Мудрый Юрист

Криминалистические меры по предотвращению террористических проявлений на объектах транспортной инфраструктуры

А.П. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса.

В статье рассматриваются правовые, криминалистические, оперативно-технические методы и средства, позволяющие осуществлять проверку полученной первичной информации о противоправных деяниях, связанных с использованием взрывных устройств.

Ключевые слова: криминалистические меры, взрывное устройство, преступление, терроризм, признаки, объекты транспорта, осмотр.

Forensic measures to prevent acts of terrorism on objects of transport infrastructure

A.P. Kuznetsov

A.P. Kuznetsov, doctor of law, professor, head of department of state and legal disciplines of the Nizhny Novgorod institute of management and business.

In the article the legal, criminalistic, operating-technical methods and means allowing to carry out verification of the received primary information on illegal acts of the explosive devices connected with use are considered.

Key words: criminalistic measures, explosive device, crime, terrorism, signs, objects of transport, survey.

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. законодатель впервые в разделе IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" выделил самостоятельную главу 24 "Преступления против общественной безопасности". Указанная группа преступлений представляет повышенную общественную опасность, так как в процессе совершения создает реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям общества. Особое место в данном структурном образовании занимают преступления террористической направленности, которые приводят к массовой гибели людей, угрожают международной безопасности, провоцируют возникновение вооруженных конфликтов, ухудшают социально-экономическую и политико-правовую ситуацию, снижают уровень жизни населения, порождают обстановку страха и недоверия к органам государственной власти и ее институтам. В этой связи государство должно принимать решительные упреждающие меры, в том числе и меры правового воздействия по их нейтрализации. Полагаем, что важнейшей задачей в области противодействия преступлениям террористической направленности является: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, разработка правовой базы и механизма ее применения <1>.

<1> Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

К числу приоритетных проблем, решаемых государством, является обеспечение безопасности транспорта и транспортной инфраструктуры. Транспорт - это не только инфраструктура, которая способствует развитию экономики, является средством мобильного передвижения людей, но это еще и источник повышенной опасности, а также объект для преступного посягательства, а в некоторых случаях и объект для террористической атаки <2>. Не случайно в современных условиях предотвращению террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры законодатель уделяет особое внимание. Подтверждением этому может служить Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <3>, в котором определен порядок обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных деяний, посягающих на безопасность движения транспортных средств. В соответствии с указанным нормативным актом обеспечение транспортной безопасности включает в себя: категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; оценку их уязвимости; разработку планов по защите указанных объектов и порядка его реализации для целей обеспечения транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

<2> См.: Куракин А.В., Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности в России и зарубежных государствах // Международное публичное и частное право. 2014. N 3 (78). С. 36 - 40.
<3> Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О транспортной безопасности".

Конкретизация положений Закона нашла отражение в Указе Президента РФ от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" <4>, который определил систему мер обеспечения безопасности населения на транспорте, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

<4> Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 14. Ст. 1637.

Отметим, что решение основной задачи по обеспечению безопасности населения на транспорте, по предотвращению любых актов незаконного вмешательства, в том числе и проявлений террористического характера, невозможно без использования криминалистических средств и методов. Последние являются важным инструментом в процессе проверки информации об обнаруженных предметах, подозрительных на взрывное устройство.

В криминалистической литературе, говоря о предупреждении преступлений, ученые используют термин "предотвращение": "предотвратить" означает "отвратить, заранее принятыми мерами устранить то, что угрожает". Предотвращение преступлений - мера социальной профилактики - комплексная проблема. Такой подход представляется оправданным, так как речь идет о наиболее опасных преступных акциях (угрозах) террористического характера на транспорте.

Не случайно криминалистические средства, приемы и методы предотвращения преступлений, наряду с другими, включены в общегосударственную систему мер противодействия преступности (уголовно-правовые, криминологические, уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные, разведывательные и другие меры). Их реализация, с одной стороны, затрудняет совершение террористических акций, а с другой - создает благоприятные условия для обнаружения, задержания и изобличения виновных лиц. Будучи по своей природе интегральной системой знаний, криминалистическое предотвращение преступлений разрабатывает свои специфические приемы, средства и методы предупреждения конкретных преступлений или отдельных их видов.

