Мудрый Юрист

Субъекты нотариального права *

<*> Материалы взяты из учебника "Нотариальное право России".

Ярков В.В., д.ю.н., профессор.

Нотариус как субъект нотариального права Основные правила доступа к профессии нотариуса

Общие положения. Доступ к профессии нотариуса практически во всех государствах системы латинского нотариата отличается сложностью и необходимостью прохождения ряда испытаний на пути к профессии. Это связано с уже отмечавшимися особенностями профессии нотариуса - необходимостью глубокого знания гражданского и семейного права, процессуального законодательства, а также юридических технологий совершения нотариальных действий. Кроме того, высока и степень ответственности нотариуса, и цена его ошибок для участников гражданского оборота, поскольку некоторые из них, например в завещаниях, носят практически неустранимый характер.

Например, во Франции кандидаты на должность нотариуса проходят, по общему правилу, двухгодичную стажировку в нотариальной конторе. При этом часть стажировки, около шести месяцев, они проходят при представителях иных юридических профессий - адвокатах, аудиторах, в центре нотариальных исследований и документации (CRIDON). Прохождение этой части стажировки возможно и за рубежом - например, у солиситора в Великобритании, нотариуса Германии или адвоката в Испании с целью подготовки к работе в области права в рамках Европейского союза <*>. Столь же высокие требования к предварительной подготовке предусмотрены в Германии, Нидерландах, Италии, Швейцарии и других странах латинского нотариата <**>.

<*> Подробнее об этом см.: Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Профессиональное нотариальное право. М.: Юристъ, 2001. С. 46 - 51.
<**> Подробнее см. материалы по ряду стран (Нидерланды и Италия): Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М., 2001. Гл. 7.

Требования к лицам, претендующим на право занятия нотариальной деятельностью в России, заключаются в следующем.

В соответствии со ст. 2 Основ на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами:

  1. гражданин РФ;
  2. имеющий высшее юридическое образование;
  3. прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой;
  4. сдавший квалификационный экзамен.

Рассмотрим всю указанную последовательность юридических действий и фактов, необходимых для получения правового статуса нотариуса.

Гражданство РФ. Требование гражданства РФ объясняется особым статусом нотариуса, публично-правовым характером нотариальной деятельности. По смыслу Основ недопустимым для нотариуса является и наличие двойного гражданства.

Высшее юридическое образование. Нотариальная деятельность имеет разносторонний характер и при этом не знает какой-либо предметной специализации. Поэтому наличие высшего юридического образования предполагает у соискателя должности нотариуса наличие определенного уровня подготовки. В практике приема квалификационных экзаменов возникали вопросы о юридической силе дипломов негосударственных высших учебных заведений. Полагаем, что в силу законодательства об образовании они имеют такую же юридическую силу, однако соответствующие вузы, выдающие дипломы, должны иметь государственную аккредитацию.

Прохождение стажировки. Срок указанной стажировки по общему правилу не может быть менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Порядок прохождения стажировки в настоящее время регулируется Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса". Стажировка в соответствии со ст. 19 Основ должна проходить по трудовому договору.

В практике возникали ситуации, когда прохождение стажировки на условиях трудового договора осуществлялось стажерами на условиях работы по совместительству помимо другой основной работы.

Полагаем, что такое прохождение стажировки не противоречит действующему законодательству, поскольку стажер проходит ее на основании трудового договора, отрабатывая необходимое количество часов. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что работа стажера оплачивается, как правило, очень незначительно, поэтому другая работа позволяет стажеру получать материальное обеспечение.

Прохождение стажировки на условиях совместительства должно производиться с учетом требований действующего законодательства.

Так, с заявлением о сдаче экзамена обращался стажер, который по месту постоянной работы являлся заместителем прокурора города. В данном случае стажеру было отказано в допуске к сдаче экзамена, поскольку само прохождение стажировки (без отрыва от основной работы) производилось с нарушением действующего законодательства: должностным лицам прокуратуры запрещено совместительство, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

За время стажировки стажер должен освоить законодательство Российской Федерации о нотариате различного уровня, нотариальную практику и правила совершения нотариальных действий, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, нормы профессиональной этики.

Как правило, в обязанности стажеров входят:

Стажер может участвовать в обобщениях нотариальной практики и готовить предложения по их реализации.

