Мудрый Юрист

О правовом режиме территорий с особыми (льготными) условиями осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности

Попова Надежда Николаевна, адвокат, Некоммерческое партнерство "V Московская коллегия адвокатов", кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу режимов особой экономической зоны и зоны территориального развития, которые создают более благоприятные, чем на обычных территориях, условия для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности путем предоставления определенных льгот и мер государственной поддержки их резидентам. Показаны различия и общие черты данных режимов.

Ключевые слова: правовой режим, особая экономическая зона, зона территориального развития, предпринимательская и инвестиционная деятельность, льготы, меры государственной поддержки, резиденты.

On the legal regime of territories with special (favorable) conditions of performance of entrepreneurial and investment activities

N.N. Popova

Popova Nadezhda N., advokat, Noncommercial Partnership "V Moscow Board of Advokats", candidate of juridical sciences.

The article is devoted to the analysis of the special economic zone and territorial development, creating more favourable than the common territories, conditions for doing business and investment by providing certain benefits and measures of state support for their residents. Differences and data modes were showed.

Key words: legal regime, special economic zone, a zone of territorial development, business and investment, benefits, Government support measures, residents.

Ежегодный прирост иностранных инвестиций в экономику РФ в основном приходится на одни и те же регионы (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Нижегородская область, Республика Татарстан, Якутия и др.), в то время как другие субъекты РФ за календарный год могут и не привлечь ни одного инвестора в проекты на территории своего субъекта.

Поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ставится задача обеспечения сбалансированного социально-экономического развития всех регионов России. Этого положения можно достичь посредством стимулирования их экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ, координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в т.ч. демографических, сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

В названных целях на определенных территориях вводятся специальные правовые режимы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности. Правовое регулирование создания и функционирования таких территорий осуществляется ФЗ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об ОЭЗ), от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЗТР), от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и другими нормативно-правовыми актами.

Закон о ЗТР был принят в целях разрешения проблем развития экономически неблагополучных территорий страны через создание зон территориального развития в РФ. Под зоной территориального развития (ЗТР) понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 326 определен перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание ЗТР. К ним отнесены 20 субъектов РФ: 12 республик - Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Северная Осетия - Алания, Тыва, Чеченская; 3 края - Забайкальский, Камчатский и Приморский; 5 областей - Амурская, Ивановская, Курганская, Магаданская и Еврейская автономная. Закон о ЗТР действует вместе с рядом федеральных целевых программ и региональных программ по развитию отдельных территорий страны.

Закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования зон территориального развития в РФ, определяет направления мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах.

В ЗТР действует специальный правовой режим в течение определенного периода времени (12 лет). В течение его действия для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на территории ЗТР, предоставляется ряд льгот, возможны и меры государственной поддержки различного уровня.

За последние годы были упрощены процедуры в сфере строительства и миграционной политики, существенно снизилась стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, были приняты законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, был запущен механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, увеличился объем инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики <1>.

<1> См.: Основные меры по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, 2012 // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru.

В главе 1 Закона о ЗТР определен предмет регулирования и основные понятия. Глава 2 регулирует порядок создания ЗТР и прекращения ее существования. Определяется перечень показателей за десятилетний период, в соответствии с которыми субъект РФ подлежит включению в перечень территорий, на которых допускается создание этих зон. Определены основания для прекращения действия статуса ЗТР по истечении срока 12 лет и основания для досрочного прекращения статуса ЗТР. В главе 3 регламентируется порядок управления ЗТР, определены уполномоченные органы управления этой зоной, в т.ч. органы, осуществляющие контроль и надзор. В главе 4 раскрыто содержание таких мер государственной поддержки ЗТР, которые заключаются в налоговых льготах и государственном финансировании различных экономических проектов.

Принятие Закона о ЗТР потребовало внесения изменения в налоговое законодательство, касающегося правоотношений по предоставлению налогового инвестиционного кредита.

Поскольку статус ЗТР может получить часть территории субъекта РФ, но не весь субъект РФ, на такой территории создается специальный порядок управления, который не вписывается в ранее действовавшую систему управления территориями. Поэтому Закон о ЗТР предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части правоотношений изменения границ муниципальных образований <2>.

<2> См.: Шалимова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постатейный) (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2012) // СПС "КонсультантПлюс".

Выявим отличия режимов ЗТР и ОЭЗ.

Во-первых, они различаются по территории действия режима. Так, особые экономические зоны могут создаваться как на территории муниципального образования, так и на территории нескольких субъектов РФ одновременно. А создание зоны территориального развития допускается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если такие муниципальные образования являются муниципальными районами или городскими округами. ЗТР должны находиться только на территории одного субъекта РФ.

Создание ЗТР и ОЭЗ на территории одного муниципального образования, создание ЗТР в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не допускаются.

