Мудрый Юрист

Понятие и содержание законодательства в области прав человека (на примере республики Таджикистан)

Диноршоев Азиз Мусоевич, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета, кандидат юридических наук, доцент.

На примере законодательства Республики Таджикистан автор анализирует содержание и структуру законодательства в области прав человека и дает его определение.

Ключевые слова: конституция, международно-правовые акты, законодательство, нормативный акт, права человека.

Notion and contents of the legislation in the sphere of human rights (through the example of the Republic of Tajikistan)

A.M. Dinorshoev

Dinorshoev Aziz M., Head of Constitutional Law Department at the Faculty of Law of the Tadjik National University, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.

On the example of legislation of the Republic of Tajikistan, the author analyzes the content and structure of legislation in the field of human rights and gives its definition.

Key words: constitution, international legal instruments, legislation, normative act, human rights.

Права человека являются одним из основных завоеваний современной цивилизации. Посредством прав и свобод обеспечивается относительная обособленность человека от общества и государства. Имея различную природу происхождения (естественную, позитивную и т.д.), на данный момент права человека нуждаются в правовом закреплении, которое осуществляется в Конституции, международно-правовых документах, а также в отраслевом законодательстве.

Как отмечает Р.Б. Головкин, в современных условиях происходит расширение сферы правового обеспечения прав и свобод человека, признаются новые, производные от основных, права и связанные с ними отношения. Параллельно происходит более детальная регламентация уже существующих прав и свобод <1>.

<1> Головкин Р.Б. Кодификация прав человека как одно из средств обеспечения их реализации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции (Н. Новгород, 25 - 26 сентября 2008 г.) / под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. С. 313.

В Республике Таджикистан с приобретением независимости произошли кардинальные изменения в системе законодательства. За последние годы было принято большое количество нормативно-правовых актов, которые в той или иной степени затрагивают права и свободы человека. Данный процесс в Республике Таджикистан имеет ряд особенностей.

Во-первых, принятая в 1994 г. Конституция Республики Таджикистан установила новый каталог прав и свобод человека, многие из которых до этого не существовали в конституционной практике Таджикистана. Тем самым Конституция заложила базу для формирования новых отношений в сфере прав человека, которые нуждались в правовой регламентации. На основе конституционного каталога прав и свобод человека стали формироваться производные права и свободы, которые получили свое закрепление в отраслевом законодательстве. Так, ст. 18 Конституции Республики Таджикистан устанавливает запрет применения пыток. На основании данного положения Конституции были сформулированы требования о запрете применения пыток в Уголовно-процессуальном кодексе и Кодексе исполнения уголовного наказания Республики Таджикистан, ответственность за применение пыток предусматривается в Уголовном кодексе Республики Таджикистан, принят Закон РТ "О предупреждении насилия в семье" и т.д.

Во-вторых, Таджикистаном подписано и ратифицировано большинство международно-правовых актов по правам человека, в которых установлены определенные стандарты, включение которых в действующее законодательство является необходимым условием в рамках взятых на себя международных обязательств. Так, Республикой Таджикистан ратифицирована Конвенция по устранению всех форм дискриминации в отношении женщин. Для реализации закрепленных в данной Конвенции положений в Республике Таджикистан принят Закон РТ "О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации".

В-третьих, в Республике Таджикистан законодательное закрепление получили все составные элементы прав и свобод человека (гарантии, ограничения, механизмы защиты), которые в своей совокупности образуют правовой статус человека и гражданина. Будучи в общем порядке закрепленными в Конституции, указанные элементы правового статуса для многих прав и свобод человека раскрываются в отдельных нормативных актах. Так, вопросы содержания под стражей помимо УПК РТ гарантируются Законом РТ "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых", вопросы, связанные с ограничениями ряда прав, предусматриваются в законах РТ "Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей" и "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан", правозащитные механизмы устанавливаются, в частности, в Законе РТ "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан".

Все указанные факторы наглядно свидетельствуют о том, что в Республике Таджикистан сформировалась самостоятельная отрасль в системе законодательства страны, а именно законодательство в области прав человека.

В этой связи возникает вопрос: что включается в содержание законодательства по правам человека?

