Мудрый Юрист

Финансово-правовое принуждение в сфере денежного обращения как институт финансового права: постановка вопроса

Тайгунова Инна Данировна, ассистент кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета.

Статья посвящена изложению теоретического подхода к финансово-правовому принуждению в сфере денежного обращения как институту финансового права.

Ключевые слова: финансово-правовое принуждение, денежное обращение, финансовое право, институт права, ответственность, меры государственного принуждения.

Financial law compulsion in the sphere of monetary circulation as an institution of financial law: Statement of the question

I.D. Taygunova

Taygunova Inna D., Assistant of the Financial and Environmental Law Department at the Institute of Law of Bashkir State University (BashSU).

The article is devoted to the presentation of the theoretical approach to the financial and law enforcement in the field of monetary financial law as an institution.

Key words: financial and legal coercion, currency, finance, Institute of Law, responsibility, measures of state coercion.

В теории финансового права устоялась позиция о том, что финансово-правовое принуждение является составной и необходимой частью финансовой деятельности государства <1>. Кроме того, финансово-правовое принуждение как соответствующий элемент деятельности государства и муниципальных образований, как и любая социальная деятельность, имеет цель. Основной целью государственного принуждения в финансовом праве является упрочнение режима законности и правопорядка в сфере образования, распределения, использования денежных средств государства и муниципальных образований. Целью применения мер финансово-процессуального принуждения является предупреждение противоправного и стимулирование должного поведения обязанных лиц <2>.

<1> Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006; Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12; Саттарова Н.А. Меры процессуально-правового принуждения в сфере валютных отношений // Финансовое право. 2009. N 1.
<2> Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве / под ред. проф. И.И. Кучерова. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 74.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это деятельность, основывающаяся на денежных средствах и денежном обращении, что позволяет сделать вывод о том, что в систему финансового права входит и такой институт, как денежное обращение, пронизывающий собою всю финансовую систему. Как указывает А.А. Ситник, денежное обращение - фундамент финансовой системы государства. Положенное в основание этой системы денежное обращение опосредует перемещение денежных средств между различными централизованными и децентрализованными фондами <3>.

<3> Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 3.

В то же время А.И. Худяков считает, что институт "денежное обращение и расчеты" не относится к предмету финансового права, а является гражданско-правовым, поскольку регулирует денежную ветвь товарно-денежных отношений. По мнению данного автора, финансово-правовым является институт "правовые основы денежной системы", который входит в состав общей части, поскольку "этот институт имеет выход на все денежные отношения, в то время как финансовые отношения являются лишь частью их" <4>.

<4> Худяков А.И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права // Финансовое право. 2009. N 3. С. 4.

Аналогичную позицию занимает Д.А. Лисицын, который полагает, что "включение в состав финансового права такого института, как, например, "правовые основы денежного обращения и расчетов", является неправомерным, поскольку данный институт в настоящее время выражают частные финансы либо вообще выражают денежные отношения, не являющиеся финансовыми" <5>.

<5> Лисицын Д.А. Финансовая деятельность государства: содержание, методы осуществления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 6.

Иной позиции в данном вопросе придерживается К.С. Бельский, утверждающий, что финансово-правовые нормы, регулирующие денежное обращение, образуют правовой институт эмиссионного права. Эмиссионное право, по его мнению, представляет собой "совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности Центрального банка РФ и кредитных учреждений (банков), направленная на организацию в стране наличного и безналичного денежного обращения". По мнению данного автора, "эмиссионное право образует правовой институт, который входит в состав финансового права... через банковское (публичное) право" <6>. В то же время С.В. Запольский, рассматривая систему финансового права, отмечает стремительное формирование эмиссионного права в качестве отдельной подотрасли, в которую включается валютный контроль <7>.

<6> Бельский К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. N 5. С. 55.
<7> Запольский С.В. О модернизации доктрины российского финансового права // Финансовое право. 2008. N 4. С. 17.

