Мудрый Юрист

Нотариат в Беларуси, в России, в казахстане (задачи, функции, принципы деятельности)

Каменков Виктор Сергеевич, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, медиатор.

Тема настоящего небольшого исследования имеет высокую степень актуальности в связи с динамично происходящими, радикальными изменениями в законодательстве трех государств, регулирующем правовой статус нотариата.

Так, в суверенной Беларуси первый Закон о нотариате и нотариальной деятельности за десять лет двенадцать раз претерпевал изменения и дополнения. В настоящее время действует Закон "О нотариате и нотариальной деятельности" с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 12 июля 2014 г. (далее - Закон о нотариате) [1]. Кроме того, в конце 2013 года был принят Указ Президента Республики Беларусь "Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь" [2] (далее - Указ N 523). Планируется совершенствование правового регулирования рассматриваемых правоотношений.

В Российской Федерации Основы законодательства о нотариате [3] за более чем двадцать лет претерпевали более двадцати раз изменения и дополнения.

Закон о нотариате Республики Казахстан [4] (далее - Закон РК о нотариате) за период с 1997 года по 2014 год (последняя редакция) изменялся и дополнялся 29 раз.

Попытаемся разобраться, в чем секрет такой супердинамичности правового регулирования данного вида общественных отношений?

В первую очередь обратим внимание на понятие нотариата, его задачи, функции и принципы деятельности.

Сравнительный анализ показывает следующее.

На пространстве, объединяющем территории указанных выше трех государств, не существует какого-либо правового акта (модельного, примерного, международного договора и т.п.), который бы ставил целью сближение (гармонизацию или унификацию) актов национального законодательства о нотариате. Хотя такая гармонизация необходима, когда речь идет о защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Обратившись к ст. 1 Закона о нотариате [1], выясняем, что нотариат в Республике Беларусь включает государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

А в соответствии с Указом N 523 [2] с 1 января 2014 г. нотариальная деятельность в Беларуси осуществляется нотариусами, действующими на основании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, без деления их на государственных и частных. Государственные нотариальные конторы и ведомственные нотариальные архивы упразднены.

Организация всего комплекса нотариального обслуживания на территории областей и г. Минска возложена на Белорусскую нотариальную палату.

В ст. 3 Закона о нотариате [1] еще раз подчеркивается, что основной задачей нотариата... является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Подобные задачи можно обнаружить и в Основах о нотариате [3]. "Нотариат... призван обеспечивать... защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации" (ст. 1).

В Законе РК о нотариате [4] задачи самого нотариата и его деятельности можно установить через дефиницию нотариата, который призван оказывать квалифицированную юридическую помощь, обеспечивающую защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий (ст. 1).

Определение понятия "нотариальная деятельность" в Законе о нотариате [1] раскрывается через совершение нотариусами и иными уполномоченными должностными лицами нотариальных действий, предусмотренных Законом о нотариате, другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь (ст. 4).

В Основах о нотариате [3] не содержится какого-либо общего понятия "нотариальная деятельность".

В Законе Республики Казахстан (далее - РК) о нотариате [4] нотариальная деятельность - "...это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан" (ст. 3).

Как видно из приведенных определений понятия "нотариальная деятельность", они отличаются друг от друга.

В официально зарегистрированном проекте Федерального закона Российской Федерации "О нотариате и нотариальной деятельности" [5] (далее - проект Закона РФ о нотариате) также имеется новая дефиниция этого понятия. "Нотариальной деятельностью признается оказываемая на профессиональной основе лицами, имеющими статус нотариуса, квалифицированная юридическая помощь, состоящая в совершении нотариальных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, консультировании по вопросам совершения нотариальных действий, а также в совершении иных действий в случаях, предусмотренных законом" (ст. 3).

К числу основных принципов нотариальной деятельности Закон о нотариате [1] относит законность, беспристрастность, независимость, тайну нотариального действия (ст. 5).

Нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, тайны нотариальных действий [5, ст. 3].

В Основах о нотариате [3] также можно обнаружить принципы беспристрастности, независимости (ст. 5), законности и тайны нотариального действия (ст. 17), но с некоторыми особенностями.

В указанном выше проекте Закона РФ о нотариате [5] в качестве принципов нотариальной деятельности предлагается дополнительно назвать еще и добросовестность нотариуса, его объективность и доступность нотариальных действий (ст. 4).

К сожалению, ни в Законе о нотариате [1], ни в Основах о нотариате [3], ни в Законе РК о нотариате [4] не раскрывается содержание термина "нотариальное действие", хотя оно является одним из системообразующих понятий данных нормативных правовых актов и всей сферы данных правоотношений.