Сдача квалификационного экзамена. Согласно ст. 4 Основ экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, принимает квалификационная комиссия. Порядок сдачи экзамена и работы квалификационной комиссии регулируется Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и Приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. N 132 <*>.

<*> Ранее действовавшее Положение было утверждено Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой 7 и 6 июня 1994 г.

Квалификационная комиссия образуется при территориальном органе Министерства юстиции РФ с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Комиссия создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включается равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества.

Здесь следует пояснить, что по смыслу законодательства лицо, сдающее квалификационный экзамен, должно иметь право заниматься в будущем нотариальной деятельностью и не иметь к этому препятствий.

Так, в практике работы квалификационная комиссия отказала в приеме экзамена лицу, прошедшему стажировку, но назначенному к моменту сдачи экзамена Указом Президента РФ на должность судьи районного суда общей юрисдикции. В подобном случае хотя соискатель и не приступил фактически к исполнению полномочий судьи, сдавать экзамен на получение лицензии нотариуса вряд ли может. Такая сдача квалификационного экзамена возможна только после сложения полномочий судьи, поскольку для сдачи экзамена необходим факт годичной стажировки независимо от того, когда будет происходить фактическая сдача экзамена.

Распоряжением Министерства юстиции РФ от 4 августа 2000 г. N 157 утвержден Перечень теоретических вопросов для включения в экзаменационные билеты при проведении квалификационного экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Квалификационная комиссия выносит решение о признании соискателя по результатам ответа сдавшим либо не сдавшим экзамен. Согласно ч. 3 ст. 4 Основ решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию, а затем в месячный срок - уже в суд.

Порядок работы апелляционной комиссии регулируется Положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. N 178 и Федеральной нотариальной палатой (ФНП) <*>.

<*> Ранее действовало Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью, утвержденное Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой 7 июня 1994 г.

Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при Министерстве юстиции РФ. Персональный состав комиссии формируется Министерством совместно с ФНП на паритетных началах. Комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек. В состав комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, сотрудники Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы. Членом комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, или конкурсной комиссии, образуемой для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Получение лицензии на право нотариальной деятельности. В соответствии со ст. 3 Основ нотариальной деятельностью вправе заниматься граждане России, получившие лицензию на указанную деятельность. Без лицензии вправе заниматься нотариальной деятельностью только должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, уполномоченные на совершение этих действий. Для получения лицензии нотариусом установлен особый порядок, поскольку, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", действие данного Закона не распространяется на нотариальную деятельность.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г. N 150 "Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности" выдача лицензий на право нотариальной деятельности осуществляется территориальными органами Министерства юстиции РФ. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшему квалификационный экзамен. Лицензии нотариусам, которые были назначены на должность нотариусов до введения в действие Основ, выдавались без сдачи экзамена и прохождения стажировки.

Порядок назначения на должность нотариуса. Порядок назначения на должность нотариуса является одним из наиболее значимых, определяя практически доступ к профессии для лиц, успешно прошедших все предыдущие испытания. Ведь иногда бытует мнение о кастовости и закрытости нотариальной сферы для посторонних. Так ли это на самом деле?

Мировой практике известны разные модели назначения на должность. Общим является получение полномочий на нотариальную деятельность от имени государственных органов, которые тем самым наделяют нового нотариуса публично-правовой властью. В этом порядок назначения на должность государственного или небюджетного нотариуса совпадает.

Однако сам порядок назначения в отношении небюджетных нотариусов может быть самым разным. Например, в Германии проводится конкурс на замещение должности нотариуса нотариальной палатой. Заинтересованные лица вправе подавать заявления на замещение должности в Управление юстиции, которое их регистрирует и передает с прилагаемыми документами нотариальной палате. Нотариальная палата регистрирует их, проводит собеседования с кандидатами, ориентируясь на правовые принципы личностной и профессиональной пригодности кандидатов. В заключение этой процедуры нотариальная палата предлагает Управлению юстиции кандидата для назначения на должность нотариуса, она вправе предложить и запасные варианты. Управление юстиции выносит затем окончательное решение <*>.

<*> Излож. по: Ассенмахер Г.-Й. Нотариальная палата // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 196 - 197.