В системе мер по предупреждению преступлений террористической направленности особое место занимает проверка информации, связанной с обнаружением взрывных устройств и взрывоопасных предметов <5>. Последние представляют повышенную опасность, являются носителями криминалистической информации, служат потенциальными вещественными доказательствами, и, во-первых, они должны быть сохранены для уголовного дела, и, во-вторых, опасные в обращении предметы должны быть обезврежены, а в случае необходимости и уничтожены на месте их обнаружения. Указанная специфика определяет приемы обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия взрывчатых веществ и взрывных устройств, тактику производства следственных и розыскных действий, административных и оперативно-технических мероприятий при их обнаружении.

<5> См.: Шипилов В.В. Международный опыт организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2013. N 22. С. 39 - 40.

С криминалистической точки зрения основным содержанием системы доследственной проверки сигналов о террористических проявлениях является обнаружение, обследование и осмотр взрывоопасных изделий в различных ситуациях: среди предметов материальной обстановки, либо на теле и одежде человека, либо внутри разного рода бытовых предметов (сумок, пакетов, портфелей и т.д.).

Криминалистические технологии, основанные на передовых современных достижениях науки и техники, призваны создать атмосферу неотвратимости для виновных уйти от наказания в случае реализации своих преступных замыслов. Отметим, что существующие специальные криминалистические методы и средства следует использовать в направлении на недопущение противоправных проявлений в различных формах как отдельными лицами, так и организованными группами, хорошо вооруженными техническими средствами (транспорт, связь, Интернет и т.д.). В частности, все объекты жизнеобеспечения, объекты нефте-, газопроводов, транспортные и энергетические коммуникации, метрополитен, вокзалы, аэропорты необходимо надежно и эффективно защитить с использованием криминалистических методов и средств.

В определении общей системы мер предотвращения террористических актов ученые-криминалисты должны принять самое непосредственное участие. Научная разработка конкретных специальных методов и средств предотвращения преступных акций на объектах транспортной инфраструктуры и средствах транспорта позволит предложить правоприменителю нестандартные криминалистические методики и приемы. Одним из оправдавших себя приемов является обнаружение и осмотр взрывчатых веществ, взрывных устройств, других взрывотехнических изделий. Последнее относится к особым видам криминалистических работ, представляющих собой многоэтапный и многосубъектный процесс обследования, обезвреживания и осмотра взрывоопасных изделий, выполняемый специалистами с использованием криминалистических средств, приемов и методов и имеющий конечной целью получение (обнаружение, фиксацию, изъятие и сохранение) максимально возможного количества значимой информации об изделии наиболее безопасными способами, без риска взрыва и поражения людей.

Различают два вида специального криминалистического осмотра взрывоопасных объектов в порядке проверки сигналов об их обнаружении.

Первый - первичный осмотр объектов, подозрительных на наличие взрывоопасных вложений, выявленных среди предметов материальной среды и в ходе различного рода профилактических мероприятий (при патрулировании, охране, досмотре транспортных средств и т.д.).

Второй - специальный взрывотехнический осмотр и обследование подозрительных предметов с целью распознать взрывотехническое изделие, определить его состояние, степень подготовленности к взрыву и принять соответствующие меры предосторожности по его обезвреживанию вплоть до полного уничтожения.

На практике оба вида осмотра выполняются разными субъектами в различных формах, имеют неодинаковое технико-криминалистическое обеспечение, методику и приемы проведения.

Выявление и первичный осмотр объектов, подозрительных на наличие взрывоопасных предметов и вложений, осуществляет лицо, прошедшее специальную подготовку. При подтверждении информации о наличии взрывоопасного предмета важно помнить: с предметом нельзя совершать каких-либо действий, приводящих к изменению его состояния. На этом этапе работы принимаются только первичные меры безопасности: устанавливаются границы опасной зоны; выставляется охрана предмета на месте происшествия; удаляются сотрудники объекта и пассажиры из опасной зоны; эвакуируются люди из близлежащих зданий, организуется отключение там электроэнергии и газа; вызывается пожарный расчет и бригада скорой помощи. На этом заканчивается первый этап обследования взрывоопасного предмета.

