Мудрый Юрист

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом: обзор основных изменений в законодательстве

Войтенков Алексей Иванович, ведущий специалист ООО "ЛИНУС".

Статья посвящена анализу актуальных и имеющих существенное практическое значение изменений отечественного законодательства в области перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.

Ключевые слова: правовое регулирование, перевозка опасных грузов, автомобильный транспорт, подготовка водителей.

Transportations of dangerous cargos by motor transport: survey of basic changes in the legislation

A.I. Vojtenkov

Vojtenkov A.I., leading specialist, LLS "LINUS".

The article analyses topical and essential changes of the Russian legislation in the sphere of transportations of dangerous cargos by motor transport.

Key words: legal regulation, transportation of dangerous cargos, motor transport, training of drivers.

В течение последних трех лет нормативно-правовое регулирование в области перевозок опасных грузов автомобильным транспортом претерпело существенные изменения. Эти изменения произошли главным образом по инициативе ведомств и организаций, участвующих в обороте опасных веществ и изделий. Названные обстоятельства не умаляют значения вновь принятых решений, поскольку они наряду с другими в совокупности образуют правила перевозок опасных грузов, подлежащие выполнению.

В то же время стремление оптимизировать функционирование одних отраслей невольно затрагивает интересы других. При этом не всегда удается найти вариант, устраивающий все заинтересованные стороны, включая грузоотправителей, грузополучателей и владельцев транспортных средств.

Кроме того, к издержкам, возникающим при реализации новых требований, следует отнести отсутствие нормативно-методического обеспечения деятельности предприятий, непосредственно осуществляющих перевозки грузов.

Ряд новых решений принят по обороту опасных грузов класса 1 - взрывчатые вещества и изделия. В частности, с 15 февраля 2012 г. на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяются положения Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770 <1>.

<1> Библиотека инженера по охране труда. 2011. N 11 - 12.

Регламент содержит требования к процессу перевозки пиротехнических изделий. В частности, установлено, что перевозка изделий, отнесенных к подклассу 1.4 всех групп совместимости, производится без ограничения веса при наличии у водителя допуска к перевозке опасных грузов и свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. В результате в отношении отдельных грузов подкласса 1.4 отмечается послабление по сравнению с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ <2>) - в части загрузки транспортного средства, в отношении других грузов - усиление, в части требований к транспортному средству.

<2> Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г., к которому Российская Федерация присоединилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 7. Ст. 508.

К числу требований безопасности к пиротехническим изделиям отнесено, в частности, определение условий, сроков годности и требований по перевозке, в том числе классификационных кодов пиротехнических изделий в целях перевозки опасных грузов, принятых Организацией Объединенных Наций.

Уместно отметить, нормативный правовой акт, устанавливающий правила применения в Российской Федерации классификационного кода опасных веществ и изделий, отсутствует. Это означает, что перевозки пиротехнических изделий осуществляются с нарушением Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 <3>.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (в ред. от 30 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. N 17. Ст. 2407.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в том числе перевозки, осуществляются при наличии соответствующих разрешений <4>. Эти требования были утверждены Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" <5>. На смену этому Приказу в первом полугодии 2012 года пришли административные регламенты, каждый из которых определяет порядок выполнения соответствующей государственной услуги. Так, отдельными приказами утверждены административные регламенты по выдаче разрешений на транспортирование патронов и по выдаче разрешений на перевозку патронов. К таковым в том числе относятся Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов <6> и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу - перевозчику разрешения на перевозку оружия и патронов <7>.

<4> Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
<5> Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (вместе с Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации) (в ред. от 30 декабря 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 32.
<6> Приказ МВД России от 14 мая 2012 г. N 509 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов" (в ред. от 30 декабря 2014 г.) // Российская газета. 2012. N 212.
<7> Приказ МВД России от 1 июня 2012 г. N 553 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу - перевозчику разрешения на перевозку оружия и патронов" (в ред. от 30 декабря 2014 г.) // Российская газета. 2012. N 212.

Здесь тоже не обошлось без издержек. Большинство патронов классифицируется как взрывчатые изделия, отнесенные к подклассу 1.4, группа совместимости S. Для их перевозки согласно ДОПОГ не требуются специализированные транспортные средства (транспортные средства типа EX/II или EX/III) и, следовательно, разрешено использовать транспортные средства, на которые свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов не оформляются. Вместе с тем в перечень документов, необходимых для получения разрешений, такие свидетельства включены.