Другой порядок существует во Франции, где, за исключением случаев назначения на вновь учреждаемую должность, новый нотариус обязан выплатить предыдущему владельцу конторы или члену профессионального объединения, уступающему свой пай, соответствующее возмещение <*>. В основе такого подхода лежат, во-первых, исторические традиции права на возмещение и представления преемника и, во-вторых, стремление учесть имущественную оценку конторы, в основе которой лежит стоимость передаваемого имущества не только конторы, но и ее клиентуры как основы рентабельности конторы <**>.

<*> См.: Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Указ. соч. С. 51.
<**> См.: Ягр Ж., Пиепу Ж-Ф. Указ. соч. С. 52.

Однако доступ к профессии во Франции открыт не только для тех, кто способен заплатить сумму возмещения. В случае назначения в учреждаемую контору проводится конкурс, по итогам которого кандидат должен взять на себя обязательство выплаты компенсации в размере, устанавливаемом министром юстиции. Кроме того, можно стать нотариусом, работая по найму <*>.

<*> Подробнее об этом см.: Там же. С. 51 - 55.

В основе российской модели назначения на должность нотариуса лежит конкурс, когда все лица, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности, вправе претендовать на занятие открывшейся должности - как вновь введенной, так и освободившейся вследствие самых разных причин (уход на пенсию, смерть и т.д.).

В соответствии со ст. 12 Основ должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальной округе также определяется их совместным решением. При этом число нотариусов определяется безотносительно к их составу: государственные либо занимающиеся частной практикой. Главное, чтобы оно не превышало общую численность нотариусов, установленных в данном округе.

В переходный период, с 1993 г., в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате" был установлен особый порядок занятия должности нотариуса, занимающегося частной практикой. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначался на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты не требовалось.

Порядок проведения конкурса на занятие вакантной должности нотариуса. Согласно ч. 3 ст. 12 Основ наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. В настоящее время действует Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденное Приказом Министерства юстиции РФ 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97 по согласованию с Федеральной нотариальной палатой от 15 января 1997 г.

При этом данное положение и конкурсный порядок распространяются на занятие любой вакантной должности нотариуса: как государственного, так и занимающегося частной практикой. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Статья 12 Основ не оговаривает момент получения участниками конкурса рекомендаций нотариальной палаты для назначения на должность. В этом плане для ответа на этот вопрос можно привести Обзор вопросов правоприменительной практики за 2001 г., подготовленный ФНП, в котором сказано следующее. Статья 12 Основ и Положение от 17 февраля 1997 г. не предусматривают, на какой стадии решения вопроса о наделении нотариуса полномочиями должны рассматриваться рекомендации нотариальной палаты. По смыслу указанных выше актов и исходя из принципа замещения должности на конкурсной основе на вакантную должность нотариуса должно быть назначено лицо, победившее в конкурсе; одной вакантной должности соответствует один победивший конкурсант. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц (п. 1 названного Положения). Решение конкурсной комиссии является основанием для издания органом юстиции приказа о назначении на вакантную должность нотариуса лица, победившего в конкурсе (п. 6 названного Положения).

По мнению ФНП, все лица, допущенные к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, должны иметь рекомендации нотариальной палаты, поскольку рассмотрение рекомендаций нотариальной палаты после определения конкурсной комиссией лица, победившего в конкурсе, и принятия соответствующего решения привело бы к нарушению принципа отбора кандидата на должность нотариуса на конкурсной основе <*>.

<*> Нотариальный вестник. 2002. N 3. С. 20.

Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности. Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе.

В практике возникал вопрос о порядке перемещения государственных нотариусов, назначенных на должности после введения в действие Основ, на должности нотариусов, занимающихся частной практикой. Необходимы ли в данном случае процедуры конкурсного отбора, наличие рекомендации нотариальной палаты? Полагаем, что в такой ситуации вряд ли есть необходимость в соблюдении всех указанных процедур, по следующим причинам. Количество должностей нотариусов в каждом конкретном нотариальном округе определяется совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты безотносительно к тому, каким образом они будут осуществлять нотариальную деятельность - как государственные либо занимающиеся частной практикой.

