Мудрый Юрист

Конституционно-правовые и институциональные основы межнационального согласия в республике Казахстан

Малиновский Виктор Александрович, член Конституционного совета Республики Казахстан, доктор юридических наук (г. Астана).

В статье освещаются конституционно-правовые основы современной казахстанской модели межэтнической толерантности и согласия. Значительное внимание уделено рассмотрению правового статуса Ассамблеи народа Казахстана - уникального инновационного института всенародного представительства интересов всех граждан и успешного инструмента казахстанской молодой демократии.

Ключевые слова: Республика Казахстан, Конституция, Ассамблея народа Казахстана, единая нация, межэтнические отношения, этнополитика, конституционные ценности, национальное меньшинство.

Constitutional-law and institutional fundamentals of inter-ethnic consent in the Republic of Kazakhstan

V.A. Malinovskij

Malinovskij Viktor A., member, the Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan, doctor of juridical sciences (Astana).

The article sheds light upon the constitutional - legal basis of modern kazakhstany model of interethnic tolerance and accord. The significant attention is given to consideration of the legal status of the Assembly of the people of Kazakhstan - the unique innovational institute of nation-wide representation of the interests of all the citizens and successful instrument of kazakhstany model of young democracy.

Key words: Republic of Kazakhstan, constitution, Assembly of the people of Kazakhstan, unified nation, interethnic relations, ethnopolicy, constitutional value, national minority.

В 2015 году в Казахстане вместе с 70-летием Великой Победы и 550-летием казахского ханства отмечаются двадцатилетие действующей Конституции Республики Казахстан и двадцатилетие Ассамблеи народа Казахстана.

Весьма показательна взаимосвязь Конституции и Ассамблеи, четко подмеченная Президентом Республики - Лидером нации Н.А. Назарбаевым: "В 1995 году Ассамблея поддержала принятие на всенародном референдуме Основного Закона страны. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана - не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Создав Ассамблею, мы нашли собственный путь к национальному единству" <1>.

<1> Назарбаев Н.А. Выступление на XVI сессии Ассамблеи народа Казахстана: "Ассамблея народа Казахстана: Доверие. Традиции. Толерантность. Транспарентность". 20 октября 2010 года. Официальный сайт Президента РК. URL: http://www.akorda.kz.

За годы независимости постоянная и многоплановая государственная политика в сфере межэтнических отношений (этнополитика, этнонациональная или национальная политика) сформировалась в важнейшую самостоятельную конституционную функцию Республики Казахстан <2>. Она включает четко определенную стратегию, приоритеты, конституционно-правовую, институциональную, организационную и иные составляющие. По содержанию можно выделить политический, идеологический, культурно-духовный, языковой, экономический, образовательный, миграционный с аспектом гражданства и ряд других ее компонентов. Центральное звено - равенство личности в правах и свободах с отрицанием исключительности по национальному признаку.

<2> Далее вместо названия "Республика Казахстан" применяется аббревиатура "РК".

Выступая на I сессии Ассамблеи народов Казахстана 24 марта 1995 г. Н.А. Назарбаев заявил: "...существует три подхода к решению национального вопроса. Первый - когда некоторые страны проводят политику "выдавливания" инонационального населения, что никогда не было присуще казахскому народу, по-братски принимавшему переселенцев. Второй - вообще не придавать значения национальному вопросу и надеяться на то, что проблемы отпадут сами по себе. Но и это не выход. Нам остается только третий, единственно верный путь, по которому мы идем, требующий трудоемкой и кропотливой работы. Это поиск соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами. Без политики разумной национальной стратегии мы не сможем решить никаких задач" <3>.

<3> Казахстанская правда. 1995. 26 марта.

Совсем недавно Н.А. Назарбаев вновь повторил эту ключевую мысль: "Необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностями. Консолидирующие ценности на базе "Мэнгiлiк Ел" ("Вечная страна" - В.М.) - это гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства... Наша главная цель: чтобы казахстанцы ставили новые общенациональные ценности - верховенство права, государственные традиции, казахстанские ценности - выше своих этнических поведенческих моделей. Объединяющей для всех казахстанцев выступает евразийская идея, которая реально синтезирует в казахстанце лучшие качества и азиата, и европейца" <4>.

<4> Назарбаев Н.А. Современное государство для всех: Пять институциональных реформ // Казахстанская правда. 2015. 12 марта.

В казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия заложен консолидирующий принцип "Единство - через многообразие". При этом принципиальная позиция заключается в том, что использование этнических вопросов в политических целях недопустимо, а сама государственная стратегия в сфере межэтнических отношений впитала в себя все общепризнанные положения в рамках положений основных международных актов.

Все последующие годы независимости страна твердо следует в избранном направлении.

Современный многонациональный облик Казахстана сложился исторически как результат многих событий, имеющих как позитивные, так и негативные последствия.

Глобальной несправедливостью для казахов - коренного государствообразующего этноса - стало сокращение его численности в период СССР с 61,3% в 1926 г. (по переписи Российской империи в 1897 г. эта цифра составляла 77%) до 40,1% в 1989 г. Среди пятнадцати республик Советского Союза Казахстан был единственной, где доля коренного народа, давшего имя стране, составляла менее половины населения. По переписи 1999 г. эта доля составила уже 53,4%, в 2005 г. - 57,9%, в 2007 г. - примерно 59%, в 2009 г. - более 63%.

В наши дни казахстанское общество как единую нацию составляют представители 130 этносов, считающих Казахстан своей Родиной. На 1 апреля 2013 г. при общей численности населения страны 16 967 тыс. человек казахи составляли 11 058 тыс. человек, или 65,2%, русские - 3 698 тыс. чел. (21,8%), узбеки - 511 тыс. чел. (3%), украинцы - 306 тыс. чел. (1,8%), уйгуры - 243 тыс. чел. (1,4%), татары - 203 тыс. чел. (1,2%), немцы - 182 тыс. чел. (1,1%) и другие этносы, численность которых иногда насчитывает менее 10 представителей, - 766 тыс. чел. (4,5%).

В Республике Казахстан создана правовая база по должному, в интересах всех и каждого, регулированию сферы межэтнических отношений.

Напомню, что в первой Конституции РК от 28 января 1993 г. <5> содержались отдельные положения, вызвавшие неоднозначное понимание и породившие настороженность в обществе. Имеются в виду записи о незыблемости казахской государственности, о Республике Казахстан как форме государственности самоопределившейся казахской нации и некоторые другие. В своей совокупности с рудиментарными нормами об экономической системе и устройстве государственной власти они обусловили необходимость срочной разработки новой Конституции.

<5> Здесь и далее с названными актами можно ознакомиться в информационно-правовой системе нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" (ИПС "Адилет").

