Мудрый Юрист

Международная практика государственно-частного партнерства (ГЧП)

В статье проведен краткий анализ зарубежной практики применения и развития механизмов государственно-частного партнерства в ОЭСР, ЕС, ЕврАзЭС, БРИКС. Были определены ключевые направления для расширения практики использования механизмов государственно-частного партнерства, а также основные тренды в реализации индустриальных проектов и привлечения инвестиций. На основе проведенного анализа авторами сформулированы предложения по развитию концессии как одного из механизмов государственно-частного партнерства. Приводятся рекомендации по использованию ряда инструментов привлечения иностранного капитала в проекты, реализуемые на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), концессионное соглашение, региональное управление, правовое регулирование, реализация инфраструктурных проектов, управление рисками.

International practice of public-private partnership

V.V. Ivanov, M.M. Zhabina

In this article a brief analysis of international practices in using and improving the mechanics of public-private partnership in the OECD, the EU, the Eurasian Economic Community, the BRICS has been done. The key ways to expand the practice of using the mechanisms of public-private partnership and also the main trends in industrial projects realization and investments attraction are determined. Basing on this analysis, the authors provide suggestions for the development of concession as one of the mechanisms of public-private partnership. There are recommendations on the use of some tools for attracting foreign capital into the projects realized on the territory of Russian Federation.

Key words: public-private partnership, concession agreement, regional management, legal control, realization of infrastructure projects, risk management.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) <1> рассматривается как один из самых эффективных способов взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса и как механизм может быть использован в целях создания или реконструкции объектов транспортной, инженерной, производственной или социальной инфраструктуры, а также в энергетической сфере, оборонно-промышленном комплексе, сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д. <2>. ГЧП основывается на реализации ряда принципов, ключевыми из которых является разделение рисков между участниками, распределение ответственности, закрепление обязательств и условий реализации проекта в соглашении <3>.

<1> ГЧП (англ. PPP "public-private partnership" - "публично-частное партнерство") - это привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. См.: Государственно-частное партнерство в России. URL: http://www.pppinrussia.ru/main/ppp_in_russia/faq.
<2> Инновационные стратегии ЕС: материалы международной научно-практической конференции, 28 марта 2013 г. = Innovationsstrategien der EU: Materialien der internationalen wissenschaftlich-praktischen Konferenz, 28. Marz 2013. - М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2013. С. 183.
<3> Public Private Partnerships in Infrastructure - World Bank - PPPIRC. URL: http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/.

ГЧП предполагает эффективное управление финансовыми потоками как со стороны государства, так и со стороны частного партнера. Это реализуется через формирование бизнес-моделей, базирующихся на различных подходах и их комбинациях. Выбор механизма ГЧП определяется проектными ориентирами, по которым в дальнейшем и создается бизнес-модель. Использование инструментов проектного финансирования позволяет с учетом множества экономических факторов сформировать модель и уже на стадии планирования выявить ее сильные и слабые стороны, а также оценить возможность и пути устранения некоторых недостатков.

Для публичного партнера механизм ГЧП позволяет реализовать крупный средне- или долгосрочный проект, направленный на развитие инфраструктуры и/или оказание услуг населению. Привлекая частный сектор к финансированию и реализации проекта, публичный партнер может минимизировать либо практически полностью исключить необходимость использования средств государственного бюджета. Частный партнер, являясь участником ГЧП, имеет возможность получать прибыль при реализации проекта и в определенных соглашением случаях пользоваться гарантиями (в форме различных компенсационных выплат со стороны публичного сектора), а также льготами и иными преференциями, если они предусмотрены соглашением и не противоречат действующему законодательству <4>.

<4> Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 9.

Принципы ГЧП могут быть закреплены законодательно либо представлены в форме рекомендаций <5>. Это также позволяет обеспечивать взаимодействие бизнеса и публичного сектора, не являющееся ГЧП (например, спонсорство, благотворительность, государственные закупки и т.д.). В мировой практике в процессе разработки и осуществления проекта ГЧП выделяют несколько этапов, важнейшими из которых можно назвать этап первичной оценки проекта, этап конкурсного отбора инвестора, этап подписания соглашения между сторонами и обеспечения финансирования и гарантий, этап управления рисками и оценки эффективности по итогам реализации проекта. В целях повышения эффективности выполнения данных этапов разрабатывается инструментарий для различных форм ГЧП. Одной из форм ГЧП, которая активно применяется в мировой практике, является концессия <6>. В большинстве стран формирование законодательной базы для ГЧП начиналось с принятия закона, регулирующего основы концессионного соглашения, в том числе и для Российской Федерации. Это объясняется тем, что механизм концессии позволяет реализовывать дорогостоящие долгосрочные инфраструктурные проекты с привлечением значительного объема частных инвестиций и получением большего экономического и социального эффекта для обеих сторон - как публичной, так и частной. Примерами иных инструментов ГЧП могут являться соглашение о разделе продукции, контракт жизненного цикла и др. <7>.

