Мудрый Юрист

Налоговые проверки. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № ас-4-2/12837 "о рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"

Порядок проведения мероприятий налогового контроля регулируется нормами части первой Налогового кодекса Российской Федерации. При этом на практике могут возникнуть ситуации, которые не прописаны в действующем налоговом законодательстве. В представленном материале рассмотрим положения Письма ФНС России N АС-4-2/12837, в котором территориальным налоговым органам даны рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками.

Рекомендации, которые даны в Письме ФНС России N АС-4-2/12837 (далее - Рекомендации), подготовлены в целях обеспечения единообразия процедур проведения мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, предусмотренных НК РФ. В данном документе рассмотрен порядок:

Рассмотрим наиболее интересные моменты, по которым ранее не была высказана официальная позиция, и другие вопросы.

Вызов налогоплательщиков в налоговые органы

В п. 2.2 Рекомендаций ФНС разъяснила, что вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений могут в следующих случаях:

При этом в уведомление о вызове должны быть включены сведения, указываемые при заполнении сообщения с требованием о представлении пояснений, а также требования о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;

В данном случае речь идет о таких документах, как:

решение о проведении (продлении, приостановлении, возобновлении) проверки;

постановление о производстве выемки документов и предметов;

постановление о назначении экспертизы;

требование о представлении документов (информации);

справка о проведенной проверке;

акт проверки;

извещение о времени и месте рассмотрения материалов;

Следует отметить, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет ответственность должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. При этом следует учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 Рекомендаций).

Инвентаризация имущества

В разд. 3 Рекомендаций представители ФНС разъясняют, что инвентаризация имущества налогоплательщика осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным Приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39.

Инвентаризация проводится с целью:

Для ее проведения налоговые органы вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов.

За воспрепятствование доступу контролеров на свою территорию или в помещение в целях инвентаризации имущества проверяемое лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Направление запросов в банк

Согласно п. 4.1 Рекомендаций банки обязаны по мотивированному запросу инспекции выдавать:

Если такие сведения запрашиваются в отношении контрагента проверяемого лица, то инспекциям рекомендуется учитывать судебную практику на уровне субъекта Российской Федерации, так как в отдельных регионах суды требуют, чтобы запрос направлялся только инспекцией по месту учета контрагента. В этом случае инспекция по месту учета проверяемого лица должна одновременно или после направления поручения об истребовании документов послать в ИФНС по месту учета контрагента отдельное поручение о направлении запроса в банк.

При этом условием для запроса информации о счетах контрагента является проведение в его отношении такого мероприятия, как истребование документов (информации) о проверяемом лице или информации о конкретных сделках.

Допрос свидетеля

Согласно п. 1 ст. 90 НК РФ налоговые органы имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетеля может выступать только лицо, не заинтересованное в исходе дела. В противном случае показания гражданина будут оформлены как пояснения на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой. Показания свидетеля могут быть получены также по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию (по усмотрению инспектора и в других случаях).

Отметим, что ФНС России рекомендовала включать в текст повестки следующие сведения:

Получение показаний по месту жительства свидетеля рекомендуется осуществлять с участием не менее 2 должностных лиц ИФНС. Предварительно следует получить согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин влекут налоговую ответственность по ч. 1 ст. 128 НК РФ. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний, влекут налоговую ответственность по ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Обратите внимание! Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена.

Порядок проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов

В разд. 6 Рекомендаций ФНС России пояснила, что налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Производство осмотра является обязательным в случае наличия у налогового органа информации:

Осмотр производится проверяющими в присутствии не менее двух понятых.

При проведении осмотра вправе присутствовать должностные лица проверяемого налогоплательщика-организации, работники проверяемого лица.

О производстве осмотра составляется протокол, в котором фиксируются фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющих интерес для данной проверки.

По результатам осмотра территорий (помещений) налогоплательщика может быть выявлена необходимость незамедлительного проведения иных мероприятий налогового контроля: инвентаризации или выемки.

Воспрепятствование доступу инспекторов на территорию или в помещение проверяемого лица в целях их осмотра может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ. А незаконный отказ в доступе - по ст. 19.7.6 КоАП РФ.

Истребование документов

В разд. 7 Рекомендаций ФНС России напомнила, что истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Копии заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Неповиновение законному распоряжению или требованию налогового инспектора, а равно воспрепятствование осуществлению им служебных обязанностей, влечет ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Напомним, что этой статьей предусмотрен штраф за непредставление в установленные сроки документов. При этом налоговики произведут и выемку документов согласно ст. 94 НК РФ. Одновременно с этим организация будет наказана по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за непредставление документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:

Проведение выемки

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Выемка документов и предметов может производиться в следующих случаях:

необеспечение возможности инспекторов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с подлинниками документов на территории (в помещении) проверяемого лица или по месту нахождения налогового органа;

если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;

в иных случаях;

проведения осмотра предметов;

проведения экспертизы;

приобщения к материалам проверки в качестве вещественных доказательств;

в иных целях налоговой проверки.

Налоговые инспекторы должны предложить лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа произвести выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, налоговые инспекторы вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. Если инспекторы не располагают точной информацией о месте нахождения документов и предметов, то выемке должен предшествовать осмотр.

Выемка производится в присутствии не менее двух понятых и лиц, у которых производится выемка. В необходимых случаях могут привлекаться специалист или эксперт. Обращаем внимание, что в ночное время - с 22 до 6 часов по местному времени - выемка не допускается.

Также следует помнить, что налоговые инспекторы обязаны в протоколе выемки указать точное наименование, количество и индивидуальные признаки изымаемых предметов, а по возможности их стоимость.

Назначение экспертизы

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. При проведении выездной налоговой проверки экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Не допускается назначение экспертизы:

Наиболее приоритетное значение имеют следующие виды экспертиз:

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны выходить за пределы его специальных познаний, данные вопросы должны быть четко определенными и конкретными, а перечень их - полным. При необходимости формулировки указанных вопросов могут быть уточнены на основе предварительных (до вынесения постановления о назначении экспертизы) консультаций с экспертом.

Если заключение эксперта, по мнению налоговиков, необоснованно или вызывает сомнение в правильности, то налоговики обязаны назначить повторную экспертизу. Проведение повторной экспертизы предполагает новое исследование вопросов, составлявших предмет первоначальной экспертизы, и поручается другому эксперту (ст. 95 НК РФ). При этом налоговая инспекция все-таки должна дать обоснования, почему она считает первую экспертизу сомнительной.