Мудрый Юрист

Информационная доступность к сведениям о лицах, признанных недееспособными

Асеева Анастасия Алексеевна, аспирант кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

Данная статья посвящена проблеме обеспечения информационной доступности лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения с недееспособными гражданами. На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует единая информационная база данных учета лиц, признанных на основании решения суда недееспособными. В связи с этим недееспособные лица имеют возможность самостоятельно заключать сделки от своего имени, что нарушает права самих недееспособных лиц и влечет неустойчивость гражданского оборота, поскольку такие сделки являются ничтожными.

Ключевые слова: дееспособность, психическое расстройство, решение суда, недееспособный, сделки, ничтожность, двустороння реституция, информационная база.

Information accessibility to information on persons who has been declared legally incapable

A.A. Aseeva

The article concerns the problem of provision of informing the persons who enter civil-law relations with incapable persons. At present the Russian Federation lacks a single data base of record of persons who has been declared legally incapable. In this connection incapable persons can independently conclude transactions on their own behalf and this fact violates the rights of incapable persons themselves and entails instability of civil circulation. Such transactions are void.

Key words: dispositive legal capacity, psychic disorder, court decision, incapable, transactions, incapable, mutual restitution, data base.

Гражданский кодекс Российской Федерации <1> (далее - ГК РФ) в п. 1 ст. 21 определяет, что под гражданской дееспособностью признается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 330.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, в соответствии с п. 1 ст. 29 ГК РФ признается недееспособным только судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. При этом в соответствии с п. 2 ст. 29 ГК РФ сделки от имени гражданина, признанного недееспособным, совершает его опекун.

Согласно п. 2 ст. 32 ГК РФ и п. 2 ст. 31 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в т.ч. в судах, без специального полномочия.

Согласно ст. 2 ФЗ "Об опеке и попечительстве" под опекой в отношении недееспособных лиц понимается "форма устройства... признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия" <2>. Таким образом, все юридически значимые действия от имени и в интересах недееспособного гражданина совершает его опекун. Недееспособность лица предполагает, что лицо не лишается своих прав и свобод, но утрачивает способность реализовывать свои права самостоятельно, вследствие чего он не может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

<2> Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 05.05.2014) // СПС "КонсультантПлюс".

Следует отметить, что единой информационной базы недееспособных лиц в Российской Федерации нет, паспорт гражданина Российской Федерации также не предполагает фиксирования данной информации.

Проблема, связанная с отсутствием единой информационной базы о недееспособных лицах, очевидно, существует, поскольку последствием заключения сделки гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, является ее ничтожность (ст. 171 ГК РФ). Опасность подобных сделок, при которых контрагент не осведомлен о статусе недееспособного лица, или осведомлен, но вводит в заблуждение третьих лиц (нотариуса) и злоупотребляет положением недееспособной стороны по сделке, не способной понимать значение своих действий, или когда само недееспособное лицо использует незнание контрагента с целью впоследствии вернуть себе реализованное по сделке путем признания ее ничтожной, заключается в создании ситуаций, приводящих к неустойчивости гражданского оборота. Значительное количество сделок признается недействительными в связи с прямым участием в них недееспособных лиц.

Чаще всего негативные последствия таких сделок наступают для самих недееспособных лиц, поскольку в силу психического заболевания, которым страдает недееспособное лицо, оно не способно осознавать характер сделки, оценивать выгодность или невыгодность тех или иных ее условий для себя, сопоставлять результат сделки с обычно ожидаемым в подобных случаях.

Так, цена продажи какого-либо имущества может оказаться значительно ниже рыночной цены, устанавливаемой при подобного рода сделках. Поскольку сделка считается заключенной с момента достижения сторонами соглашения по ее существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ), оснований полагать, что недееспособное лицо в полной мере отдает отчет своим действиям и характеру заключаемой сделке и сможет добиться выгодных для себя условий, крайне мало.

С другой стороны, рассуждать об опасности таких сделок только с точки зрения возможности причинения вреда недееспособному лицу было бы слишком однобоко и несправедливо.