Принятие на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. действующей ныне Конституции РК стало без малейшего преувеличения одной из исторических побед Н.А. Назарбаева. При непосредственном участии Главы государства в ней максимально сконцентрировано то, что наиболее дорого для всех казахстанцев.

Закреплены положения о народе Казахстана, объединенном общей исторической судьбой, созидающем государственность на исконной казахской земле, сознающем себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия (преамбула Конституции); о Республике Казахстан, утверждающей себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1); об основополагающих принципах деятельности Республики: общественном согласии и политической стабильности, экономическом развитии на благо всего народа, казахстанском патриотизме, решении наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте (пункт 2 статьи 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность, а также имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 19).

Пунктом 3 статьи 20 Конституции введен запрет на пропаганду или агитацию социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства. Основной Закон содержит жесткий императив: "Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие" (пункт 2 статьи 39). Этнический фактор включен в правила формирования Сената и Мажилиса Парламента Республики.

Конституционные ценности, основы этнополитики получили свое дальнейшее развитие в Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан (1996 г.), Концепции языковой политики Республики Казахстан (1996 г.), Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005 - 2007 годы (2006 г.) и иных документах государственного планирования.

Методологический характер имеют президентская Стратегия "Казахстан-2030", после выполнения которой ее логическим продолжением стала Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства, изложенный в Послании Президента Республики - Лидера нации Н.А. Назарбаева к народу Казахстана 14 декабря 2012 г.

Принципиальным действенным шагом в усилении этнополитики государства стала одобренная Главой государства в апреле 2010 г. Доктрина национального единства Казахстана, определяющая основные цели дальнейшей консолидации казахстанского общества и задачу достижения новой степени интеграции полиэтничного общества - национального единства. Доктрина органично развивает положения Конституции РК. Одновременно она содержит ряд творческих инноваций в сфере межэтнических отношений. Обозначен и ряд экономических и социальных предпосылок обеспечения национального единения. Идеология Доктрины полностью отвечает целям и задачам Стратегии "Казахстан-2050".

Нормы по этническим отношениям имеются в конституционных и обычных законах о государственных символах, о миграции населения, об общественных объединениях, о выборах, о политических партиях, об образовании, о культуре...

Думается, есть основания для следующих выводов.

Во-первых, в Республике Казахстан найден, установлен и максимально соблюдается оптимальный баланс народного, государственного и национального суверенитетов: общего для всего полиэтничного народа Казахстана - интегрирующих и консолидирующих ценностей казахстанского общества, и частного - специфических запросов каждой этнической группы, максимальное удовлетворение ее интересов в области языка, традиций, быта, образования и культуры, СМИ. Причем общее и частное пребывают в единстве, неразрывно связаны, взаимно дополняют и обогащают друг друга. В своей совокупности перечисленные и другие факторы являются гарантией недопущения в Казахстане тенденций, с одной стороны, политико-правового превосходства граждан государствообразующего этноса, с другой - этнокультурной и языковой обособленности и замкнутости этнических групп в своих пространствах, абсолютизации своих особенностей, что, как показывает история отдельных стран, нередко оборачивается экстремизмом и сепаратизмом вплоть до смены форм государственного устройства.

Во-вторых, являясь суверенным государством, Республика Казахстан вот уже более двадцати лет успешно сочетает и реализует интересы государственного цивилизационного стержня полиэтничного народа Казахстана - казахов - исконно проживающих на территории Республики и обладающих в отношении его территории всей полнотой исторических прав, с интересами всех других живущих с ними бок о бок на протяжении столетий этносов.

В-третьих, в мире Республика Казахстан является единственным, признанным мировым сообществом, государственным олицетворением казахского народа, и в силу этого выполняет специфическую функцию политико-территориального центра по консолидации казахов; по углубленному всеобъемлющему изучению их истории и особого духа человеколюбия, в тяжкую годину приютивших и спасших от смерти тысячи представителей других этносов; по сохранению и развитию государственного казахского языка, быта и традиций, яркого культурного наследия; по формировании и проведении политики содействия возвращению казахов на историческую родину; по оказанию необходимой поддержки казахским диаспорам в зарубежных странах; по особому положению и роли в тюркоязычном мире и др. "На казахский народ как на государствообразующую нацию возлагается особая ответственность. Он выполняет консолидирующую роль в формировании современной идентичности нового Казахстана. Это является главным фактором сохранения национального характера, развития и укрепления страны" <6>. Думается, данный вывод вполне приемлем для характеристики государствообразующего этноса в подавляющем большинстве современных государств.

<6> Назарбаев Н.А. Современное государство для всех: Пять институциональных реформ.

В-четвертых, одновременно Республика Казахстан, ставшая результатом самоопределения всех граждан вне зависимости от этнической принадлежности, обеспечивает равноправие всех граждан, а также удовлетворение особых интересов этнических групп, не допуская дискриминации по национальному или религиозному признакам.

В-пятых, институционализация коллективных и индивидуальных запросов этнических групп, их интеграция на основе гражданской идентичности осуществлена в форме Ассамблеи народа Казахстана, региональных ассамблей и этнокультурных объединений. Формирование казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия обусловило тот непреложный факт, что все этнические группы Казахстана избрали своей стратегией интеграцию в единый конституционный гражданский социум - народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, единством ценностей, целей и задач. Представители этнических групп выступают не в качестве национальных меньшинств, как зафиксировано в некоторых международных стандартах, а являются полноправной и неотъемлемой частью единого народа Казахстана.

В-шестых, формами реализации народного и одновременно национального суверенитетов выступает учрежденная по инициативе всех этносов Республика Казахстан, созданная всеми этносами Ассамблея народа Казахстана, совместно разрабатываемая ими государственная этнополитика, законодательные и иные акты. При сохранении государствообразующей миссии казахского народа в качестве культурно-исторического ядра современного общества, в Казахстане постепенно реализуется важнейшая историческая задача государственной идентичности и казахстанского патриотизма - формирования национального единства.

Конечно, представляется достаточно сложным определить все грани народного и национального суверенитетов с позиций их субъектов, форм осуществления, взаимопроникновения друг с другом, взаимовлияния и т.д. Ввиду особенностей этнической принадлежности к достоинству человека, многое зависит от самоидентификации личности, ее индивидуального психологического и группового социального восприятия конституционно-правовых конструкций, впечатлений от конкретных ситуаций в их историческом контексте.

В свете трагических событий на Украине, за пределами Казахстана и в отдельных прослойках казахстанского общества проводятся не во всем корректные параллели, высказываются радикальные поверхностные суждения, порождающие непонимания и ложные выводы.

Считаю, что они не имеют под собой прочной основы уже в силу проводимой в Казахстане политики межнациональной толерантности, важнейшей составляющей которой выступает языковая. "Развитие триединства языков - казахского, русского и английского - это залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности", - постоянно повторяет Н.А. Назарбаев <7>.