<5> Принципы ОЭСР для ГЧП (The OECD Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships) OECD (2012), Council Recommendation on Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships, Available. URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/PPP-Recommendation.pdf; Public Private Partnership in Infrastructure - Resource Center for Contracts, Laws and Regulation. The World Bank, 2011. URL: http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/; EBRD Core Principles for a Modern Concession Law (MCL). URL: http://www.ebrd.com/downloads/legal/concessions/russian.pdf.
<6> "По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество <...>, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности". Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
<7> Информационный портал ГЧП Инфо, раздел "Аналитика". URL: http://www.pppi.ru/content/analitika.

Практика развития ГЧП регулируется рядом международных и наднациональных организаций, таких как Всемирный банк <8>, ООН <9>, ОЭСР <10>, ЕС <11> и др. В рамках реализации программы Агентства США по международному развитию (USAID) <12> в 2001 году был образован Глобальный альянс по развитию (англ. The Global Development Alliance, GDA). Модель GDA использовалась как новый эффективный способ оказания помощи развивающимся странам через механизм ГЧП. Смысл GDA заключается в мобилизации финансовых средств государственных и частных корпораций и фондов в сочетании с использованием технических знаний и опыта американского правительства. Целью GDA является стимулирование экономического роста, развитие предпринимательства, охрана здоровья, решение экологических проблем, расширение доступности к образованию и технологиям для населения развивающихся стран. В 2013 году USAID заключило более 200 партнерских соглашений с частным сектором. Всего за прошедшие 12 лет при помощи модели GDA в США удалось заключить свыше 1,5 тыс. соглашений ГЧП с участием почти 3,5 тыс. уникальных партнерских организаций. Их общая стоимость оценивается более чем в 20 млрд долл. общественных и частных фондов. Этот портфель позволил на каждый доллар от USAID через партнерские взносы дополнительно привлечь почти 3 долл.

<8> Всемирный банк, секция ГЧП. URL: http://www.worldbank.org/en/topic/publicprivate-partnerships.
<9> Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). URL: http://www.un.org/ru/ga/undp/.
<10> Материалы рабочей группы организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по ГЧП "Network of Senior Public-Private Partnership Officials". URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/ppp.htm.
<11> Исследования ГЧП Европейского союза (ЕС) "Research in Public Private Partnerships". URL: http://ec.europa.eu/research/industrial_technologies/research-ppp_en.html.
<12> Агентство США по международному развитию (англ. The United States Agency for International Development, USAID) - независимое агентство федерального правительства США. Отвечает за невоенную помощь США другим странам - поддержку торговли, сельского хозяйства, экономического роста, здравоохранения, экстренную гуманитарную помощь, содействие в предотвращении конфликтов и поддержку демократии более чем в 100 странах мира. URL: http://www.usaid.gov/.

В США соглашение ГЧП дает право частному партнеру участвовать на определенных условиях в государственной собственности, а также выполнять ряд функций, которые обычно относятся к публичной сфере. Договор традиционно предусматривает наличие контракта определенного публичного агентства с частной стороной. Его предметом являются строительство, реконструкция объекта госсобственности и/или его эксплуатация, управление и т.д. При этом основные права на собственность не изменяются. Публичный сектор остается собственником даже после передачи объекта в управление частной компании <13>. Сферами сотрудничества при ГЧП в США являются совершенствование транспортного сообщения, модернизация инфраструктуры, утилизация ТБО, использование водных ресурсов и пр. По данным Национального института ГЧП, примерно треть муниципальных служб сервиса в США работает в формате ГЧП <14>. Особенностью системы управления финансовыми потоками в США является то, что во внутренней экономической сфере страны механизм ГЧП реализуется по принципу "Buy American" <15>, что существенно ограничивает возможности для иностранных контрагентов.

<13> Отчет Центра ГЧП Внешэкономбанка "Еженедельный мониторинг СМИ по тематике ГЧП" за 19 - 25 апреля 2013 года. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/20130419-25.pdf.
<14> The office of innovation and development alliances Partnering to Accelerate Entrepreneurship (PACE) Initiative Global Partnerships Division. URL: http://www.usaid.gov/news-information/fact-sheets/pace-initiative.
<15> Принцип "Buy American" подразумевает реализацию ГЧП лишь подрядчиками США. Источник: Тюрин С. ГЧП в Америке // ТПП-Информ, 25 апреля 2013 г. URL: http://www.tpp-inform.ru/global/3404.html.

