Мудрый Юрист

Правовая основа экспертно-криминалистической деятельности в таможенных органах

Макаренко Владимир Геннадьевич, преподаватель Московского института юриспруденции.

Статья представляет собой критический анализ нормативной правовой базы по вопросам осуществления экспертно-криминалистической деятельности в таможенных органах Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенные органы, контрабанда, таможенная экспертиза, непрерывное экспертно-криминалистическое обеспечение, таможенные преступления.

Legal basis of forensic activities in customs authorities

V.G. Makarenko

Makarenko Vladimir G., Lecturer of the Moscow Institute of Jurisprudence.

The article presents a critical analysis of the legal and regulatory framework for the implementation of forensic activities in the RF Customs authorities.

Key words: customs authorities, smuggling, customs expertise, continued forensic provision (CFP), customs offenses.

На протяжении многих лет в таможенных органах отсутствовала возможность самостоятельно и достоверно осуществлять экспертно-исследовательскую деятельность в отношении товаров, являвшихся предметом правонарушения либо преступления. Требуемые экспертные исследования, как правило, назначались в органы внутренних дел либо экспертные центры Минюста России. Однако начиная с середины 90-х годов XX века в Государственном таможенном комитете начинает формироваться система таможенных лабораторий. Первично таможенные лаборатории были подчинены региональным таможенным управлениям, что причиняло определенные неудобства, а также не позволяло осуществлять единую научно-методическую и научно-техническую политику. Это в свою очередь сказывалось на качестве выполняемых экспертных исследований, обоснованности формулируемых экспертами выводов и, как следствие, формировало негативную судебную практику.

В немалой степени этому содействовала и слабая кадровая составляющая зарождающейся системы экспертных подразделений таможенных органов. Отсутствие выработанной программы экспертной аттестации не позволяло проводить полноценную профессиональную подготовку, внедрять институт наставничества и развивать преемственность экспертных кадров.

Ситуация кардинально изменилась после создания в апреле 2002 года Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, в которое была преобразована существующая до этого Главная таможенная лаборатория. В этой связи одним из важнейших аспектов является то, что все экспертные подразделения, находящиеся в регионах, были выведены из штата региональных таможенных управлений и подчинены Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению в виде экспертно-криминалистических служб.

Следующим важным этапом было формирование в 2010 году института таможенной экспертизы, который появился благодаря правотворческой деятельности руководства и должностных лиц Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ, Управление) и в связи с созданием Таможенного союза трех государств-участников: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Впервые понятие таможенной экспертизы было закреплено в Таможенном кодексе Таможенного союза и сформулировано следующим образом: таможенная экспертиза - это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования [1]. Однако проведение таможенных экспертиз является не единственной областью деятельности ЦЭКТУ и его региональных филиалов.

Особое значение приобретает и то, что в настоящее время ЦЭКТУ имеет возможность осуществлять различные виды деятельности в соответствии с нормативной базой ФТС России.

Так, Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Сегодня одной из самых острых проблем является прогрессирующий прирост уровня таможенной преступности, противодействие которой ставят своей целью таможенные органы и реализуют через правоохранительную деятельность. В этой связи крайне важна законодательная регламентация таможенных преступлений и то, как они квалифицируются и характеризуются.

Над данной проблемой работают многие ученые. Так В.А. Жбанков отмечает, что таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету и реализующиеся в сфере таможенной деятельности или таможенного дела [10].

Существует и такое мнение, что к признакам таможенных преступлений можно отнести:

Анализ указанных признаков показывает, что существенными из них являются: перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу в связи с их ввозом или вывозом; нарушение деятельности таможенных органов при реализации ими целей и задач, установленных законодательством; процессуальная компетенция таможенных органов [9].

С таким подходом трудно не согласиться, в связи с чем рассмотрим указанные признаки. На основании ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что "перемещение товаров через таможенную границу - это ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза" [1]. В то же время понятия "ввоз товаров в Российскую Федерацию" и "вывоз товаров из Российской Федерации" определяются в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" [3]. В этой связи также заслуживает внимания позиция О.А. Берзинь, а именно: какие бы сделки ни совершались в сфере внешнеэкономической деятельности, какие бы товары ни были предметом тех или иных сделок, какие бы лица ни осуществляли данные сделки, сколько бы их ни было, они будут отнесены к указанной сфере только в случае перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу [8]. Учитывая сказанное, а также то, что совершение таможенных преступлений возможно только в случае перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отметим, что процессы выявления и расследования данного рода противоправных деяний зачастую непосредственно соприкасаются с деятельностью экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов.

При рассмотрении этого вопроса необходимо обратиться к такому понятию, как система непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов (далее - НЭО), которая создана в период с 2012 по 2014 год и сейчас успешно функционирует.