<7> Там же.

Статья 7 Конституции РК весьма корректно закрепляет: "1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык. 2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. 3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана".

Для сравнения приведу статью 10 Конституции Украины от 28 июня 1996 г.: "Государственным языком в Украине является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом" <8>.

<8> Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. и со вступ. ст. дир. Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. М., 2001. Т. 3. С. 311.

Конечно, и в конце XX века, и сегодня, по прошествии без малого двадцати лет, можно по-разному понимать, толковать и применять на практике нормы изложенной статьи украинской Конституции. Когда я думаю об этом, мне всегда вспоминается один весьма показательный момент.

Весной 1993 года, тогда в качестве судьи Конституционного суда РК, я принимал участие в семинаре по проблемам вынужденной миграции. Мероприятие было организовано Международной организацией по миграции (МОМ) и БДИПЧ (ОБСЕ) и проходило в Варшаве. Представительница Украины высказала негативное отношение к использованию русского языка в качестве средства межнационального общения. На вопрос о том, какой язык будет избран в качестве такового, она сослалась на английский, мол, его в Украине знают очень многие. Однако на одном из заседаний, выступая на английском, видимо не найдя должной формулировки, она осеклась и после замешательства перешла... на русский. Переводчики сделали свое дело, перевели фразу на английский. Но при этом у многих присутствующих в зале из более чем 50 государств на лицах появились улыбки, свидетельствующие об их адекватном понимании ситуации.

В Республике Казахстан, исходя из либеральных, разумных и справедливых норм Конституции, правовое регулирование функционирования языков, обязанности государства по созданию условий для их изучения и развития, по обеспечению одинаково уважительного отношения ко всем, без исключения, употребляемым в стране языкам - предназначение специального Закона от 11 июля 1997 г. "О языках в Республике Казахстан". В нем подробно закреплены, во-первых, правила использования языка в госорганах и органах местного самоуправления (употребление языков, язык актов государственных органов, язык ведения документации, язык ответов на обращения граждан, язык в Вооруженных Силах и правоохранительных органах, язык судопроизводства, язык производства по делам об административных правонарушениях, язык сделок); во-вторых, требования по применению языка в области образования, науки, культуры и СМИ; в-третьих, особенности применения языка в наименованиях населенных пунктов, именах собственных, визуальной информации; в-четвертых, основы правовой защиты языков; в-пятых, правила использования языков в отношениях с зарубежными странами и международными организациями.

К слову, в статье 2 настоящего Закона записано, что он "не регламентирует употребление языков в межличностных отношениях и в религиозных объединениях". И это совершенно правильно.

Наряду с Законом о языках действуют акты Президента Республики, Правительства и других центральных и местных госорганов, которыми утверждены соответствующие государственные стратегии, концепции, программы и другие акты. Их реализация делает осуществление в целом этнополитики и, в частности, внедрение положений и норм Конституции, Закона о языках и других документов последовательным, плавным по времени, стабильным и эффективным, без ускорений и забеганий вперед, а следовательно, без применения насилия, порождающего протестные настроения.

По утверждению Конституционного совета РК, в Республике созданы должные нормативно-правовые условия для приоритетного статуса государственного языка, нормального функционирования русского и других языков народа Казахстана. Регулирующее употребление языков законодательство реализуется в соответствии с его конституционными основами. Встречающиеся же на практике факты нарушений в сфере функционирования языков преодолимы путем принятия необходимых организационных, материальных и технических мер <9>.

<9> Более подробно см.: Информация "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан в сфере реализации конституционных положений о языках", предоставленной Конституционным советом Президенту Республики в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 19 Конституционного закона о Конституционном совете. Рассмотрена и утверждена на заседании Конституционного совета РК 25 декабря 2008 г. Официальный сайт Конституционного совета. URL: http://www.ksrk.gov.kz.

Со времени вступления в действие Конституции РК 1995 г. отношение подавляющего большинства не принадлежащих к титульной нации казахстанцев к государственному языку принципиально изменилось, он желаем для изучения и востребован в применении, превратился в одну из непременных составляющих общей культуры человека, в опору казахстанской государственности, а также формирующейся единой нации.

Проиллюстрирую некоторыми цифрами эффективность реализации конституционного права каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 19 Конституции).

В числе действующих в Казахстане около 7,5 тыс. школ более 1 400 - с русским языком обучения. Количество школ с национальными языками обучения составляет 214, в них обучаются около 100 тыс. учащихся, в том числе: 76 полных школ с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; 138 смешанных школ. По языкам обучения: на узбекском языке 139 школ - 60 полных и 79 смешанных школ (более 77 тыс. учащихся); на уйгурском языке 60 школ - 14 полных и 46 смешанных школ (около 15 тыс. учащихся); на таджикском языке 12 школ - 2 полные и 10 смешанных школ (около 4 тыс. учащихся).

В стране функционирует более 80 воскресных школ с контингентом около 5 тыс. детей и подростков. Учащиеся факультативно или в кружках изучают традиции, обычаи и языки народов, компактно проживающих в регионах, в том числе немецкий, корейский, татарский, польский, украинский, армянский, греческий, азербайджанский, чеченский, ингушский, белорусский, чувашский, болгарский, башкирский, таджикский, чешский.

За счет местных бюджетов разрабатываются и издаются учебники на узбекском, уйгурском и таджикском языках, оказываются иные виды помощи.

В целях сохранения и расширения сфер применения различных языков народа Казахстана, возможностей общения и информирования этносов на родных языках издаются 37 этнических газет, журналов и СМИ Ассамблеи народа Казахстана, издающихся на 15 языках: казахском, русском, узбекском, уйгурском, украинском, немецком, корейском, турецком, азербайджанском, татарском, белорусском, еврейском, армянском, дунганском, курдском.

Наиболее крупные этнические республиканские газеты работают при государственной поддержке (газеты "Украински новини", "Дойче альгемайне цайтунг", "Коре ильбо", "Уйгур авази", "Ватан", "Ак барс", "Ahiska-Ахыска"). В эфире республиканских теле- и радиоканалов представлены постоянные программы/рубрики по межэтнической тематике. Среди государственных театров наряду с казахскими, двумя смешанными театрами функционируют 14 русских, немецкий, корейский, уйгурский и узбекский театры. Три из них являются единственными на территории СНГ. В этих театрах кроме современных постановок на языках этнических групп осуществляются постановки из фонда классических и традиционных произведений народов Казахстана. Функционируют историко-этнографические музеи, в которых собраны уникальные экспонаты со времен обитания различных этносов на территории современного Казахстана. В 87 этнолингвистических центрах более 4 тыс. детей и подростков изучают традиции, обычаи и языки 16 этносов, компактно проживающих в регионах. Они обеспечены учебно-методической, исторической литературой и лингафонным оборудованием, позволяют знакомиться с культурой, традициями своего народа и участвовать в праздниках, днях культуры этносов, изучать литературу, историю, музыку, изобразительное искусство.