В юридической литературе понятие "нотариальное действие" предлагается рассматривать, "...во-первых, как содержание процедуры нотариальной деятельности, выражающейся в последовательном совершении целой системы юридических фактов (динамическое понятие нотариального действия), и, во-вторых, как результат нотариального производства, как юридический факт (статическое понятие нотариального действия)" [6].

Те же авторы полагают, что нотариальным действиям в любом случае должны быть присущи следующие основные признаки:

Проведя анализ норм правовых актов указанных выше государств, можно заметить, что все перечисленные признаки нотариальных действий там имеются, но с некоторыми особенностями.

Итак, первый признак нотариального действия: полномочные к его совершению субъекты.

Так, приведенный в Законе о нотариате [1] перечень лиц, полномочных совершать нотариальные действия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это нотариусы, уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатические агенты дипломатических представительств Республики Беларусь и консульские должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь.

В населенных пунктах, в которых нет нотариальных контор и нотариальных бюро, нотариальные действия совершают уполномоченные должностные лица. По решению местного исполнительного и распорядительного органа совершение нотариальных действий возлагается на руководителя, его заместителя, секретаря или члена местного исполнительного и распорядительного органа.

Нотариальные действия за пределами Республики Беларусь совершают дипломатические агенты дипломатических представительств Республики Беларусь в случае выполнения консульских функций дипломатическими представительствами Республики Беларусь и консульские должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь.

В Основах о нотариате [3] содержатся схожие нормы. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий (ст. 1).

В Законе РК о нотариате [4] право на совершение нотариальных действий предоставлено:

  1. государственным и частным нотариусам;
  2. должностным лицам аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченным на совершение нотариальных действий;
  3. лицам, исполняющим консульские функции от имени Республики Казахстан;
  4. иным лицам, уполномоченным Законом о нотариате на совершение нотариальных действий (ст. 1).

Кроме того, в случаях и пределах, установленных Законом о нотариате, отдельные нотариальные действия могут совершать специально уполномоченные должностные лица (ст. 3). Таким образом, круг лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия, здесь несколько расширен.

Второй признак нотариального действия: совершение его от имени государства.

Данный признак присущ только для двух из числа исследуемых нормативных правовых актов трех государств.

Так, в Законе о нотариате [1] указание на совершение нотариальных действий от имени государства содержится в ст. 1 и 3. То есть нотариальные действия от имени Республики Беларусь совершаются как нотариусами, так и иными уполномоченными должностными лицами.

В Основах о нотариате [3] указание на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации присутствует в ст. 1.

В Законе РК о нотариате [4] нет правовых норм, прямо указывающих, что все нотариальные действия совершаются от имени Республики Казахстан. Только в отношении должностных лиц, совершающих консульские функции от имени Республики Казахстан, указано, какие конкретно нотариальные действия они вправе совершать (ст. 36).

Третий признак: нотариальное действие должно быть предусмотрено законодательным актом.

Здесь необходимы уточнения. Во-первых, не все государства одинаково определили уровень национальных правовых актов. Во-вторых, нотариальные действия могут быть предусмотрены не только внутренним (национальным) законодательством, но и актами международного права. В-третьих, перечень нотариальных действий, как правило, не должен быть исчерпывающим.

Как уже указывалось выше, Закон о нотариате [1] определил еще в дефиниции нотариальной деятельности, что под нею понимается совершение нотариальных действий, предусмотренных Законом о нотариате, другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь (ст. 4).

При этом в Законе о нотариате [1] есть прямая ссылка на неисчерпывающий перечень нотариальных действий (ст. 48). Например, выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов является иным нотариальным действием; иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь (ст. 50).

Если международный договор Республики Беларусь относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством Республики Беларусь, нотариус совершает это нотариальное действие в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь (ст. 106).

В Основах о нотариате [3] предусмотренность нотариальных действий именно в законодательных актах (а не в законодательстве) установлена в ст. 1, 15. Также закреплено, что законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия (ст. 35, 38). Также предусмотрен приоритет международного договора (ст. 109).

В Законе РК о нотариате [4] установлено еще в дефиниции нотариальной деятельности, что под нею понимается совершение нотариальных действий, предусмотренных Законом РК о нотариате и иными законодательными актами Республики Казахстан (ст. 3). Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные нотариальные действия (ст. 34 - 36). Приоритет международного договора также установлен (ст. 104). Но тоже с некоторыми особенностями.

Четвертый признак нотариального действия: оно должно быть направлено на защиту прав и законных интересов.

Правозащитная направленность нотариального действия, можно сказать, рассматривается в качестве презумпции. И эта идея поддержана в анализируемых нормативных правовых актах рассматриваемых трех государств. Но без некоторых специфик не обошлось и здесь.

