Мудрый Юрист

Обновленные подходы в судебной практике по уголовным делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (по материалам пленума ВС РФ) *

<*> Публикация подготовлена с привлечением материалов, размещенных в правовой базе "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182365/.

Бабкин Анатолий Иванович, заместитель главного редактора издательской группы "Юрист", профессор кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, судья ВАС РФ в отставке.

Renewed approaches in judiciary practice regarding criminal cases on legalization (laundering) of money or other property acquired by crime (based on materials of the Plenum of the RF Supreme Court)

A.I. Babkin

Babkin Anatoly I., Deputy Editor-in-Chief of Yurist Publishing Group, Professor of the Financial Law Department of the Russian State University of Justice, Judge Emeritus of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation.

Последние два десятилетия в России и международном сообществе большое внимание уделяется проблеме выработки эффективных мер по предупреждению транснациональной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, поскольку подобные противозаконные действия создают основу теневой экономики, причиняют вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняют раскрытие и расследование преступлений, обеспечивают возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, и за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статьи 174, 174.1 и 175 УК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности за легализацию имущества, добытого преступным путем, имеет сравнительно недавнюю историю, в то время как два других состава преступления судам известны еще с советского периода, по ним сложилась определенная судебная практика <1>.

<1> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1962 г. N 11 "О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества".

С учетом накопившихся вопросов, возникающих у судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных названными статьями, их взаимной связи, а также в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 07.07.2015 N 32 счел необходимым дать судам ряд разъяснений, объединив в одном документе названные проблемы <2>.

<2> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем" (далее по тексту - Постановление N 32).

Остановимся лишь на отдельных положениях этого документа, относящихся к судебной практике по уголовным делам о привлечении к ответственности за легализацию (отмывание) имущества, добытого преступным путем.

Прежде всего внимание судов обращено на то, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ (легализация), "являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признаком конкретного состава преступления (например, хищения, получения взятки), но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, за убийство по найму) либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте".

В названных целях Пленум сформулировал некоторые понятия, используемые в правоприменительной практике по данной категории дел. Так, "под денежными средствами понимаются <3> наличные денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства, под иным имуществом - движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем)" <4>.

<3> По всему тексту выделено автором.
<4> Пункт 1 Постановления N 32.

Пленум также постановил, что для целей статей 174 и 174.1 УК РФ "под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.).

К сделкам как признаку указанных преступлений могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей.

При этом по смыслу закона указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением)" <5>.

<5> Пункт 6 Постановления N 32.

Обращая внимание на особенности квалификации преступных деяний по данной категории дел, Пленум разъясняет, что в случае, если имущество, приобретенное преступным путем (в результате совершения преступления), ограничено законом в гражданском обороте и ответственность за его незаконный оборот предусмотрена одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 186, 191, 220, 222, 222.1, 228.1 УК РФ), то совершение с ним сделки в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению следует квалифицировать только по соответствующей статье как приобретение либо сбыт оружия, боеприпасов, наркотических средств и т.д. без совокупности со статьями 174 и 174.1 УК РФ. При этом Пленум подчеркивает: "Последующее совершение в указанных целях финансовых операций и сделок с денежными средствами, полученными в результате преобразования такого имущества (к примеру, с денежными средствами, приобретенными в результате продажи наркотического средства), образует объективную сторону преступлений, предусмотренных статьей 174 или статьей 174.1 УК РФ" <6>.

<6> Пункт 2 Постановления N 32.

Особое внимание Пленум уделяет вопросам установления судами цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательного признака составов преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ. Пленум ориентирует суды на то, что такая цель может проявляться, "в частности:

Совершение указанных финансовых операций или сделок само по себе не может предрешать выводы суда о виновности лица в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления). В каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо совершило финансовую операцию или сделку с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом" <7>.

<7> Пункт 10 Постановления N 32.