Мудрый Юрист

Фонды и имущество казенных предприятий: финансово-правовое значение

Шепелева Дина Викторовна - аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена финансово-правовому значению фондов и имущества казенных предприятий. Позиция законодателя обусловлена особенностями правового статуса казенного предприятия, и в частности спецификой ответственности казенного предприятия. В казенном предприятии уставом могут быть предусмотрены резервный и иные фонды. Фонды создаются предприятием за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Возникновение правосубъектности казенного предприятия не связано с моментом передачи имущества казенному предприятию. Без передачи имущества ограничена лишь степень ответственности казенного предприятия, однако собственник предприятия может быть привлечен к субсидиарной ответственности. Привлечение собственника к субсидиарной ответственности связано с отсутствием уставного фонда как отличительной чертой казенных предприятий. Финансово-правовое значение данного отличия казенных предприятий от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, заключается в том, что учреждение казенного предприятия является моментом возникновения финансовой правосубъектности, включая одновременное возникновение и право-, и дееспособности. При этом резервный фонд приобретает особое значение как гарантия интересов собственников предприятия и покрытия убытков, так как финансово-хозяйственная деятельность казенных предприятий подвержена влиянию рисков. Также в казенном предприятии формируются социальный, жилищный фонд, фонд развития предприятия, материального поощрения работников, конкретные размеры которых устанавливаются коллективным договором.

Ключевые слова: казенное предприятие, финансово-правовое значение, фонды, имущество, правосубъектность, правоспособность, уставной фонд, резервный фонд, фонд материального поощрения работников, фонд развития, жилищный фонд, социальный фонд.

Funds and property of treasury enterprises: financial and legal meaning

D.V. Shepeleva

Shepeleva Dina Viktorovna - postgraduate student of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University.

The article is devoted to the financial legal matters regarding funds and property of treasury enterprises. The position of the legislator is due to the specificities of the legal status of the treasury enterprises. The charter of the treasury enterprise may provide for the reserve funds and other types of funds. The funds are made by the enterprises based upon their profits, remaining within their competence. Formation of the legal competence of a treasury enterprise is not related to the moment, when the property is transferred to it. Without transfer of property, the only limitation regards responsibility of the treasury enterprise, while its owner may be brought to subsidiary responsibility. Bringing the owner to subsidiary responsibility is due to the absence of authorized capital stock, which is a typical feature of treasury enterprises. Financial legal value of this feature differing treasury enterprises from the enterprises under operational control is that the establishment of the treasury enterprise is the moment when its financial legal competence appears, at the same time with their legal capability. At the same time reserve fund has special value as a guarantee of interests of owners of an enterprise, allowing to cover the losses, since financial and economic activities of treasury enterprises are subjected to some risks. The treasury enterprise also forms social and housing funds, funds for the development of an enterprise, material support of employees, their specific amounts being established by the collective agreements.

Key words: treasury enterprise, financial legal meaning, funds, property, legal capability, legal competence, charter funds, reserve fund, material support of employees fund, development fund, housing fund, social fund.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником имущества его уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия <1>. Тем самым, как верно отмечается в литературе, в случае несформированности уставного фонда к моменту государственной регистрации предприятия последнее приобретает правоспособность лишь в том объеме, в каком это необходимо для его учреждения <2>. Исходя из этого до формирования уставного фонда государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе совершать определенные сделки. Таким образом, на практике до формирования уставного фонда унитарное предприятие имеет ограниченную финансовую правоспособность.

<1> Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
<2> См.: Юсупова З.Г. Об особенностях правосубъектности казенных предприятий и правосубъектности предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. N 1. С. 227.

В казенном предприятии, согласно п. 3 ст. 12 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", уставный фонд не формируется. При этом, согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ, собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Полагаем правильным присоединиться к мнению Н.В. Ласкиной, которая считает, что такая позиция законодателя обусловлена особенностями правового статуса казенного предприятия, и в частности спецификой ответственности казенного предприятия, по обязательствам которого, в случае недостаточности имущества самого казенного предприятия, отвечает собственник имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве оперативного управления. Учитывая, что основное предназначение уставного фонда заключается в формировании минимального размера имущества, Н.В. Ласкина считает, что в случае с казенными предприятиями необходимость формирования такого фонда отпадает, поскольку интересы кредиторов казенного предприятия гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя - собственника имущества <3>.

