Мудрый Юрист

Институты международного финансового права: кредитный рейтинг

Кудряшов Владислав Васильевич, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, кандидат исторических наук.

В статье рассматривается правовой институт кредитного рейтинга как одного из важнейших показателей устойчивости и стабильности частных и суверенных эмитентов и выпущенных ими ценных бумаг, а также финансовых учреждений различного рода (кредитных и некредитных организаций, страховых компаний, фондов и т.п.). Кредитные рейтинги являются ориентирами для инвесторов при принятии инвестиционных решений, при оценке возможных рисков вложений в те или иные финансовые инструменты.

Ключевые слова: кредитный рейтинг, рейтер, инвестиционные решения, риски, размещение активов, асимметрия информации, прозрачность.

Institutions of the international financial law: Credit rating

V.V. Kudryashov

Kudryashov Vladislav V., Assistant Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Active State Counsellor of the Russian Federation, 3rd class, Candidate of Historical Sciences.

The article deals with the legal institution of credit rating as one of the most important indicators of sustainability and stability of private and sovereign issuers and securities issued, as well as of various types of financial institutions (credit and non-credit institutions, insurance companies, foundations, etc.). Credit ratings provide guidance to investors in making investment decisions, and in assessing risks of investments in certain financial instruments.

Key words: credit rating, rater, investment decisions, risks, asset allocation, asymmetry of information, transparency.

Кредитный рейтинг является одним из важнейших показателей устойчивости и стабильности частных и суверенных эмитентов и выпущенных ими ценных бумаг, а также финансовых учреждений различного рода (кредитных и некредитных организаций, страховых компаний, фондов и т.п.), а кредитные рейтинговые агентства - значимым элементом мировой финансовой инфраструктуры.

Высокий кредитный рейтинг для банков-кредиторов - это один из ключевых показателей кредитоспособности заемщиков; для банков-заемщиков - это возможность получения дешевых финансовых ресурсов; для суверенных заемщиков - это возможность доступа к международным источникам финансирования.

Получение Россией в 1996 г. первого суверенного кредитного рейтинга рассматривалось как составляющая процесса интеграции страны в международное финансовое сообщество, позволяющая выйти на международные рынки капиталов <1>.

<1> Информация Минфина России от 7 октября 1996 г. N У-29-ИП-45. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_273/doc273a852x715.htm (дата обращения: 25.06.2015).

Кредитный рейтинг как институт международного финансового права представляет собой специальный показатель финансовой устойчивости эмитентов ценных бумаг или надежности самих ценных бумаг и регулируется нормами, выработанными международными финансовыми регуляторами. Внутренние регламенты кредитных рейтинговых агентств не должны противоречить международным стандартам.

Важность кредитного рейтинга как правового института происходит из трех источников - его информативности, инкорпорации в международное и национальное финансовое регулирование, высокого доверия к нему инвесторов при принятии инвестиционных решений. В результате кредитный рейтинг, в особенности в связи с дифференциацией на "инвестиционный" и "неинвестиционный", приобрел реальную юридическую силу.

Информативность кредитного рейтинга определяется значением специального показателя, присвоенного объекту рейтингования специальным субъектом - кредитным рейтинговым агентством (KPA, рейтер). Так, например, согласно методологии KPA Moody's, рейтинг "Aaa" для долговых обязательств означает, что "долговые обязательства считаются обязательствами наивысшего качества с минимальным кредитным риском" <2>, а обязательство, имеющее рейтинг "C", по методологии KPA "Standard & Poor's", означает "весьма вероятную возможность неплатежа по обязательству; обязательство имеет более низкое старшинство или более низкое покрытие в сравнении с обязательствами, имеющими более высокий рейтинг" <3>.

<2> Символы и определения рейтингов агентства Moody's. URL: https://www.moodys.com/sites/products/ProductAttachments/2007100000528403.pdf (дата обращения: 29.06.2015).
<3> Standard & Poor's Ratings Definitions. URL: https://www.standardandpoors.com/servlet/BlobServer?blobheadername3=MDT-Type&blobcol=urldata&blobtable=MungoBlobs&blobheadervalue2=inline%3B+filename%3DEX1.2-SPRatingDef.2015March_Nov+2014.pdf&blobheadername2=Content-Disposition&blobheadervalue1=application%2Fpdf&blobkey=id&blobheadername1=content-type&blobwhere=1244515535726&blobheadervalue3=UTF-8 (дата обращения: 28.06.2015).

