Мудрый Юрист

Правовой статус спортивной федерации как саморегулируемой организации в свете изменений гражданского законодательства о юридических лицах

Корчагин Евгений Викторович, аспирант Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, помощник юриста ООО "ЮРС и Груп".

Спортивная федерация имеет признаки саморегулируемой организации. Что такое саморегулирование в спорте? Кто осуществляет саморегулирование в спорте? Зачем закрепляется принцип саморегулирования отношений в области физической культуры и спорта в законодательстве РФ? На эти и другие вопросы попытаемся ответить в настоящей статье.

Ключевые слова: спортивная федерация, саморегулирование, общественная организация, ассоциация, аффилированность.

Legal status of the sports federation as a self-regulated organization in view of amendments in the civil legislation on legal entities

E.V. Korchagin

Korchagin Evgeniy V., Post-graduate student of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Legal Assistant at OJSC "URS and Group".

Sport Federation has signs of a self-regulatory organization. What is self-regulation in the sport? Who carries out self-regulation in the sport? Why does the principle of self-regulation of relations in the field of physical culture and sports in the legislation of the Russian Federation enshrine? These and other questions will try to answer in this article.

Key words: Sport Federation, self-regulation, social organization, association, affiliation.

Субъект спортивного правоотношения - это участник спортивного правоотношения, наделенный правами и обязанностями. Одним из основных субъектов спорта является спортивная федерация. В ст. 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте) <1> содержится список субъектов физической культуры и спорта в РФ. В ст. 3 Закона о спорте указывается, что саморегулирование осуществляется субъектами отношений в области физической культуры и спорта. На наш взгляд, в ст. 3 Закона о спорте субъектами, осуществляющими саморегулирование отношений в области профессионального спорта, являются прежде всего:

<1> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ред. от 23 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Так, например, в ст. 3 Закона о спорте закреплено сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта. Отсюда следует, что не только государство осуществляет регулирование отношений в области физической культуры и спорта. Но государство участвует так или иначе в регулировании общественных отношений любого вида спорта. И начинается государственное регулирование с признания вида спорта или спортивной дисциплины и соответствующего закрепления во Всероссийском реестре видов спорта. Без признания вида спорта не будет спортивных правоотношений из-за невозможности применения норм Закона о спорте.

Помимо государства в регулирование спортивных отношений включаются физкультурно-спортивные организации. Почему так происходит? Видимо, потому, что государство не может заменить специализированную физкультурно-спортивную организацию, которая знает специфику того или иного вида спорта.

Понятие "саморегулирование" раскрывается в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <2>, под которым следует понимать самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. М.Ю. Челышев писал, что "требуется провести согласование законодательства о физической культуре и спорте и законодательства о саморегулируемых организациях" <3>.

<2> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
<3> Челышев М.Ю. О локально-корпоративном нормативном регулировании в сфере профессионального спорта // Спортивное право: научно-практический журнал. 2013. N 1. С. 22.

Действительно, спортивные федерации отвечают признакам саморегулируемой организации. Как и любая другая саморегулируемая организация, спортивная федерация основана на членстве. В соответствии со ст. 5 ФЗ "О саморегулируемых организациях" членство в саморегулируемых организациях является добровольным, но в силу прямого указания закона членство в саморегулируемых организациях может быть обязательным. Членство в спортивной федерации является добровольным (на примере Уставов Общероссийских общественных организаций "Российский футбольный Союз" или "Российская федерация баскетбола").

В соответствии со ст. 2 Закона о спорте спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.

В соответствии со ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) <4> общественная организация является некоммерческим корпоративным юридическим лицом. А согласно ст. 123.4 ГК РФ общественной организацией признается добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

<4> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Учитывая то, что законодатель отказывается от прежнего правового регулирования организационно-правовых форм общественных объединений, указанного в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <5>, и сводит все правовое регулирование юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 г., к нормам гл. 4 ГК РФ:

<5> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Очевидно, законодательство о спорте ждет реформирование.

