Мудрый Юрист

Участие родителей несовершеннолетних в качестве законных представителей в уголовном процессе

Куликова Марина Михайловна, судья Верховного Суда Республики Алтай.

Принятие мер обеспечения охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, вовлеченных в сферу правоотношений, возникающих в уголовном судопроизводстве, является первостепенной задачей государства.

В российском уголовно-процессуальном праве нормы, касающиеся производства по делам несовершеннолетних, занимают особое положение. С одной стороны, они являются неотъемлемой частью процессуального законодательства и подчинены его принципам и положениям. С другой стороны, эти нормы имеют свою специфику. Учитывая психологические и возрастные отличия несовершеннолетних правонарушителей, законодатель установил также специальные правила, применяемые при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел с участием указанных лиц. Эти правила являются дополнительными процессуальными гарантиями для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом, а также для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу.

Как следует из содержания п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" <1>, правовая защита предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних (ст. 73, 421 УПК РФ).

<1> Бюллетень ВС РФ. 2011. N 4.

Именно по этой категории уголовных дел предусмотрено обязательное участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Однако на практике выявлен ряд проблемных вопросов, связанных с участием в уголовном судопроизводстве законного представителя несовершеннолетнего, и они нуждаются в осмыслении.

Несовершеннолетние в силу особенностей интеллектуального, физиологического, психологического развития, обусловленных недостатком жизненного опыта и знаний, незрелого возраста, не сформировавшихся систем жизненных ценностей и приоритетов, убеждений, взглядов и установок, отсутствия устойчивых навыков устной и письменной речи не способны вообще либо полноценно защищать свои права и отстаивать законные интересы. Например, подозреваемый (обвиняемый, подсудимый), не достигший возраста 18 лет, непосредственно (лично) может реализовать такое право, как дача показаний, а вот для обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело, требуется участие или помощь защитника, законного представителя. Поэтому в данном случае действует институт представительства.

В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах) <2> и Конвенции ООН о правах ребенка <3>, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), указано, что объектом особого внимания государства должно стать создание гарантий, обеспечивающих необходимую защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.

<2> Советская юстиция. 1991. N 12 - 14.
<3> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.

Реализация этих положений в уголовно-процессуальном законодательстве проявляется посредством обеспечения высшей юридической охраны прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и выражается в двойном представительстве несовершеннолетнего, в отношении которого осуществляется уголовное преследование. Именно по данной категории уголовных дел предусмотрено обязательное участие адвоката-защитника и законного представителя.

Согласно ст. 48 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители в порядке, установленном ст. 426 и 428 данного Кодекса. В соответствии со ст. 420 УПК РФ эти требования применяются в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого (ч. 1 ст. 426 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут выступать в качестве законных представителей. К ним относятся: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК РФ).

Представители органов опеки и попечительства, а также защитники являются для несовершеннолетнего посторонними людьми, и зачастую им трудно полностью осознать его интересы. Не зря нормы семейного и гражданского права предусматривают приоритет родителей в представлении интересов их несовершеннолетних детей. Общность семейных интересов позволяет им сделать это наиболее эффективно и безболезненно для личности несовершеннолетнего. Поэтому иные лица, не являющиеся его родителями, допускаются к участию в уголовном судопроизводстве в качестве законных представителей лишь в исключительных случаях.

К участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого либо потерпевшего, как правило, допускается один из родителей.

Однако данный вид представительства не всегда оказывается наилучшим для несовершеннолетнего, поскольку нередко возникают ситуации, отрицательно сказывающиеся как на качестве защиты несовершеннолетнего, так и на справедливости производства по уголовному делу.

Родители как самые близкие родственники несовершеннолетнего могут оказать ему моральную поддержку, но также могут стать источником негативного психологического воздействия, в том числе психического насилия.

Рассмотрим возникающие на практике негативные аспекты участия родителей в качестве законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

Законный представитель в уголовном процессе в силу своего процессуального положения выполняет двойную функцию: во-первых, отстаивает права и законные интересы несовершеннолетнего правонарушителя; во-вторых, защищает собственные интересы.

Так, согласно пункту 2 ст. 1074 ГК РФ, в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине. При этом вред может быть взыскан как имущественный, так и моральный.

Следовательно, родители (или один из них) могут одновременно выполнять функции законных представителей и гражданских ответчиков.

Родители, стараясь защитить собственные интересы и доказать, что ущерб, причиненный преступлением, возник не в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, могут забыть о главной своей функции - защите его прав и интересов и свести уровень защиты до минимума или даже содействовать стороне обвинения, желая избежать гражданской ответственности и уклониться от возмещения ущерба потерпевшей стороне.

В такой ситуации создается коллизия интересов законного представителя и несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, в результате чего может быть нанесен вред интересам несовершеннолетнего лица.

Таким образом, в случае участия одного из родителей в качестве законного представителя и гражданского ответчика велика вероятность осуществления им своих прав и обязанностей в противоречие интересам несовершеннолетнего.

Если родители не являются авторитетом для ребенка и между ними складываются непростые отношения, основанные на личной неприязни, то необходимого контакта между таким законным представителем и несовершеннолетним не возникнет, что предполагает отсутствие возможности осуществления качественной защиты его прав.

При выборе одного из родителей в качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого следователю, дознавателю или судье необходимо учитывать следующие обстоятельства:

В случае если хотя бы один из указанных выше фактов будет свидетельствовать о несоответствии интересам несовершеннолетнего, родители (один из них) должны быть отстранены от участия в деле в качестве законных представителей, о чем выносится мотивированное постановление лица, в производстве которого находится уголовное дело. В постановлении должны быть указаны конкретные причины нецелесообразности участия в деле родителей (одного из них) в качестве законных представителей и основания, по которым их действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего. Такая аргументация, как "может воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу", не является основанием для отстранения законного представителя несовершеннолетнего от участия в деле.