Немаловажное значение имеет кредитный рейтинг для регулятивных целей: во многих странах рейтинги банков, эмитентов ценных бумаг, финансовых инструментов интегрированы в правовые акты соответствующего регулирования. Так, регуляторы подавляющего числа стран предписывают размещать активы суверенных фондов, пенсионных фондов и страховых компаний только в финансовые инструменты, имеющие высокие рейтинги. В международных банковских правилах Базеля II кредитные рейтинги используются как элемент методики определения требований к чистым резервам капитала ряда финансовых институтов <4>.

<4> Morrison Foerster. News Bulletin. 2009. 28 April. URL: http://www.mofo.com/news/updates/files/090428EURatingAgency.pdf; Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. URL: http://www.cbr.ru/today/PK/print.asp?file=Basel.htm (дата обращения: 26.06.2015).

Кредитные рейтинги порождают неоправданные ожидания у участников рынка, инвесторы часто механически опираются на кредитные рейтинги KPA при принятии инвестиционных решений, не производя собственного критического анализа. На это неоднократно обращали внимание лидеры Группы 20. По их поручению Совет по финансовой стабильности специально разработал Принципы снижения зависимости от кредитных рейтингов, указав, что "снижение зависимости [от рейтингов KPA] снизит вероятность эффекта "крутой скалы", угрожающего финансовой стабильности и порождаемого рейтинговыми порогами, инкорпорированными в законы, правила и рыночную практику. Цель Принципов - инициировать изменения в существующую практику, покончить с механической зависимостью участников рынка от рейтингов KPA и создать прочные основы внутренней оценки кредитных рисков" <5>.

<5> Principles for Reducing Reliance on CRA Ratings. 2010. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_101027.pdf?page_moved=1 (дата обращения: 29.06.2015).

Присвоение кредитного рейтинга определенным финансовым инструментам и участникам финансового рынка находится в рамках целей регулирования ценных бумаг - обеспечение защиты прав инвесторов, создание справедливых, эффективных и прозрачных рынков, снижение системного риска и направлено на преодоление асимметрии в обладании информацией заемщиками, кредиторами и иными участниками рынка <6>.

<6> Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies. Revised May 2008. URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD271.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

Международная организация комиссий по ценным бумагам (ИОСКО), ведущий международный регулятор сферы ценных бумаг, в Кодексе фундаментальных основ деятельности кредитных рейтинговых агентств (Кодекс) определила кредитный рейтинг как "мнение в отношении кредитоспособности организации, кредитного соглашения, долговой или квазидолговой ценной бумаги или эмитента такой ценной бумаги, выраженное с помощью созданной и определенной рейтинговой системы. Кредитные рейтинги не являются рекомендацией покупать, продавать или держать ценную бумагу" <7>.

<7> IOSCO. Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies. Revised May 2008. URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD271.pdf (дата обращения: 26.06.2015).

В новой редакции Кодекса, принятой в 2015 г., кредитный рейтинг сформулирован как "оценка кредитоспособности субъекта или обязательства, выраженная с помощью установленной и определенной системы ранжирования" <8>.

<8> IOSCO. Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies. Final Report. March 2015. URL: https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD482.pdf (дата обращения: 26.06.2015).

Переход к термину "оценка" был обоснован специалистами ИОСКО необходимостью отразить стремление KPA "присваивать кредитные рейтинги, которые свободны от предвзятости и не зависят от конфликта интересов, с помощью строгих методик и аналитиков, имеющих необходимые знания и опыт" <9>.

<9> Там же.

Что касается позиции частных рейтинговых агентств, то, по мнению агентства "Standard & Poor's" (S&P) (США), рейтинг - это "анализ, выражение мнения на определенную дату, которое не является утверждением о фактах или рекомендацией покупать, держать или продавать какие-либо ценные бумаги или принимать какие-либо инвестиционные решения. Пользователям рейтингов не следует полагаться на них при принятии инвестиционных решений... Рейтинги и другие мнения могут быть изменены, приостановлены или отозваны в любое время" <10>.

<10> См.: Standard & Poor's Ratings Definitions.

Агентство Moody's формулирует понятие кредитного рейтинга как "мнение о кредитном качестве отдельных долговых обязательств или об общей кредитоспособности какого-либо эмитента" <11>.