Согласно ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. До 1 сентября 2014 г. для создания спортивной федерации как саморегулируемой организации, основанной юридически на членстве, единственно подходящей организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица была общественная организация. Теперь эта норма права противоречит новеллам ГК РФ. Членство юридических лиц в общественных организациях не допускается. А общероссийская спортивная федерация требует членства региональных спортивных федераций (п. 3 ст. 14 Закона о спорте). В дальнейшем реформирование всей законодательной базы России на основе новелл ГК РФ, в частности закрепление того, что спортивная федерация - это ассоциация (союз), будет правомерно.

Ни одна из предложенных в ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных юридических лиц не вписывается в модель саморегулируемой организации для развития спорта, кроме как ассоциации (союза). Стоит заметить, что ст. 123.8 ГК РФ предусматривает создание саморегулируемой организации в организационно-правовой форме ассоциации (союза). Другие организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных юридических лиц, закрепленные в ст. 123.1 ГК РФ, имеют строго целевое назначение, отличное от того, что осуществляет спортивная федерация.

В соответствии со ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Членами саморегулируемой организации могут быть субъекты предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо субъекты профессиональной деятельности определенного вида. В целях раскрытия темы "правовой статус спортивной федерации как саморегулируемой организации" предлагаем законодательно закрепить в Законе о спорте в качестве субъектов профессиональной деятельности не только физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в определенном виде спорта (спортивной дисциплины), но и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в определенном виде спорта (спортивной дисциплины). Такая необходимость обусловлена тем, что спортивные клубы, являющиеся некоммерческими юридическими лицами (например, некоммерческое партнерство "Футбольный клуб "Краснодар", муниципальное учреждение "Футбольный клуб "Рубин", Общественная организация г. Перми "Футбольный клуб "Амкар" и др.), не могут с недавних пор признаваться субъектами предпринимательской деятельности и, соответственно, осуществлять предпринимательскую деятельность в связи с внесенными изменениями в гл. 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за исключением автономной некоммерческой организации. В соответствии со ст. 123.24 ГК РФ автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана.

Таким образом, членом спортивной федерации России должен быть субъект профессиональной деятельности в определенном виде спорта (спортсмен, тренер, спортивный клуб независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность в определенном виде спорта, и др.). Юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в футболе (член РФС), не может быть членом другой общероссийской спортивной федерации, например Федерации хоккея России. В соответствии с Всероссийским реестром видов спорта футбол и хоккей - это два разных вида спорта. Членом саморегулируемой организации может быть только субъект профессиональной деятельности определенного вида. Это очень важно, иначе теряется содержание саморегулирования. Ведь могут прийти в саморегулируемые организации непрофессионалы, люди с улицы и допустить грубые ошибки.

В соответствии со ст. 5.2 Устава Общероссийской общественной организации "Российская федерация баскетбола" <6> членами Федерации могут быть физические лица, достигшие 18 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации; региональные спортивные федерации и иные юридические лица - общественные объединения. Несложно заметить, что требование ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" о членстве субъектов профессиональной деятельности определенного вида не соблюдается, ибо ст. 5.2 Устава РБФ дает допуск в его члены любому физическому лицу. Спортивные федерации в России должны быть неким подобием спортивных федераций в Испании. Членами испанской спортивной федерации могут быть региональные спортивные федерации, спортивные клубы, спортсмены, спортивные тренеры, спортивные судьи и арбитры, профессиональные спортивные лиги и многие другие, кто способствует развитию спорта <7>.

<6> Устав Общероссийской общественной организации "Российская федерация баскетбола". URL: http://russiabasket.ru/upload/iblock/94a/ustav-rfb.pdf (дата обращения: 07.01.2015).
<7> Соловьев А.А. Правовое положение спортивных федераций в Испании // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 31.

Таким образом, на примере разбора членства в спортивной федерации показали необходимость согласования законодательства о спорте и законодательства о саморегулируемых организациях.

Любая некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Но в информационном портале "Все о саморегулировании" сведения о какой-либо спортивной федерации как саморегулируемой организации отсутствуют. Следовательно, ставить знак равенства между спортивной федерацией и саморегулируемой организацией неправомерно, несмотря на то что спортивная федерация отвечает признакам саморегулируемой организации.