В странах БРИКС развитие ГЧП также имело свои особенности. Концессионная и иные схемы ГЧП наиболее активно применяются в Китае, Индии и Бразилии. В основном это проекты в производственной сфере, сельскохозяйственной, проекты коммунально-бытовой инфраструктуры, в сфере освоения сырьевых месторождений. Уже сейчас Россия планирует совместные проекты ГЧП с Бразилией. Так, Центр развития государственно-частного партнерства и The State Economic Development Secretariat/PPP Unit бразильского штата Минас-Жерайс в 2014 году заключили соглашение о сотрудничестве, согласно которому основными направлениями взаимодействия между странами станут обмен опытом и информацией в области ГЧП, оказание бизнес-проектам организационной поддержки, "перекрестное" изучение инвестиционных проектов с использованием ГЧП-механизмов <16>.

<16> Балиев А. Выгода делится на пять // "Российская Бизнес-газета" - Государственно-частное партнерство N 958 (29) от 29 июля 2014 г. URL: http://www.rg.ru/2014/07/29/opit.html.

В Китайской Народной Республике (КНР) первая стадия формирования ГЧП продолжалась с 1980-х до 1990-х годов <17>, и ее спецификой являлась высокая степень участия государства в формировании механизмов управления проектами. Массовая реализация проектов BOT <18> способствовала привлечению иностранных инвестиций, улучшению развития инфраструктуры в стране, облегчению финансового бремени правительства. С начала 90-х годов шло развитие юридической базы как для ГЧП, так и для проектов BOT. Вторая волна BOT началась в 2000-х годах с возрождения финансирования инфраструктурных проектов и экономического развития страны. Под эгидой Программы развития ООН (ПРООН) Пекин поддержал включение схемы ГЧП в осуществляемую Программу развития ООН 21 Века (UN Agenda 21, ACCA 21) в Китае <19>.

<17> Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Китайской Народной Республике. 2010. URL: http://www.pppinrussia.ru/main/publications/foreign/inostrannie_modeli_gchp/country/kitai.
<18> BOT (Build - Operate - Transfer) - англ. "строительство - эксплуатация - передача".
<19> Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). URL: http://www.un.org/ru/ga/undp/.

В Южно-Африканской Республике (ЮАР) при оценке бизнес-проектов основными критериями соответствия заявленным целям ГЧП являются возможность их реализации доступными средствами, экономический эффект и разделение рисков с частной стороной. В 2001 г. с учетом накопленного опыта и при финансово-техническом содействии государственных фондов международного развития США (USAID), Великобритании (DIFID) и Германии (DTZ) при Национальном казначействе Министерства финансов ЮАР был образован головной орган, в компетенцию которого были переданы функции общего финансового надзора и технического консультирования в рамках ГЧП <20>. Деятельность созданного Управления по государственно-частному партнерству (УГЧП) финансируется исключительно из бюджета Казначейства. От имени государства УГЧП занимается рассмотрением технико-экономических обоснований для проектов, организацией и проведением публичных тендеров, с последующим подписанием контрактов, а также выполняет контрольную функцию, осуществляя надзор за исполнением сторонами своих обязательств. В своей практической деятельности Управление тесно сотрудничает с другими ведомствами ЮАР, властями южноафриканских провинций и муниципальных образований (например, по вопросам развития систем водоснабжения, электрификации и канализации).

<20> Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Южно-Африканской Республике // Материалы информационного ресурса "Государственно-частное партнерство в России", 2011. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/PPP_RSA.pdf.

В Бразилии уже имеется закон о концессиях, опираясь на который частные компании могут строить и управлять инфраструктурными активами с разрешения государства <21>. Документ также позволяет публичной стороне предложить частному партнеру унитарный платеж в тех случаях, когда проект является недостаточно экономически устойчивым. Законодательная база в Бразилии построена таким образом, что государство должно предоставлять свои услуги в развитии инфраструктуры только тогда, когда существует необходимость и отсутствуют другие альтернативы. В 1995 году Национальная программа по приватизации также стала частью правовой основы для развития участия бизнес-сектора в экономике Бразилии.

<21> Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Бразилии // Материалы информационного ресурса "Государственно-частное партнерство в России", 2010. URL: http://www.pppinrussia.ru/main/publications/foreign.

В Индии в 2012 году с помощью ГЧП власти опробовали механизм концессионного соглашения для решения острой проблемы нехватки мощностей для хранения больших объемов зерна <22>. Индия является также одним из самых прибыльных рынков медицинского туризма в мире. Министерство туризма Индии стремится к использованию потенциала ГЧП в традиционных для Индии системах оздоровления (например, Аюрведа, Сиддха, йога). Для предоставления услуг здравоохранения более высокого качества правительством Индии была принята новая модель ГЧП, которая направлена на совершенствование инфраструктуры здравоохранения через частную поддержку государственного сектора медицины <23>.