<11> См.: Символы и определения рейтингов агентства Moody's.

Сопутствующая деятельность KPA не признается рейтингом. В ЕС, например, к такой деятельности относят финансовый анализ, финансовые рекомендации и иные мнения о стоимости либо цене финансового инструмента или финансового обязательства <12>.

<12> Регламент N 1060/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о кредитных рейтинговых агентствах. 16 сентября 2009 г. // Официальный журнал N L 302. 17.11.2009.

KPA, как правило, обладают инсайдерской информацией. Поэтому не являются кредитными рейтингами такие оценки, как публичные недорейтинги, рейтинги без объяснений, только растущие рейтинги <13>.

<13> Матовников М.Ю. Как уполномочивать рейтинговые агентства для оценки кредитоспособности банка // Деньги и кредит. 2008. N 12. С. 26 - 33.

В зависимости от основания квалификации кредитный рейтинг бывает:

Установление кредитного рейтинга означает определение начального кредитного рейтинга, обновление, понижение (в том числе до категории дефолта), подтверждение существующего кредитного рейтинга или отзыв кредитного рейтинга.

Присвоение кредитного рейтинга эмитенту или финансовому инструменту выражается в виде "отметки" или "рейтинга", который может содержать несколько латинских букв или цифр, а также знак "+" или "-", например "AAA", "BB+", "Baa1" и др.

Кредитный рейтинг разрабатывается по заказу заинтересованного лица на основании гражданско-правового договора (диагонального соглашения в случае суверенного объекта), на возмездной основе и сообщается заинтересованному лицу, а также размещается на сайте агентства (с согласия рейтингуемого лица). Кредитный рейтинг является мнением KPA, а не его аналитиков.

Присвоение рейтинга эмитенту или ценной бумаге порождает определенную юридическую ответственность кредитного рейтингового агентства. Известно о нескольких судебных процессах, инициированных против рейтинговых агентств в США и в других странах в связи с крахом ряда финансовых институтов, имевших высший рейтинг накануне банкротства, а также в связи с обвинениями в манипулировании рынками, которые завершились не в пользу агентств, что подтверждает тезис о подсудности даже "частного мнения" <14>.

<14> В начале ноября 2012 г. федеральный суд Австралии признал виновными международное рейтинговое агентство "Standard & Poore's" наряду с банком ABN Amro, принадлежащим британскому Royal Bank of Scotland Group Plc, в том, что оно в 2008 г. дезинформировало инвесторов, подтвердив высокий инвестиционный рейтинг ценных бумаг, отличающихся повышенным риском. Суд признал, что "Standard & Poore's" и ABN Amro несут ответственность за рекомендации и распространение деривативов, стоимость которых резко упала во время кризиса. URL: http://www.vazhno.ru/world/1662-v-italii-potrebovali-suda-nad-standard-poor-s-i-fitch.html (дата обращения: 28.06.2015).

На правовой статус кредитных рейтингов непосредственное влияние оказывает статус самих кредитных рейтинговых агентств, или рейтеров, "агентств кредитного рейтинга" <15>.

<15> Заключительное коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральных банков. Мехико, 2012. 4 - 5 ноября. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_121105b.pdf?page_moved=1 (дата обращения: 25.06.2015).

Кредитные рейтинговые агентства (KPA) - это частные коммерческие организации, выражающие свое мнение о вероятности дефолта или надежности компаний, правительств и финансовых инструментов на договорной возмездной основе. KPA рассматриваются исключительно как механизм рыночной экономики, поэтому ни в одной стране мира нет государственных рейтинговых агентств.

В своих учредительных документах и заявлениях KPA обычно провозглашают своей целью создание стабильного, прозрачного и интегрированного финансового рынка.

Кредитные рейтинговые агентства учреждаются в соответствии с национальными законами и правилами, подчиняются местным органам регулирования и надзора и действуют в соответствии с национальными, региональными и международными правовыми установлениями. При этом согласно установившейся практике учреждение, лицензирование и надзор возлагаются на местные органы, но с учетом правил международного регулирования, а выработка этого регулирования возложена на международные финансовые регуляторы.