Вполне естественно в условиях плюралистической демократии и идеологического многообразия, гарантированных статьей 5 Конституции РК, среди людей существуют различные подходы и мнения. Однако подчас высказываемые крайности не являются определяющими и уж тем более не ставят под сомнение ценности казахстанского Основного Закона. Идеологическая опора этих самых крайностей сокращается.

В силу каждодневной, на протяжении более двух десятилетий, результативной, скрупулезной, разнонаправленной, трудоемкой и финансово затратной работы, фактор многонациональности и поликонфессиональности общества из зоны потенциальной конфликтогенности постепенно перемещается в сферу ресурсов стратегического созидания, а стабильность и толерантность поддерживаются и защищаются внутри самого общества. Заявленная на заре независимости, одобряемая обществом данная государственная функция получает свое максимально возможное развитие, наполняется новым содержанием и наверняка будет востребована на протяжении всей жизнедеятельности полиэтничного общества. Накопленный Казахстаном опыт получил признание как в нашей стране, так и у ведущих политических лидеров во всем мире и авторитетных международных организаций. Своими практическими делами Республика доказывает, что согласие между этносами и религиями вполне достижимо.

***

Поиск наиболее приемлемого механизма учета и реализации интересов этносов, их представительства в государственных органах завершился учреждением в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана (с 1995 г. по 2007 г. - Ассамблеи народов Казахстана).

"Ассамблея народа Казахстана - это главный и прочный фундамент мира, согласия и дружбы всех этносов, живущих на благословенной земле нашей Родины. Она сыграла важнейшую роль в истории становления и укрепления независимости, всенародном принятии Конституции Республики Казахстан, проведении глубоких реформ экономики, масштабных преобразований социальных и политических основ нашего общества. Ассамблея народа Казахстана стала вечной хранительницей единства нашего многонационального народа. Она утверждает в сознании казахстанцев великие общие ценности: единство, стабильность, толерантность, всеобщий труд, патриотизм", - убежден Н.А. Назарбаев <10>.

<10> Поздравление Главы государства с 20-летием Ассамблеи народа Казахстана // Казахстанская правда. 2015. 3 марта.

Обладающая сегодня конституционным статусом и возглавляемая лично Президентом Республики - Лидером нации <11> - Ассамблея превратилась в один из главных институтов развивающейся казахстанской демократии, на который возложена самая ответственная задача - быть хранителем дружбы народов, согласия и гражданского мира в стране.

<11> Ассамблея связана как с Президентом РК институционально, так и с Н.А. Назарбаевым персонально. Конституционным законом РК от 20 июля 2000 г. "О первом Президенте Республики Казахстан - Лидере нации" установлено, что Н.А. Назарбаеву в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять Ассамблею народа Казахстана.

На протяжении двадцати лет деятельность Ассамблеи направлена на решение без преувеличения жизненных задач казахстанского полиэтничного общества: на формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы между народами и межнационального согласия; на предупреждение негативных тенденций в сфере межэтнических отношений посредством создания единой системы взаимодействия Ассамблеи с государственными органами и общественными объединениями; на организацию работы по анализу ситуации в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, выработку на их основе практических рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества; на содействие обеспечению учета многообразных национальных интересов в проводимой государством этнополитике; на поддержание национальных СМИ и театров, народного творчества; на создание программ и проектов по укреплению межэтнических отношений, гражданского мира и согласия.

Ассамблея уникальна по своим социально-правовой природе и государственно-общественным характеристикам, отличается уровнем и масштабностью работы. Новейшая история показала, что в Казахстане разработана наиболее удачная форма взаимодействия государства и этносов в виде этнокультурных объединений. Именно это дает положительные результаты в обеспечении стабильности и согласия <12>.

<12> Ассамблея народа Казахстана: исторический очерк / Е.Л. Тугжанов, Г.В. Канн, В.С. Коробков, Н.У. Шаяхметов. Алматы, 2010. С. 100.

Вот почему в период обретения и утверждения государственной независимости Президентом Республики - Лидером Нации - неоднократно предпринимались действенные меры по повышению авторитета и эффективности деятельности Ассамблеи.

С момента образования в 1995 году и до мая 2007 года нормативно-правовое регулирование статуса Ассамблеи осуществлялось практически лишь актами Главы государства <13>.

<13> См., например: Указы Президента РК: от 17 апреля 1998 г. "О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. N 2066 "Об образовании Ассамблеи народов Казахстана"; от 3 октября 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. N 2066 "Об образовании Ассамблеи народов Казахстана"; от 23 апреля 2005 г. "Об укреплении института Ассамблеи народов Казахстана".

Буквально через пять лет после учреждения Ассамблеи к началу XXI века стали видны конкретные положительные итоги ее деятельности. К ним, в частности, относятся: инициатива проведения двух общереспубликанских референдумов по продлению полномочий Президента Республики и принятию новой Конституции <14>; прогнозирование политической ситуации и выработка рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества; усиление роли общественной экспертизы новых законопроектов в области национальной политики; развитие международных связей Ассамблеи приобрело динамичный характер; Ассамблея дала импульс удовлетворению потребностей проживающих в Казахстане этносов в изучении родных языков, обучении детей в школах национального возрождения; новое "дыхание" получила добрая традиция "всем миром" отмечать Наурыз, Курбан-Айт, Масленицу, Рождество и многие другие праздники.

<14> В феврале 2015 года именно Ассамблеей инициировано впоследствии получившее широкую поддержку в обществе предложение о проведении внеочередных выборов Президента Республики в 2015 году (вместо 2016 года, когда бы очередные президентские выборы по срокам совпали с парламентскими, что запрещено Конституцией РК).

Знаковым для Ассамблеи стал 2002 год. Указом Президента РК от 26 апреля 2002 г. были утверждены Стратегия Ассамблеи народов Казахстана и новое Положение об Ассамблее. Благодаря осуществлению в 2002 - 2011 годах предусмотренных Стратегией мер в научно-теоретическом и институционально-практическом плане сформирована и действует казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия.

Последующая эволюция политико-правового статуса Ассамблеи была определена конституционной реформой 2007 года.

Законом РК от 21 мая 2007 г. "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" Ассамблея народа Казахстана закреплена в качестве конституционного государственно-общественного института. Казахстанским этносам обеспечено гарантированное парламентское представительство: избираемые Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса стали выразителями всей совокупности интересов этнических групп Казахстана.

В реализацию конституционной реформы Парламентом впервые в истории Казахстана 20 октября 2008 г. был принят Закон "Об Ассамблее народа Казахстана".