<22> Концессии и инфраструктурные инвестиции // Соб. инф. Экспертного журнала от 27 мая 2014 г. URL: http://www.investinfra.ru/koncessii/38-koncessija-sohranit-zerno-v-indii.html.
<23> Индия испытывает бум в отношении медицинского туризма // Новости информационного ресурса "Государственно-частное партнерство в России". 8 июля 2011 г. URL: http://www.pppinrussia.ru/main/novosti/news/closeup/1667.

В азиатском регионе также интересен опыт ГЧП Сингапура, например по созданию системы "единого окна" для обеспечения оптимальных условий ведения бизнеса. Система TradeXchange <24> представляет собой нейтральную и защищенную платформу торговли ("единое окно"), которая облегчает обмен информацией в торговых и логистических кругах Сингапура. Эта система интересна в качестве примера реализации взаимовыгодных партнерских отношений между бизнес-структурами и государственными органами. TradeXchange - это IT-инициатива, управление которой осуществляется несколькими учреждениями: Таможенной службой Сингапура, Советом экономического развития и Службой по развитию информационно-коммуникационных технологий Сингапура <25>. На всех стадиях создания и функционирования системы "единого окна" была заметна сильная поддержка со стороны сингапурского правительства, что является примером активного участия публичной стороны в ГЧП.

<24> Кутин С.Л. Государственно-частное партнерство в Сингапуре по созданию системы "единого окна" для обеспечения оптимальных условий ведения бизнеса. 26 апреля 2012 г. URL: http://kazahcargo.ru/blog/tamozhnya-singapura.html.
<25> Первый IT-проект в Сингапуре, который реализуется в рамках ГЧП. Источник: там же.

В странах Европы опыт применения ГЧП связан с использованием и развитием механизмов финансирования проектов. Так, по оценкам Standard & Poor's <26> и на основе планов Европы до 2020 года в инфраструктуру необходимо привлечь от 1,5 до 2 трлн евро, что требует включения в партнерства третьих сторон в лице кредитных организаций. В странах Европейского союза важную роль в этом плане играет Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) <27>, который часто рассматривают в качестве кредитного института при финансировании проектов ГЧП. С участием ЕИБ еще до кризиса осуществлялся ряд проектов в сфере железнодорожного транспорта <28>. Например, линия Oresund (Дания, Швеция), высокоскоростная магистраль HSL Zuid (Нидерланды), железнодорожный туннель Tunnel Rail Link (Великобритания). По данным докладов о состоянии проектов и рынков ГЧП, опубликованных на официальном сайте ЕИБ, после 2008 года количество реализуемых проектов ГЧП резко сократилось, в том числе некоторые из них были заморожены. В 2010 году руководством ЕС совместно с ЕИБ были предприняты попытки к восстановлению европейского рынка ГЧП, но в 2011 году мероприятия по восстановлению были практически прекращены, а объемы и количество новых сделок в первом полугодии 2012 года упали до самого низкого уровня за последнее десятилетие. Наряду с преобразованием механизмов ГЧП и корпоративного инвестирования выросла доля бюджетной инфраструктуры.

<26> Emerging Trends In Infrastructure. URL: https://www.spratings.com/corporates/project-finance/Emerging-Trends-in-Infrastructure.html.
<27> The EIB's role in Public-Private Partnerships (PPPs). URL: http://www.eib.org/attachments/thematic/eib_ppp_en.pdf.
<28> Кузьмин В.А. Государственно-частное партнерство: опыт реализации механизма в Германии и возможности его использования в России // Портал о ГЧП в России. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/Kuzmin_PPP_Germany.pdf.

ОЭСР предпринимает все попытки для развития принципов ГЧП и обеспечения законности их применения. Были разработаны и опубликованы 12 принципов <29>, которые сосредоточены на обеспечении прозрачности использования механизмов ГЧП, минимизации рисков для партнеров и обеспечении целостности процесса закупок.

<29> Принципы ОЭСР для ГЧП (The OECD Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships) OECD (2012), Council Recommendation on Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships, Available. URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/PPP-Recommendation.pdf.

Для Белоруссии как одной из стран ЕврАзЭС <30> ГЧП на данный момент является частью общей политики правительства по эффективному использованию бюджетных средств. Правительством Белоруссии совместно с негосударственными и международными организациями ведется системная работа по развитию ГЧП. В Республике Беларусь в 2013 году стартовал совместный проект ЕС и ПРООН "Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь". Главной целью проекта является укрепление потенциала представителей публичного и частного секторов, научного сообщества и общественных организаций для продвижения, разработки и реализации проектов ГЧП в инфраструктурных отраслях страны <31>.

