Мудрый Юрист

Отказ от наследства в российском гражданском законодательстве

Попова Л.И., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный аграрный университет".

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией права наследника на отказ от наследства, особенностями и способами такого отказа. В статье анализируются различные точки зрения, касающиеся отказа от наследства, и предпринимается попытка сформулировать гражданско-правовые условия отказа от наследства в соответствии с гражданским законодательством.

Ключевые слова: универсальное наследственное правопреемство; наследник; отказ от наследства; способы отказа от наследства; наследование.

Disclaimer of inheritance in russian civil legislation

L.I. Popova

In article is considered the questions connected with realization of the right of the successor for refusal of inheritance, features and ways of such refusal. In article various points of view concerning refusal of inheritance are analyzed and an attempt to formulate civil-legal conditions of refusal of inheritance according to the civil legislation is made.

Key words: universal inherited pravopreemstvo; heir; disclaimer of inheritance; methods of disclaimer of inheritance; inheritance.

Наследование представляет собой охраняемый законом порядок перехода после смерти гражданина (наследодателя) принадлежащих ему на праве частной собственности вещей, имущества, а также имущественных прав и обязанностей к одному или нескольким лицам (наследникам) в порядке универсального правопреемства <1>. Согласно принципу универсального наследственного правопреемства <2> наследник имеет право как принять наследство, так и отказаться. Следовательно, наследник по закону или по завещанию вправе отказаться от наследства. Отказ от наследства выражает волю наследника, содержанием которой является нежелание принять на себя права и обязанности, составляющие наследство.

<1> См.: Попова Л.И. Универсальное правопреемство при наследовании // Наследственное право. 2012. N 4. С. 7 - 8.
<2> См.: Диденко А.А. Понятие и система принципов гражданского права // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. N 84. С. 877.

Отказ от наследства является односторонней сделкой, относящейся ко всему наследству в целом. В юридической литературе достаточно долго дискутировался вопрос о возможности частичного отказа от наследства <1>. Некоторые ученые указывали, что частичный отказ от наследства невозможен и наследник, отказавшийся от части, признается отказавшимся от всего наследства <2>. П.С. Никитюк считал частичный отказ от наследства возможным, проводя аналогию с возможностью получения свидетельства о праве не только на все наследство, но и на часть его <3>.

<1> См.: Руденко Е.Ю. Жилые помещения как предмет ипотеки и особенности регулирования возникающих в связи с ипотекой отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2009. С. 135.
<2> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР. М., 1982. С. 652 - 653.
<3> Никитюк П.С. Наследственное право и наследственный процесс. Кишинев: Штиница, 1973. С. 190 - 191; Ермолова Н.А., Камышанский В.П. Условные завещания: за и против // Наследственное право. 2011. N 3. С. 12.

Поэтому Гражданский кодекс РФ прямо установил, что отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается (п. 3 ст. 1158 ГК РФ), как не допускается отказ от наследства с оговорками или под условием (п. 2 ст. 1158 ГК РФ). Однако наследнику предоставлено право отказаться от принятия части наследства при таких же условиях, при каких разрешается принятие части наследства, если наследнику причитается наследство по различным основаниям одновременно (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).

Отказ от наследства является универсальным: наследник, отказавшийся от части наследства, признается отказавшимся от всего наследства - и безусловным: наследник, подавший нотариусу заявление об отказе от наследства, не может впоследствии на это наследство претендовать <1>.

<1> См.: Власов Ю.Н. Наследственное право Российской Федерации: общие положения, правовые основы, образцы типовых документов. Учеб.-метод. пособие. М., 1999. С. 25.

По содержанию различаются два вида отказа от наследства: направленный и безусловный (п. 1 ст. 1157 ГК РФ).

Направленный (термин "направленный" (отказ) ввел в научный оборот М.В. Гордон) <1> или квалифицированный (термин "квалифицированный" (отказ) использовал Д.И. Мейер) <2>. Отказ от наследства означает право наследника отказаться от наследства в пользу других лиц в соответствии с правилами ст. 1158 ГК РФ. Безусловный отказ от наследства не содержит указаний о том, в чью пользу заявлен отказ, и исчерпывается самоустранением от наследования. Наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 ГК РФ), имеет, согласно п. 1 ст. 1158 ГК РФ, право только на безоговорочный отказ от наследства.

<1> Гордон М.В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967. С. 56 - 57.
<2> Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 2 (серия "Классика русской цивилистики"). М., 1997. С. 447.

При отказе от наследства в пользу нескольких лиц наследник вправе распределить их доли в наследовании. Если при отказе такое распределение не оговорено, то доли наследников, в пользу которых совершен отказ, признаются равными. Отказ от наследства без указания лиц, в пользу которых наследник отказывается от наследства, влечет те же последствия, что и непринятие наследства. Это означает, что доля отказывающегося переходит в равных долях к наследникам, принявшим наследство, а если таковых нет - к государству.

Направленный отказ означает распоряжение правом на наследование путем передачи его другому лицу или лицам. В этом случае право на наследование бесповоротно прекращается у отказавшегося наследника, но возникает по воле последнего у других наследников. Наследники же, в пользу которых совершен отказ от наследства, вправе осуществить любое из правомочий, составляющих содержание права на наследование.

Особенностью действия направленного отказа является возможность передачи права на наследование к другим лицам, как призванным к наследованию, так и не призванным к наследованию и не призванным к наследованию, но входящим в число наследников по завещанию или по закону, за некоторыми исключениями. Такие пределы действия направленного отказа обусловлены смыслом и текстом нормы, закрепленной в п. 1 ст. 1158 ГК РФ, не ограничивающей направление отказа от наследства лишь кругом призванных наследников.

