Мудрый Юрист

Правосудие в рамках металлодетектора

Убедительной победой адвоката закончился спор с руководством Арбитражного суда г. Москвы, о котором писал "БА" N 17 в статье "Правосудие по спецпропускам". Напомним, В.Н. Буробин 20 мая 2003 г. не был допущен на судебное заседание по делу. Охрана потребовала от защитника предъявить целый пакет документов: определение о назначении дела с "синей" печатью суда, доверенность на участие в процессе и паспорт. Заметим, что, например, работники милиции, налоговых органов, прокуратуры проходят в здание суда по удостоверению личности. Сотрудники милиции ссылались на распоряжение председателя суда А.К. Большовой и внутреннюю инструкцию.

Адвокат направил запрос председателю суда с просьбой выслать копию инструкции и указать нормы законодательства, предусматривающие такие ограничения. В ответ поступило письмо заместителя председателя А.Н. Антошина, в котором судья указывал на "необходимость обеспечения безопасности сотрудников суда в связи с сообщениями о готовящихся террористических актах в здании Арбитражного суда г. Москвы". Что касается инструкции, то это "внутренний служебный документ, в связи с чем не подлежит опубликованию и направлению в ваш адрес".

Виктора Николаевича такой ответ не удовлетворил, и он обратился в Басманный районный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти. Адвокат, в частности, ссылался на п. 1 ст. 123 Конституции РФ, который предусматривает, что "разбирательство дел во всех судах открытое". Это же положение содержится в п. 1 ст. 11 АПК РФ: "Разбирательство дел в арбитражных судах открытое".

В результате 11 декабря 2003 г. в Арбитражном суде г. Москвы был издан Приказ N 31-к-3 "О внесении изменений в Инструкцию о пропускном режиме", в п. 1 которого указано, что "правом беспрепятственного прохода в здание суда по своим служебным удостоверениям пользуются: судьи и работники судов РФ, члены Совета Федерации, Государственной Думы, работники Аппарата Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ, работники Генеральной прокуратуры и Минюста России, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, мэр и вице-мэр, заместители премьера Правительства и министры Правительства г. Москвы, адвокаты, члены коллегии адвокатов, сотрудники правоохранительных органов".

Не менее примечателен п. 2 Приказа: "Установить свободный проход для лиц, явившихся на личный прием к руководителям Арбитражного суда г. Москвы по документам, удостоверяющим личность, в соответствии с действующим расписанием приемных дней и часов".

Адвокат В.Н. Буробин намерен опротестовать и этот документ. По его мнению, конституционное требование об открытости судопроизводства должно распространяться на всех граждан независимо от их профессиональной принадлежности (в том числе и на журналистов).

Уместно заметить, что в Федеральный арбитражный суд Московского округа и в Арбитражный суд Московской области тоже вход закрыт. Руководство, вероятно, имеет инструкцию на этот счет. А адвокат В. Буробин до нее еще не добрался. Пока...