Мудрый Юрист

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

С. Гришин, первый проректор Нижегородской правовой академии, кандидат юридических наук, член Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Реформа судебной системы немыслима без укрепления авторитета судебной власти, возведения профессии судьи в одну из наиболее престижных и значимых в демократическом обществе. Способствовать решению этой задачи призвана система требований к отбору кандидатов на судейскую должность.

Согласно ст. 119 Конституции Российской Федерации судьей может быть гражданин России, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 4) детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительно к тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат в судьи. Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший 40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа - достигший 30-летнего возраста и имеющий стаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - достигший 25-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом необходимо учитывать, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Таким образом, чтобы претендовать на должность судьи, необходимо иметь российское гражданство, высшее юридическое образование, установленный законом возраст и стаж работы по юридической профессии. К этому следует добавить отсутствие у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих осуществлению судейских функций (медицинское освидетельствование претендента на должность судьи предусмотрено ст. 4.1 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4843).

Закон в высшей степени демократично определяет порядок отбора кандидатов на должность судьи. Любой российский гражданин, отвечающий названным выше требованиям и сдавший квалификационный экзамен, вправе участвовать в конкурсном отборе и быть назначенным на должность судьи. Отбор кандидатов ведется с учетом формальных признаков: отвечает ли претендент установленным требованиям или нет, достоверны ли представленные им документы и сведения? Если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности дачи рекомендации, она выносит об этом мотивированное решение. Это решение может быть обжаловано претендентом в судебном порядке. И судебной практике уже известны случаи, когда решение квалификационной коллегии судей обжалуется как в связи с нарушением порядка отбора кандидатов на должность судьи, так и по существу решения. Как правило, обжалуется отказ в даче рекомендации по причине отсутствия у претендента требующихся судье деловых и моральных качеств.

Судя по определенному в Законе стажу работы по юридической профессии, следовало бы предположить, что эти качества как раз и должны приобретаться соискателем должности судьи на протяжении соответственно пяти, семи и десяти лет. Но это при условии, если бы закон прямо называл юридические профессии, занимая которые претендент мог получить необходимые для будущей судейской работы те или иные навыки и умения. Именно так подходил российский законодатель к формированию судейского корпуса по Учреждению судебных установлений 1864 года. В соответствии с требованиями этого нормативного акта к занятию вакантного судейского кресла допускались только те, кто уже имел опыт работы по судебному ведомству: прокуроры, их товарищи, судебные следователи и секретари окружных судов, прослужившие в этих должностях не менее трех - четырех лет. Кроме них, в члены окружного суда могли быть определены и присяжные поверенные, "состоящие в сем звании не менее десяти лет". На этом перечень профессий, позволявших занять должность судьи, считался исчерпанным.

Нормативные документы середины 90-х годов прошлого столетия максимально широко определяли круг юридических профессий, стаж работы по которым давал право претендовать на должность судьи. Примером может служить Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденная 27 декабря 1996 г. Министром юстиции РФ, а также Председателями Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно п. 1 названной Инструкции в стаж работы по юридической профессии включалась работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Кроме этого, в стаж работы по юридической профессии включалась работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике. Даже период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до истечения им трех лет засчитывался в стаж работы по юридической профессии. Для кандидатов на должность военного судьи было достаточно состоять на действительной военной службе, занимая любую офицерскую должность.

В марте 2003 г. Комиссией по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов при Президенте РФ (далее - Комиссия) были подготовлены и разосланы на места методические рекомендации о порядке определения стажа работы по юридической профессии. Согласно рекомендациям в стаж работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов включается:

а) время работы на требующих юридического образования: государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (государственные должности категорий "А", "Б" и "В"), а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации; муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления; государственных должностях в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и его органах; должностях в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; должностях в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях;

б) время работы на требующих юридического образования должностях в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;

в) время работы в качестве адвоката (помощника адвоката) и нотариуса (помощника нотариуса).

Не вдаваясь в оценку этого документа, подчеркну, что, как и всякую рекомендацию, ее надо применять в части, не противоречащей требованиям федерального законодательства.

Если следовать указанным рекомендациям, фактически любая деятельность, требующая юридического образования, включается в стаж работы по юридической профессии. Это может быть должность юрисконсульта фирмы, торгующей медицинскими препаратами, или преподавателя истории государства и права в правовом колледже, помощника главы администрации района или заместителя начальника правового управления в каком-либо республиканском или областном министерстве и т.д.