Во-вторых, они различаются по целям введения. Режим ОЭЗ вводится в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. А режим ЗТР - в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Таким образом, по своему содержанию это два разных режима. Режим ЗТР - режим ускоренного экономического развития, а режим ОЭЗ - отраслевого развития.

В-третьих, по предоставляемым льготам и мерам государственной поддержки. Льготы в ОЭЗ в большей степени касаются не налоговых льгот, а таможенных. А в ЗТР - налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам, а также предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием резидентов.

В-четвертых, по условиям установления режима. Обязательным условием введения режима ЗТР является включение этой зоны в стратегию социально-экономического развития субъекта РФ. Установленным показателям должно соответствовать и муниципальное образование, на территории которого предполагается создание зоны (ст. 6 Закона о ЗТР). А режим ОЭЗ устанавливается на земельных участках, которые должны принадлежать к определенным категориям земель (промышленности, обороны, лесного фонда, особо охраняемым территориям и др.) (ст. 5 Закона об ОЭЗ). Таким образом, различия в условиях введения режимов логически вытекают из цели создания ОЭЗ И ЗТР. Для отраслевой деятельности важна категория земель, на которых она будет осуществляться, а для регионального развития - факт включения таких планов в долгосрочную стратегию <3>.

<3> См.: Белицкая А.В. О зонах территориального развития: комментарий нового законодательства // Право и экономика. 2012. N 8. С. 20 - 25.

В-пятых, по срокам действия. Режим ЗТР вводится на срок 12 лет, а ОЭЗ - на 49 лет.

В-шестых, по основаниям досрочного прекращения действия режима зон по решению Правительства РФ. Эти основания различны. В Законе о ЗТР к ним относятся: необходимость защиты жизни и (или) здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей; обеспечение обороны страны и безопасности государства; недостижение по окончании этапа функционирования значений показателей оценки эффективности, предусмотренных проектом.

Досрочное прекращение режима ОЭЗ возможно, если оно вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей (формулировка совпадает с ЗТР), в течение трех лет с даты создания зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на ее территории, либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты, либо в течение трех лет подряд в ОЭЗ ее резидентами не осуществляется предусмотренная деятельность.

В то же время можно выделить много общих черт во введении и действии режимов ОЭЗ и ЗТР:

  1. их введение преследует общую цель - привлечение инвестиций в отрасль или регион. Государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в ее развитие;
  2. эти режимы устанавливают особый (льготный) режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  3. решение о создании рассматриваемых зон (и, соответственно, о введении особого правового режима) принимает Правительство РФ и оформляет его своим постановлением. К слову сказать, еще не создана ни одна ЗТР;
  4. порядок создания зоны в обоих случаях включает следующие этапы: подача заявки на создание зоны, отбор заявок, принятие решения о создании зоны, заключение соглашения о создании зоны не имеет сущностных отличий, а имеющиеся различия носят процедурный характер (ст. 6 Закона о ОЭЗ и ст. 7 Закона о ЗТР);
  5. срок действия режимов ЗТР и ОЭЗ продлению не подлежит;
  6. порядок принятия и содержание соглашений о создании данных режимных зон между Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования во многом одинаков (ст. 8 Закона о ЗТР и ст. 6 Закона о ОЭЗ).

Не все специалисты поддержали принятие Закона о ЗТР. А.В. Белицкая связывает его принятие с "продолжающейся тенденцией бессистемности инвестиционного законодательства" и считает, что незначительные отличия в целях создания зон, порядке их формирования и льготах для инвесторов вряд ли способны оправдать разработку отдельного федерального закона. Она указывает, что в России функционирует ряд территориальных образований, созданных в целях ускорения территориального развития (особые экономические зоны, наукограды и иные), статус и организацию которых целесообразно урегулировать в едином федеральном законе <4>.

<4> См.: Белицкая А.В. Правовое обеспечение привлечения инвестиций в Арктический регион России // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. N 3. С. 20 - 25.

Таким образом, режим ОЭЗ и ЗТР создает более благоприятные, чем на обычных территориях, условия для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности путем предоставления определенных льгот и мер государственной поддержки их резидентам. Создание таких зон обусловливается необходимостью привлечения инвестиций в определенные регионы или отрасли экономики. С.Е. Нарышкин отмечает, что государство (в лице как федерального центра, так и субъектов Федерации) как бы указывает желательные для него точки приложения капиталов и стимулирует инвесторов к таким инвестиционным решениям различными мерами финансовой, имущественной и иной поддержки <5>. Хотя Закон о ЗТР принят три года назад, но до сих пор не создана ни одна зона территориального развития.

<5> См.: Нарышкин С.Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. 2010. N 12. С. 27.

Литература

  1. Белицкая А.В. О зонах территориального развития: комментарий нового законодательства // Право и экономика. 2012. N 8. С. 20 - 25.
  2. Белицкая А.В. Правовое обеспечение привлечения инвестиций в Арктический регион России // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. N 3. С. 20 - 25.
  3. Нарышкин С.Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. 2010. N 12. С. 27.