Поэтому любой нотариус, занявший свою должность в установленном законом и данным Положением порядке, вправе перемещаться из государственных нотариусов в нотариусы, занимающиеся частной практикой, в рамках общего лимита должностей нотариусов, и наоборот. Подобное толкование соответствует правилам, установленным Постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате". Здесь единственным ограничением при обратном перемещении из нотариусов, занимающихся частной практикой, в государственные является наличие соответствующих финансовых возможностей органов юстиции по выплате заработной платы государственному нотариусу.

Присяга нотариуса. Согласно ст. 14 Основ нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку". Законодательством республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса. Однако законодательство не оговаривает процедуру принесения присяги, равно как и способы фиксации самого факта ее принесения.

Освобождение от должности нотариуса

Предельный возраст для работы нотариусом. По общему правилу нотариус назначается на свою должность пожизненно, хотя есть государства, где установлен специальный возрастной потолок. Например, во Франции в восточных департаментах (Эльзас, Мозель) имеется возрастной предел для осуществления профессиональной деятельности - 70 лет <*>. В России предельный возраст для пребывания в должности нотариуса не установлен.

<*> См.: Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Указ. соч. С. 66.

Порядок освобождения нотариусов от должности может быть связан с разными основаниями:

<*> См.: Никлаус Р. Указ. соч. С. 63.

Например, прекращение деятельности нотариуса во Франции вследствие невозможности нормального осуществления профессиональной деятельности или неспособности к ней, которая должна быть установлена трибуналом большой инстанции <*>.

<*> См.: Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Указ. соч. С. 67, 106.

Порядок освобождения от должности нотариуса в России в отношении государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, различен. Согласно ч. 4 ст. 12 Основ увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

  1. осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;
  2. ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке - вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции;
  3. по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Таким образом, если в отношении государственных нотариусов действует общий режим увольнения, установленный Трудовым кодексом РФ, то для освобождения от полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, необходим только вступивший в законную силу судебный акт - приговор или решение суда общей юрисдикции, вынесенные по определенным законом фактическим ситуациям.

Освобождение от полномочий нотариуса согласно ст. 12 Основ при осуждении за совершение умышленного преступления не связывается с определенным составом преступления, например при исполнении обязанностей нотариуса. Поэтому по смыслу данного правила основанием для освобождения от полномочий нотариуса будет практически любой приговор суда, вынесенный за совершение умышленного преступления.

В практике Свердловской области нотариус был вынужден сложить свои полномочия в связи с тем, что уголовное дело в его отношении было прекращено судом в уголовном судопроизводстве в связи с амнистией, т.е. по нереабилитирующему основанию. Поскольку нотариус не обжаловал такое постановление суда, то тем самым он фактически признал свою вину в совершении уголовного преступления.

Ограничение дееспособности или признание недееспособным производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 29, 30 ГК и гл. 31 ГПК.

Освобождение от полномочий нотариуса возможно по иску как нотариальной палаты <*>, так и должностных лиц и органов, указанных в гл. VII Основ. Речь идет об органах, уполномоченных на осуществление контроля за деятельностью нотариусов, в частности налоговых органах в случае нарушения нотариусом правил налогового законодательства при уплате налогов.

<*> Используемый в п. 3 ч. 5 ст. 12 Основ термин "ходатайство нотариальной палаты" неудачен и не соответствует действующему гражданскому процессуальному законодательству, поскольку согласно правилам ст. 131 ГПК судопроизводство возбуждается путем подачи искового заявления. Ошибочна по этим же причинам терминология ч. 2 ст. 17 Основ, предусматривающая прекращение деятельности нотариуса по представлению должностных лиц и органов, указанных в гл. VII Основ.

Освобождение от полномочий нотариуса может быть произведено как по уважительным причинам (невозможность исполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья), так и по неуважительным причинам (за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства).

В практике работы нотариальных палат в основном обращение с иском к нотариусу о лишении права нотариальной деятельности связывалось с нарушениями, выявленными при проверках профессиональной деятельности и правил нотариального делопроизводства, отдельными грубыми нарушениями законодательства.

Пример 1. В судебной практике в качестве таких нарушений рассматривались одновременная параллельная работа нотариуса и лица, его замещающего, что по смыслу нотариального законодательства недопустимо; однократное грубое нарушение правил нотариального производства (например, удостоверение доверенности в отсутствие доверителя) <*> и т.д.