Согласно принципам олимпизма спортивные организации внутри олимпийского движения должны иметь права и обязательства, свойственные автономным организациям, что включает в себя:

  1. независимое создание спортивных правил и контроль над ними.

Выделяют спортивные правила: правила игры, правила соревнований, правила ассоциации. Правила игры - это технические правила, по которым осуществляются соревнования спортсменов (вес футбольного мяча не должен быть больше 410 г и др.), которые могут быть пересмотрены в случае противоречия публичному порядку государства. Правила ассоциаций - это внутренний документ руководящей спортивной организации (число учредителей ассоциации по российскому праву - не менее двух или наличие единоличного исполнительного органа ассоциации и др.). Правила соревнований - это правила, по которым "живет" спортивное соревнование (критерии допуска спортсменов к соревнованиям, очередность проведения соревнований, дата и место проведения соревнований, спонсорство и др.) <8>.

<8> Шапле Жан-Лу. Автономия спорта в Европе. Страсбург: Совет Европы, 2010. С. 43 - 44.

Если вновь обратиться к Федеральному закону "О саморегулируемых организациях", то ст. 4 этого Закона требует, чтобы стандарты и правила саморегулируемых организаций соответствовали федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Общероссийская спортивная федерация как саморегулируемая организация вправе разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права, обязанности и спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Любопытно, что законодатель ничего не говорит о возможности противоречия правил спортивных федераций нормам российского права. Но это не технический брак законодателя. В практике общероссийских спортивных федераций таких случаев встречается довольно много.

В случае крайней необходимости российский законодатель указывает на невозможность противоречия нормам законодательства РФ. Так, например, в ст. 10 Закона о спорте физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству РФ;

  1. определение структуры и руководство своими организациями;
  2. соблюдение права на проведение выборов, свободных от любого внешнего воздействия, а также ответственность за обеспечение применения принципов добросовестного управления.

В гл. 1 Олимпийской хартии <9> перечисляются составляющие Олимпийского движения. В состав Олимпийского движения входят: МОК, международные спортивные федерации и национальные олимпийские комитеты (НОК), а также оргкомитеты по проведению Олимпийских игр (ОКОИ); национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами международных федераций и НОК и в особенности спортсмены, а также судьи, рефери, тренеры и другие спортивные официальные лица и технические специалисты и др.

<9> Олимпийская хартия (в ред. от 9 сентября 2013 г.) // Международный олимпийский комитет. URL: http://www.olympic.org/Documents/olympic_charter_en.pdf (дата обращения: 07.01.2015).

По мнению МОК, только независимое движение, чертами которого является самоуправление, саморегулирование без вмешательства, может гарантировать философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума <10>.

<10> Шапле Жан-Лу. Там же. С. 14.

Главная мысль изучения правового положения спортивной федерации выражается в природе саморегулирования этого субъекта, в запрете вмешательства в деятельность спортивной федерации иных субъектов, в том числе иных субъектов спорта, которые находятся на иерархической лестнице выше, чем национальные федерации. Поэтому ситуация со спортивными клубами из Республики Крым, которые не могут принять участие ни в одном спортивном соревновании, организуемом общероссийскими спортивными федерациями, выглядит достаточно непонятной. Рассмотрим ситуацию с футболом. В соответствии со ст. 84 Устава Международной федерации футбола (далее - Устав ФИФА) <11> клубы, аффилированные с национальной ассоциацией (член ФИФА), могут принять участие в соревнованиях другой национальной ассоциации в исключительных обстоятельствах. В таком случае требуется согласие двух национальных ассоциаций, Конфедерации (в нашем случае УЕФА) и ФИФА. Но данная норма не вписывается в сегодняшние реалии, когда спортивные клубы из Республики Крым перестали быть связанными (аффилированными) с Федерацией футбола Украины с момента вхождения Крыма в состав РФ. Аффилированность спортивного клуба с национальной федерацией означает связанность спортивного клуба с правилами национальной федерации. Аффилированность может быть отменена национальной федерацией за серьезное нарушение спортивных правил <12>.