Данным Законом на новом уровне закреплена целостная конструкция Ассамблеи - государственно-общественного института, одновременно интегрированного в систему государственной власти и в гражданское общество. При этом, что очень важно, ее миссия в сфере межэтнической толерантности и общественного согласия непосредственно связана с динамичным утверждением Казахстана в качестве демократического, светского, правового и социального государства. Ассамблея выступает важнейшим общегражданским, надполитическим общенародным инструментом, институтом, особой площадкой выявления, обсуждения и решения сложностей в сфере межэтнических отношений, в значительной степени освобождающей данную весьма тонкую и ранимую проблематику от ее политизации.

Принадлежность Ассамблеи к государственной власти определяется правовым регулированием, непосредственной взаимосвязью с Президентом Республики, акимами, Администрацией Президента, аппаратами акимов в регионах, а также вхождением в качестве членов ассамблей депутатов, представителей отраслевых исполнительных органов. Подтверждением государственного начала является также избрание Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса Парламента. "В большинстве зарубежных стран структуры, целенаправленно занимающиеся формированием толерантности и общественного согласия, являются неправительственными организациями, в то время как в Казахстане Ассамблея является важным элементом "президентской вертикали" <15>.

<15> Прокопенко Л.А. Казахстанский опыт укрепления толерантности в международном контексте // Право и государство. 2013. N 4 (61). С. 50.

Тем не менее ассамблеи не являются государственными органами (государственными учреждениями) в специальном понимании этих терминов. Более того, чисто бюрократическая компонента большей частью носит обеспечительный характер. Не случайно ранее существовавшее определение Ассамблеи в качестве "консультативно-совещательного органа при Президенте Республики" названным Законом заменено на "учреждение без образования юридического лица, образуемое Президентом Республики".

Общественное начало широко представлено на сессиях, в советах и региональных ассамблеях национально-культурными центрами, другими этническими объединениями, национальными СМИ, театрами и иными учреждениями культуры.

Единство Ассамблеи и региональных ассамблей (которые входят в структуру Ассамблеи) определено и закреплено их едиными предназначением, целями, задачами и функциями, а также общими требованиями к организации в Центре и на местах; единым правовым положением членов ассамблей - их правами, обязанностями, а также перечнем действий и поступков, несовместимых с высоким званием члена Ассамблеи.

В организации и деятельности Ассамблеи четко прослеживается сочетание демократических начал на основе коллегиальности (работа сессий, советов, роль региональных ассамблей и национально-культурных центров, этнических объединений; гласность и открытость в работе; заблаговременное сообщение о сессиях ассамблей; принятие решений на основе большинства голосов и др.) и обеспечение единства действий по достижению установленных Законом целей (обязательность решений сессии, Совета Ассамблеи и ее Председателя, Президента Республики, координация Ассамблеей деятельности региональных ассамблей и др.).

В своей совокупности сущностные, правовые и организационные начала Ассамблеи в ее коллективном и индивидуальном измерениях создают организационную основу казахстанских брендов: "Единство - через многообразие"; "Одна страна - одна судьба"; "Разное происхождение - равные возможности"; "Развитие национального духа" и других.

Статьей 3 Закона об Ассамблее установлена цель Ассамблеи - обеспечение межэтнического согласия в Казахстане в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа. В преамбуле Закона также подчеркивается предназначение Ассамблеи - деятельность, направленная на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

В действующее право об Ассамблее наряду с казахстанскими актами входят также и международные договоры. При этом "если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора". А это более чем 160 основополагающих международных правовых документов в сфере прав человека, к которым присоединилась Республика Казахстан.

Необходимо особо подчеркнуть, что Казахстаном не просто автоматически переписаны положения международных актов и восприняты идеи зарубежной практики, а творчески переработаны и имплементированы в собственную прогрессивную модель межнационального согласия. Она предполагает гармоническое сосуществование всех этносов. "Это своего рода этническая диффузия - в самом позитивном смысле этого слова. Его ядро - это государствообразующая нация и та оболочка, которая формируется вокруг него - представители всех этносов, населяющих страну. Идет взаимопроникновение культур, но при этом каждая сохраняет свою уникальность и самобытность. Не должно быть границ во взаимодействии представителей различных этносов друг с другом, представители любой национальности должны в равной мере ощущать свою принадлежность к обществу, стране и свою принадлежность к тому или иному этносу" <16>.

<16> Этнополитика: научный подход. Интервью с заместителем председателя АНК, заведующим кафедрой АНК ЕНУ им. Л.Н. Гумилева А. Башмаковым // Казахстанская правда. 2015. 28 февраля.

В Законе об Ассамблее закреплены основные задачи Ассамблеи (статья 4), принципы (статья 5) и основные направления ее деятельности (статья 6). Не будет большим преувеличением утверждение о том, что в них нашли свое закрепление методологические основы и предметные составляющие функции государства в сфере межэтнических отношений, обеспечения межнационального мира и согласия.

Состав Ассамблеи формируется из числа представителей государственных органов, этнокультурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе свыше 400 представителей всех этнических групп Казахстана.

Одной из принципиальных особенностей Ассамблеи является прямое представительство интересов этнических групп 9 депутатами в Мажилисе Парламента <17>. Выдвижение кандидатов в депутаты проводится Советом Ассамблеи, а избрание - исключительно Сессией Ассамблеи. При этом ассамблеями регионов вырабатываются и направляются в Совет Ассамблеи предложения по выдвижению кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента (статьи 9, 10 и 14 Закона).

<17> Институт выборов Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса прямо закреплен в Конституции РК, конституционных законах о выборах и о Парламенте, соответствует духу и нормам перечисленных признанных Казахстаном актов международного права. К примеру, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (ратифицирована Законом РК от 7 июня 2007 г.). В соответствии со статьей 18 данной Конвенции к мерам, которые не должны считаться дискриминационными, относятся "специальные меры, принимаемые для обеспечения адекватного представительства какой-либо составной части населения страны, в частности национальных меньшинств и этнических групп, которые в действительности из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических и культурных условий лишены возможности пользоваться равным с остальным населением положением в отношении политических и избирательных прав и свобод".

Процедура выборов Ассамблеей депутатов Мажилиса Парламента регулируется Конституционным законом РК от 28 сентября 1995 г. "О выборах в Республике Казахстан", который 19 июня 2007 г. был дополнен несколькими нормами, в том числе в статьях 93-1 "Порядок проведения сессии Ассамблеи народа Казахстана по выборам депутатов Мажилиса" и 94-1 "Подсчет голосов на выборах депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана".

Впервые выборы депутатов Ассамблеей состоялись в июне 2007 года, второй раз - 16 января 2012 г. Депутатами Мажилиса Парламента избирались по этнической принадлежности казах, русская, балкарка, белорус, кореец, немец, татарка, узбек, уйгур, украинец и чеченец. Они все - авторитетные профессионалы своего дела, многие - руководители этнокультурных объединений и организаций.