<30> Структура Евразийского экономического сообщества. URL: http://evrazes.com/about/structure.
<31> Пастушенко Т. Беларусь лидирует в СНГ по внедрению механизмов государственно-частного партнерства - Заборовский // БЕЛТА, 20 декабря 2013. URL: http://www.evrazes-bc.ru/news/view/29255.

Для ГЧП в Республике Казахстан существуют такие инструменты государственной поддержки концессионера, как предоставление натурных грантов; гарантии потребления государством определенного объема товаров, работ, услуг в случае, если основным потребителем является государство; компенсация некоторого объема инвестиционных затрат концессионера; компенсация затрат концессионера на эксплуатацию в пределах предоставляемых объемов услуг, оказываемых за счет бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности, и пр. <32>. В 2008 году в Казахстане было создано Акционерное общество "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" <33>, которое своими целями объявило: создание в Казахстане устойчивой системы ГЧП в соответствии с лучшей мировой практикой; увеличение количества объектов, введенных в эксплуатацию с применением механизмов ГЧП. Также целью на ближайшую перспективу было выбрано развитие кадрового потенциала страны по вопросам ГЧП. Единственным акционером АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" является Правительство Республики Казахстан в лице Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.

<32> Шайкин Г. Развитие государственно-частного партнерства в Республике Казахстан. Киев, 24 апреля 2012 г. URL: http://www.ukrppp.com/present/Day_2_Panel_7_Kazakhstan.pdf.
<33> О деятельности Казахстанского центра государственно-частного партнерства. URL: http://www.kzppp.kz/ru/page/view?id=9; Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2008 года N 693 "О создании специализированной организации по вопросам концессии". URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30197931.

В российской практике государственного и муниципального управления по ГЧП разрабатываются и совершенствуются механизмы проектного финансирования <34> инфраструктурных проектов, предлагается широкий спектр программных продуктов для автоматизации процессов управления инвестициями и долговыми обязательствами. Механизм оценки финансирования проектов ГЧП в России находится на стадии формирования. В марте 2014 года в рамках Российской недели ГЧП Минэкономразвития России были представлены рекомендации по оценке эффективности реализации проектов ГЧП <35>.

<34> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования"; Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. М.: ИНФРА-М, 2012. 383 с. (Национальные проекты).
<35> Ткаченко М.В., Долгов А.А., Борщевский Г.А., Шабаев Р.Э. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ "Региональный ГЧП-стандарт" / Под общей редакцией к. э. н., доцента кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО (У) МИД России П.Л. Селезнева. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp.pdf.

Концессионное законодательство в Российской Федерации развивается с 2005 года. После принятия Закона о контрактной системе <36> в действующий Федеральный закон "О концессионных соглашениях" также был внесен ряд поправок. Обсуждалось внесение нормы, дающей право публичному партнеру заключать концессионное соглашение с частным партнером без конкурса <37>. Правительством Российской Федерации 12 марта 2013 года в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" <38>. Данный проект должен ввести в российское законодательство юридическое определение термина "государственно-частное партнерство", но при этом не закрепляет конкретный перечень принципов ГЧП, как это встречается в зарубежной практике <39>.

<36> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<37> Лютова М. Государство не откажет частной инициативе // Статья газеты "Ведомости" от 28.01.2014, N 12 (3516).
<38> Проект N 238827-6 Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" URL: http://www.pppi.ru/sites/default/files/docs/60.pdf.
<39> Emerging Partnerships: Top 40 PPPs in Emerging Markets. URL: http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/emerging-partnerships.pdf.

В большинстве регионов РФ уже приняты региональные законы о ГЧП, но, по оценкам некоторых экспертов, работает из них только треть <40>. В городе Санкт-Петербурге, напротив, принятие регионального закона <41> не только способствовало становлению регионального рынка ГЧП, но и практически стало эталоном для других субъектов на пути к развитию принципов ГЧП в решении проблем городского хозяйства. Лидерами в РФ среди регионов по привлечению инвестиций являются Калужская область, Ульяновская область, Республика Татарстан <42>. В 2013 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе подчеркивалось, что, несмотря на то что финансовые возможности поддержки регионов со стороны федерального бюджета постоянно сокращаются, именно регионы в скором времени должны стать главным элементом экономического роста России <43>.

<40> Марк Н. Придет ли ГЧП в военно-промышленный комплекс? // Торгово-промышленные ведомости - ТПП-Информ, 22 июля 2013 г. URL: http://www.tpp-inform.ru/security/3669.html.
<41> Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах".
<42> Рейтинг "ГЧП-Старт" // ГЧП-Журнал - N 1, февраль 2013 года. URL: http://www.i-regions.org/upload/Materials%20for%20news/rating_gchp.pdf.
<43> Цывинский О. Доклад "Новый баланс сил в регионах" - итоги заседания Всемирного экономического форума в Давосе в 2014 году. URL: http://www.weforum.org/; Вардуль Н. Давосский форум второй год ставит на российские регионы // Финансовая газета. 2 февраля 2014 года. URL: http://fingazeta.ru/top/batalonyi-prosyat-ognya-191288/.