Внесены некоторые изменения в правила оборота радиоактивных материалов. В частности, Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <8> дополнен статьей, согласно которой деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, не подлежит лицензированию. Организации, осуществляющие эксплуатацию таких источников, освобождены от обязанности предоставлять доказательства о пригодности к этому виду деятельности. При этом под эксплуатацией радиационных источников понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

<8> Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

В то же время эксплуатирующие организации подлежат регистрации в установленном порядке в подразделениях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <9>.

<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1184 "О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности" // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6692; Приказ Ростехнадзора от 29 октября 2013 г. N 504 "Об утверждении формы и порядка ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 5.

В 2013 году Правительство Российской Федерации утвердило новое Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии <10>. Характерно, что в соответствии с этим Постановлением лицензия предоставляется на срок, в течение которого безопасность объекта и деятельности на нем обоснована соискателем лицензии и подтверждена результатом экспертизы, но не более чем на 10 лет.

<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (вместе с Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии) (в ред. от 24 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1700.

Существенным изменениям подверглось законодательство, определяющее порядок перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, внесены изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <11>, утверждено Положение о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом <12>, Приказами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 7 сентября 2012 г. N 256 и N 258 определены требования к транспортным средствам и их оборудованию <13>.

<11> Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
<12> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" (вместе с Положением о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом) // СЗ РФ. 2012. N 27. Ст. 3757.
<13> Приказ Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 г. N 256 "О Требованиях к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта" // Российская газета. 2012. N 251; Приказ Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 N 258 "О Требованиях к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" // Российская газета. 2012. N 251.

Согласно принятым решениям:

  1. перевозки осуществляются только организациями;
  2. перевозки осуществляются при условии предоставления уведомления;
  3. перевозки осуществляются при наличии лицензии на перевозку;
  4. перевозки осуществляются на транспортных средствах, которые:

Исключение из общего порядка распространяются только на организации, осуществляющие перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в объеме, не превышающем 200 декалитров в год.

С 1 января 2015 г. введен в действие Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" <14>. Его положения по ряду позиций отличаются от требований ранее применявшегося в Российской Федерации Технического регламента с таким же наименованием, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

<14> Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") (в ред. от 2 декабря 2014 г.). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx.

Требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов изложены в двух приложениях. В одном - требования при выпуске транспортных средств в обращение, в другом - требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.

В ряде случае эксплуатационные требования превосходят предписания, установленные для изготовителей транспортных средств. Так, требование о защите цистерны с задней стороны и наличии на прицепах рабочей тормозной системы с функцией автоматического торможения предусмотрено только в эксплуатационном приложении.

Представляется, что требования о дополнительном оборудовании транспортных средств не являются областью применения этого Технического регламента. Тем не менее такие требования имеются, причем в части оснащения противопожарным оборудованием допущены внутренние противоречия.

В то же время отсутствуют предписания в отношении периодических проверок автоцистерн и маркировки, указывающей на их предназначение и конструкционные характеристики.

В Российской Федерации с апреля 2012 года, то есть в течение трех лет, к конструкции и дополнительному оборудованию транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов в порядке оказания услуг, применялись положения ДОПОГ <15>.

<15> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (в ред. от 30 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. N 17. Ст. 2407.

В связи с этим уместен вопрос об обоснованности требований, не соответствующих общепризнанной международной практике.

Определенные изменения внесены в порядок выдачи специальных разрешений на движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов в пределах страны <16>.

<16> Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 179 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов" // Российская газета. 2011. N 213; Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.

В частности, срок действия специальных разрешений увеличен до 1 года. Разрешения на перевозку не содержат сведений о буксируемом прицепе или полуприцепе. Начиная с 4 февраля 2014 г., для получения специального разрешения требуется наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.

Уточнена процедура выдачи специальных разрешений на перевозку опасных грузов в международном сообщении, утвержденная Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. N 52 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов" <17>, в то время как Приказ этого же Министерства от 17 апреля 2007 г. N 44 "Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов" <18> утратил силу. Выдача указанных разрешений осуществляется всеми территориальными подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Расширен перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение специального разрешения, и оснований для отказа в их выдаче. Установлено, что специальное разрешение может быть выдано на одну или несколько идентичных международных автомобильных перевозок опасных грузов (в соответствии с поданным заявлением) на срок не более года.

<17> Приказ Минтранса России от 18 февраля 2013 г. N 52 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов" // Российская газета. 2013. N 172.
<18> Приказ Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 "Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 27.