Парламентское представительство Ассамблеи в Мажилисе оформлено в виде самостоятельной депутатской группы "Ассамблея народа Казахстана". В составе депутатской группы 21 депутат. Кроме депутатов от Ассамблеи есть представители всех трех политических партий, Гражданского альянса, что обеспечивает ее деятельность в условиях многопартийного Парламента.

Законом об Ассамблее введен императивный мандат избранного Ассамблеей депутата. Его полномочия согласно статье 18 Закона могут быть досрочно прекращены по решению Ассамблеи. В данном случае решение об отзыве депутата Мажилиса Парламента принимается на Сессии Ассамблеи.

Говоря о национальном составе депутатского корпуса необходимо также иметь в виду, что при назначении 15 депутатов Сената Парламента, представляющих национально-культурные и иные значимые интересы общества, Глава государства всегда советуется с Ассамблеей. Всего же в Парламенте V созыва работают депутаты от 10, а в маслихатах - от 32 этносов.

В главе 2 Закона об Ассамблее объединены нормы, которыми определены структура Ассамблеи и ее органы управления. Структуру Ассамблеи составляют Сессия Ассамблеи, Совет Ассамблеи, Аппарат (Секретариат) Ассамблеи, ассамблеи областей (города республиканского значения, столицы).

Высшим руководящим органом Ассамблеи является Сессия Ассамблеи, которая представляет собой собрание членов Ассамблеи. Каждая из сессий - это событие в жизни казахстанцев и суверенного Казахстана. Сессия созывается Президентом Республики по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

На каждой сессии анализируются злободневные проблемы жизни государства, принимаются судьбоносные решения.

Первая сессия инициировала референдум о продлении полномочий Президента Республики Н.А. Назарбаева, II сессия - принятие новой Конституции. III сессия поддержала идеи Н.А. Назарбаева о евразийской интеграции и демократизации казахстанского общества, IV сессия активизировала работу по реабилитации жертв массовых политических репрессий. Выступление на V сессии Н.А. Назарбаева стало программой действий в области национальной политики.

Тематикой следующих сессий стали: пресечение экстремизма (VI сессия), воспитание казахстанского патриотизма (VII сессия), итоги десятилетия государственной независимости (VIII сессия). IX сессия определила стратегию Ассамблеи на среднесрочный период до 2011 года в контексте национального согласия, безопасности и гражданского мира. X сессия была посвящена казахстанской модели межэтнического согласия; XI сессия - единству, позволяющему созидать; XII сессия - упрочению патриотизма, XIII сессия - задачам общества вокруг главных национальных приоритетов. Через XIV сессию красной нитью прошла идея "Сила страны - в единстве народов". XV сессия работала под девизом "Единство - наш стратегический выбор". На XVI сессии отмечалось 15-летие Ассамблеи и обсуждались меры по культивированию Ассамблеей в обществе доверия, традиций, толерантности и транспарентности. 18 апреля 2011 г. на XVII сессии Н.А. Назарбаев выступил с историческим докладом "Независимый Казахстан: 20 лет мира и согласия", в котором представил итоги за годы государственной независимости и определил задачи на ближайшую перспективу. XX сессия работала с повесткой "Стратегия "Казахстан-2050: один народ - одна страна - одна судьба", XIX сессия - "Казахстанский путь: стабильность, единство, модернизация", XXI сессия - "Стратегия "Казахстан-2050": культура мира, духовности и согласия".

На XIII и XVIII сессиях состоялись выборы депутатов Мажилиса Парламента.

Уже простое ознакомление с повестками сессий дает представление о стремлении сконцентрировать внимание Ассамблеи на главном - единстве народа, при этом использовать ее возможности по консолидации усилий различных этносов на главных направлениях экономического и социального развития страны. Как участник ряда сессий могу поделиться личными впечатлениями об особом царящем на сессиях общем духе, совершенно лишенном даже малейшего бюрократизма, чинопочитания, приукрашивания действительности или ласковой лжи.

Содержащиеся в принятых на сессиях решениях рекомендации и предложения подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и должностными лицами. В силу их особой важности по завершении сессии, как правило, специальным правительственным постановлением определяются конкретные меры по практическому исполнению принятых решений.

В период между сессиями руководство Ассамблеей осуществляет Совет Ассамблеи, образуемый решением Президента Республики. Совет является коллегиальным органом, формируемым из числа входящих в состав Ассамблеи представителей этнокультурных объединений, руководителей ассамблей регионов, государственных органов. По решению Президента Республики в состав Совета могут быть введены и другие члены Ассамблеи. Из 64 членов Совета 24 - представители различных этносов.

Рабочий орган Ассамблеи - Аппарат (Секретариат) Ассамблеи входит в состав Администрации Президента. Его возглавляет заведующий Секретариатом, который одновременно выступает заместителем Председателя Ассамблеи. Решения сессий, Совета и поручения Председателя Ассамблеи для Секретариата обязательны к исполнению.

Законом созданы институциональные механизмы выявления многообразных особенностей этнических групп населения, их консолидации и представления на уровне единой общности - казахстанского народа. Древо Ассамблеи, ее подпитка животворными силами и мудростью людей наряду с прямым представительством - членством в Ассамблее и ее Совете обеспечиваются функционированием ассамблей регионов.

Правовой статус ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) закреплен статьями 1 и 14 Закона об Ассамблее.

Ассамблеи регионов исполняют решения Ассамблеи и ее Совета, собственные решения и поручения Председателя Ассамблеи; вырабатывают предложения по выдвижению кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей, которые направляются в Совет Ассамблеи; на регулярной основе осуществляют сбор и представление в Ассамблею информации о состоянии и перспективах укрепления межэтнических отношений в регионе; взаимодействуют с местными государственными органами, органами местного самоуправления, этнокультурными и иными общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в сфере межэтнических отношений.

По большому счету ассамблеи регионов есть своеобразные мосты между Центром и местами, между государством и гражданским обществом, поскольку, во-первых, выполняют перечисленные функции, во-вторых, формируются из представителей этнокультурных объединений, советов ветеранов, депутатов маслихатов, видных деятелей творческой интеллигенции, представителей религиозных конфессий, руководителей молодежных организаций.

Председателями ассамблей регионов по должности являются акимы областей (города республиканского значения, столицы). Организационная структура малой ассамблеи определяется с учетом необходимости представительства в ней национальных, социально-культурных и общественных интересов регионов. Данное решение председатель ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) принимает по согласованию с Секретариатом Ассамблеи.

Таким образом, руководствуясь общими ценностями и целями, решая общие задачи, ассамблеи регионов интегрированы в единую систему Ассамблеи народа Казахстана, при осуществлении своей деятельности подотчетны и ответственны перед Ассамблеей. При этом ассамблеи регионов выполняют миссию представительства Ассамблеи народа Казахстана на соответствующей территории.

