Мудрый Юрист

Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации

Менкенов Алексей Владимирович, начальник отдела правового обеспечения образовательной деятельности правового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу действующего пенсионного законодательства, регулирующего понятие, содержание и юридическое значение основного вида трудового стажа - страхового стажа, с наличием которого связано право граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Ключевые слова: трудовой стаж, страховой стаж, обязательное пенсионное страхование, страховые пенсии.

Pensionable service for pension provision to citizens of the Russian Federation

A.V. Menkenov

Menkenov Alexey V., Head of the Legal Groundwork for Educational Activities Department of the Law Directorate of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Candidate of Juridical Sciences.

The article is devoted to analysis of the current pension legislation governing the concept, content and legal value of the main type of work experience - insurance experience, with which is connected the right of citizens of the Russian Federation on insurance pensions.

Key words: work experience, insurance experience, mandatory pension insurance, insurance pension.

Реформа российского пенсионного законодательства 2013 года привела к изменению юридического значения страхового стажа, а также содержанию периодов, засчитываемых в страховой стаж. По общему правилу, юридическое значение в системе пенсионного обеспечения придается общему, или смешанному, страховому стажу, т.е. исчисляемому вне зависимости от характера трудовой и иной деятельности, за которую подлежали начислению и уплате страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Впервые общий страховой стаж приобрел юридическое значение в системе пенсионного обеспечения граждан в 2001 году <1>. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) закрепил наличие страхового стажа общей продолжительностью не менее 5 лет в качестве одного из условий обеспечения трудовыми пенсиями по старости.

<1> Однако понятие "страховой стаж" было введено в российское законодательство еще в 1996 году (Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" // СЗ РФ. 1996. 1 апр. N 14. Ст. 1401).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) в качестве условия назначения страховой пенсии по старости предусматривает наличие не менее 15 лет страхового стажа. В целях адаптации граждан к новому правовому механизму законодателем предусмотрен поэтапный переход к новым требованиям (приложение N 3 к Закону о страховых пенсиях). Продолжительность общего страхового стажа также учитывается при определении права федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава на назначение доли страховой пенсии по старости. Так, для назначения доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, указанные категории граждан должны иметь не менее 12 полных месяцев страхового стажа (работы и (или) иной деятельности) после назначения пенсии за выслугу лет.

Тем не менее продолжительность общего страхового стажа по-прежнему не учитывается при обеспечении страховыми пенсиями по инвалидности и по потере кормильца. Для их назначения достаточно наличия хотя бы одного дня страхового стажа.

Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, по сути, независимо от предшествующей трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок помощи нуждающимся <2>. Если в отношении трудовых пенсий по потере кормильца отказ от учета трудового стажа работы еще можно понять, то ситуация, когда лицо, ставшее инвалидом, например, в возрасте 59 лет, фактически при отсутствии какого-либо стажа работы получает право на трудовую пенсию, представляется нам явно несправедливой. Полагаем, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного пенсионного страхования.

<2> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 159.

Считаем целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на страховую пенсию по инвалидности, путем назначения соответствующей социальной пенсии.

Помимо общего страхового стажа юридическое значение в системе пенсионного обеспечения имеет специальный страховой стаж, который может быть определен как периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми условиями, в особых природно-климатических условиях или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов <3>. Действующее пенсионное законодательство позволяет включать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовых пенсий, лишь периоды определенной трудовой деятельности, за которые уплачивались страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию <4>. Таким образом, стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Закону о страховых пенсиях, может быть квалифицирован как специальный страховой стаж.

<3> Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 81.
<4> Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 // СЗ РФ. 2002. N 28. 15 июля. Ст. 2872 (Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665).

Длительное время российское пенсионное законодательство не предусматривало уплаты за застрахованных граждан, работавших в особых условиях, дополнительных страховых взносов. Результатом этого являлось перераспределение дополнительной финансовой нагрузки, связанной с досрочным назначением таких пенсий, на пенсионную систему в целом. Как отмечает В.М. Долотов, такая ситуация позволяла работодателю, имевшему неудовлетворительные условия труда, но не несущему финансовой ответственности за досрочные пенсии, решать вопросы укомплектования рабочей силой производств с вредными и опасными условиями труда, не принимая радикальных мер по улучшению условий труда <5>.

<5> См.: Долотов В.А. Досрочные пенсии в Российской Федерации: Учеб. пособие. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2005. С. 7.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ <6> с 1 января 2013 года были введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей, имеющих неблагоприятные условия труда. В этой связи начисление и уплата дополнительных страховых взносов стали условием зачета соответствующих периодов работы с 1 января 2013 года.

<6> Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" // СЗ РФ. 2012. 10 дек. N 50 (ч. V). Ст. 6966.

Тем не менее остается неурегулированным вопрос финансирования периода досрочной выплаты трудовых пенсий тем льготным категориям работников, в отношении которых дополнительные тарифы не установлены (категории, перечисленные в подп. 1, 19 - 21 п. 1 ст. 30, ст. 31 Закона о страховых пенсиях). К их числу, в частности, относятся лица, работающие в районах Крайнего Севера, граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене, в театрах или театрально-зрелищных учреждениях.

Закон о страховых пенсиях сохранил преемственность с ранее действовавшим законодательством. Так, сохранен общий подход к определению содержания страхового стажа как совокупности страховых и нестраховых периодов. К первым относятся периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, т.е. лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию. Ко вторым - периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.

В литературе <7> одним из недостатков Закона о трудовых пенсиях назывался отказ от зачета в страховой стаж ряда периодов, учитывавшихся при определении продолжительности общего трудового стажа. Так, за чертой страхового стажа остаются такие важные, социально значимые периоды, как подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; нахождение на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности <8>.

<7> См., например: Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2001. С. 22; Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. N 3(104). Серия: Юридические науки. М., 2013. С. 129.
<8> Указанные периоды включались в общий трудовой стаж, учитывавшийся при определении права на пенсии и их размеры, согласно Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 351.

Тем не менее Законом о страховых пенсиях перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж, пересмотрен не был. Законодателем была лишь увеличена общая продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитываемого в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности (подп. 3 п. 1 ст. 12 Закона).

Как и Закон о трудовых пенсиях, Закон о страховых пенсиях (подп. 2 п. 1 ст. 12) предписывает включать в страховой стаж лишь "период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности". Однако период получения пособия по временной нетрудоспособности и период временной нетрудоспособности во времени не совпадают. Работник получает пособие после окончания периода временной нетрудоспособности, т.е. когда он "закрывает" больничный лист и выходит на работу. Под периодом получения пособия законодатель, несомненно, имеет в виду период освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью, если за этот период полагалось получение соответствующего пособия <9>.

<9> Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 136 - 137.

Кроме того, при буквальном толковании рассматриваемого подпункта получается, что в страховой стаж может быть засчитан лишь период получения пособия по временной нетрудоспособности. Таким образом, получается, что период получения пособий по беременности и родам не включается <10>. Предлагаем изложить подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях в следующей редакции: "...период освобождения от работы, за который начислялось пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам".

<10> См. также: Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". М., 2003. С. 149.

Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства в части страхового стажа.

Литература

  1. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". М., 2003. С. 149.
  2. Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
  3. Долотов В.А. Досрочные пенсии в Российской Федерации: Учеб. пособие. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2005.
  4. Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. N 3(104). Серия: Юридические науки. М., 2013. С. 129.
  5. Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 136 - 137.
  6. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.
  7. Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.