Контрагенты нередко могут оказаться в уязвимом положении в таких случаях, когда при двусторонней реституции недееспособное лицо, получившее деньги по сделке и реализовавшее, к примеру, свое имущество, вернуть данные деньги не может, а обратить взыскание на единственное жилье, в котором проживает недееспособное лицо, запрещено по действующему законодательству (ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <3> (далее - ГПК РФ)). Обратить взыскание на имущество опекуна, пусть даже действовавшего недобросовестно и не уберегшего недееспособного заключения сделки, также нельзя.

<3> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, контрагент может оказаться пострадавшим в этой ситуации. При этом, если условия сделки явно не в пользу недееспособного лица, основания для признания сделки действительной в силу того, что опекун подаст такой иск (п. 2 ст. 171 ГК РФ), поскольку сделка совершена к выгоде недееспособного лица, также применимы не будут.

Основная причина возникновения такой неустойчивости в гражданском обороте связано со следующим.

В Российской Федерации не является обязательным, официальным и централизованным порядок регистрации последствий признания лица недееспособным, т.е. отсутствует единая база информации по лицам, признанным недееспособными по решению суда. Нигде не закреплен четкий порядок, каким образом нотариус или регистрирующий орган, в т.ч. ЗАГС, должен установить наличие или отсутствие дееспособности у лица, не говоря уже о простых физических или юридических лицах.

Установление дееспособности по паспорту носит лишь частичный характер, поскольку устанавливает фактически только момент наступления дееспособности в силу возрастного критерия, не более.

Данная ситуация нередко может стать предметом манипуляции и злоупотребления в корыстных целях, причем как со стороны лиц, признанных недееспособными, их опекунов, так и со стороны контрагентов по сделке.

Проблема отсутствия единой базы данных лиц, признанных по решению суда недееспособными, связанная с характером правоотношений, в которые вступают недееспособные лица, и субъектным составом заключаемых ими сделок, лежит в нескольких плоскостях одновременно. Условно сделки, в которые вступают недееспособные лица, можно разделить на несколько категорий в зависимости от формы сделки (ст. ст. 160 - 164 ГК РФ).

  1. Сделки, требующие нотариального удостоверения (ст. 163 ГК РФ). В данных сделках дееспособность сторон должна устанавливаться нотариусом.
  2. Сделки, требующие государственной регистрации (ст. 164 ГК РФ).

В данных сделках наличие ограничений в дееспособности устанавливается уполномоченным регистрирующим органом, принимающим и обрабатывающим документы, которые в конечном счете выносит положительное или отрицательное решение о регистрации сделки.

  1. Сделки с участием физических и юридических лиц, не требующие специальной регистрации или нотариального удостоверения (ст. 161 ГК РФ).

Согласно ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в т.ч. наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности. Нотариальное удостоверение сделок обязательно: 1) в случаях, указанных в законе; 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась <4>.

<4> См. подробнее: Ситдикова Л.Б. Эффективность действия норм в гражданском праве России (на примере предложения о введении обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью) // Нотариус. 2013. N 5. С. 15 - 17.

При этом важным моментом является то, что согласно п. 3 ст. 163 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы сделки, когда это требуется по закону или по соглашению сторон, влечет ее ничтожность, за исключением случаев, когда по закону сделка может быть признана недействительной.

Очевидно, что для придания юридической силы указанным сделкам необходимо участие нотариуса, который играет большую роль, поскольку именно на него ложится обязанность по установлению возможности заключения и удостоверения такой сделки с соблюдением требований к субъектному составу сделки, а именно наличия дееспособности ее участников.

В соответствии со ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <5> (далее - Основы законодательства о нотариате) при удостоверении сделок осуществляется проверка дееспособности граждан, обратившихся за совершением нотариального действия. Однако ни Основы законодательства о нотариате, ни Гражданский кодекс РФ не содержат положений, регламентирующих способ и порядок проверки дееспособности граждан.

<5> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно п. 18 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации (утверждены Приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91) <6> (далее - Методические рекомендации), при удостоверении сделок с участием несовершеннолетних, недееспособных или не полностью дееспособных нотариус проверяет наличие согласия их законных представителей и (или) органа опеки и попечительства на совершение сделки, когда это требуется в соответствии с законом (например, п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ и др.). Однако данный пункт Методических рекомендаций не раскрывает порядок установления и проверки дееспособности стороны по сделке.

