирной торговой организации).

Следует отметить, что таможенное законодательство прямо связывает таможенные платежи с соответствующими объектами обложения. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК). Представляется, что в данном случае не должно происходить смешения понятий, представленных в таможенном и уголовном праве. Речь не идет об отождествлении объекта уголовно-правовой охраны (соответственно объекта посягательства) и объекта таможенного обложения. Системное толкование приведенного термина позволяет говорить лишь о том, что объект таможенного обложения является материальным основанием (базой) исчисления таможенных платежей, выступающих в качестве предмета преступления по ст. 194 УК РФ.

Сумма таможенного платежа также имеет непосредственное значение для установления признаков состава ст. 194 УК. В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 194 УК уголовная ответственность наступает с определенного "порогового" показателя таможенного платежа, от уплаты которого уклонился субъект, - это крупный размер. Примечанием к данной норме установлен и эквивалент крупного размера - пятьсот тысяч рублей (в редакции ФЗ N 162 от 8 декабря 2003 г.). Закон дифференцирует уголовную ответственность по ст. 194 УК по такому признаку предмета, как его размер (финансовый эквивалент). По п. "г" ч. 2 ст. 194 наступает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере, т.е. если сумма платежа составляет один миллион пятьсот тысяч рублей и более. Заметим, что законодатель отказался от применения такого коэффициента оценки предмета преступления, как МРОТ, перейдя к фиксированному рублевому эквиваленту. В соответствии с п. 3 ст. 331 ТК пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты.

Несомненно, исчисление таможенных платежей важно не только для реализации уголовно-правовых отношений по ст. 194 УК, но имеет также значение в криминалистическом и уголовно-процессуальном аспектах. При решении вопроса об установлении оснований ответственности по ст. 194 УК РФ, доказывании данного преступления необходимо обращаться к положениям ст. ст. 324, 327 ТК РФ. В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины и налоги исчисляются декларантами или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин и налогов, самостоятельно. Исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 324 и ст. 350 ТК РФ. Однако и в одном, и в другом случае механизм исчисления таможенных платежей регламентируется Таможенным кодексом. Базой для исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. При этом, однако, следует учитывать одну особенность. ТК различает время действия тех или иных таможенных ставок, что объективно обусловлено возможностью их изменения в результате тех или иных изменений конъюнктуры рынка, таможенной политики в отношении конкретных видов товаров и т.д. Так, ст. 327 ТК устанавливает, что в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями установленных законом требований и условий, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на день обнаружения таможенными органами таких товаров. В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых или хранящихся в соответствии с таможенными процедурами соответственно внутреннего таможенного транзита и временного хранения, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру. При установлении суммы неуплаченных таможенных платежей в целях решения вопроса о возможности применения ст. 194 УК РФ следует руководствоваться также и данными правилами.

Рассмотренная особенность исчисления таможенных платежей имеет, как видим, отношение не только к установлению признаков предмета преступления, но и к такому признаку объективной стороны состава, как время совершения преступления. Для правильного решения вопроса о времени совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК, необходимо установить - имело место деяние во время ввоза или вывоза товара. Именно это обстоятельство также влияет на способ исчисления платежа. В соответствии со ст. 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Соответственно при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. А при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом (ст. 329 ТК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 329 ТК РФ при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

По смыслу ст. 194 УК РФ уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых как с организаций, так и физических лиц. Вместе с тем известно, что субъектом преступления по российскому уголовному праву могут быть только физические лица. Анализ признаков субъекта по ст. 194 УК РФ и признаков лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов (ст. 320 ТК), позволяет сделать вывод о том, что с юридической точки зрения уголовное и таможенное законодательство не находятся в противоречии. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ст. 328 ТК в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и особые обстоятельства. Их содержание следует не из уголовного, а из таможенного законодательства. Пункт 2 ст. 319 ТК предлагает исчерпывающий перечень таких обстоятельств: "Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

  1. в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдений условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
  2. общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
  3. до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
  4. товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами".

Кроме того, ст. ст. 333 - 335 ТК устанавливают основания и пределы предоставления отсрочки или рассрочки таможенных платежей (которые, разумеется, нельзя отождествлять с освобождением от их уплаты). Несомненно, толкование норм таможенного и уголовного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что наличие указанных выше обстоятельств делает невозможным применение ст. 194 УК РФ. Представляется, что в такого рода ситуациях речь идет об отсутствии материальных оснований уголовной ответственности, поскольку субъект полностью или на определенное время освобожден от обязанности вносить таможенный платеж в соответствии с законом.

В целом анализ положений ст. 194 УК РФ и корреспондирующих положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод о том, что изменения самой диспозиции ст. 194 УК и изменения бланкетной нормативной базы (нормы ТК РФ) существенно сузили формально-юридические основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность наступает за такое уклонение, которое сопряжено с повышенной степенью общественной опасности (в связи с повышением размера неуплаченных сумм). Менее опасные деяния, объективная сторона которых также выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей, попадают под действие иных отраслей законодательства. Видимо, следует говорить о том, что произошло разумное смещение юридической ответственности за такое экономическое правонарушение, как уклонение от уплаты таможенных платежей в сферу отраслевого регулирования за пределами уголовного законодательства. При этом сохраняется роль положений Таможенного кодекса как бланкетного источника установления критериев оснований уголовной ответственности за данное деяние.