В настоящее время Министерством транспорта Российской Федерации издан ряд приказов по видам транспорта <6> - воздушного, морского и речного, автомобильного и железнодорожного, в которых устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

<6> См.: Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта"; Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта"; Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта"; Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства".

Специальное взрывотехническое обследование обнаруженных подозрительных предметов выполняется в отношении всех предметов, имеющих внешние отличительные признаки боеприпасов взрывных устройств. Данный прием занимает центральное место в проверке информации об обнаружении взрывоопасных предметов и минировании объектов - специальное взрывотехническое обследование. В процессе его проведения устанавливаются и опрашиваются свидетели, обнаружившие данный предмет. В процессе опроса выясняется, кем и когда обнаружено взрывное устройство, какие действия с ним производились (перемещение, вскрытие и т.п.), на основании каких признаков они пришли к выводу, что предмет представляет собой взрывное устройство.

На основании изучения конкретной обстановки, показаний очевидцев и результатов внешнего осмотра специалист-взрывотехник определяет необходимость проведения дальнейшего исследования предмета, требуемые для этого технические средства. После этого может быть принято одно из следующих решений: обезвредить взрывное устройство, т.е. расснарядить без повреждения конструкции или частично разрушить; эвакуировать с применением специальной техники; уничтожить взрывное устройство на месте.

Обезвреживание взрывного устройства путем расснаряжения без повреждения конструкции на месте происшествия осуществляется в исключительных случаях при принятии экстренных мер по предотвращению взрыва, если это может привести к тяжким последствиям. Проведение данной операции возможно только при наличии знания специалистом технических характеристик конструкции взрывного устройства и принципа приведения его в действие; отсутствия приспособления неизвлекаемости ("ловушка"); перемещения предмета; невозможности доставления к месту обнаружения взрывных устройств технических механизмов.

Предметы, содержимое которых однозначно определить не удается, рассматриваются как потенциально взрывоопасные.

В ходе работы специалисты руководствуются принципом личной безопасности и безопасности окружающих, а также необходимостью максимально возможного сохранения информативности исследуемых предметов для последующих криминалистических исследований.

Частичное разрушение применяется наиболее часто. Специалист, осуществляющий указанную операцию, должен находиться в безопасной зоне и осуществлять контроль с помощью видеомонитора в автомобиле взрывотехника.

Эвакуация взрывных устройств является наиболее предпочтительным способом предотвращения противоправного деяния. Эвакуация взрывных устройств проводится при соблюдении мер безопасности во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел, обеспечивающих сопровождение транспорта, доставляющего взрывное устройство с места происшествия.

Полное уничтожение взрывных устройств на месте происшествия осуществляется как исключительная мера, когда невозможно их обезвреживание и эвакуация. Решение о разрушении взрывных устройств на месте его обнаружения принимается с учетом окружающей обстановки, не допускающей причинение ущерба, вреда находящимся объектам жизнеобеспечения.

Следственный осмотр места происшествия начинается после того, как специалист-взрывотехник доложит руководителю группы, что обнаруженный предмет содержит элементы взрывных устройств, но оно обезврежено без повреждения конструкции или частично разрушено с помощью системы "Выстрел" и не представляет больше опасности.

Вывод. Проведенное исследование показало, что криминалистические методы и средства играют важную роль и позволяют решать общегосударственные задачи в области реализации криминалистической политики. Научно разработанные и апробированные на практике криминалистические технологии способствуют реализации основных направлений по предотвращению и раскрытию преступлений террористической направленности; повышают уровень эффективности противодействия указанным преступлениям на объектах транспортной инфраструктуры и средствах транспорта; помогают своевременно выявлять и оперативно раскрывать, расследовать террористические акции на транспорте, содействуют реализации комплекса мер по профилактике преступлений террористической направленности.

Решение указанных проблем будет продуктивным при условии использования, наряду с криминалистическими методами и средствами, и других отраслей знаний, применяемых в естественных и технических науках. Комплексное использование средств и методов способно обеспечить эффективное противодействие терроризму на объектах транспортной инфраструктуры и средствах транспорта.

Список использованной литературы

  1. Куракин А.В., Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности в России и зарубежных государствах // Международное публичное и частное право. 2014. N 3 (78).
  2. Шипилов В.В. Международный опыт организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2013. N 22.