<*> См. пример такого дела: Нотариус. 1997. N 2. С. 53 - 56.

Пример 2. В другом случае причиной обращения были грубые ошибки нотариуса: не соблюдалась последовательность нумерации в реестре нотариальных действий, имели место пропуски номеров; ряд нотариальных действий не были внесены в реестр, а записи сделаны на отдельных листах, которые были не пронумерованы и не прошнурованы; не соблюдались права несовершеннолетних лиц, поскольку некоторые сделки удостоверялись без согласия органов опеки и попечительства. При этом нотариус ссылался на то, что он работал менее одного года, в связи с чем не имел достаточного опыта, а также к нему ранее не применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия. Однако суд не согласился с такими возражениями, указав, что ст. 34 Основ, устанавливающая правило о проверке нотариуса через год после наделения его полномочиями, определяет правила организации контроля, а не сами условия, при которых не допускается лишение нотариуса его полномочий. Кроме того, Основы не устанавливают обязательности предварительного досудебного применения мер воздействия к нотариусу перед обращением в суд <*>.

<*> См.: Глянцев В. Споры, связанные с нотариальной деятельностью // Нотариальный вестник. 1997. N 4. С. 31; Лесницкая Л. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике // Нотариальный вестник. 1999. N 1 - 2. С. 41.

Пример 3. В другом деле нотариус также ссылалась на недостаточность опыта работы. Однако суд указал, что сам факт наличия лицензии предполагает наличие необходимых знаний. Кроме того, нотариус ссылалась на то обстоятельство, что она нарушила в своей деятельности не закон, а Инструкцию по делопроизводству. Суд отметил в связи с этим, что в данной Инструкции разъясняется порядок применения законодательства, в связи с чем она обязательна для применения <*>.

<*> См.: Глянцев В. Споры, связанные с нотариальной деятельностью // Нотариальный вестник. 1997. N 4. С. 31 - 32.

В целом ведение дел о лишении права нотариальной деятельности является достаточно длительным и сложным, порой суды по-разному оценивают результаты проверок нотариусов и доводы нотариальной палаты как истца <*>. Существенное значение имеет обоснованность заявленных требований, а также соблюдение формальной процедуры возбуждения дела, в частности решение вопроса о возбуждении дела в суде компетентным органом нотариальной палаты - правлением либо общим собранием палаты в зависимости от варианта решения вопроса в уставе палаты.

<*> См. пример: Евдокимова Е. Ох, непросто уволить нотариуса / Судебное дело Н.В. Кувшиновой // Нотариальный вестник. 1999. N 11 - 12. С. 77 - 79.

Согласно ст. 41 ГПК РСФСР 1964 г. прокурор был вправе возбудить любое гражданское дело, в том числе обратиться с заявлением и по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 12 Основ. Новый ГПК сузил основания для обращения прокурора в суд, поэтому возникает вопрос, может ли теперь прокурор по ст. 45 ГПК обратиться в суд с заявлением о лишении права нотариальной деятельности.

Полагаем, что ответ, скорее всего, будет утвердительным, поскольку согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. При подаче заявления о лишении права нотариальной деятельности прокурор защищает права как граждан, так и неопределенного круга лиц от нарушений со стороны нотариуса, не соблюдающего требования законодательства. Вместе с тем на прокуроре лежит обязанность по доказыванию обоснованности его требований, поэтому, поскольку основные доказательства находятся в распоряжении соответствующей нотариальной палаты, более целесообразным является возбуждение таких дел данными органами нотариального самоуправления.

Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность

Общие положения. Правовой статус нотариуса состоит из целого ряда элементов, включающих, согласно Основам, его права, обязанности и полномочия. При этом следует иметь в виду, что применительно к должностным лицам традиционно принято говорить не о правах и обязанностях, а об их полномочиях, поскольку они обязаны реализовать свое право и исполнить обязанность в связи с наступлением соответствующего юридического факта, по обращению заинтересованного лица. Это в полной мере относится и к небюджетному нотариусу, хотя по действующему законодательству он не является должностным лицом.