Наличие слова "международное" в наименовании некоторых из рейтинговых агентств не влияет на их частноправовой статус и подведомственность юрисдикции конкретной страны и означает лишь широту деятельности, например, агентства из США "S&P" и "Moody's" осуществляют свою деятельность соответственно в 26 <16> и 33 <17> странах. Международного рейтингового агентства, созданного по международному праву, пока не существует.

<16> URL: http://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home (дата обращения: 28.06.2015).
<17> URL: https://www.moodys.com/Pages/atc.aspx (дата обращения: 28.06.2015).

В настоящее время на мировых финансовых рынках действуют 97 рейтинговых компаний <18>.

<18> Wikirating. List of Credit Rating Agencies, 23.20.2014. URL: http://wikirating.org/wiki/List_of_credit_rating_agencies (дата обращения: 05.01.2015).

Основной бизнес-моделью современного рейтингования считается модель "эмитент платит". Исторически существовавшая модель "инвестор платит" не привилась ввиду нежелания инвесторов платить за информацию о финансовом состоянии компаний и надежности ценных бумаг.

Деятельность KPA по присвоению кредитных рейтингов должна соответствовать определенным требованиям. Эти требования касаются прежде всего соблюдения принципов процесса рейтингования, деятельности самого агентства и его персонала, а также раскрытия информации.

Принципами процесса рейтингования являются качество и целостность процесса рейтингования, прозрачность и своевременность раскрытия рейтингов.

Основными принципами деятельности рейтинговых агентств являются независимость суждений и избежание конфликта интересов.

Процесс раскрытия информации должен соответствовать таким принципам, как доступность, своевременность и конфиденциальность.

Рейтинговые агентства различаются методологией анализа, горизонтом рейтинга (период, на который оценивается кредитоспособность), определением дефолта, структурой рейтинга, практикой пересмотра рейтинга.

Методология рейтингования означает процедуру, посредством которой KPA определяет кредитные рейтинги, и аналитический процесс, применяемый для определения кредитного рейтинга, в том числе модели, финансовые показатели, допущения, критерии, или другие количественные или качественные факторы, используемые для определения кредитного рейтинга.

Основными источниками озабоченности в отношении рейтинговых агентств являются несовершенство бизнес-моделей и методологии; ненадлежащая проверка процесса мониторинга качества пулов ипотечных кредитов, служащих обеспечением отрейтингованных ценных бумаг; низкая прозрачность допущений (assumptions), критериев и методологии, применяемых при присвоении рейтингов структурированным продуктам; недостаточное внимание проблеме конфликта интересов в процессе присвоения рейтинга <19>.

<19> Report of the Financial Stability Forum on Enhancing Market and Institutional Resilience. 2008. 7 April. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_0804.pdf?page_moved=1 (дата обращения: 28.06.2015).

Немаловажное значение для статуса кредитного рейтинга имеет признание рейтинговых агентств и их рейтингов регуляторами крупнейших развитых стран. Так, на Западе практически не признают рейтингов российских агентств, и из 10 действующих в мире исламских рейтинговых агентств ни одно не признано такими западными регуляторами, как US Securities and Exchange Commission (SEC), European Securities and Markets Authority (ESMA), Swiss Financial Market Supervisory Authority (FINMA) <20>.

<20> URL: http://wikirating.org/wiki/List_of_credit_rating_agencies (дата обращения: 05.01.2015).

Последней тенденцией в реформировании институтов международного финансового регулирования является инициатива по устранению или снижению зависимости от частных рейтинговых агентств США, не всегда объективных в своих оценках. Так, некоторые страны, в том числе и Россия, предлагали создать международное рейтинговое агентство на основе международного права либо наделить один из существующих международных финансовых регуляторов (МВФ, БМР, ИОСКО) полномочиями на присвоение рейтингов. Пока такая инициатива не получила широкой международной поддержки. Тем не менее СФС и БКБН работают в этом направлении и предложили снизить эту зависимость, внедрив в национальное законодательство их рекомендации.

Так, Группа 20 приветствовала "дорожную карту" СФС по ускорению имплементации Принципов для уменьшения опоры на рейтинги агентств кредитного рейтинга <21>, а БКБН в Базеле II предложил использовать подход на основе внутренних рейтингов (IRB), предполагающий право банка при расчете покрытия капиталом определенного риска полагаться на свои собственные внутренние оценки компонентов риска <22>. ИОСКО предложила новую редакцию Кодекса фундаментальных основ деятельности KPA <23>, в котором уточнила и детализировала подходы к имплементации Принципов деятельности кредитных рейтинговых агентств <24>.