Для будущей судейской деятельности этот стаж имеет тот же смысл, что и возраст претендента, наличие у него российского гражданства и высшего юридического образования. Стаж работы по юридической профессии нельзя воспринимать как обретение претендентом определенных навыков и умений, которые позволяют ему с первых же дней работы исполнять свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне. Вполне возможно, что в конкретной судебной практике этот опыт окажется совершенно не востребованным. Потому-то нормативное требование о стаже работы по юридической профессии и носит условный характер. Он всего лишь условие для допуска претендента к участию в конкурсном отборе. И в этом отношении дознаватель из управления государственной противопожарной службы и помощник нотариуса имеют абсолютно одинаковые шансы на участие в конкурсном отборе. Другое дело, что квалификационная коллегия судей отдаст предпочтение тому, кто, по ее мнению, в большей степени обладает качествами, необходимыми для осуществления правосудия.

Оценка деловых и моральных качеств претендента основывается на представленных им документах, а также на материалах, полученных квалификационной коллегией по ее запросам. К их числу относятся заявление, содержащее просьбу о рекомендации его на вакантную должность судьи; документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина РФ; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; документ, подтверждающий юридическое образование; трудовая книжка или иной документ, отражающий трудовую деятельность, справка об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Должны быть представлены также сведения о сдаче квалификационного экзамена.

По запросам квалификационной коллегии судей к личному делу претендента приобщается характеристика за время работы по юридической профессии, при необходимости должностные инструкции по занимаемым должностям, требующим юридического образования, сведения из ГИЦ МВД России об отсутствии судимости у претендента и его близких родственников, а также сведения из правоохранительных органов об отсутствии обстоятельств, препятствующих назначению на должность судьи.

На мой взгляд, документ о состоянии здоровья претендента должен представляться не им самим, а по запросу квалификационной коллегии. Порядок прохождения медкомиссии, а также медучреждение, где претенденту предстоит пройти обследование, должны определяться региональными органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Из представленных в квалификационную коллегию материалов кандидат на должность судьи, как правило, положительно характеризуется, он и его родственники не судимы, у правоохранительных органов нет данных о нарушении претендентом законности и правопорядка. По сути дела, речь идет о тех сведениях, которые свидетельствуют об отсутствии данных, исключающих возможность назначения кандидата на должность, но при этом квалификационная коллегия не получает требуемой информации о наличии у претендента качеств, необходимых для работы в качестве судьи.

Из представленных материалов нельзя сказать, обладает ли претендент логическим мышлением, глубоким чувством справедливости, умением четко и последовательно изложить свои суждения в письменной форме, есть ли у него выдержка и чувство такта, хладнокровие и самообладание и многие другие качества, необходимые судье.

В условиях дефицита информации рекомендация квалификационной коллегии о назначении кандидата на должность судьи в большинстве случаев строится на представлениях о претенденте, которые сложились у членов коллегии за время кратковременного общения с ним по ходу заседания. При этом нет никаких гарантий, что коллегия примет правильное решение и рекомендует именно того, кто по своим деловым и моральным качествам действительно соответствует высокому званию судьи.

Чтобы избежать ошибок при принятии решения квалификационной коллегией о рекомендации кандидата на должность судьи, необходимо, на мой взгляд, располагать сведениями не только об обстоятельствах, препятствующих назначению его на должность, но и иметь данные, свидетельствующие о его пригодности для будущей профессии.

В этой связи представляется обязательным психофизическое тестирование кандидата в судьи, составление его психологического портрета, дающего возможность оценить, пригоден ли он к деятельности по отправлению правосудия. Современные методики позволяют это делать без ущемления достоинства личности и какой-либо угрозы его репутации.

В рекомендациях о порядке формирования личного дела кандидата на должность судьи федерального суда, данных Комиссией при Президенте РФ от 3 февраля 2003 г., квалификационной коллегии предлагается запрашивать и приобщить к личному делу кандидата характеристики за время его работы на должности по юридической профессии (не менее чем за пять лет). Но, к сожалению, большинство представленных характеристик не сообщают тех сведений, которые позволяли бы сделать вывод о наличии у кандидата свойств и качеств, необходимых судье в повседневной работе. Как правило, отмечается его добросовестное отношение к выполнению своих функциональных обязанностей, соблюдению установленного трудового распорядка и добрые отношения с коллегами по работе.