Так, перечисленные в ст. 15 Основ права нотариус осуществляет не по своему усмотрению, в частности право на совершение нотариальных действий, а по обращению граждан и организаций, не имея права отказать им в нотариальном акте при наличии всех законных предпосылок. В этом смысле его право одновременно является обязанностью, а их неисполнение обеспечивается ответственностью. Поэтому указанные положения следует иметь в виду при характеристике правового статуса нотариуса и его элементов.

Права нотариуса. Основные полномочия нотариуса, объем его прав и обязанностей отражены, прежде всего, в Основах, а также в ряде других законодательных и иных правовых актов.

Права нотариуса подразделяются на:

  1. общие функциональные, которые ему предоставлены как всякому лицу, которое самостоятельно занимается определенным видом деятельности;
  2. специальные права, которые отражают специфику нотариальной деятельности и его полномочия как нотариуса.

Общие функциональные права нотариуса заключаются в следующем. Согласно ст. 8 Основ нотариус, занимающийся частной практикой:

Нотариус вправе пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством РФ.

Специальные права нотариуса заключаются в следующем. Нотариус:

Основные обязанности нотариуса предусмотрены целым рядом статей Основ (ст. 5, 6, 9, 10, 16, 18, 22, 24, 28 и др.). Обязанности нотариуса можно подразделять на:

  1. должностные, связанные с соблюдением правил нотариального производства;
  2. исполняемые в отношении лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий;
  3. вытекающие из членства в нотариальной палате;
  4. связанные с самостоятельным ведением нотариусом финансово-хозяйственной деятельности;
  5. связанные с исполнением обязанностей перед различными государственными органами и т.д.

В конечном счете все обязанности нотариуса взаимосвязаны, и их классификация позволяет понять их более глубоко и содержательно.

Обязанности нотариуса, вытекающие из правил нотариального производства, заключаются в следующем:

Нотариус в отношении лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, обязан:

Нотариус в связи с членством в нотариальной палате обязан:

Нотариус в связи с самостоятельным ведением финансово-хозяйственной деятельности обязан:

Нотариус в отношении государственных органов обязан:

Гражданская ответственность нотариуса. Ей посвящена ст. 17 Основ. Законодательством установлена различная ответственность нотариусов в зависимости от того, каков правовой статус нотариуса - государственный либо занимающийся частной практикой.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет дисциплинарную ответственность в установленном законом порядке, а именно Трудовым кодексом. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственного нотариуса, возмещается за счет казны РФ (ст. 1069 ГК).

Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке.

В данном случае следует иметь в виду следующее:

<*> См.: Заключение об ответственности нотариуса за причинение вреда при осуществлении нотариальной деятельности // Центр нотариальных исследований: материалы и статьи. Вып. 1. Екатеринбург, 2003. С. 117 - 125.

Пример 1. Сделка купли-продажи жилого помещения может быть признана судом недействительной в связи с неправильно проведенной ранее приватизацией. В этом случае ответственность по возмещению ущерба должна возлагаться на орган, заключавший договор передачи жилого помещения в собственность граждан и неправильно установивший фактический состав (не включив кого-либо из лиц, имевших право на приватизацию, в число собственников жилого помещения). Ведь нотариусу не предоставлено право контроля за действиями органов местного самоуправления, которые заключали договоры передачи жилых помещений в собственность граждан. Аналогичные ситуации возникают на практике в связи с представлением ошибочных данных от уполномоченных органов о составе лиц, проживающих в жилом помещении, и т.д.

Пример 2. Из того же следует исходить и в тех случаях, когда "порочной" была первая сделка в простой письменной форме, прошедшая только государственную регистрацию, без нотариального удостоверения. В подобном случае если причиной ущерба является первая не удостоверенная нотариально сделка, то имущественная ответственность должна возлагаться на учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

<*> См. по данной теме ряд публикаций: Вергасова Р.И. Проблемы взыскания ущерба с нотариусов // Нотариус. 1998. N 4. С. 54 - 58; Судебная практика по гражданским делам с участием нотариусов, рассмотренным в 2000 - 2001 гг. // Нотариальный вестник. 2002. N 4. С. 23 - 30.

