Мудрый Юрист

Аграрный вопрос в 1917 - 1918 гг.: законодательная основа и регулирование

Таппасханова Ирина Байдулаховна, аспирант кафедры истории государства и права ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина" (МГЮА).

В статье проанализирована фактическая нормативно-правовая основа и особенности регулирования аграрного вопроса в России в 1917 - 1918 гг. Представлено сравнение мнений А.М. Каландадзе, Е.А. Козловой, А.И. Королева, В.Ж. Цветкова по вопросу влияния революционных событий на правовое регулирование земельных отношений.

Ключевые слова: аграрный вопрос, "черный передел", антибольшевистские образования, правовые инновации, формы землепользования, легализация передела земли.

The agrarian problem in 1917 - 1918: legislative fundamentals and regulation

I.B. Tappaskhanova

Tappaskhanova Irina B., postgraduate student, Chair of History and State and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article probes the practical legal basis and regulatory aspects of the agrarian issue in Russia during 1917 - 1918. The author draws a comparison between the opinions and views of A. Kalanadze, E. Kozlova, A. Koroleva, V. Tsvetkova on the impact of revolutionary events on the statutory regulation of land relations.

Key words: agrarian issue, "Black Repartition", Anti-Bolshevik formations, legal innovations, forms of land tenure, legalization of land redistribution.

События 1917 г., носившие революционный характер, в корне изменили жизнь российского народа. Одно из центральных мест в системе революционных преобразований занимала организационно-правовая трансформация аграрной политики и, как следствие, аграрного законодательства. Произошедшие изменения способствовали установлению основных начал позитивного права, классовых интересов и политической целесообразности, которые стали преобладать над основами преемственности норм права.

Основному реформированию в период организационно-правового оформления антибольшевистских образований подверглось право собственности, особенно в части владения землей, которое законодательно и фактически прекращалось.

В научно-историографической литературе В.Ж. Цветковым высказано мнение о том, что введенные правовые инновации и сложившиеся в связи с этим прецеденты, связанные с событиями февраля и марта 1917 г., не произвели тотальной ломки российской правовой системы <1>.

<1> См.: Цветков В.Ж. Аграрно-крестьянская политика Белого движения в России (1917 - 1920 гг.) // Новый исторический вестник. 2006. N 15. С. 9; Цветков В.Ж. Формирование и эволюция политического курса Белого движения в России в 1917 - 1922 гг.: Автореф. дис. ... д-ра истор. наук. М., 2010. С. 24.

Следует согласиться с указанной позицией, подтверждением которой в феврале - марте 1917 г. является:

При этом мы убеждены в том, что основой Февральской революции 1917 г. стали многочисленные противоречия, связанные с политическим строем, аграрным, рабочим и национальным вопросами, которые не были разрешены в процессе революций 1905 - 1907 гг.

Поскольку российское государство являлось крестьянским, аграрный вопрос становился центральным при проведении Февральской революции 1917 г. Работа действовавшего в этот период Временного правительства была ориентирована на формирование земельных комитетов, в полномочия которых были включены условия и меры реализации аграрной реформы. Проведение же собственно аграрной реформы было отложено до окончания войны и созыва Учредительного собрания.

Допустимо отметить такой важный факт, как провозглашение в программных актах Временного правительства и земельных комитетов основополагающих принципов аграрной реформы:

В связи с тем, что юридически неграмотный крестьянский народ не стал ждать конца войны, с лета 1917 г. в деревнях начался "черный передел", который принято определять как процесс захвата крестьянами земель помещиков, купцов, хуторских и земских наделов, инвентаря и скота.

Одновременно с данными волнениями принимаются инициированные В.М. Черновым законодательные акты:

Иная точка зрения, отличная от ранее описанного мнения В.Ж. Цветкова, высказана Е.А. Козловой, которая считает, что революция и гражданская война стали переломными для правового регулирования земельных отношений <2>.

<2> Козлова Е.А. Аграрное законодательство антисоветских государственных образований в годы гражданской войны в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Тольятти, 2012. С. 17 - 18.

И с этой позицией можно согласиться с учетом того, что ситуация изменится большевистским восстанием в октябре 1917 г., следствием которого стала деформация государственной системы, а именно:

Поскольку большевики были убеждены в своевременности установления новой модели общественного развития в виде социализма, они продвигали в широкие народные массы необходимость установления имущественного равенства и интересующее нас в рамках данного исследования ограничение прав частных собственников.

И уже 26 октября 1917 г. на Втором Всероссийском съезде Советов при лоббировании большевиками своих интересов принимаются первые Декреты, среди которых был учрежден и Декрет о земле, который в полном объеме повторял программные материалы эсеров, не успевших осуществить их в рамках работы Временного правительства.

В научных работах А.М. Каландадзе и А.И. Королева Декрет о земле именуется ленинским <3>, что объясняется его изданием в период установления советский власти и государственно-политической деятельностью В.И. Ленина.

<3> Каландадзе А.М., Королев А.И. Декрет о земле и начало великих аграрных преобразований в деревне // Правоведение. 1967. N 5. С. 37.

Разделяя мнение указанных авторов, мы утверждаем, что Декрет о земле ознаменовал начало революции в аграрной сфере. Его нормативно-содержательными основаниями следует признать крестьянские наказы, которые были еще сформулированы в период августа 1917 г. Фактически данным Декретом была узаконена практика самовольного захвата крестьянами помещичьих земель.