<3> См.: Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СПС "Гарант".

Финансово-правовое значение данного отличия казенных предприятий от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, заключается в том, что учреждение казенного предприятия является моментом возникновения финансовой правосубъектности, включая одновременное возникновение и право-, и дееспособности.

При этом возникновение правосубъектности не может быть связано с передачей имущества казенному предприятию. По общему правилу право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Таким образом, без передачи имущества ограничена лишь степень ответственности казенного предприятия, однако это не мешает привлечь к субсидиарной ответственности собственника предприятия. Следовательно, возникновение правосубъектности не связано с моментом передачи имущества казенному предприятию.

Здесь необходимо отметить особенности передачи имущества собственником унитарному предприятию. Указанная передача осуществляется специально уполномоченными федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ либо органами местного самоуправления. Также передача имущества унитарному предприятию осуществляется на основании распорядительного акта, принятого в соответствии с компетенцией собственника, установленной актами, определяющими положение и компетенцию этих органов. Такие документы могут издаваться в форме приказов, распоряжений, постановлений, содержащих указание на закрепление определенного состава имущества за тем или иным унитарным предприятием. Кроме того, факт передачи подтверждается актом приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителем.

Отметим в данном контексте, что казенное предприятие при создании наделяется имуществом, необходимым и достаточным для осуществления видов деятельности, предусмотренных уставом предприятия. При этом казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и основанной на этой программе сметой доходов и расходов.

По общему правилу распределение и использование доходов казенного предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, а размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности. Собственник имущества казенного предприятия также имеет право на получение части доходов, произведенных казенным предприятием в ходе своей деятельности. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется либо Правительством РФ, либо уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, либо муниципалитетами.

Кроме того, для обеспечения деятельности на предприятии могут создаваться различные фонды.

За Правительством РФ закреплена необходимость определения особенностей осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев, находящихся за пределами РФ.

Вместе с тем следует учитывать, что если для осуществления какого-либо вида деятельности необходима лицензия, предприятие приступает к осуществлению этого вида деятельности после получения в установленном порядке лицензии. Значит, независимо от признания унитарного предприятия юридическим лицом, оно не может стать полноценным участником финансовых правоотношений до момента получения им лицензии.

Согласно ст. 12 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", уставной фонд обязательно должен создаваться в государственных (муниципальных) унитарных предприятиях с целью не только гарантировать интересы кредиторов, но и обеспечить правоспособность предприятия в полном объеме. Ввиду того что уставный фонд формируется за счет как денежных средств, так и иного имущества, момент окончания формирования уставного фонда определяется в зависимости от вида имущества, что следует из п. 2 ст. 13 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Моментом окончания формирования уставного фонда государственного (муниципального) предприятия, в состав которого включено иное, кроме денежных средств, имущество, является момент фактической передачи такого имущества по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утвержденной собственником имущества, и закрепление данного имущества на балансе государственного (муниципального) предприятия согласно бухгалтерской отчетности предприятия <4>.

<4> Письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373 "Об определении стоимости здания, полученного организацией в хозяйственное ведение, для целей начисления налога на имущество" // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2005. N 23.

Несмотря на то что в казенном предприятии не формируется уставный фонд, в нем, как и в иных унитарных предприятиях, могут быть созданы резервный (п. 1 ст. 16 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") и иные (п. 2 ст. 16 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом предприятия.