Основное расхождение наблюдается в отношении перечня субъектов, чьи права и законные интересы должны защищаться с помощью нотариальных действий.

В Законе о нотариате [1] говорится об обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов (ст. 1, 3, 37, 40, 62). В частности, нотариусы, уполномоченные должностные лица отказывают в совершении нотариального действия, если совершение такого действия нарушает государственные интересы (ст. 62).

В Основах о нотариате [3] речь идет о защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц (ст. 1, 16, 99). Интересы государства в качестве объекта защиты со стороны нотариуса упоминается в ст. 64 (охрана наследственного имущества), 68 (прекращение мер к охране наследственного имущества), 69 (оплата расходов за счет наследственного имущества), 71 (порядок выдачи свидетельства о праве на наследство), т.е. когда государство может выступать наследником.

В Законе РК о нотариате [4] также речь ведется только о защите нотариусом прав и законных интересов физических и юридических лиц (ст. 1, 10, 11, 15, 17 и др.). Но одновременно в данном Законе предусмотрены правовые последствия для нотариуса в случае нарушения им законодательства Республики Казахстан при совершении нотариальных действий, повлекших нарушение прав и законных интересов государства (ст. 10, 11). Государство рассматривается в качестве потенциального наследника (ст. 70). Предусмотрен отказ в совершении нотариального действия, если оно противоречит законодательству (ст. 48).

Однако далеко не все вопросы в национальном законодательстве о нотариате решены: "...вопросы совершения протеста векселя в отношении прекратившего свое существование до наступления срока платежа должника необходимо урегулировать на уровне закона. Это вполне возможно сделать в рамках законодательства о нотариате и нотариальной деятельности" [7].

И в целом можно вести речь о расширении полномочий нотариата: "...нотариат как профессия, как институт гражданского общества полезен всем - и гражданам, и юридическим лицам, но на данный момент он не востребован в той мере, в какой он может отвечать интересам всего общества. Это происходит потому, что в законодательстве не отражено полностью значение нотариата, сужены его полномочия" [8]. Организовать более высокую востребованность нотариата в целях более эффективной защиты прав в целях оптимизации нагрузки на суды и иные правоприменительные органы - задача нынешнего времени.

Проведенное небольшое исследование позволяет сделать следующие выводы:

Представляется также, что нотариат, как правовой институт по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, нужно более эффективно использовать не только для "фиксации" бесспорных прав, но и в качестве альтернативного средства урегулирования конфликтов и правовых споров. Потенциал нотариусов, их профессиональная подготовленность и все увеличивающаяся институциональная независимость, территориальная доступность для населения и предпринимателей могут сослужить хорошую службу для того, чтобы в правовом споре выигрывали все спорящие стороны, а не одна сторона, как это бывает при судебной защите. Но для этого в исследуемых правовых актах необходимо соответствующее правовое регулирование, начиная с закрепления некоторых медиативных принципов (добровольность, сотрудничество сторон) и иные. Например, в белорусском Законе о медиации [9] нотариус уже упоминается. "Медиатором не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве нотариуса были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами" (ст. 4). И данная правовая норма не только содержит запрет, но одновременно разрешение нотариусам выступать в качестве медиаторов. Уже начата работа по специальной подготовке нотариусов для работы в процедуре медиации.

Литература

  1. О нотариате и нотариальной деятельности (с изм. и доп., вступившими в силу с 12 июля 2014 г.): Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. N 305-З (ред. от 4 января 2014 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 120. 4 авг. 2/1055.
  2. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь (вместе с Положением об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2014 г.): Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. N 523 (ред. от 27 ноября 2013 г.) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 2013. 29 нояб. 1/14639.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) (ред. от 21 июля 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. 11 марта. Ст. 357.
  4. "О нотариате": Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. N 155 // Ведомости Парламента РК. 1997. N 13 - 14. Ст. 206.
  5. Проект Федерального закона N 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 2 декабря 2013 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
  6. См.: Идрисова Л.А., Ярлыкова Е.Л., Юдина А.Б. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2013; Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: в 2 т. / Федеральная нотариальная палата, центр нотариальных исследований. М.: Волтерс Клувер, 2004. Т. 1.
  7. Габов А.В. Необходимость протеста векселя при прекращении прямого должника до истечения срока надлежащего исполнения вексельного обязательства // Юрист. 2014. N 9. С. 12 - 17.
  8. Оводов А.А. Интервью с президентом Московской городской нотариальной палаты Константином Анатольевичем Корсиком // Юрист. 2012. N 3. С. 3 - 7.
  9. "О медиации": Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. N 58-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 2013. 23 июля. 2/2056.