Н.Ф. Тахиров указывает, что в юридической науке можно выделить несколько толкований термина "законодательство". Во-первых, законодательство - это совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов, во-вторых, это совокупность нормативно-правовых актов высшего законодательного органа, указов Президента и постановлений Правительства, в-третьих, это совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной власти и, в-четвертых, это совокупность только законов <2>.

<2> Тахиров Н. Конституция 1994 года: развитие законодательной деятельности в Республике Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 1994. С. 63 - 65.

Из приведенных определений четко вытекает положение, в соответствии с которым понятие "законодательство" трактуется в узком и широком смыслах. На это, в частности, обращает внимание Р.З. Лившиц. В широком смысле в законодательство он включает законы и подзаконные нормативные акты, а в узком - только законы <3>.

<3> См.: Лившиц Р.З. Теория права. М., 1993. С. 111.

При этом Р.З. Лившиц считает, что определение "законодательство" должно охватывать только законы, так как построение правового государства предполагает в качестве одной из исходных предпосылок возрастание роли закона. Для этого необходимо отнести к законодательству только те акты, которые являются законодательными по своей природе, т.е. были приняты единственным законодательным органом. Такова, по его мнению, необходимая теоретическая база верховенства закона <4>.

<4> Там же. С. 112.

В свою очередь, А.Р. Нематов указывает, что понятие "законодательство" гораздо шире. В него входят все нормативные акты, в том числе и международно-правовые акты <5>.

<5> Нематов А.Р. Правотворчество в Республике Таджикистан. LAP. Германия, 2013. С. 126 - 127.

Соглашаясь в целом с позицией А.Р. Нематова, хотелось бы обратить внимание на один немаловажный аспект. Нормы международного права различны по своей природе и правовой силе. Существуют конвенционные нормы, которые в случае признания государством носят общеобязательный характер, в то же время существуют акты, именуемые нормами "мягкого права" (soft low), которые, как правило, носят рекомендательный характер. И если в первом случае бесспорно нормы международного права включаются в понятие законодательства в соответствии с положением ст. 10 Конституции Республики Таджикистан, то как быть с рекомендательными актами и, в частности, с Всеобщей декларацией прав человека? Среди ученых относительно роли Всеобщей декларации прав человека сформировалась единая позиция о том, что данный акт является основополагающим актом, заложившим современное понимание прав человека <6>. Его положения закреплены во многих конституциях мира. Однако входит ли Всеобщая декларация прав человека в понятие "законодательство", однозначного ответа нет. Развивая данную мысль, также хотелось бы обратить внимание на один существенный момент. На сегодняшний день в мире сформировалась четкая система универсальных и региональных органов по защите прав человека. В своей деятельности они не ограничиваются только положениями конвенционных норм. Так, в ст. 38 Статута Международного суда говорится: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

<6> См. более подробно: Международная и внутригосударственная защита прав человека / под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011; Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М.: Статут, 2013.

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

Таким образом, можно выделить три основных источника общего международного права: международный договор, международный обычай и общие принципы права.

К производным (вторичным) источникам относятся решения международных организаций и конференций. К вспомогательным источникам, которые являются дополнительными средствами при определении содержания международных норм, относятся решения международных инстанций (судебные и арбитражные), а также доктрины выдающихся специалистов по публичному международному праву <7>.

<7> Международное публичное право / под ред. К.А. Бекяшева. М., 2008. С. 17 - 18.

В соответствии со ст. 32 Европейской конвенции о правах человека Европейский суд прибегает к толкованию положений Конвенции применительно к обстоятельствам конкретного дела. Результатом такого толкования является использование Судом в процессе рассмотрения аналогичных дел <8>. Одно из действий, которое должно предпринять государство в случае установления Судом нарушения прав человека, - устранение условий и причин, вызвавших конкретное нарушение, чем зачастую является несоответствие в законе.

<8> Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М.: Статут, 2013. С. 207.

Помимо вопросов, связанных с включением международно-правовых актов в понятие "законодательство", дискуссионным остается и роль актов Конституционного Суда, и их включение в понятие "законодательство".

Как отмечает М.А. Митюков, при всем многообразии рычагов обеспечения верховенства Конституции РФ и федерального законодательства особое место в этом механизме занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации. Их нормативный характер, непосредственное действие, общеобязательность и юридическая сила, позволяющая интерпретировать конституционные нормы и дисквалифицировать акты федерального и регионального законодательства, а также косвенным образом давать оценку правоприменительной практике, придают этим решениям высокий авторитет. Фактически решения Конституционного Суда - это конституционные нормы в их динамике <9>.