Полагаем, что система гарантий имущественной ответственности нотариусов должна быть в корне пересмотрена:

<*> См., например: Хауг К. Особенности системы страхования нотариусов // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 235 - 244; Циммерман С. Гражданско-правовая ответственность нотариуса за профессиональные действия // Нотариальный вестник. 1998. N 1. С. 33 - 37; Зацепина С.А. Сравнительно-правовой анализ проблем правовой ответственности российского и итальянского нотариуса // Нотариус. 1999. N 6. С. 81 - 92; Фриоле Р. Ответственность нотариуса за удостоверение и свидетельствование // Развитие небюджетного нотариата в России: квалифицированная юридическая помощь, защита прав граждан и юридических лиц. М., 2000. С. 231 - 238.

Помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса, сотрудники нотариальной конторы

Замещение временно отсутствующего нотариуса. По смыслу Основ работа нотариуса носит сугубо личностный, доверительный характер и не может осуществляться иными лицами. Нотариальная деятельность в этом плане предполагает непрерывность осуществления полномочий нотариуса. Нотариус, согласно ст. 8 Основ, вправе иметь нотариальную контору, что предполагает наличие определенных штатов и сотрудников. В него обычно входят сотрудники, осуществляющие технические (бухгалтер, секретари, охрана и т.д.) и функциональные полномочия (помощники нотариуса).

В определенных случаях полномочия нотариуса вправе осуществлять иные лица на условиях, определенных в Основах. Согласно ст. 20 Основ лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Ведь во многих случаях невозможно обращение к другому нотариусу, поскольку некоторые нотариальные действия может совершить только определенный нотариус, например выдать дубликат нотариально удостоверенного договора, находящегося в архиве данного нотариуса.

Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года. К числу уважительных причин на практике относятся исполнение обязанностей президента или члена правления нотариальной палаты, исполнение поручений правления нотариальной палаты, например, по проведению проверки профессиональной деятельности другого нотариуса, повышение квалификации, работа в комиссиях и комитетах, образованных при нотариальной палате или правлении нотариальной палаты, и другие подобные причины.

Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу. Исполнение обязанностей нотариуса возлагается, как правило, на помощника нотариуса, имеющего лицензию на право нотариальной деятельности.

Порядок замещения. Нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим, поскольку, как уже указывалось, нотариальная деятельность носит сугубо личностный характер, не является предпринимательской и должна по общему правилу осуществляться самим нотариусом. Как правило, исполнение полномочий временно отсутствующего нотариуса производится помощником данного нотариуса как лицом, имеющим лицензию на право нотариальной деятельности.

Согласно ст. 21 Основ за исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение, обусловленное соглашением. Ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, несет нотариус. При этом нотариус вправе предъявить лицу, исполнявшему его обязанности, регрессный иск в размере причиненного ущерба.

Технический персонал. Правовой статус технических сотрудников устанавливается трудовым законодательством и договором с нотариусом. Количество тех либо иных сотрудников определяется нотариусом с учетом его материальных возможностей, объема работы и других факторов.

Правовой статус лиц, участвующих в нотариальном производстве

Классификация субъектов нотариального права. Ранее отмечалась публично-правовая основа взаимоотношений нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Для характеристики отношений нотариуса и других участников нотариального производства неприменима гражданско-правовая конструкция договора поручения, как это предусмотрено для адвокатов. Поэтому правовой статус лиц, участвующих в нотариальном производстве, определяется целым рядом юридических обстоятельств:

В этом плане можно выделить следующих участников нотариального производства, выступающих одновременно и субъектами нотариального права:

  1. стороны нотариального действия;
  2. лица, чьи права и законные интересы затрагиваются совершением нотариального действия;
  3. лица, способствующие совершению нотариального действия, но не имеющие в нем собственного материально-правового интереса.

Отличия указанных групп субъектов нотариального права заключаются в следующем. Стороны нотариального производства являются лицами, в отношении которых совершаются нотариальные действия. Количество сторон может быть различным: например, завещание является односторонней сделкой, договор купли-продажи, как правило, включает две стороны - продавца и покупателя, а многие договоры имеют многосторонний характер, например мены.

Лица, чьи права и законные интересы затрагиваются совершением нотариального действия, непосредственно не участвуют в совершении нотариального действия, однако имеют юридический интерес в отношении результата нотариального производства, в связи с чем вправе оспорить в судебном порядке совершенное действие: например, супруг может оспорить сделку отчуждения недвижимости, если она была осуществлена без его согласия (п. 3 ст. 35 СК).