<11> Устав международной федерации футбола, август 2014 г. // Международная федерация футбола. URL: http://www.fifa.com/mm/document/AFFederation/Generic/02/41/81/55/FIFAStatuteN2014_E_neutral.pdf (дата обращения: 14.01.2015).
<12> Аарон Н. Вайс, Брюс С. Мейер. Международное спортивное право и бизнес. Клювер ло Интернэшнл, 1997. Т. 2. С. 1290.

Спортивные клубы - это национальные организации, осуществляющие в зависимости от вида учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурно-оздоровительную и воспитательную деятельность <13>. В Правиле 1 Олимпийской хартии прописано, что в состав Олимпийского движения входят оргкомитеты по проведению Олимпийских игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы...

<13> Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. С. 327.

Слово "национальные" относится предположительно и к ассоциации, и к клубам. Только национальные клубы могут быть аффилированы со своей национальной федерацией, региональные спортивные федерации могут быть членами своих национальных федераций. Это ведь то же самое, что субъектами РФ как федеративного государства могут быть территории России, но не земли иных государств. Чтобы распространить нормы российского права на земли иных государств, нужно присоединить эти территории к России. Национальность юридического лица определяется правом страны, где юридическое лицо учреждено в соответствии со ст. 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ <14>. В период с 1 июля по 31 декабря 2014 г. юридические лица, созданные по законодательству Украины и имеющие место нахождения на территориях Республики Крым и города Севастополя, могли привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации <15>. И с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о юридическом лице, созданном по законодательству Украины, это юридическое лицо приобретало права и обязанности российской организации и, соответственно, приобретало российскую национальность взамен украинской. Сведения о региональной общественной организации "Республиканская федерация футбола Крыма" и об акционерном обществе Футбольный клуб "СКЧФ Севастополь", об акционерном обществе "Футбольный клуб "Таврия" внесены в ЕГРЮЛ. Приобретение спортивными клубами из Республики Крым прав и обязанностей российского юридического лица означает, что они стали субъектами физической культуры и спорта в РФ. Именно с момента приобретения российской национальности спортивные клубы Республики Крым утратили аффилированность (связанность) с Федерацией футбола Украины.

<14> Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) (часть третья) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
<15> Письмо ФНС России от 10 сентября 2014 г. N СА-4-14/18249@ "О статусе юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, а также о способах их идентификации" // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, можно сказать, что большинство признаков, которые характерны для саморегулируемой организации, свойственны и для спортивной федерации. Дополнительные признаки саморегулирования можно найти в регламентах международных федераций и Олимпийской хартии.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
  3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ред. от 23 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
  4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
  5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
  6. Аарон Н. Вайс, Брюс С. Мейер. Международное спортивное право и бизнес. Клювер ло Интернэшнл, 1997. Т. 2. 2185 с.
  7. Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы Олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. 687 с.
  8. Олимпийская хартия (в ред. от 9 сентября 2013 г.) // Международный олимпийский комитет. URL: http://www.olympic.org/Documents/olympic_charter_en.pdf (дата обращения: 07.01.2015).
  9. Соловьев А.А. Правовое положение спортивных федераций в Испании // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 31.
  10. Устав Общероссийской общественной организации "Российская федерация баскетбола" // Российская федерация баскетбола. URL: http://russiabasket.ru/upload/iblock/94a/ustav-rfb.pdf (дата обращения: 07.01.2015).
  11. Устав Международной федерации футбола, август 2014 // Международная федерация футбола. URL: http://www.fifa.com/mm/document/AFFederation/Generic/02/41/81/55/FIFAStatuteN2014_E_Neutral.pdf (дата обращения: 14.01.2015).
  12. Письмо ФНС России от 10 сентября 2014 г. N СА-4-14/18249@ "О статусе юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, а также о способах их идентификации" // СПС "КонсультантПлюс".
  13. Челышев М.Ю. О локально-корпоративном нормативном регулировании в сфере профессионального спорта // Спортивное право: научно-практический журнал. 2013. N 1. С. 22.
  14. Шапле Жан-Лу. Автономия спорта в Европе. Страсбург: Совет Европы, 2010. 108 с.