Большая часть руководителей, получив запрос, где в двух строчках содержится просьба представить характеристику, просто не знает, что в этой характеристике должно быть особо отмечено. Именно поэтому в запросе необходимо подробно указать, какие сведения должны быть отражены в документе: в какой должности работал или работает претендент и круг основных его функциональных обязанностей; какими личностными качествами обладает кандидат, его психологические особенности, круг его интересов, увлечений и т.д.

Представляется, что при необходимости с руководителем предприятия или организации, где работает или работал кандидат на должность судьи, может побеседовать сотрудник системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Федерации, например секретарь квалификационной коллегии, и разъяснить, какие конкретно данные о личности кандидата на должность судьи должны найти отражение в характеристике.

Наиболее существенная информация о кандидате на должность судьи сообщается в автобиографии, где в обязательном порядке излагаются наиболее важные сведения о личности претендента и в анкете на должность судьи, включающей блок биографических данных и хронологию трудовой деятельности. То и другое пишется и заполняется кандидатом собственноручно.

При внимательном ознакомлении с документами, находящимися в личном деле кандидата в судьи, можно, конечно, сформировать мнение о наиболее достойном из участвующих в конкурсном отборе. Но для этого нужно, чтобы каждый из членов коллегии знакомился с личным делом каждого, участвующего в конкурсе. Это невозможно по целому ряду причин, главными из которых являются большой объем работы коллегии и существенные ограничения во времени. Кроме этого, в соответствии с порядком работы квалификационной коллегии содержание письменных материалов по конкретному кандидату докладывается одним из членов коллегии (ст. 3 Положения о квалификационных коллегиях судей). Остальные, по сложившейся практике, непосредственно знакомятся, как правило, либо с анкетой претендента, либо с его автобиографией, либо с так называемой справкой-объективкой. Все зависит от того, что размножит секретарь коллегии: объективку или листок по учету кадров. Понятно, что этой информации явно недостаточно, чтобы отдать предпочтение одному из конкурсантов. Для того чтобы член квалификационной коллегии составил полное мнение о всех кандидатах в судьи, необходимо, по нашему мнению, на каждого претендента составлять справку-резюме, которая бы отражала оптимальный объем сведений о конкретном участнике конкурса. Перечень и содержание вопросов в справке-резюме должны включать сведения о трудовой деятельности и показателях в работе, характере и объеме исполняемых функциональных обязанностей, психологические особенности личности, его моральные качества и состояние здоровья, результаты сдачи квалификационных экзаменов и т.д. Составление справок-резюме по единой форме даст возможность реально сравнивать кандидатов и выбирать наиболее достойного.

Работа по подготовке материалов для их рассмотрения достаточно объемна, и силами только секретаря квалификационной коллегии с ней не справиться. Поэтому в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде РФ создано специальное подразделение по обеспечению работы Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Создание аналогичных структур в региональных органах Судебного департамента позволит оптимизировать работу квалификационных коллегий судей во всех субъектах Федерации.

Не за горами декабрь 2004 г., когда у многих руководителей судов субъектов Федерации завершаются сроки их полномочий в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи. Действующее законодательство не содержит каких-либо дополнительных требований для претендентов на должность председателя суда субъекта Федерации. Фактически любой гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет, вправе претендовать на должность председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, федерального арбитражного суда округа и т.д. Наличия обязательного стажа судейской работы для назначения на эту должность закон не требует.

Именно поэтому необходимо тщательно оценивать потенциал каждого кандидата на должность председателя или заместителя председателя суда. Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 6.2 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" председатель суда осуществляет, кроме организационных функций, полномочия судьи соответствующего суда, а также процессуальные полномочия, установленные для председателя суда федеральными конституционными и федеральными законами. Только тот из кандидатов, кто обладает высоким уровнем профессиональной подготовки, необходимыми деловыми и моральными качествами, может претендовать на пост председателя или заместителя председателя суда. Отсутствие в законе требования о наличии у председателя опыта судебной работы ни в коей мере нельзя расценивать как потенциальную возможность занять эту должность случайным человеком.

Сложившиеся за десятилетие деятельности Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей в субъектах Федерации подходы к отбору кандидатов на должность судей достаточно надежны и исключают необходимость каких-либо дополнительных требований к соискателям судейских должностей.