Ассамблея консолидирует более 800 этнокультурных объединений, руководители которых входят в ее состав, а также в состав региональных ассамблей. Именно в этом русле происходит постепенный процесс интеграции национально-культурных центров, как носителей определенных особых групповых интересов, в общественную жизнь Республики, в субъектов государственно-правовых отношений <18>.

<18> Более подробно см.: Этнокультурные объединения // Электронная база данных этнокультурных объединений. Официальный сайт Ассамблеи народа Казахстана. URL: http://www.assembly.kz. См. также: Ассамблея народа Казахстана: исторический очерк. С. 104 - 153; Справочник руководителя этнокультурного объединения. Астана, 2009.

Важнейшая гарантия эффективности уникального государственно-общественного института заложена в механизме формирования его представительности.

Состав Ассамблеи и региональных ассамблей формируется из числа казахстанских граждан. Кандидатуры в члены Ассамблеи выдвигаются по решению: сессий региональных ассамблей на основании предложений этнокультурных и иных общественных объединений областей; высших органов республиканских, региональных этнокультурных и иных общественных объединений. Все рекомендуемые в члены Ассамблеи кандидатуры рассматриваются на заседании Совета Ассамблеи и представляются заместителями Председателя Ассамблеи на утверждение Президенту Республики. Глава государства вправе отклонить предложенные кандидатуры и ввести в состав Ассамблеи по своему усмотрению иных лиц. Кандидаты в члены региональной ассамблеи от этнокультурных общественных объединений рекомендуются решением их высших руководящих органов и вносятся в соответствующий секретариат.

Еще одной характерной особенностью политико-правового положения Ассамблеи является подробное закрепление статуса ее члена, включая правила наделения полномочиями (о чем говорилось выше), прав и обязанностей, а также оснований и порядка их прекращения (статьей 16 и иными нормами Закона).

Полномочия члена Ассамблеи прекращаются де-факто по следующим, прямо предусмотренным Законом, основаниям: 1) по собственной инициативе члена Ассамблеи; 2) в связи с утратой гражданства Республики Казахстан или выездом на постоянное место жительства за пределы Казахстана; 3) в связи с изменением места работы государственного служащего, являющегося членом Ассамблеи и входящего в состав Ассамблеи по занимаемой государственной должности; 4) в связи со смертью; 5) в связи с признанием члена Ассамблеи по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим.

По решению Президента Республики полномочия члена Ассамблеи могут быть прекращены в случае: 1) невозможности продолжения деятельности в качестве члена Ассамблеи по состоянию здоровья; 2) ненадлежащего исполнения членом Ассамблеи своих обязанностей, установленных Законом об Ассамблее; 3) совершения проступка, дискредитирующего звание члена Ассамблеи; 4) вступления в законную силу в отношении члена Ассамблеи обвинительного приговора суда; 5) иных оснований. Полномочия члена региональной ассамблеи прекращаются по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 17 Закона об Ассамблее, а также в случае выезда на постоянное место жительства в другую область (город республиканского значения, столицу).

Таким образом, Законом об Ассамблее охвачены практически все стороны ее организации и деятельности.

В связи с выполнением утвержденной в 2002 году Стратегии Ассамблеи Указом Президента РК от 18 апреля 2013 г. утверждена Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года). Расширением и углублением объемной и многоплановой деятельности Ассамблеи, региональных ассамблей и этнокультурных объединений востребовано укрепление ее организационной составляющей.

Указом Президента РК от 7 сентября 2011 г. утверждено действующее в настоящее время Положение об Ассамблее народа Казахстана, в которое впоследствии, исходя из Концепции развития Ассамблеи, внесены изменения и дополнения. В нем уточнен ряд вопросов, включая порядок принятия решений, статус заместителей Председателя и рабочего органа Ассамблеи. Введена новая должность двух заместителей Председателя от этнокультурных объединений, назначаемых в порядке ротации. Секретариат Ассамблеи - структурное подразделение Администрации Президента - возглавляет заведующий Секретариатом, одновременно являющийся заместителем Председателя Ассамблеи. Наряду с организацией деятельности Ассамблеи, ее Председателя и Совета на Секретариат возложено обеспечение реализации полномочий Президента Республики в сфере межэтнических отношений.

Крупная реформа по резкому усилению организации деятельности Ассамблеи была проведена совсем недавно.

Указом Президента РК от 17 июня 2014 г. было создано республиканское государственное учреждение " келiсiм" ("Общественное согласие") - некоммерческая организация, обладающая статусом юридического лица, созданная в организационно-правовой форме государственного учреждения при Главе государства.

Целью РГУ " келiсiм" является эффективная система организационного, финансового и материально-технического обеспечения функционирования Ассамблеи. Предмет деятельности - организационное и материально-техническое обеспечение работы Ассамблеи; организация научно-экспертного, информационного, аналитического сопровождения деятельности Ассамблеи; поддержка этнокультурных и других общественных объединений и организаций в работе, направленной на реализацию задач Ассамблеи. Уставом определены 18 видов деятельности РГУ, перечень которых оставлен открытым. Учреждение данной государственной структуры, обладающей правами юридического лица, позволило объединить ранее разрозненные по различным ведомствам материальные, кадровые и организационные ресурсы, обеспечить большую системность работы Ассамблеи <19>.

<19> Более подробно см.: Калашникова Н. Толерантность и доверие - путь к согласию и процветанию // Казахстанская правда. 2015. 6 февраля.

Необходимо подчеркнуть, что в комплекс обеспечения также входят институты при Ассамблее и меры сопровождения: финансового (Общественный фонд "Фонд АНК", Ассоциация предпринимателей АНК, президентские гранты руководителям этнокультурных объединений; бюджетом охвачены национальные театры, издание учебников с преподаванием на национальных языках и пр.), медийно-информационного (официальный сайт URL: http://www.assembly.kz, журнал "Достык - Дружба", Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК) и обучающего (Академия мира и дружбы, Методический центр инновационных технологий обучения языкам "Тiлдарын"). На региональном уровне в сфере укрепления межэтнической толерантности активно работают аналогичные структуры.

Эффективный ресурс дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений заложен в ее научной составляющей, для реализации которой в 2009 году создан Научно-экспертный совет <20>.

<20> Далее - НЭС.

В качестве его основных задач были определены комплексная экспертная оценка тенденций этнополитического, социально-экономического и конфессионального развития в Казахстане, прогнозирование развития данных процессов в стране и мире; научно-экспертное сопровождение деятельности Ассамблеи по актуальным направлениям государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений; координация научно-исследовательских работ в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений; содействие усилению роли Ассамблеи как надполитического гражданского института в развитии демократии, укреплении целостности казахстанского общества, достижении общенационального согласия.