<6> Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

При приеме документов на регистрацию нотариус в первую очередь проверяет паспорт сторон (физических лиц) по сделке и устанавливает дееспособность на основании достижения стороной 18 лет. В порядке ст. 42 Основ законодательства о нотариате при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица, которое производится на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи. Из паспорта можно установить возраст гражданина, следовательно, и наличие у него полной дееспособности.

Согласно ст. 57 Основ законодательства о нотариате нотариус удостоверяет завещания дееспособных граждан, составленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и лично представленные ими нотариусу.

Не подлежат удостоверению сделки от имени гражданина хотя и не признанного судом недееспособным, но находящегося в момент обращения к нотариусу в состоянии, препятствующем его способности понимать значение своих действий или руководить ими (например, вследствие болезни, наркотического или алкогольного опьянения и т.п.), что делает невозможным выполнение нотариусом возложенной на него законом обязанности - проверить соответствие содержания сделки действительному намерению сторон, а также разъяснить сторонам смысл и значение содержания сделки (ст. 54 Основ законодательства о нотариате). В этом случае нотариус отказывает в совершении нотариального действия, а гражданину разъясняется его право обратиться за удостоверением завещания и любой другой сделки после прекращения обстоятельств, препятствующих их совершению.

Таким образом, нотариус не имеет возможности установить наличие или отсутствие дееспособности у граждан, обращающихся к нему за совершением нотариального действия с его участием, без наличия соответствующей официальной базы данных, содержащей сведения о лицах, признанных недееспособными по решению суда.

На сегодняшний момент наибольшим количеством полномочий по определению наличия или отсутствия дееспособности у лица обладают уполномоченные регистрирующие органы. На фоне отсутствия единой базы данных недееспособных лиц исключение составляет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. При получении органом по государственной регистрации сведений о признании гражданина недееспособным записи об этом вносятся в графу "Особые пометки" Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество <7>. При этом судебные органы обязаны в трехдневный срок направить копию решения суда о признании гражданина недееспособным, вступившего в законную силу, в органы государственной регистрации. Однако недостатком такой системы является то, что сведения о недееспособности правообладателя, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются только определенному исчерпывающему перечню лиц, среди которых присутствуют и судебные органы, ведущие дело, связанное с имуществом правообладателя, сам правообладатель, его представителям, и лицам, получившим доверенность, а также антимонопольному органу, налоговым органам, правоохранительным и некоторым иным, исключение из которых составляет другая сторона по договору, для которой данная информация является закрытой. Такой порядок никак не может способствовать сокращению числа сделок, совершенных с имуществом недееспособных лиц.

<7> Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.

В отношении сделок, которые заключаются в простой письменной форме и не требуют специальной процедуры их удостоверения, стороны по сделке лишены возможности установить наличие или отсутствие дееспособности второй стороны по сделке. Особенно это негативно сказывается в случаях, когда одна из сторон имеет намерение скрыть информацию о своей недееспособности.

С появлением единой государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" <8>, которая обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляет необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям, граждане и юридические лица получили доступ к судебным решениям, выносимым судами общей юрисдикции, в т.ч. относительно признания лица недееспособным. Однако нередко эта информация может быть частично или полностью закрытой в целях защиты персональных данных (ст. 10 Федерального закона РФ "О персональных данных" <9>). Таким образом, простым обывателям, участникам гражданско-правовых отношений доступ к сведениям, представляющим стратегическую и экономическую важность при заключении сделки в части проверки наличия дееспособности контрагента по сделке, закрыт.

<8> Официальный сайт ГАС "Правосудие". URL: http://www.sudrf.ru.
<9> Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // СПС "КонсультантПлюс".

На этом фоне нельзя не отметить положительную тенденцию, наблюдаемую в некоторых зарубежных странах, которые встали на путь создания единых информационных баз. Речь идет не о глобальной информационной базе недееспособных лиц, но о некоторых элементах учета лиц, ограниченных или лишенных дееспособности.

Например, в Германии законодательство определяет место хранения документов, содержащих сведения об оказании специализированной помощи, - участковые суды по месту обычного проживания гражданина. Законодательство Бельгии требует указывать в удостоверении личности гражданина, реестре населения и в картотеке Министерства юстиции факт наличия у гражданина умственной отсталости. Французское законодательство обеспечивает публичной гласности судебные решения о признании недееспособным или об ограничении дееспособности путем внесения соответствующей записи в реестр актов гражданского состояния и отметки на полях свидетельства о рождении гражданина посредством специального штампа <10>.