Декрет о земле имел уравнительно-общинный характер, суть которого основана на большевистской позиции о том, что "общинный передел" является справедливым политико-правовым разрешением аграрного вопроса. Позиция большевиков оправдывалась неизбежностью классового расслоения, выделения бедных и зажиточных крестьян.

Содержание правовых положений Декрета о земле можно изложить следующим образом.

Во-первых, в ст. 1 Декрета на нормативно-правовом уровне произошло закрепление упразднения права частной собственности и установление порядка передачи казенных и помещичьих земель на безвозмездной основе в распоряжение крестьянских комитетов и крестьянских Советов.

Данное обстоятельство указывает на проводившуюся национализацию земли, по вопросам которой у основного идеолога Декрета - В.И. Ленина - были различные мнения:

<4> Трапезников С.П. Аграрный вопрос и ленинские аграрные программы в трех русских революциях. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963. С. 22, 36.<5> Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. М.: Изд-во политической литературы, 1958. Т. 16. С. 412.

Во-вторых, ст. 6 и 7 Декрета регламентировали право пользования землей.

Подобное право получили граждане, которые желали обрабатывать землю собственным трудом, трудом своей семьи или трудом сформированных товариществ. Это означало, что наемный труд для обрабатывания земли запрещался, а земли передавались на основах равенства.

В-третьих, закрепление различных форм использования крестьянами земель. К числу таких форм отнесены артели, подворное, хуторское и общинное хозяйство.

Декрет прямо предусматривал право крестьян на свободный выбор формы землепользования. Данное обстоятельство стало предпосылкой для формирования коллективного труда крестьян.

В-четвертых, для реализации Декрета о земле на основах демократизма на местах создавались земельные комитеты, Положение о которых было принято 4 декабря 1917 г. <6>.

<6> Положение о земельных комитетах от 4 декабря 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1917. N 7. Ст. 105.

В задачи земельных комитетов вошли охрана культурных объектов, ведение планового хозяйства.

Сравнительно-правовой анализ Декрета о земле с иными нормативно-правовыми актами периода 1917 - 1918 гг. позволяет сформулировать следующие выводы.

  1. Основное содержание Декрета о земле было направлено на законодательную легализацию передела земли в деревне, который был начат летом 1917 г.
  2. Декрет о земле сформировал новые правоотношения, которые объективно могут именоваться земельными правоотношениями. Это, по-нашему мнению, привело к истокам нормативного и организационного становления новой отрасли советского права - земельного права.

Следует отметить, что развитие положений, содержащихся в Декрете о земле, произошло 27 января 1918 г., когда был принят Декрет о социализации земли, которым окончательно установлена национализация земель.

Содержание Декрета о социализации земли может быть сформулировано следующим образом.

  1. Отмена права собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы, расположенных на территории РСФСР (ст. 2).
  2. Переход земли без какой-либо компенсации в использование трудового народа (ст. 2).
  3. Закрепление права пользование землей только за теми лицами, которые обрабатывали ее собственным трудом (ст. 3).
  4. Вводилось правовое положение равенства при пользовании землей, которое сводилось к тому, что пол, вероисповедание, национальность или принадлежность к стране не могут являться основанием для ограничения лица в праве пользования землей (ст. 4).
  5. Нормативное закрепление контроля за федеральной и местной советской властью полномочий по разрешению вопросов о возможности распоряжения недрами земли, лесами, водами и объектами животного мира (ст. 5).
  6. Тотальное внедрение уравнительного принципа предоставления земель в пользование, основанном на распределении земли между трудящимися с применением потребительно-трудовой нормы (ст. 12). Полномочия по подобному распределению были возложены на сельские, волостные, уездные, губернские, областные, главные и федеральные земельные отделы Советов (ст. 9).
  7. Регламентация такого источника права на пользование землей сельскохозяйственного назначения, как личный труд (ст. 13).

Представляется, что источник в данном случае должен определяться как основание права пользования землей, а не собственно источник подобного права, поскольку последний может иметь конкретную одну из форм: правовой обычай, нормативно-правовой акт, правовой прецедент и др.

Анализ перечисленных основных положений Декрета о социализации земли позволяет утверждать, что:

а) произошло фактическое провозглашение национализации земли;

б) по своей форме данный Декрет идентичен Декрету о земле от 26 октября 1917 г.;

в) общим принципом, заложенном в Декрете о земле от 26 октября 1917 г. и Декрете о социализации земли от 27 января 1918 г., является уравнительный с передачей земли без какой-либо компенсации.

Литература

  1. Положение о земельных комитетах от 4 декабря 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1917. N 7. Ст. 105.
  2. Каландадзе А.М., Королев А.И. Декрет о земле и начало великих аграрных преобразований в деревне // Правоведение. 1967. N 5.
  3. Козлова Е.А. Аграрное законодательство антисоветских государственных образований в годы гражданской войны в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Тольятти, 2012.
  4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. М.: Изд-во политической литературы, 1958. Т. 16. С. 412.
  5. Трапезников С.П. Аграрный вопрос и ленинские аграрные программы в трех русских революциях. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963. С. 22, 36.
  6. Цветков В.Ж. Аграрно-крестьянская политика Белого движения в России (1917 - 1920 гг.) // Новый исторический вестник. 2006. N 15.
  7. Цветков В.Ж. Формирование и эволюция политического курса Белого движения в России в 1917 - 1922 гг.: Автореф. дис. ... д-ра истор. наук. М., 2010.