В пункте 11 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 дано разъяснение, согласно которому к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, следует относить невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего, либо уклонение от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными и иными правами, отрицательное влияние на несовершеннолетнего, создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Верховный Суд Российской Федерации обращает внимание на случаи уклонения лица от участия в деле в качестве законного представителя. Как показывает практика, бывает, что родители по каким-либо причинам не хотят выступать в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей по уголовному делу, поэтому умышленно уклоняются от явки по вызову следователя либо суда. Не имеющие заинтересованности в исходе дела родители вряд ли способны надлежащим образом выполнять обязанности законных представителей. В подобных случаях необходимо выяснять, кто из родителей и других близких родственников мог бы представлять интересы несовершеннолетнего, с кем он находится в доверительных отношениях, кому небезразлична его судьба. Только после этого следователю, дознавателю, суду стоит принимать решение о допуске такого лица в качестве законного представителя по делу.

Приведем конкретный пример: ввиду уклонения отца несовершеннолетнего Ю. от участия в деле в качестве его законного представителя и нежелания принимать участие в судьбе своего сына суд отстранил его от дальнейшего участия в судебном разбирательстве в качестве законного представителя несовершеннолетнего подсудимого и допустил к участию в уголовном деле другого законного представителя - мать несовершеннолетнего Ю. <4>.

<4> Дело N 2-12/2014 // Архив Верховного Суда Республики Алтай.

Отрицательное влияние на несовершеннолетнего со стороны законного представителя также рассматривается как одно из обстоятельств, наносящих ущерб интересам подростка. Он может быть причинен его физическому или психическому здоровью, нравственному развитию (в результате пренебрежительного, грубого, жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения; нанесения оскорбления). Такое поведение характеризует отрицательные черты личности законного представителя, его моральный облик. Это дает достаточные основания полагать, что интересам несовершеннолетнего наносится ущерб, который, однако, больше связан с вопросами воспитания подростка, формирования в нем положительных личностных качеств, чем с формальной стороной расследования или судебного разбирательства дела. Правовую помощь в реализации интересов несовершеннолетнего все-таки уполномочен оказывать защитник.

В участии законного представителя в большей степени проявляется социально-этическое назначение поддержки, психологической помощи преимущественно со стороны семьи и близких.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 разъяснена возможность отказа в допуске к участию в уголовном деле законных представителей несовершеннолетних. Это ограничение касается лиц, совершивших преступление совместно с несовершеннолетним, а также тех лиц, в отношении которых несовершеннолетний совершил преступление.

Говоря об участии в деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого, подсудимого), нельзя упускать из виду деятельность этого участника уголовного процесса на стороне несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Несмотря на то что ст. 45 и 191 УПК РФ не предусматривают основания для его отстранения, полагаем, что здесь допустима аналогия. Порой малолетние или несовершеннолетние дети являются единственными очевидцами преступления, особенно если речь идет о семейно-бытовых конфликтах. Родители ребенка вполне могут использовать детские чувства привязанности в своих интересах. Существует вероятность подавления истинного интереса несовершеннолетнего родительским авторитетом, когда родительские интересы выдаются за интересы ребенка.

Допрос таких свидетелей и потерпевших с участием их родителей - законных представителей, являющихся участниками преступления, становится проблемным. При совершении преступления на семейно-бытовой почве дети нередко становятся заложниками конфликта между двумя наиболее близкими людьми - их родителями. Им сложно самим сделать необходимый нравственный выбор. Избавить их от решения этой сложной задачи должны следователь, дознаватель, суд путем привлечения представителей органов опеки и попечительства.

Проиллюстрируем это примером из судебной практики.

Приговором Верховного Суда Республики Алтай Б. осужден по пункту "б" части четвертой ст. 132 УК РФ.

Интересы потерпевшей А. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании представляла ее мать, признанная законным представителем несовершеннолетней дочери.

В судебном заседании государственным обвинителем было заявлено ходатайство об отстранении законного представителя несовершеннолетней потерпевшей от участия в деле как действовавшего не в интересах несовершеннолетней.

Удовлетворяя ходатайство государственного обвинителя, суд обратил внимание на то, что в соответствии со ст. 45 УПК РФ законные представители несовершеннолетних потерпевших привлекаются к участию в деле для защиты их прав и законных интересов.

Как следует из показаний законного представителя, полученных в судебном заседании, в ходе предварительного следствия она оговорила подсудимого Б., поскольку действий сексуального характера не было, она сама это придумала и научила свою малолетнюю дочь А. сказать неправду сотрудникам правоохранительных органов о совершении в отношении ее действий сексуального характера.

Отстранив мать малолетней А. от участия в деле в качестве законного представителя, суд указал следующее: подговаривая свою дочь к даче заведомо ложных показаний, в результате которых подсудимого Б. привлекают к уголовной ответственности, она действовала не в ее интересах, поэтому не может представлять интересы несовершеннолетней потерпевшей.

В дальнейшем интересы малолетней А. представлял орган опеки и попечительства <5>.

<5> Дело N 2-6/2003 // Архив Верховного Суда республики Алтай.

Законные представители, призванные защищать права и интересы несовершеннолетних, не должны совершать действия и принимать решения, противоречащие этой цели. Поэтому особенно важно, чтобы следователь, дознаватель, судья тщательно и всесторонне подходили к выбору законного представителя несовершеннолетнего.