Применение механизмов ГЧП позволит регионам РФ не только повысить свою инвестиционную привлекательность, но и успешно конкурировать в борьбе за иностранных инвесторов. В целях развития инвестиционного потенциала в 2013 году было предложено и одобрено создание агентства по привлечению инвестиций в регионы России (РАПИР) <44>. Главная задача РАПИР - продвижение инвестиционных возможностей российских регионов на мировом рынке инвестиций.

<44> В России будет создано агентство по привлечению инвестиций в регионы // Соб. инф. ИТАР-ТАСС. 28.09.2013. URL: http://tass.ru/glavnie-novosti/683270.

Таким образом, проведенный авторами анализ общемировых трендов показал, что ряд инструментов развития ГЧП может быть использован в России: фокусирование на закреплении основных принципов ГЧП, формирование глобальных управленческих механизмов для массовой реализации общественно направленных индустриальных проектов, поиск новых подходов в риск-менеджменте. Для Российской Федерации, основываясь на результатах анализа, авторы предлагают следующие рекомендации при решении проблем развития и применения механизмов ГЧП:

<45> Иванов В.В., Хан О.К. Управленческий учет для эффективного менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2012. 208 с. (Национальные проекты).

Анализ мировых трендов выявил возможности для расширения практики использования механизмов ГЧП, что способно стать ключевым направлением для реализации индустриальных проектов и привлечения большого объема инвестиций. ГЧП для Российской Федерации может рассматриваться как один из инструментов в становлении импортозамещающих производств, актуальность которых в связи с последними экономическими событиями в мире и в условиях санкционных действий возрастает.

Библиография

Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. 668 p.

EBRD Core Principles for a Modern Concession Law (MCL). URL: http://www.ebrd.com/downloads/legal/concessions/russian.pdf.

Emerging Partnerships: Top 40 PPPs in Emerging Markets. URL: http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/emerging-partnerships.pdf.

Maplecroft's new Political Risk Atlas 2013. URL: http://spain.marsh.com/Portals/52/Documents/mapa%20de%20riesgo%20pol%C3%ADtico%202013_Marsh_Mappelcroftpdf.

Official website of the European Commission. Research in Public Private Partnerships. URL: http://ec.europa.eu/research/industrial_technologies/research-ppp_en.html.

Official website of the European Union's bank. The EIB's role in Public-Private Partnerships (PPPs). URL: http://www.eib.org/attachments/thematic/eib_ppp_en.pdf.

Official website of the OECD. N etwork of Senior Public-Private Partnership Officials. URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/ppp.htm.

Official website of the Standard & Poor's Emerging Trends In Infrastructure. URL: https://www.spratings.com/corporates/project-finance/Emerging-Trends-in-Infrastructure.html.

Official website of the United States Agency for International Development. URL: http://www.usaid.gov/.

Public-Private Partnerships (PPPs) in China: Present Conditions, Trends, and Future Challenges. Zhiyong Liu and Hiraku Yamamoto. URL: http://www.webssa.net/files/cas_ppp.pdf.

Public Private Partnership in Infrastructure - Resource Center for Contracts, Laws and Regulation. The World Bank, 2011. URL: http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/.

The National Council for Public-Private Partnerships. URL: http://www.ncppp.org/.

The office of innovation and development alliances Partnering to Accelerate Entrepreneurship (PACE) Initiative Global Partnerships Division. URL: http://www.usaid.gov/news-information/fact-sheets/pace-initiative.

Балиев А. Выгода делится на пять // "Российская Бизнес-газета" - Государственно-частное партнерство N 958 (29) N 958 от 29 июля 2014 г. URL: http://www.rg.ru/2014/07/29/opit.html (Baliev A. Vygoda delitsja na pjat' // "Rossijskaja Biznes-gazeta" - Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo N 958 (29) N 958 ot 29 ijulja 2014 g.).

Вардуль Н. Давосский форум второй год ставит на российские регионы // Финансовая газета. 2 февраля 2014 года. URL: http://fingazeta.ru/top/batalonyi-prosyat-ognya-191288/ (Vardul' N. "Davosskij forum vtoroj god stavit na rossijskie regiony" // Finansovaja gazeta 2 fevralja 2014 goda).