Так, например, наследник по закону первой очереди вправе отказаться от своей наследственной доли в пользу наследников по закону любой другой очереди, в том числе в пользу того иждивенца наследодателя, который мог бы быть наследником по самостоятельному праву наследования лишь в восьмую очередь. Наследник по закону, призванный к наследованию незавещанной части наследства, вправе отказаться в пользу назначенного наследника по завещанию.

Лица, наследующие по закону, в том числе призванные по праву представления, названы в числе тех, в чью пользу может быть совершен направленный отказ от наследства. Однако в отношении последних применено условие: если они "призваны к наследованию". На наш взгляд, это условие вряд ли следует толковать буквально. Отказ от наследства в пользу наследников по праву представления (внуков, племянников и др.) должен быть признан правомерным, независимо от того, призваны ли они к наследованию.

Что же касается отказа от наследства в пользу лиц, которые призваны к наследованию в порядке наследственной трансмиссии, их призвание к наследству действительно является необходимым условием совершения отказа в их пользу, так как они (трансмиссары) "вышли" из другого круга наследников, предопределенного открытием наследства после трансмиттента, а не после наследодателя. Самим своим появлением в составе наследников к имуществу наследодателя они обязаны призванием к наследству, открывшемуся в связи со смертью наследника (трансмиттента). По мнению М.С. Абраменкова, О.Е. Блинкова, наследниками направленного отказа могут быть любые лица из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства, в том числе те, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии, отказ от наследства может быть мотивирован не только и не столько нежеланием наследника обременять себя имуществом, но и чувством уважения и личной привязанности к тем или иным лицам, которым такой наследник уступает свое право наследования <1>.

<1> См.: Абраменков М.С., Блинков О.Е. Отказ от наследства в российском наследственном праве // Наследственное право. 2012. N 4. С. 25 - 29.

Круг лиц, в пользу которых не может быть совершен отказ от наследства, определяется общими пределами действия направленного отказа от наследства, а также специальными указаниями закона (п. 1, 2 ст. 1158 ГК РФ).

Направленный отказ не может быть совершен в пользу наследников по закону или по завещанию, лишенных права наследования по основаниям недостойности, предусмотренным правилами ст. 1117 ГК РФ. В противном случае стало бы возможным обойти недостойность наследования, передав наследственную долю призванного наследника через направленный отказ от наследства <1>.

<1> Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 5-в04-95 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 5.

Не допускается направленный отказ от наследства в пользу посторонних лиц, не связанных с наследодателем и наследством ни условиями завещания, ни условиями наследования по закону. В соответствии с этим установлено, что не допускается отказ от наследства в пользу лиц, не указанных в п. 1 ст. 1158 ГК РФ.

Как видно из анализа законодательства, круг лиц, в пользу которых наследник может отказаться от наследства, сильно расширен. Такой позиции придерживается и Верховный Суд РФ. В п. 44 Постановления Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании" дается разъяснение, что отказ от наследства в пользу других лиц (направленный отказ) может быть совершен лишь в пользу лиц из числа наследников по завещанию, а также наследников по закону любой очереди, которые призваны к наследованию <1>.

<1> О судебной практике по делам о наследовании: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 7.

С данной позицией не согласен Конституционный Суд РФ, он считает норму абз. 1 п. 1 ст. 1158 ГК РФ неконституционной из-за неправильности ее формулировки и что данная норма не соответствует Конституции РФ, поскольку она не позволяет четко определить круг лиц, в пользу которых может быть совершен направленный отказ <1>.

<1> Заседание Конституционного Суда Российской Федерации // http://www.ksrf.ru/ru/Ses...spx?ParamId=112.

Круг лиц, в пользу которых может быть совершен отказ от наследства, должен быть сужен. Законодателю нужно ограничить круг лиц при направленном отказе. Направленный отказ должен быть совершен только в пользу тех наследников, которые являются наследниками данной очереди, если есть наследники данной очереди, то в пользу их и нужно сделать направленный отказ. При отсутствии еще наследников, например первой очереди, наследник может отказаться в пользу наследников следующей очереди.

Представляется, что абз. 1 п. 1 ст. 1158 ГК РФ нужно изложить следующим образом: наследник вправе отказаться от наследства в пользу других наследников по завещанию или наследников по закону данной очереди, которая призвана к наследованию, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).

Исследовав институт отказа от наследства в гражданском законодательстве, следует отметить следующее: согласно ст. 1161 ГК РФ если наследник, который не принимает наследство, отказывается от наследства, но при этом не указывает, что отказывается в пользу другого наследника, то такой наследник не будет иметь права наследовать или он будет отстранен от наследования. Также наследственное законодательство предусматривает, что вследствие недействительности завещания часть наследства, которая причиталась бы такому отказавшемуся наследнику, переходит к наследникам по закону, которые призываются к наследованию, пропорционально их наследственным долям. Однако в случае, когда наследодатель завещал все имущество назначенным им наследникам, часть наследства, причитавшаяся наследнику, отказавшемуся от наследства или отпавшему по иным указанным основаниям, переходит к остальным наследникам по завещанию пропорционально их наследственным долям, если только завещанием не предусмотрено иное распределение этой части наследства. Указанные правила не применяются, если наследнику, отказавшемуся от наследства или отпавшему по иным основаниям, подназначен наследник.