Мудрый Юрист

Правовые нормы, закрепляющие морально-этические требования, предъявляемые к судебным приставам в законодательстве РФ

Власова Юлия Ивановна, аспирант Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Судебный пристав является федеральным государственным гражданским служащим, его служебная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, и служба судебного пристава влияет как на социальное развитие общества, так и на правовую культуру граждан, ведь ключ к эффективной правовой защите - это достижение желаемых конечных результатов. Именно компетентный подход к решению поставленных задач и высокие нравственные качества судебного пристава обеспечивают наилучшим образом это влияние.

Ключевые слова: судебный пристав, государственная служба, морально-этические требования, правовая культура.

Legal rules consolidating moral-ethics requirements made to court marshals in the RF legislation

Yu.I. Vlasova

Vlasova Yuliya I., postgraduate student, Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

Court marshal is a federal state civil official, his official activities are performed in accordance with the legislation of the Russian Federation and the service of the court marshal influences both the social development of society and the legal culture of citizens. The key to efficient legal defense is in achievement of desired results. The competent approach to solution of the current tasks and high moral qualities of the court marshal ensure this influence in the best possible way.

Key words: court marshal, state service, moral-ethic requirements, legal culture.

В современных условиях реформирования государственной службы большое внимание уделяется ее морально-этической составляющей. От морального облика государственных служащих, от их профессионализма и уровня нравственности во многом зависит авторитет власти, уровень развития государства и его правовых институтов. Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 была утверждена Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" <1>, в качестве основных задач которой выделяются:

<1> См.: Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" // Российская газета. 2009. 13 марта.
  1. внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности;
  2. разработка системы мер, направленных на стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне.

Большинство требований к служебному поведению государственных служащих содержится в ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>, а именно в статьях: ст. 15 - перечень основных обязанностей гражданского служащего, ст. 14 - перечень основных прав, а также ст. 16 и ст. 17 - перечни ограничений и запретов, связанных с гражданской службой. Требования, перечисленные в данных статьях, можно разделить на три типа норм по форме предписываемого нравственного поведения:

<2> См.: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 31 июля.
  1. обязывающие: указывают должное поведение с точки зрения профессиональной морали государственного гражданского служащего (ст. 15, п. 1, подп. 12: гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта);
  2. запрещающие нормы: устанавливают недопустимость какого-либо действия со стороны гражданского служащего (ст. 17, п. 1, подп. 3: в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность);
  3. управомочивающие нормы: предоставляют возможность выбора - действовать определенным образом или воздержаться от таких действий (ст. 14, п. 2: гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов).

Также в ст. 18 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указе Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" <3> утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, смысл которых заключается в том, что все государственные служащие в своей служебной деятельности должны руководствоваться законом и моралью, проявлять добросовестность и высокий профессионализм, быть беспристрастными и независимыми от влияния сторонних лиц, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы, а также проявлять корректность, внимательность и объективность в отношении граждан.

<3> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // Российская газета. 2002. 15 августа.

Необходимо отметить, что смысл предъявляемых к государственным служащим требований сводится к главному - устранение предпосылок коррупционных действий и иных злоупотреблений служебным положением на ранних стадиях.

Для профилактики неэтичного поведения государственных служащих разрабатываются различные программы административной этики, призванные содержать в себе основные морально-этические ориентиры.

На базе Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ был разработан Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного служащего Федеральной службы судебных приставов, утвержденный Приказом директора ФССП России А.О. Парфенчикова 12 апреля 2011 г. <4>

<4> См.: Приказ ФССП России от 12.04.2011 N 124 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов" // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. N 5.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения, которым должен руководствоваться федеральный государственный гражданский служащий ФССП России независимо от замещаемой должности. Основные цели данного Кодекса прописаны в ст. 2, и к ним относятся: укрепление авторитета ФССП России, доверие граждан к Службе судебных приставов и государственным органам в целом, обеспечение единых норм поведения служащих ФССП России, а также формирование должной морали в Службе, повышение общественного сознания работников Службы, а также уровня их самоконтроля.

Статья 3 Кодекса закрепляет шесть основных этических принципов, соблюдение которых является обязанностью судебного пристава: принцип законности, принцип служения государственным интересам, принцип служения общенациональным интересам, принцип уважения к личности, принцип лояльности, и отдельно выделяется принцип политической лояльности.

Можно выразить сожаление, что в данном Кодексе не были закреплены более специфические принципы служебного поведения судебного пристава, в т.ч. и те, которые не нашли своего отражения в законодательстве об исполнительном производстве. К последним, в частности, можно отнести принцип независимости судебного пристава-исполнителя и принцип разумности его действий <5>.

<5> См.: Гуреев В.А. Этические основы профессиональной деятельности судебного пристава при осуществлении им полномочий в сфере исполнительного производства // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011.

Важным правилом, закрепленным в рассматриваемом Кодексе, на наш взгляд, является обязанность государственного служащего ФССП принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникающих конфликтов интересов (ст. 4, абзац 3). Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ <6>. Личная заинтересованность представляет собой возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов его семьи. Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение служащего с гражданской службы. Данное правило Кодекса способствует принятию государственным служащим корректного решения, т.к. в данной ситуации присутствует отсылка и детальная регламентация правильного и должного поведения.

<6> См.: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 31 июля.

Также в ст. 4 Кодекса закреплены такие принципиальные правила служебного поведения, как: обязанность использовать только законные и этические способы продвижения по службе (ст. 4, абзац 11); соответствие внешнего вида общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность, с целью поднятия уважительного отношения граждан к Службе (ст. 4, абзац 12), и стремление к выполнению нравственного долга и профессиональной обязанности государственного гражданского служащего ФССП России - постоянному совершенствованию, повышению своей квалификации, получению новых знаний.

Таким образом, понимая, что "государственная должность - это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства" <7>, возникает необходимость признания и применения этических норм и моральных требований в своей служебной деятельности государственными служащими, и судебными приставами в частности, проявления ими абсолютной преданности государственным интересам своей страны, а также выполнения ими своих обязанностей и функций компетентно и эффективно в соответствии с законодательством и со всей добросовестностью.

<7> Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС "КонсультантПлюс".

Литература

  1. Гуреев В.А. Этические основы профессиональной деятельности судебного пристава при осуществлении им полномочий в сфере исполнительного производства // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011.