<10> Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 123.

Значительное развитие на этом пути достигла республика Казахстан. В Казахстане создан единый реестр лиц, признаваемых недееспособными. На основании Приказа Генерального прокурора Республики Казахстан от 01.06.2012 N 69 были утверждены Правила ведения учета лиц, признанных в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными <11>. Проверка по учету производится как раз для получения сведений о дееспособности проверяемого лица.

<11> Правила ведения учета лиц, признанных в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными: утв. Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 1 июня 2012 г. N 69. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июня 2012 г. N 7758. URL: http://normativ.uchet.kz (дата обращения: 13.04.2015).

В Российской Федерации, несмотря на отсутствие такой единой системы учета лиц, признанных судом недееспособными, на местном уровне некоторые органы местного самоуправления предусматривают в качестве одного из видов осуществляемой деятельности ведение учета лиц с психическими расстройствами, а также ведение учета лиц, над которыми установлена опека.

Так, в муниципальном округе г. Москвы "Дорогомилово" в качестве задач органов здравоохранения предусмотрено ведение учета лиц, над которыми установлена опека <12>. Аналогично в муниципальном округе Филевский парк <13>. Однако нигде не регламентированы доступ к такой информации или порядок ее использования. Данное направление деятельности не закреплено в уставе муниципального образования. Чаще всего собираемая в таком порядке информация необходима для проверки выполнения опекуном своих обязательств по уходу за недееспособным и не является обязательной к представлению другим лицам. Такие реестры представляют собой локальный учет и не могут решить проблему в принципиальном плане, т.к. контрагенты не имеют доступа к таким базам, а в большинстве регионов такого учета может вообще не оказаться в силу его необязательности.

<12> Сайт муниципального округа "Дорогомилово". URL: http://dorogomilovo.info/opeka/item/ned.php (дата обращения: 13.04.2015).
<13> Сайт муниципального округа "Филевский парк". URL: http://www.filipark.ru (дата обращения: 13.04.2015).

Таким образом, основываясь на опыте зарубежных стран, следует полагать, что для соблюдения устойчивости гражданского оборота, а также для защиты прав и интересов как недееспособных лиц, так и их возможных контрагентов по сделкам необходимо создание единой информационной базы лиц, признанных в Российской Федерации недееспособными на основании вступившего в законную силу решения суда. Доступ к такой единой информационной базе должен быть предоставлен официальным государственным органам, которым такая информация может быть необходимой по характеру их деятельности и выполняемых ими функций, а также нотариусам.

По нашему мнению, сведения о признании гражданина недееспособным должны предоставляться также в органы ЗАГС путем обеспечения их доступа к единой базе информации, на основании чего по запросам заинтересованных лиц будет выдаваться соответствующая информация о дееспособности того или иного лица.

Спорность данного решения проблемы не исключена, поскольку любое предоставление информации о гражданине лежит в сфере распространения личных сведений, которые охраняются законом. Однако, как и всегда, для соблюдения баланса интересов и прав всех сторон свобода одного лица должна ограничиваться свободой другого лица. В целях недопущения злоупотребления правами как недееспособных лиц, так и их контрагентов такое раскрытие информации является просто необходимым.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 330.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 05.05.2014) // СПС "КонсультантПлюс.
  4. Основы законодательства Российской Федерации "О нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.
  7. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Правила ведения учета лиц, признанных в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными: утв. Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 1 июня 2012 г. N 69. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июня 2012 г. N 7758. URL: http://normativ.uchet.kz (дата обращения: 13.04.2015).
  9. Сайт муниципального округа "Дорогомилово". URL: http://dorogomilovo.info/opeka/item/ned.php (дата обращения: 13.04.2015).
  10. Сайт муниципального округа "Филевский парк". URL: http://www.filipark.ru (дата обращения: 13.04.2015).
  11. Официальный сайт ГАС "Правосудие". URL: http://www.sudrf.ru.
  12. Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  13. Ситдикова Л.Б. Эффективность действия норм в гражданском праве России (на примере предложения о введении обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью) // Нотариус. 2013. N 5. С. 15 - 17.