Финансово-хозяйственная деятельность коммерческих предприятий подвержена влиянию рисков. В этой связи средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия. Средства, зачисленные в иные фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия. Ст. 16 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не закрепляет обязательности для унитарного предприятия создавать резервные и иные фонды. Данный вопрос решает собственник имущества унитарного предприятия, утверждающего соответствующий устав. Исходя из анализа ст. 16 во взаимосвязи с п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях, можем сделать вывод, что унитарное предприятие создает резервный фонд и иные фонды за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Отчисления в резервный фонд отражаются в бухгалтерском учете записью по дебету счета N 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счета N 82 "Резервный капитал". В бухгалтерском балансе, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, информацию о созданных фондах отражают по дополнительно введенной строке. Формирование и использование всех фондов, которые формируются в предприятии за счет чистой прибыли, отражают в специальном Отчете об изменениях капитала (форма N 3). По мнению И.А Федорова, создание резервов, как отмечается в Принципах МСФО, может предусматриваться учредительными документами организации или законодательством с тем, чтобы определенным образом защитить саму организацию и ее кредиторов от последствий возможных убытков. При этом создание таких резервов представляет собой использование нераспределенной прибыли, а не расход (то есть является не фактором прибыли, а ее ассигнованием) <5>.

<5> См.: Федоров И.А. Резервный фонд и его использование // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2012. N 9(100). С. 80 - 88.

Д.А. Басангов, С.А. Шайдуров считают, что создавать унитарные предприятия такие фонды вправе или обязаны. По их мнению, этот вопрос должен оставаться на усмотрение руководителя предприятия, исходя из того, что создаваться фонды должны, но с учетом потребности в них унитарного предприятия и иных факторов, если обязанность создания императивно не установлена собственником имущества предприятия <6>.

<6> См.: Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный). М.: Деловой двор, 2009.

Приказ Минэкономразвития России от 25.08.2005 N 205 <7> предусматривает создание фондов:

3.10. Предприятие создает резервный фонд, размер которого составляет не ниже процентов уставного фонда предприятия, если иное не установлено законодательством РФ. Резервный фонд предприятия формируется путем ежегодных отчислений в размере процентов, если иное не установлено законодательством РФ, от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного настоящим пунктом Устава. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

<7> Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" // Российская газета. 2005. 7 окт.

3.11. Из прибыли, остающейся в распоряжении, предприятие также имеет право образовывать следующие фонды. Социальный фонд в размере, установленном коллективным договором на основании действующего законодательства РФ, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников Предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний.

Жилищный фонд в размере, установленном коллективным договором, на основании действующего законодательства РФ, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях последующей передачи по договорам найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии работникам предприятия, нуждающимся в улучшении жилищных условий <8>. Речь идет о жилищных фондах коммерческого использования. Жилые помещения жилищного фонда коммерческого использования предоставляются из расчета общей площади. Жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из даты принятия решения уполномоченным органом о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования. Принятие решений о включении (или исключении) жилого помещения в жилищный фонд коммерческого использования осуществляется на основании обращений казенных предприятий, за которыми закреплен жилищный фонд на праве оперативного управления. Жилые помещения жилищного фонда коммерческого использования предоставляются гражданам в случае принятия их на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в форме предоставления жилого помещения жилищного фонда коммерческого <9>. Для рассмотрения вопроса о постановке граждан на учет необходим определенный пакет документов, включая ходатайство руководителя предприятия о предоставлении жилого помещения коммерческого использования по договору найма. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договорам найма, вносят плату за пользование жилым помещением жилищного фонда коммерческого, а также плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством РФ.

<8> Устав Федерального казенного предприятия "Аэропорты Камчатки". URL: http://www.airkam.ru/about/organization-charter.
<9> Положение о жилых помещениях жилищного фонда Нижегородской области коммерческого использования, утвержденное Постановлением Правительства Нижегородской области от 04.12.2008 N 571 // СПС "Гарант".

Социальный фонд в размере, установленном коллективном договором, на основании действующего законодательства РФ, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний. Так, в коллективных договорах предприятий фиксируются мероприятия в части оплаты труда, доплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда, установления надбавок, услуг социально-культурного назначения, медицинского обслуживания, подготовки и переподготовки кадров, программ санитарно-курортного обслуживания (например, летние лагеря для детей работников казенного предприятия), детского и юношеского спорта и т.д. На основе таких мероприятий составляется социальный план предприятия, который включает данные социальные программы.