Д.В. Винницкий указывает на то, что эмиссионное право (правовые основы денежного обращения) наравне с бюджетным и налоговым правом выступает основным компонентом финансового права. По мнению автора, систему эмиссионного права образуют: 1) институт, закрепляющий основы денежной системы; 2) институт, регулирующий организацию наличного денежного обращения; 3) институт, регулирующий организацию безналичного денежного обращения; 4) институт, закрепляющий основные инструменты и методы денежно-кредитной политики <8>.

<8> Винницкий Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 336.

С точки зрения И.И. Кучерова, право денежного обращения уже вполне можно позиционировать как одну из подотраслей финансового права <9>. Аналогично, по мнению В.П. Васильца, право денежного обращения, выступая подотраслью финансового права, включает в себя институты наличного денежного обращения, безналичного денежного обращения и институт валютного обращения.

<9> Кучеров И.И. Право денежного обращения: понятие, предмет и метод // Финансовое право. 2013. N 3. С. 6.

Таким образом, вопрос о месте норм, регулирующих порядок денежного обращения, в системе отрасли финансового права в науке не получил однозначного решения. Между тем анализ существующих точек зрения позволяет заключить, что финансово-правовое регулирование денежного обращения должно осуществляться в рамках финансового права.

Здесь же отметим, что основной целью регулирования денежного обращения является защита денежной системы страны, поддержание ее стабильности. Такая защитная функция проявляется в установлении государственного принуждения в данной сфере.

Вместе с тем содержание правоотношений в сфере денежного обращения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников. Права и обязанности участников указанных правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом правоотношения в сфере денежного обращения характеризуются неравенством сторон. Это обусловлено наличием властных полномочий у органа, выступающего в качестве участника правоотношений от имени государства. Такие органы имеют право выдавать предписания, обязательные для иных участников правоотношений. Права и обязанности сторон закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах, а их соблюдение гарантируется силой государственного принуждения.

Как справедливо отмечает Н.А. Саттарова, "денежное обращение, движение денежных потоков требуют четкой организации денежных расчетов, поэтому сфера денежного обращения, процесс кругооборота денег в наличной и безналичной формах как необходимый атрибут функционирования современного государства испытывают на себе принудительно-властное воздействие государства, поскольку оно заинтересовано в соблюдении всеми участниками оборота денег соответствующих правил и предписаний" <10>. Соответственно, невыполнение правовых норм, регулирующих сферу денежного обращения, обязанными лицами является основанием применения уполномоченными органами государственного принуждения.

<10> Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.

Далее в целях определения финансово-правового принуждения в сфере денежного обращения как института финансового права обратимся к теории. Институт права - это система норм права, регулирующих общественные отношения определенного вида, образующие обособленную часть отрасли права. Если юридическая норма - "исходный элемент", "живая" клеточка правовой материи, то институт права представляет собой "первичную правовую общность". Они регулируют определенный вид общественных отношений. Институт права - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Так, Е.А. Киримова указывает, что эффективность правового регулирования общественных отношений достигается во многом не только да и не столько посредством совершенствования действующего законодательства, сколько за счет улучшения качества взаимодействия всех структурных элементов системы права, и в частности правовых институтов. Они - элементы отрасли права, обеспечивающие цельное, относительно законченное регулирование определенной группы родственных общественных отношений. Правовой институт является необходимой первичной общностью юридических норм, взаимосвязанных по предметно-функциональному признаку и охватывающих конкретные видовые общественные отношения. Степень тяготения правовых предписаний друг к другу не планируется заранее, а новые правовые институты не образуются искусственно, ибо они формируются под влиянием объективных социально-экономических преобразований общества <11>.

<11> Киримова Е.А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 13.

В обоснование того, что финансово-правовое принуждение в сфере денежного обращения является институтом финансового права, отметим, что ему также присущи принятые в теории права признаки института права по следующим основаниям.