Основной научно-исследовательский и образовательный потенциал НЭС на сегодня составляют Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, на базе которого работают Центр межэтнических отношений и толерантности, кафедра Ассамблеи народа Казахстана <21> и кафедра ЮНЕСКО по этнической и религиозной толерантности, а также Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК <22>. Ряд проектов осуществляется с Институтом востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, Республиканским координационно-методическим центром развития языков им. Ш. Шаяхметова. В регионах на базе ведущих высших учебных заведений функционируют научно-экспертные группы.

<21> Данная кафедра была создана в 2013 году, с тех пор по стране их открылось более десяти, что позволило в 2014 году учредить Ассоциацию кафедр АНК. Этнополитика: научный подход. Интервью с заместителем председателя АНК, заведующим кафедрой АНК ЕНУ им. Л.Н. Гумилева А. Башмаковым // Казахстанская правда. 2015. 28 февр.
<22> Более подробно см.: Калашникова Н.П. Ассамблея народа Казахстана: новые научные подходы // Государственное управление и государственная служба. 2011. N 2. С. 42 - 46.

Научно-исследовательский центр Ассамблеи по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений (рабочий орган НЭС) работает на базе Академии государственного управления при Президенте РК. Посредством Центра появляются возможности для более эффективного использования и других уже функционирующих структур, занимающихся изучением данных вопросов: Центра межэтнических отношений и толерантности ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (г. Астана), Центра по исследованию проблем межэтнических отношений "Дом Дружбы" (г. Алматы), других научных организаций.

В Национальной академической библиотеке открыт официальный депозитарий Ассамблеи, насчитывающий более 1 000 единиц хранения научной информации на бумажных и электронных носителях в области межэтнических и межконфессиональных отношений.

По предложению руководства Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова и Российского государственного гуманитарного университета НЭС разработан образовательный модуль "Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия", который представлен на научных, образовательных и общественных площадках России, Турции, Швеции и других государств. В Академии государственного управления при Президенте РК модуль включен в учебные программы подготовки вновь назначенных государственных служащих и их переподготовки, а также для преподавания магистрантам. Совместно разработан обучающий проект "Государственная этнонациональная политика: новые тренды", который успешно реализован и на региональном уровне. Подготовлен типовой спецкурс по этнической толерантности и культуре межнациональных отношений, который будет внедряться в качестве факультативного междисциплинарного курса в программы всех высших и средних специальных учебных заведений.

Все это позволяет аккумулировать научный, аналитический и информационный потенциал, эффективнее задействовать общественные и государственные механизмы для развития фундаментальных, прикладных и прогнозных исследований в области межэтнических отношений и толерантности.

В копилку результатов НЭС входят проведение исследований, подготовка научных конференций, круглых столов, издание монографий и учебных пособий <23>. В целостном комплексе все исследования представляют объективную научную и аналитическую информацию, показывающую, что межэтническая ситуация в Казахстане стабильная.

<23> Например, коллективные монографии: Нурсултан Назарбаев: идея мира и общественного согласия / Е.Л. Тугжанов [и др.]. Астана, 2010; Ассамблея народа Казахстана: исторический очерк. Алматы, 2010; Этнополитический словарь: Термины и понятия казахстанской политики и практики в сфере общественного согласия и межэтнической толерантности / Е.Л. Тугжанов, Н.П. Калашникова, С.К. Калмыков, В.А. Малиновский, Б.И. Ракишева, А.К. Садвокасова, Э.Д. Сулейменова, А.Ж. Жакыпов, Н.Ж. Шаймерденова, Б.С. Капалбек и Г.Т. Толегул. Астана, 2014.

Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны, эффективно решающей проблемы межэтнических отношений. Действующий Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в ходе визита в страну подробно ознакомился с работой Ассамблеи и отметил, что ее принципы в полной мере сочетаются с принципами ООН. Его предшественник - генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал Казахстан примером межэтнического согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Казахстанская модель стала одним из направлений тесного взаимодействия с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств.

Конечно, в одной журнальной статье невозможно описать весь опыт утверждения в Казахстане конституционализма в сфере межэтнических отношений, обеспечения согласия между представителями различных этносов и религиозных течений, а также роли и жизнедеятельности Ассамблеи. Поэтому в качестве эпилога приведу мнение авторов интересной и содержательной коллективной монографии "Ассамблея народа Казахстана: исторический очерк".

Аргументированно и справедливо они пишут: "Хроника деятельности АНК объемна, многогранна... Она включает в себя конференции, семинары, круглые столы, фестивали, смотры, конкурсы и другие самые различные формы международного, республиканского, областного, районного, местного масштабов. Они могут проходить в столичных дворцах и концертных залах, домах дружбы и домах культуры, в аудиториях и т.д. в разных городах, поселках, аулах, на предприятиях, в университетах, учреждениях, колледжах, школах и т.п. Но все они пронизаны одной целью - внести свою лепту, свой вклад в укрепление единства Казахстана - нашего общего достояния, залога безопасности и успешной реализации социально-экономического развития. Хроника деятельности АНК убеждает в том, что межэтническое согласие должно поддерживаться и укрепляться систематически, ежедневно, ежечасно, и в этом непрерывном созидании должен принимать участие каждый гражданин нашей страны" <24>.

<24> Ассамблея народа Казахстана: исторический очерк. С. 156.

Литература

  1. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: материалы научной конференции. Москва, 27 - 28 апреля 2000 г. / под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2000.
  2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 г., 21 мая 2007 г. и 2 февраля 2011 г. // ИПС "Адилет".
  3. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства, изложенная в Послании Президента Республики - Лидера нации Н.А. Назарбаева к народу Казахстана 14 декабря 2012 г. // ИПС "Адилет".
  4. Закон Республики Казахстан от 20 октября 2008 г. "Об Ассамблее народа Казахстана" // ИПС "Адилет".
  5. Положение об Ассамблее народа Казахстана. Утверждено Указом Президента РК от 7 сентября 2011 года // ИПС "Адилет".
  6. Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года). Утверждена Указом Президента РК от 18 апреля 2013 г. // ИПС "Адилет".
  7. Доктрина национального единства Казахстана. Одобрена Президентом Республики Казахстан 10 апреля 2010 г. // ИПС "Адилет".
  8. Ассамблея народа Казахстана: исторический очерк / Е.Л. Тугжанов, Г.В. Канн, В.С. Коробков, Н.У. Шаяхметов. Алматы, 2010.
  9. Этнополитический словарь: Термины и понятия казахстанской политики и практики в сфере общественного согласия и межэтнической толерантности / Е.Л. Тугжанов, Н.П. Калашникова, С.К. Калмыков, В.А. Малиновский, Б.И. Ракишева, А.К. Садвокасова, Э.Д. Сулейменова, А.Ж. Жакыпов, Н.Ж. Шаймерденова, Б.С. Капалбек и Г.Т. Толегул. Астана, 2014.