Лица, способствующие совершению нотариального действия, не имеют в нем собственного материально-правового или юридического интереса. Однако их деятельность способствует достижению задач нотариальной деятельности и успешному осуществлению функций нотариата в правовой системе. Например, переводчик обеспечивает понимание нотариального акта и нотариальной деятельности стороной, которая не владеет языком нотариального производства.

Стороны нотариального действия - это лица, в отношении которых оно совершается. В этом качестве выступают в зависимости от характера и содержания нотариального действия как все стороны нотариально удостоверяемой сделки, когда она является многосторонней, так и лица, обратившиеся за удостоверением завещания, за получением наследства, за удостоверением факта, за свидетельствованием подлинности подписи или верности копии, т.е. односторонних юридических действий.

Стороны нотариального производства имеют целый ряд правомочий. В частности, они имеют право:

Обязанности сторон нотариального производства заключаются в следующем. Они вытекают из правил нотариального производства, отражая основные его составляющие. В частности, заинтересованные лица:

Лица, чьи права и законные интересы затрагиваются совершением нотариального действия, защищаются в нотариальном производстве различным образом. К их числу относятся самые различные категории лиц.

Например, согласно п. 1 ст. 558 ГК существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. Поэтому нотариус в этом случае обязан включить соответствующее положение в текст нотариально удостоверяемого договора, установив круг таких лиц на основании документов с места жительства граждан.

Иначе защищаются права таких лиц в случае продажи доли в праве общей собственности согласно ст. 250 ГК. Остальные участники долевой собственности должны быть извещены продавцом доли о намерении продать свою долю, что должно быть осуществлено и в рамках нотариального производства. Здесь необходимы активные действия по извещению других участников долевой собственности о будущей сделке.

Такая же модель более активного участия установлена в п. 3 ст. 35 СК, когда нотариус обязан получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга на совершение одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке.

Лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются совершением нотариального действия, также предоставлены определенные права, в частности, они вправе:

Таким образом, указанные лица вправе быть информированными о совершении нотариального действия, а также в ряде случаев лично участвовать при его совершении. Хотя они не относятся к числу сторон сделки, тем не менее без совершения ими юридически значимых действий и (или) учета их законных прав и интересов совершение нотариального действия будет невозможным. Приведенные правила нотариального производства вытекают из принципов активной помощи нотариуса в осуществлении прав и объективной истинности нотариальных актов.

Правовое положение лиц, способствующих совершению нотариального действия, но не имеющих в нем собственного материально-правового интереса, характеризуется следующим. Такие лица способствуют повышению доказательственного значения нотариальных действий, обеспечивая тем самым возможность в случае возникновения спора подтверждения фактических обстоятельств, при которых оно совершалось, например свидетели (ст. 1123, 1124, 1126, 1129 и др. ГК).

Кроме того, такие лица оказывают содействие в осуществлении прав и исполнении обязанностей участникам нотариального производства, а также нотариусу, например переводчик путем перевода (ст. 10 Основ); исполнитель завещания путем оказания юридических действий по исполнению воли наследодателя, выраженной в завещании (ст. 1133 - 1136 ГК); гражданин, подписывающий за сторону нотариального производства нотариальный документ вследствие физических недостатков, болезни, по иным причинам (ст. 44 Основ, ст. 160, 1125 ГК).

В ряде случаев неучастие в совершении нотариального действия лиц, способствующих совершению нотариального действия, либо их ненадлежащий статус могут привести к недействительности самого нотариального акта. Например, согласно п. 3 ст. 1124 ГК в случае, когда при составлении, подписании, удостоверении завещания или передаче его нотариусу присутствие свидетеля является обязательным, отсутствие свидетеля при совершении указанных действий влечет за собой недействительность завещания, а несоответствие свидетеля требованиям п. 2 ст. 1124 ГК может являться основанием признания завещания недействительным.

Правосубъектность участников нотариального производства. Для характеристики правового положения участников нотариального права также необходимо наличие правоспособности и дееспособности, содержание которых выводится из соответствующих отраслей права, прежде всего гражданского, определяющего статус субъектов гражданского оборота. Поэтому в настоящей статье нет смысла повторять положения курса гражданского права о гражданской правоспособности и дееспособности, которые не имеют специфики выражения в нотариальном праве.