Во-первых, финансово-правовому принуждению в сфере денежного обращения свойственна однородность фактического содержания, поскольку правоотношения в сфере денежного обращения возникают в процессе финансовой деятельности государства. Как отмечает Е.Е. Фролова, правовое регулирование денежного обращения есть функция, имманентно присущая любому суверенному государству с развитой экономикой, реализующаяся посредством отправления государственно-властных полномочий по формированию юридического режима оборота денег, способов эмиссии, порядка и условий обращения наличных денежных знаков, установления правил хождения иностранных платежных средств (валюты), правил безналичных расчетов. Правовое регулирование денежного обращения предопределяется существующей в соответствующем государстве банковской системой, таможенными правилами, законодательством о хозяйственном обороте и другими правовыми и экономическими факторами <12>. Этим и объясняется значимость денежного обращения для всей финансовой системы. Кроме того, одним из объективных факторов, обусловливающих необходимость проведения государством финансовой деятельности, является перераспределение национального дохода в денежной форме и связанная с этим его включенность в денежное обращение. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему.

<12> Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 11.

Во-вторых, финансово-правовое принуждение в сфере денежного обращения является нормативно закрепленным автономным правовым институтом в системе финансового права, так как имеет нормативно установленную систему финансово-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в данной сфере.

К таковым можно отнести нормы Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно ст. 4 которого Банк России осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; устанавливает правила проведения банковских операций; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; организует и осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные функции. Соответственно, в ст. 74 названного Закона предусмотрены меры принуждения со стороны Банка России к кредитным организациям за нарушение ими федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов (например, штраф, запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций). Статья 34 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платежной системе" предусматривает меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения организацией требований закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (например, направление предписания об устранении нарушения, исключение оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем).

Меры финансового-правового принуждения в сфере денежного обращения содержатся и в других финансово-правовых актах, таких как Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ст. 7).

Кроме того, в главе 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) содержатся меры принуждения в виде штрафа за нарушения в сфере денежного обращения, например за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, недобросовестную эмиссию ценных бумаг, незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами, неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. А в ст. 159.3 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) предусмотрены меры принуждения за мошенничество с использованием платежных карт.

Таким образом, нормы института финансово-правового принуждения в сфере денежного обращения закрепляются в форме обязательных предписаний для всех участников, заинтересованных в перемещении денежных средств, в сфере наличного и безналичного денежного обращения, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, стабильного и сбалансированного осуществления всех платежей и расчетов, предотвращения нецелевого использования публичных и частных денежных фондов, соблюдения требований государственной финансовой дисциплины и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

В-третьих, институт финансово-правового принуждения в сфере денежного обращения носит объективный характер, т.е. складывается в связи с развитием общественных отношений, а не по субъективному усмотрению законодателя. Следует отметить, что увеличиваются правонарушения в сфере наличного и безналичного денежного обращения, которые влекут причинение значительного ущерба финансовым интересам государства. Отметим, что растет число преступлений в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, включая несоблюдение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.

Таким образом, финансово-правовое принуждение в сфере денежного обращения обладает основными признаками, свойственными институту права. Полагаем, что финансово-правовое принуждение в сфере денежного обращения как институт финансового права - это комплексный институт права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих применение системы принудительных мер воздействия уполномоченными на то органами государства, должностными лицами к субъектам денежного обращения в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также охраны общественных отношений в сферах наличного и безналичного денежного обращения.

Литература

  1. Бельский К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. N 5. С. 48 - 55.
  2. Винницкий Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 436 с.
  3. Запольский С.В. О модернизации доктрины российского финансового права // Финансовое право. 2008. N 4. С. 15 - 17.
  4. Киримова Е.А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 23 с.
  5. Кучеров И.И. Право денежного обращения: понятие, предмет и метод // Финансовое право. 2013. N 3. С. 3 - 7.
  6. Лисицын Д.А. Финансовая деятельность государства: содержание, методы осуществления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. 24 с.
  7. Саттарова Н.А. Меры процессуально-правового принуждения в сфере валютных отношений // Финансовое право. 2009. N 1. С. 2 - 5.
  8. Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.
  9. Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 43 с.
  10. Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве / под ред. проф. И.И. Кучерова. М.: Юрлитинформ, 2006. 392 с.
  11. Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 27 с.
  12. Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 55 с.
  13. Худяков А.И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права // Финансовое право. 2009. N 3. С. 2 - 8.