В России будет создано агентство по привлечению инвестиций в регионы // ИТАР-ТАСС. 28.09.2013. URL: http://tass.ru/glavnie-novosti/683270 (V Rossii budet sozdano agentstvo po privlecheniju investicij v regiony // ITAR-TASS 28.09.2013).

Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" (Zakon Sankt-Peterburga ot 24 oktjabrja 2000 g. N 552-64 "Ob uchastii Sankt-Peterburga v gosudarstvenno-chastnyh partnerstvah").

Елекоева Т. Частно-петербургское партнерство // Журнал "Коммерсантъ Власть". 2013. N 44. С. 44 - 46 (Elekoeva T. Chastno-peterburgskoe partnerstvo // Zhurnal "Kommersant# Vlast'". 2013. N 44. S. 44 - 46).

Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. М.: ИНФРА-М, 2012. 383 с. (Национальные проекты) (Ivanov V.V., Korobova A.N. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij. - M.: INFRA-M, 2012. 383 s. (Nacional'nye proekty)).

Иванов В.В., Хан О.К. Управленческий учет для эффективного менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2012. 208 с. (Национальные проекты) (Ivanov V.V., Han O.K. Upravlencheskij uchet dlja jeffektivnogo menedzhmenta. M.: INFRA-M, 2012. 208 s. (Nacional'nye proekty)).

Индия испытывает бум в отношении медицинского туризма // Новости информационного ресурса "Государственно-частное партнерство в России". 8 июля 2011 г. URL: http://www.pppinrussia.ru/main/novosti/news/closeup/1667 (Indija ispytyvaet bum v otnoshenii medicinskogo turizma // novosti Informacionnogo resursa "Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii" 8 ijulja 2011 g.).

Инновационные стратегии ЕС: материалы международной научно-практической конференции, 28 марта 2013 г. = Innovationsstrategien der EU: Materialien der internationalen wissenschaftlich-praktischen Konferenz, 28. Marz 2013. М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2013. 190 с. (Innovacionnye strategii ES: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 28 marta 2013 g. M.: Mosk. gor. un-t upravlenija Pravitel'stva Moskvy, 2013. 190 s.).

Информационный портал "ГЧП Инфо", раздел "Аналитика". URL: http://www.pppi.ru/content/analitika (Informacionnyj portal "GChP Info", razdel "Analitika").

Концессии и инфраструктурные инвестиции // Экспертный журнал. 27 мая 2014 г. URL: http://www.investinfra.ru/koncessii/38-koncessija-sohranit-zerno-v-indii.html (Koncessii i infrastrukturnye investicii // Jekspertnyj zhurnal 27 maja 2014 g.).

Кузьмин В.А. Государственно-частное партнерство: опыт реализации механизма в Германии и возможности его использования в России // Портал о ГЧП в России. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/Kuzmin_PPP_Germany.pdf (Kuz'min V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: opyt realizacii mehanizma v Germanii i vozmozhnosti ego ispol'zovanija v Rossii // Portal o GChP v Rossii).

Кутин С.Л. Государственно-частное партнерство в Сингапуре по созданию системы "единого окна" для обеспечения оптимальных условий ведения бизнеса. 26 апреля 2012. URL: http://kazahcargo.ru/blog/tamozhnya-singapura.html (Kutin S.L. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Singapure po sozdaniju sistemy "edinogo okna" dlja obespechenija optimal'nyh uslovij vedenija biznesa. 26 aprelja 2012).

Лютова М. Государство не откажет частной инициативе // Газета "Ведомости" от 28.01.2014, N 12 (3516) (Ljutova M., "Gosudarstvo ne otkazhet chastnoj iniciative" // Gazeta "Vedomosti" ot 28.01.2014, N 12 (3516)).

Марк Н. Придет ли ГЧП в военно-промышленный комплекс? // Торгово-промышленные ведомости - ТПП-Информ, 22 июля 2013 г. URL: http://www.tpp-inform.ru/security/3669.html (Mark N. Pridet li GChP v voenno-promyshlennyj kompleks? // Torgovo-promyshlennye Vedomosti - TPP-Inform, 22 ijulja 2013 g.).

О ГЧП на информационном ресурсе "Государственно-частное партнерство в России". URL: http://www.pppinrussia.ru/main/ppp_in_russia/faq (O GChP na Informacionnom resurse "Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii").

О деятельности Казахстанского центра государственно-частного партнерства. URL: http://www.kzppp.kz/ru/page/view?id=9 (O dejatel'nosti Kazahstanskogo centra gosudarstvenno-chastnogo partnerstva).

Отчет Центра ГЧП Внешэкономбанка "Еженедельный мониторинг СМИ по тематике ГЧП" за 19 - 25 апреля 2013 года. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/20130419-25.pdf (Otchet Centra GChP Vneshjekonombanka "Ezhenedel'nyj monitoring SMI po tematike GChP" za 19 - 25 aprelja 2013 goda).