Фонд материального поощрения работников предприятия является основным стимулирующим фондом. Он предназначен для премирования в денежной форме рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а также других категорий трудящихся за показатели, которые прямо или косвенно отражают рост эффективности производства <10>. Определяется в размере, установленном коллективным договором, на основании действующего законодательства РФ, средства которого используются на материальное поощрение работников предприятия. Так, в соответствии со ст. 129 ТК РФ в понятие "заработная плата", наряду с доплатами и надбавками стимулирующего характера и иными поощрительными выплатами, входят и премии работникам, которые относятся к стимулирующим выплатам. Материальное поощрение производится за достигнутые индивидуальные экономические результаты работы, добросовестный труд, выполнение или перевыполнение производственных планов предприятия. Как правило, расчет материального вознаграждения по результатам труда производится ежеквартально после распределения прибыли и формирования фонда материального поощрения.

<10> См.: Кудрявцев С.П. Экономический анализ деятельности промышленных предприятий и объединений. М.: Экономика, 1990.

Фонд развития предприятия, средства которого используются на обновление основных средств, покупку оборудования, новой техники и технологий и иного имущества, проведения научно-исследовательской работы.

При необходимости указываются другие фонды, создаваемые за счет чистой прибыли предприятия, порядок их формирования и цели, на которые могут быть использованы средства указанных фондов. Например, создание фонда специального назначения для финансирования расходов текущего характера. Фонд специального назначения создается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, из средств которого выплачивается вознаграждение руководителю предприятия за вычетом средств, направленных на потребление.

Выводы

Возникновение правосубъектности не связано с моментом передачи имущества казенному предприятию. Без передачи имущества ограничена лишь степень ответственности казенного предприятия, однако собственник предприятия может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

Фонды создаются предприятием за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.

В казенных предприятиях уставной фонд не формируется.

Резервный фонд имеет особое значение. Сформированный предприятием, он становится не только гарантией защиты интересов кредиторов, но и собственников предприятия. Эффективные механизмы деятельности предприятия путем создания стабильно действующего механизма резервирования ресурсов создают необходимые условия в борьбе с финансово-хозяйственными рисками и для покрытия убытков.

Конкретные размеры социального фонда, жилищного фонда, фонда развития предприятия и т.д. устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ. Данные фонды формируются путем ежегодных отчислений от чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в размере, определяемом в установленном порядке.

Имущество, предоставленное казенным предприятиям, вместе с доходами и расходами предприятия, а также созданными фондами будут составлять имущественно-производственные основы финансовой деятельности казенных предприятий.

Библиография:

  1. Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 248 с.
  2. Кудрявцев С.П. Экономический анализ деятельности промышленных предприятий и объединений. М.: Экономика, 1990. 239 с.
  3. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СПС "Гарант".
  4. Федоров И.А. Резервный фонд и его использование // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2012. N 9(100). С. 80 - 88.
  5. Юсупова З.Г. Об особенностях правосубъектности казенных предприятий и правосубъектности предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. N 1. С. 227 - 231.

References (transliteration):

  1. Basangov D.A., Shajdurov S.A. Kommentarij k Federal'nomu zakonu "O gosudarstvennyh i municipal'nyh unitarnyh predprijatijah" (postatejnyj). M.: Delovoj dvor, 2009. 248 s.
  2. Kudrjavcev S.P. Jekonomicheskij analiz dejatel'nosti promyshlennyh predprijatij i ob''edinenij. M.: Jekonomika, 1990. 239 s.
  3. Laskina N.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 14.11.2002 N 161-FZ "O gosudarstvennyh i municipal'nyh unitarnyh predprijatijah" // SPS "Garant".
  4. Fedorov I.A. Rezervnyj fond i ego ispol'zovanie // Akcionernoe obshhestvo: voprosy korporativnogo upravlenija. 2012. N 9(100). S. 80 - 88.
  5. Jusupova Z.G. Ob osobennostjah pravosub'ektnosti kazennyh predprijatij i pravosub''ektnosti predprijatij, osnovannyh na prave hozjajstvennogo vedenija // Aktual'nye problemy jekonomiki i prava. 2011. N 1. S. 227 - 231.