Мудрый Юрист

О необходимости построения модели правозащитной деятельности в Российской Федерации

Прокопович Галина Алексеевна, профессор кафедры теории государства и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук.

В статье устанавливается соотношение между понятиями "юридическая деятельность" и "правозащитная деятельность", исследуются проблемы взаимодействия правозащитных организаций с государством, устанавливаются проблемы взаимодействия и указываются возможные пути их разрешения.

Ключевые слова: деятельность, государство, права граждан, гражданское общество, правозащитные организации.

On the necessity of building the model of human rights activities in the Russian Federation

G.A. Prokopovich

Prokopovich Galina A., professor, Chair of Theory of State and Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, doctor of juridical sciences.

In article the ratio between the concepts "legal activity" and "human rights activity" is established, problems of interaction of human rights organizations with the state are investigated, problems of interaction are established and possible ways of their permission are specified.

Key words: activity, state, rights of citizens, civil society, human rights organizations.

Современное состояние российского общества и государства характеризуется тенденцией к усилению роли государства. В этих условиях становится актуальной задача развития сотрудничества различных структур гражданского общества, а также укрепление такой его важной части, как правозащитная деятельность.

В общем плане под деятельностью обычно подразумевается "работа, систематическое приложение своих сил в какой-либо области" <1>. Деятельность понимается как взаимосвязь (взаимодействие) человека с окружающим его миром, в рамках которого человек проявляет свои качества, а окружающий мир раскрывает ему свои свойства. Деятельность выступает как содержание этого отношения, в определенном смысле как опосредующая связь человека и окружающего его мира. Это означает, что в содержание деятельности должно войти и то, что исходит от мира, т.е. результат его отражения, и то, что продуцируется человеком, - его воздействие на мир. Таким образом, деятельности соответствует особая реальность, связывающая человека с внешним миром и представляющая собой целостность, или единство образов внешней реальности и прототипов внешнего поведения <2>.

<1> Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М.: Академия управления МВД России, 2001.
<2> Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. N 2.

Деятельность всегда была социальной категорией, имеющей свои специфические черты, к которым можно отнести следующие: а) целенаправленность (достижение сознательно поставленной цели); б) аналитичность (анализ ситуации, выбор средств и способов для достижения цели, планирование, продуманность); в) осознанность (деятельность имеет логическую схему, и результат ее до определенной степени предсказуем и желаем); г) наличие определенной структуры, т.е. специфического набора действий и последовательности их осуществления; д) результативность (любая деятельность предполагает наличие какого-то результата) <3>.

<3> Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987. С. 124.

Любая деятельность является одновременно и трудовой, и политической, и нравственной, представляет собой сложную, высокоорганизованную и динамичную систему, органично включенную в социально-политический и правовой механизм общества <4>.

<4> Збаражский Н.В. Особенности правозащитной деятельности. URL: http://7x7-journal.ru/opinion/12062.

Говорить о правозащитной деятельности мы будем как об относительно самостоятельной разновидности юридической деятельности. К этому есть ряд причин. Во-первых, российское законодательство четко различает защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, а также их обеспечение, признание, соблюдение, охрану - с другой. Например, уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает обязанность государства относительно "признания, соблюдения и защиты прав и свобод". Статья 18 Конституции РФ гласит, что "права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

По мнению Голованева И.В., выделяют следующие признаки, характеризующие правозащитную деятельность: а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан <5>. Аналогичной точки зрения придерживается и Авдеев Д.И., который полагает, что правозащитную деятельность невозможно представить без восстановления нарушенных прав.

<5> Голованев И.В. Административно-правовые средства формирования правового порядка при реализации конституционных прав и свобод // Административное право и процесс. 2007. N 4.

Анисимов П.В. полагает, что под правозащитной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую компетентными, правомочными субъектами, которые в рамках правозащитного производства, посредством применения организационно-правозащитных и иных регулятивно-правозащитных средств, оказывают юридически результативное воздействие на общественные отношения, возникающие из факта реализации права человека на защиту <6>.

<6> Анисимов П.В., Медведицкова Л.В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации: Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2007. С. 32 - 33.

Чуксина В.В. определяет правозащитную деятельность государства в широком смысле как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны. В узком смысле - это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом, правоохранительными органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и др.), специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства <7>.

<7> Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6.

Таким образом, правозащитная деятельность - это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов, и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат - восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.