<21> Заключительное коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральных банков. Мехико, 2012. 4 - 5 ноября. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_121105b.pdf?page_moved=1 (дата обращения: 25.06.2015).
<22> Подробнее см.: Линников А.С. Правовое регулирование банковской деятельности и банковский надзор в Европейском союзе. М.: Статут, 2009.
<23> IOSCO. Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies. Final Report. March 2015. URL: https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD482.pdf (дата обращения: 26.06.2015).
<24> IOSCO Technical Committee. Statement of Principles Regarding the Activities of Credit Rating Agencies. 2003. September. URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD151.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

Таким образом, кредитный рейтинг является частной оценкой специального субъекта (рейтингового агентства) платежеспособности или надежности рейтингуемого объекта (соответственно компании или ценной бумаги), признаваемой регуляторами для целей правового регулирования деятельности участников фондового рынка (банков, инвестиционных компаний, фондов и др.), наличие которой является обязательным для приобретения определенного статуса или совершения определенных действий.

Кредитный рейтинг широко используется в инвестиционной практике и правовом регулировании банковской деятельности и рынков ценных бумаг. Он признается финансовыми регуляторами в качестве специального показателя устойчивости финансовых институтов и надежности финансовых активов, в которые разрешается размещать свободные денежные средства и финансовые резервы банков, страховых компаний, фондов и др.

Однако механическое использование кредитного рейтинга при принятии инвестиционных решений приводит к неоправданным потерям и кризисам, ввиду чего мировые финансовые регуляторы предлагают исключить или снизить использование кредитных рейтингов KPA из национальных пруденциальных нормативов и финансово-правового регулирования в целом, сместив опору на внутрикорпоративный анализ.

Литература

  1. Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. URL: http://www.cbr.ru/today/PK/print.asp?file=Basel.htm.
  2. Заключительное коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральных банков. Мехико, 2012. 4 - 5 ноября. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_121105b.pdf?page_moved=1.
  3. Информация Минфина России от 7 октября 1996 г. N У-29-ИП-45. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_273/doc273a852x715.htm.
  4. Линников А.С. Правовое регулирование банковской деятельности и банковский надзор в Европейском союзе. М.: Статут, 2009.
  5. Матовников М.Ю. Как уполномочивать рейтинговые агентства для оценки кредитоспособности банка // Деньги и кредит. 2008. N 12. С. 26 - 33.
  6. Регламент N 1060/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о кредитных рейтинговых агентствах. 16 сентября 2009 г. // Официальный журнал N L 302. 17.11.2009.
  7. Символы и определения рейтингов агентства Moody's. URL: https://www.moodys.com/sites/products/ProductAttachments/2007100000528403.pdf.

References

  1. IOSCO. Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies. Revised May 2008. URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD271.pdf.
  2. IOSCO. Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies. Final Report. March 2015. URL: https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD482.pdf.
  3. IOSCO Technical Committee. Statement of Principles Regarding the Activities of Credit Rating Agencies (Sept. 2003). URL: http://www. iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD151.pdf.
  4. Morrison Foerster. News Bulletin. 2009. 28 April. URL: http://www.mofo.com/news/updates/files/090428EURatingAgency.pdf.
  5. Report of the Financial Stability Forum on Enhancing Market and Institutional Resilience. 2008. 7 April. URL: http://www. financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_0804.pdf?page_moved=1.
  6. Principles for Reducing Reliance on CRA Ratings. 2010. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_101027.pdf?page_moved=1.
  7. Standard & Poor's Ratings Definitions. URL: https://www.standardandpoors.com/servlet/BlobServer?blobheadername3=MDT-Type& blobcol=urldata&blobtable=MungoBlobs&blobheadervalue2=inline%3B+filename%3DEX1.2-SPRatingDef.2015March_Nov+2014.pdf&blobheadername2=Content-Disposition&blobheadervalue1=application%2Fpdf&blobkey=id&blobheadername1=content-type&blobwhere=1244515535726&blobheadervalue3=UTF-8.
  8. URL: http://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home.
  9. URL: https://www.moodys.com/Pages/atc.aspx.
  10. Wikirating. List of Credit Rating Agencies, 23.20.2014. URL: http://wikirating.org/wiki/List_of_credit_rating_agencies.