<9> Митюков М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ // Журнал российского права. 2001. N 6.

Д.В. Петрова отмечает, что решения Конституционного Суда являются правовыми актами, которые принимаются им в пределах собственной компетенции в порядке конституционного судопроизводства, констатируют установление определенных фактов и обстоятельств, содержащих государственно-властное веление, а также имеют обязательный характер для субъектов права <10>.

<10> См. более подробно: Петрова Д.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам его деятельности и конституционного судопроизводства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Д.С. Сафаров, рассматривая природу актов Конституционного Суда Республики Таджикистан, приходит к выводу, что они занимают особое место в системе правовых актов Республики Таджикистан и должны стоять на втором месте после Основного Закона <11>.

<11> Сафаров Д.С. Акты Конституционного Суда в системе источников права Республики Таджикистан. Материалы Международной научно-практической конференции на тему: "Развитие конституционализма в Таджикистане в период независимости" / под ред. А.М. Диноршоева. Душанбе: Голд-принт, 2014. С. 181.

Из приведенных выше точек зрения вытекает, что акты Конституционного Суда также необходимо включать в понятие "законодательство".

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, рассматривая понятие "законодательство", необходимо учитывать в первую очередь сферы регулирования, на которые направлены те или иные правовые нормы. Существует ряд отраслей права, в которых понятие "законодательство" может трактоваться в узком смысле, т.е. только законы. К ним, на наш взгляд, относятся уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право и ряд других. Отношения в этих отраслях должны четко регулироваться в нормах закона.

Однако существует и ряд отраслей, сфер жизнедеятельности, правовое регулирование в которых происходит исходя из широкого толкования понятия "законодательство". К их числу относятся, в частности, конституционное право, административное право и, конечно же, права человека. Это в первую очередь связано с тем, что сфера регулирования указанных отношений достаточно широка и не может быть охвачена принятием одних законов. Поэтому существует потребность в регулировании этих отношений в других разновидностях нормативных актов.

Во-вторых, законодательство является результатом правотворчества. Правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм, а также на их совершенствование <12>. В этом контексте решения Конституционного Суда создают, изменяют и отменяют правовые нормы, тем самым могут быть отнесены к нормативным актам, которые включаются в понятие законодательства. Причем решения Конституционного Суда имеют важное значение при защите прав и свобод человека.

<12> Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 822.

В-третьих, считаем, что на законодательном уровне необходимо определиться с понятием "международно-правовые акты". На наш взгляд, данное понятие должно включать в себя все источники международного права, указанные в ст. 38 Статута Международного суда, так как государство, став членом различных международных организаций, берет на себя определенные обязательства в рамках данных организаций, и в частности обязательства по обеспечению и защите прав и свобод человека. При этом на законодательном уровне должна быть определена соответствующая процедура признания международно-правовых актов и включения их в систему законодательства.

Подводя итог, следует отметить, что под законодательством в сфере прав и свобод человека следует понимать совокупность нормативных правовых актов представительных и законодательных органов (Маджлиси Оли и местных маджлисов народных депутатов), органов исполнительной власти (указов Президента и постановлений Правительства и местных исполнительных органов), органов судебного контроля и международно-правовые акты, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Литература

  1. Головкин Р.Б. Кодификация прав человека как одно из средств обеспечения их реализации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции (Н. Новгород, 25 - 26 сентября 2008) / под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009.
  2. Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М.: Статут, 2013.
  3. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1993.
  4. Международная и внутригосударственная защита прав человека / под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011.
  5. Международное публичное право / под ред. К.А. Бекяшева. М., 2008.
  6. Митюков М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ // Журнал российского права. 2001. N 6.
  7. Нематов А.Р. Правотворчество в Республике Таджикистан. LAP. Германия, 2013.
  8. Петрова Д.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам его деятельности и конституционного судопроизводства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
  9. Сафаров Д.С. Акты Конституционного Суда в системе источников права Республики Таджикистан. Материалы Международной научно-практической конференции на тему: "Развитие конституционализма в Таджикистане в период независимости" / под ред. А.М. Диноршоева. Душанбе: Голд-принт, 2014.
  10. Тахиров Н. Конституция 1994 года: развитие законодательной деятельности в Республике Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 1994.
  11. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.