В соответствии с основным предметом и формами деятельности среди российских общественных правозащитных организаций сегодня можно выделить три основные группы.

Первая - это классическая правозащита, включающая в себя прежде всего помощь конкретным людям, права которых были нарушены.

Вторая - это группа организаций, осуществляющих контроль со стороны гражданского общества над деятельностью органов государственной власти для предотвращения нарушения ими конституционных прав граждан. Например, общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", созданная в Санкт-Петербурге в 1992 г. группой правозащитников, юристов, журналистов, депутатов Государственной Думы РФ и Городского Совета Санкт-Петербурга. В эту же группу можно включить и различные "профильные" негосударственные контролирующие организации (далее - НКО), например "Солдатские матери" или некоторые организации инвалидов. При этом, как правило, на определенном уровне развития таких организаций они уже не ограничиваются только функцией контроля, а начинают заниматься правовым просвещением и образованием.

Третья группа организаций - это те организации, которые также перестают ограничиваться собственно правозащитой или гражданским контролем деятельности власти, а включаются в процессы гражданского участия в ее реформировании и повышении ее эффективности. Это может быть участие в подготовке определенных законопроектов или, например, участие в развитии определенных политических и правовых практик.

Следует отметить, что до сих пор не вполне сложилось характерное для развитого гражданского общества конструктивное взаимодействие государственных структур и неправительственных правозащитных организаций (далее - НПО). Тем не менее к такому взаимодействию необходимо стремиться, поскольку одним из важнейших факторов прикладной правозащитной деятельности является способность наладить продуктивный диалог с властью.

Другая характерная для России проблема - трудности с финансированием деятельности правозащитных организаций. Скорее исключением, нежели правилом остается предоставление неправительственным правозащитным организациям средств из государственных или муниципальных источников или от частных российских спонсоров.

К вышеуказанным недостаткам НПО можно отнести и отсутствие профессионалов в указанной деятельности, что существенно ограничивает эффективность развития правозащитного движения в Российской Федерации и замедляет его развитие.

Таким образом, деятельность НПО на территории Российской Федерации имеет ряд существенных недостатков и находится на достаточно низком уровне развития в сравнении с европейскими государствами.

Основными проблемами функционирования указанных организаций, на наш взгляд, являются:

Изучив более подробно проблемы НПО, возможно будет предложить пути их эффективного разрешения или по крайней мере развития. Так, к путям развития, прежде всего, необходимо отнести организацию диалога негосударственных правозащитных организаций, государства и общества. В условиях ограничений, существующих на данном этапе, деятельность большинства не представляется целесообразной и не приносит видимых результатов. С учетом сферы и специфики деятельности это единственный способ достижения более высокого профессионального уровня и укрепления положения в обществе. Кроме того, во избежание конфронтации государства и правозащитных обществ необходимо исключить попытки участвовать в политической борьбе, ведь истинная цель деятельности - указать власти на существующие недоработки и нарушения, а не дискредитировать ее.

Установление диалога с государством - это важный этап становления и дальнейшего развития НПО, поскольку именно конструктивизм взаимодействия даст возможность решить и иные проблемы, например извечную проблему нехватки финансирования. И именно государственный или муниципальный бюджеты способны оказать в этом существенную помощь.

В дальнейшем представится возможность решить и проблему профессиональной подготовки, ведь известно, что для повышения квалификации специалистов, а также для дополнительного привлечения специалистов, обладающих определенными знаниями (юристов, экономистов и т.д.), требуется дополнительное финансирование.

Еще одним веским аргументом в пользу диалога НПО с государством является то, что обеспечить надежную защиту прав человека может только государство, поскольку только оно полномочно осуществить:

Таким образом, на данном этапе существует значительное количество проблем, решение которых возможно, на наш взгляд, на основе построения модели правозащитной деятельности, которая "высветит" слабые места складывающихся в этой сфере правоотношений, а ее наглядность поможет обеспечить единство решения и исполнения и предупредить возможные ошибки и недоработки.

Литература:

  1. Анисимов П.В., Медведицкова Л.В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации: Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2007. С. 32 - 33.
  2. Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М.: Академия управления МВД России, 2001.
  3. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. N 2.
  4. Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987. С. 124.
  5. Голованев И.В. Административно-правовые средства формирования правового порядка при реализации конституционных прав и свобод // Административное право и процесс. 2007. N 4.
  6. Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6.