Правовая сторона данного вопроса заключается в нескольких нормативных документах, изданных Федеральной таможенной службой. Приказом ФТС России утвержден порядок осуществления НЭО, а также признаны утратившими силу некоторые правовые акты, в том числе Приказ 2007 года, регламентировавший криминалистическую деятельность на протяжении нескольких лет [6]. В свою очередь в ЦЭКТУ был выпущен нормативный документ, который более детально регламентирует процессы экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что документом установлены определенные понятия, имеющие значение для осуществления подобного рода деятельности, в частности, непрерывным экспертно-криминалистическим обеспечением правоохранительной деятельности таможенных органов является фактическое нахождение дежурного специалиста, состоящего в штате по месту дислокации структурного экспертного подразделения ЦЭКТУ, в течение необходимого времени в целях обеспечения готовности к проведению требуемых исследований в случаях, определенных инструкцией.

Также существенно и то, что готовность к проведению требуемых исследований означает нахождение в режиме доступности дежурных специалистов по каналам телефонной (мобильной) связи для оказания помощи в качестве специалистов, обладающих специальными знаниями (компетенцией), в проведении исследований для правоохранительных подразделений таможенных органов [7]. Стоит, однако, вопрос о допустимости к непрерывному дежурству государственных служащих, т.е. лиц, не имеющих специального звания сотрудников таможенных органов, и их большинство в штате экспертных подразделений ЦЭКТУ. Данная правовая коллизия является предметом споров юристов ФТС России.

Характерно, что в соответствии с таможенным законодательством ЦЭКТУ и его региональные филиалы проводят различные виды экспертиз и исследований - криминалистические, товароведческие, идентификационные, технологические, экспертизы объектов интеллектуальной собственности. Как и судебные экспертизы, таможенные могут быть повторными, дополнительными, комплексными, комиссионными. В то же время Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрены единоличная и первичная экспертизы [1].

Законодателем также оговорены и сроки продления таможенной экспертизы. Срок проведения таможенной экспертизы, предусмотренный пунктом 2 статьи 139 Таможенного кодекса Таможенного союза, может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим федеральным законом выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы [3]. На практике срок проведения таможенной экспертизы продлевается еще на двадцать рабочих дней; после чего экспертиза в обязательном порядке завершается и с результатом, оформленным в виде заключения эксперта, направляется в таможенный орган, назначивший проведение таможенной экспертизы.

Важнейшим элементом взаимодействия экспертов и таможенных органов является участие специалиста в мероприятиях правоохранительной направленности, в частности по делам о контрабанде.

Как считают Е.П. Ищенко и А.А. Топорков, успешное расследование контрабанды зависит и от умения следователя выделять и изучать ее предметы, особенно когда их наименование, происхождение, функциональное назначение участникам осмотра неизвестны. В таких случаях необходимо воспользоваться возможностью таможенных органов произвести экспресс-анализ этих объектов на месте их обнаружения. Впоследствии обычно проводятся экспертные исследования. При осмотре различных предметов контрабанды следователь не может точно определить их природу. Это могут быть ядовитые, наркотические, психотропные, отравляющие, взрывчатые и тому подобные вещества, которые, как правило, декларируются не под своим наименованием либо вообще не указываются в декларации. Поэтому осматривают их только при участии специалистов из таможенных лабораторий, которые располагают приборами-сигнализаторами, датчиками, дозиметрами и другой специальной техникой [11]. Все эти действия проводятся в рамках НЭО, осуществляемого должностными лицами ЦЭКТУ.

Однако контрабанда - это не единственный вид таможенных преступлений. В настоящее время уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов отнесено производство неотложных следственных действий по преступлениям, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 (ч. ч. 3, 4), 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [2].

Подводя итог сказанному, считаем необходимым остановиться на основных принципах Концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации, утвержденной соответствующим нормативным правовым документом ФТС России. Принципами данной Концепции являются:

Словом, широкий диапазон этих принципов позволяет Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению стоять на позициях действенного научного центра, который формирует современную методологическую и правовую базу, способствующую своевременному выявлению, раскрытию и пресечению правонарушений и преступлений в области таможенного дела. В условиях динамично развивающейся внешнеэкономической сферы Российского государства, при существующих интеграционных процессах, правовая основа экспертно-криминалистической деятельности в таможенных органах должна отвечать вызовам, посягающим на безопасность страны.

Литература

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 04.06.2014) // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Приказ ФТС России от 03.05.2011 N 902 "Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении".
  5. Приказ ФТС России от 19.10.2011 N 2146 "О решении коллегии ФТС России от 23.09.2011 "О проекте концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года".
  6. Приказ ФТС России от 29.12.2012 N 2690 "Об утверждении Порядка непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов".
  7. Приказ ЦЭКТУ ФТС России от 01.07.2013 N 269 "Об утверждении Инструкции по непрерывному экспертно-криминалистическому обеспечению правоохранительной деятельности таможенных органов".
  8. Берзинь О.А. Понятие и криминалистическая классификация внешнеэкономических преступлений, совершаемых в организованных формах // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2006. N 6. С. 207.
  9. Жбанков В.А. Таможенные преступления: понятия и сущность // Информационный бюллетень Академии Управления МВД России. 2000. N 11.
  10. Жбанков В.А. Таможенные преступления: сущность и проблемы их выявления // Контрабанда, коррупция, отмывание грязных денег, терроризм: проблемы мирового сообщества на границе тысячелетий. М.: Изд-во РТА, 2003. С. 3.
  11. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. 748 с.