Мудрый Юрист

Особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел

Малахова Наталья Владимировна, доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Шайхутдинова Танзиля Фаридовна, преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел, вместе с этим проводится сравнительно-правовой анализ государственной службы в органах внутренних дел, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел и государственными гражданскими служащими.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, органы внутренних дел, государственные гражданские служащие, сотрудники органов внутренних дел, основные характеристики государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

Peculiarities of state civil service in agencies of internal affairs

N.V. Malakhova, T.F. Shajkhutdinova

Malakhova Natal'ya V., assistant professor, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences, assistant professor.

Shajkhutdinova Tanzilya F., teacher, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences.

The peculiarities of state civil service in the agencies of internal affairs are considered in this article. At the same time a comparative legal analyze of the agencies of internal affairs officers state service and state civil servants state service in the agencies of internal affairs is implemented.

Key words: state civil service, the agencies of internal affairs, state civil servants, the agencies of internal affairs officers, basic characteristics of state civil service in the agencies of internal affairs.

Вопросы государственной гражданской службы являются предметом исследования многих ученых <1>. В настоящей статье будут рассмотрены особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

<1> См., напр.: Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2013. N 12; Добробаба В.В. Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 3; Попова О.В. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 2.

В органах внутренних дел проходят службу не только сотрудники органов внутренних дел, т.е. лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, но и государственные гражданские служащие. Такая ситуация согласуется с нормами, регулирующими систему государственной службы Российской Федерации, и принципами ее построения и функционирования. На основе этих принципов и норм в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов <2>.

<2> См.: Ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".

В соответствии с данным положением в органах внутренних дел установлена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел - 907 525 человек и федеральных государственных гражданских служащих - 5000 человек <3>.

<3> Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2013 N 352 "О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации".

Обращаем внимание на то, что в органах внутренних дел проходят службу федеральные государственные служащие. Как известно, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации <4>. В данном случае вид государственной гражданской службы обусловлен правовым статусом Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел <5>.

<4> См.: Ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
<5> Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Понятие федеральной государственной гражданской службы определено Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

В свою очередь, должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.

Правовой основой государственной гражданской службы в органах внутренних дел является широкий спектр нормативных правовых актов. Среди них можно выделить общие, относящиеся ко всем государственным гражданским служащим, и специальные, касающиеся только тех, кто проходит государственную гражданскую службу в органах внутренних дел. В этом заключается особенность правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

Общие нормативные правовые акты включают в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти <6>.

<6> См., напр.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения".

Как сказано в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

Таким образом, законодательный уровень нормативных правовых актов, регулирующих прохождение в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, представлен Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и др.

При этом хочется отметить, что трудовое законодательство также распространяется на государственных гражданских служащих. Например, в части предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, отпуска без сохранения заработной платы и т.д. То есть в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с государственной гражданской службой, в т.ч. в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Среди указов Президента РФ назовем следующие: Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", Указ Президента РФ от 02.02.2013 N 87 "Вопросы федеральной государственной гражданской службы", Указ Президента РФ от 17.10.2013 N 781 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" и др.

К постановлениям Правительства РФ относятся, например, Постановление Правительства РФ от 19.09.2013 N 822 "Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах" и др.

Специальные нормативные правовые акты состоят из приказов, изданных Министерством внутренних дел Российской Федерации, которые регулируют прохождение службы в органах внутренних дел федеральными государственными гражданскими служащими. Среди них можно назвать: Приказ МВД РФ от 17.03.2008 N 245 "Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы", Приказ МВД России от 19.06.2008 N 531 "Об утверждении Служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих" и др.

Анализ законодательства позволяет выделить ряд признаков, характеризующих государственную гражданскую службу Российской Федерации в органах внутренних дел.

  1. На государственную гражданскую службу в органы внутренних дел принимаются только граждане Российской Федерации. На это указывают ст. 13 и 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о гражданской службе). Там сказано: "Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы".

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. Для сравнения: на военную службу по контракту вправе поступать не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане.

Возраст поступления на государственную гражданскую службу составляет 18 лет, в то время как в образовательные организации высшего образования МВД РФ для обучения по очной форме вправе поступать граждане, не достигшие возраста 18 лет. Зачисление в такие образовательные организации является поступлением на службу в органы внутренних дел.

Кроме того, установлен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел:

  1. для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;
  2. для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.

Для государственных гражданских служащих, в т.ч. поступающих в органы внутренних дел, таких ограничений не существует.

Существуют различия и в предельном возрасте пребывания на службе. Для гражданской службы - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, этот срок может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица.

Федеральному гражданскому служащему, замещающему должность категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок также может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на службе по решению руководства и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Для сотрудников органов внутренних дел установлены более жесткие условия, обусловленные повышенными требованиями к состоянию здоровья.

Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет для сотрудника:

  1. имеющего специальное звание генерала полиции Российской Федерации, генерал-полковника - 65 лет;
  2. имеющего специальное звание генерал-лейтенанта, генерал-майора - 60 лет;
  3. имеющего специальное звание полковника - 55 лет;
  4. имеющего иное специальное звание - 50 лет.
  5. Для осуществления федеральной государственной гражданской службы учреждаются должности федеральной государственной гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Назначение на должность осуществляется по результатам конкурса, за исключением ряда случаев, установленных законодательством.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Существует четыре категории должностей государственной гражданской службы: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

Указанные категории должностей, в свою очередь, делятся на группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.

При этом должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы".

Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов, их соотношение со специальными званиями сотрудников органов внутренних дел определяются указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим".

Например, классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса соответствует специальному званию генерала полиции Российской Федерации. Классный чин государственного советника Российской Федерации 1 класса соответствует специальному званию полковника полиции и т.д.

В органах внутренних дел установлены должности федеральной государственной гражданской службы как в центральном аппарате МВД России, так и в территориальных органах <7>.

<7> Приказ МВД РФ от 09.03.2011 N 117 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться".

В центральном аппарате МВД России введены, например, такие должности, как заместитель директора (начальника) департамента, заместитель начальника управления, начальник отдела в департаменте, референт, советник, консультант, специалист-эксперт и др.

В территориальных органах перечень должностей гражданской службы значительно меньше. К ним относятся: заместитель руководителя (начальника) территориального органа, помощник руководителя (начальника) территориального органа, консультант, главный специалист-эксперт и др.

  1. Установление квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу службы или опыту работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Аналогичные квалификационные требования установлены для сотрудников органов внутренних дел с учетом специфики состава должностей и круга их обязанностей, за исключением одного. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел включено требование к состоянию здоровья сотрудников, необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой должности.

  1. Обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба в органах внутренних дел направлена на обеспечение полномочий Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), являющегося федеральным органом исполнительной власти, а также Министра внутренних дел Российской Федерации - лица, замещающего государственную должность.

МВД России осуществляет широкий круг полномочий, установленный Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248, который утвердил Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Для уяснения существа данных полномочий укажем здесь лишь основные задачи, возложенные на МВД России. Ими являются:

В свою очередь, государственные должности Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Перечень этих должностей утвержден Указом Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".

МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, который несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.

  1. Финансирование федеральной гражданской службы в органах внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Объем выделения денежных средств устанавливается ежегодно на основании закона о бюджете на соответствующий период времени.

Финансирование службы сотрудников органов внутренних дел также является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, рассмотрены основные характеристики и вместе с этим особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел. Отметим, что вопросы прохождения государственной гражданской службы не являлись предметом нашего исследования.

Литература

  1. Добробаба В.В. Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 3. С. 29 - 31.
  2. Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2013. N 12. С. 35 - 37.
  3. Попова О.В. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 2. С. 22.