Пастушенко Т. Беларусь лидирует в СНГ по внедрению механизмов государственно-частного партнерства - Заборовский // БЕЛТА. 20 декабря 2013. URL: http://www.evrazes-bc.ru/news/view/29255 (Pastushenko T. Belarus' lidiruet v SNG po vnedreniju mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva - Zaborovskij // BELTA 20 dekabrja 2013).

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2008 года N 693 "О создании специализированной организации по вопросам концессии". URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30197931 (Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 17 ijulja 2008 goda N 693 "O sozdanii specializirovannoj organizacii po voprosam koncessii").

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" (Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11 oktjabrja 2014 g. N 1044 "Ob utverzhdenii Programmy podderzhki investicionnyh proektov, realizuemyh na territorii Rossijskoj Federacii na osnove proektnogo finansirovanija").

Принципы ОЭСР для ГЧП (The OECD Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships) OECD (2012), Council Recommendation on Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships, Available. URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/PPP-Recommendation.pdf (Principy OJeSR dlja GChP).

Программа развития ООН (ПРООН). URL: http://www.un.org/ru/ga/undp/ (Programma razvitija OON (PROON)).

Проект N 238827-6 Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" URL: http://www.pppi.ru/sites/default/files/docs/60.pdf (Proekt N 238827-6 Federal'nogo Zakona "Ob osnovah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossijskoj Federacii").

Рейтинг "ГЧП-Старт" // ГЧП-Журнал. N 1, февраль 2013 года. URL: http://www.i-regions.org/upload/Materials%20for%20news/rating_gchp.pdf (Rejting "GChP-Start" // GChP-Zhurnal. N 1 fevral' 2013 goda).

Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Бразилии // Материалы информационного ресурса "Государственно-частное партнерство в России", 2010. URL: http://www.pppinrussia.ru/main/publications/foreign (Sadyhov A.P. Informacionno-analiticheskaja spravka ob opyte GChP v Brazilii // materialy Informacionnogo resursa "Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii", 2010).

Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Китайской Народной Республике // Материалы информационного ресурса "Государственно-частное партнерство в России", 2010. URL: http://www.pppinmssia.ru/main/publications/foreign/inostrannie_modeli_gchp/country/kitai (Sadyhov A.P. Informacionno-analiticheskaja spravka ob opyte GChP v Kitajskoj Narodnoj Respublike // materialy Informacionnogo resursa "Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii", 2010).

Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Южно-Африканской Республике // Материалы информационного ресурса "Государственно-частное партнерство в России", 2010. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/PPP_RSA.pdf (Sadyhov A.P. Informacionno-analiticheskaja spravka ob opyte GChP v Juzhno-Afrikanskoj Respublike // materialy Informacionnogo resursa "Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii", 2010).

Структура Евразийского экономического сообщества. URL: http://evrazes.com/about/structure (Struktura Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva).

Ткаченко М.В., Долгов А.А., Борщевский Г.А., Шабаев Р.Э. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ "Региональный ГЧП-стандарт" / Под общей редакцией к. э. н., доцента кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО (У) МИД России П.Л. Селезнева. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp.pdf (Tkachenko M.V, Dolgov A.A., Borshhevskij G.A., Shabaev R.Je Pod obshhej redakciej k. je. n., docenta kafedry jekonomicheskoj politiki i gosudarstvenno-chastnogo partnerstva MGIMO (U) MID Rossii P.L.Seleznjova Metodicheskie rekomendacii po razvitiju institucional'noj sredy v sfere gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sub#ektah RF "Regional'nyj GChP-standart". M.: Centr razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, 2014).

Тюрин С. ГЧП в Америке // ТПП-Информ. 25 апреля 2013 г. URL: http://www.tpp-inform.ru/global/3404.html (Tjurin S. GChP v Amerike// TPP-Inform. 25 aprelja 2013 g.).

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ "O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd").

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (Federal'nyj zakon ot 21.07.2005 N 115-FZ "O koncessionnyh soglashenijah").

Цывинский О. Доклад "Новый баланс сил в регионах" - итоги заседания Всемирного экономического форума в Давосе в 2014 году. URL: http://www.weforum.org/ (Cyvinskij O., doklad "Novyj balans sil v regionah" - itogi zasedanija Vsemirnogo jekonomicheskogo foruma v Davose v 2014 godu).

Шайкин Г. Развитие государственно-частного партнерства в Республике Казахстан. Киев, 24 апреля 2012 г. URL: http://www.ukrppp.com/present/Day_2_Panel_7_Kazakhstan.pdf (Shajkin G. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Respublike Kazahstan - g. Kiev, 24 aprelja 2012 g.).