В 2013 году в соответствии с требованиями ДОПОГ происходило внедрение новых правил допуска образовательных учреждений к деятельности по обучению правилам перевозки опасных грузов и новых требований к экзаменационным процедурам.

Имели место случаи, когда организации, допущенные к обучению, не смогли реализовать свои возможности из-за удаленности от мест работы экзаменационных комиссий.

Согласно установленным требованиям водителю на экзамене разрешено пользоваться нормативной документацией. В связи с этим ряд экзаменационных вопросов не имеет практического значения. Данный подход представляется неоправданным, поскольку в реальной ситуации подсказок ждать неоткуда.

Кроме того, многие из применяемых экзаменационных вопросов не корректны по постановке, а ряд предлагаемых вариантов правильного ответа не соответствуют положениям нормативных требований. К примеру, каждый второй экзаменационный вопрос по специализированному курсу подготовки по перевозке опасных грузов класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) по этим причинам нуждается в переработке.

В целом требуется отметить, что в течение истекшего периода уровень подготовки персонала по правилам перевозки опасных грузов снизился. Это связано с тем, что подготовка инженерно-технического персонала транспортных организаций прекращена, а подготовка консультантов по вопросам безопасности не начата. При этом Министерство транспорта Российской Федерации не реализовало предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 2014 г., с изм. от 2 мая 2015 г.) <19> права на утверждение типовых программ профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок.

Отрицательные тенденции наблюдаются в подготовке преподавателей, осуществляющих обучение правилам перевозок опасных грузов.

<19> Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 2014 г., с изм. от 2 мая 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31 марта 2015 г.) // Российская газета. 2012. N 303.

В текущем году из-за несвоевременного финансирования образовался дефицит бланков свидетельств ДОПОГ о подготовке водителей.

В сентябре 2012 года Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 346 утверждены Правила категорирования автомобильных тоннелей в целях пропуска через них транспортных средств с опасными грузами <20>. Установлено, что критерии категорирования определяются на основе сведений о тоннеле и об ущербе от дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов в этом тоннеле. По сути, это означает, что критерии для категорирования тоннелей отсутствуют. Поэтому не удивительно, что эта работа Федеральной службой по надзору в сфере транспорта не начата.

<20> Приказ Минтранса России от 13 сентября 2012 г. N 346 "Об утверждении Правил категорирования автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов" // Российская газета. 2013. N 41.

В части мер по предупреждению пожаров при погрузке, перевозке и разгрузке транспортных средств заслуживают внимания требования Правил противопожарного режима, утвержденных Правительством Российской Федерации в апреле 2012 года <21>. В связи с введением этих Правил требования ППБ 01-03 не применяются <22>.

<21> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации) (в ред. от 6 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2415.
<22> Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" // Российская газета. 2003. N 129.

Начиная с 2013 года в стране реализуются требования, изложенные в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <23>. В части, касающейся перевозок опасных грузов, этот законодательный акт позволяет каждому экономическому субъекту самостоятельно определять форму учета фактов хозяйственной деятельности. При этом понятие "экономический субъект" включает коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей. Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

<23> Федеральный закон от 6 декабря 2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

Применительно к перевозкам опасных грузов требования данного Закона распространяются на формы и содержание путевых листов и товарно-транспортных накладных. В связи с многочисленными вопросами Министерство финансов Российской Федерации распространило соответствующую информацию, согласно которой применявшиеся ранее типовые формы транспортных документов не противоречат требованиям указанного законодательного акта <24>.

<24> Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Документы и комментарии. 2013. N 1.

В порядке совершенствования государственного контроля за перевозками грузов Министерство транспорта Российской Федерации в 2012 году издало Приказ от 11 июля 2012 г. N 229, которым утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок <25>.

<25> Приказ Минтранса России от 11 июля 2012 г. N 229 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок" // Российская газета. 2013. N 12.

К безусловным достоинствам этого документа следует отнести наличие перечня оснований для осуществления надзорной деятельности и детализированный порядок ее осуществления.

В соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1123 утратило силу Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором был определен порядок выдачи свидетельств о допуске транспортных средств к перевозкам опасных грузов. В целях устранения возникшего правового пробела по данному вопросу издано указание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации (от 21 января 2015 г. N 13/5-у-288). Установлено, что выдача указанных свидетельств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, осуществляющими функции по техническому надзору, независимо от места учета транспортных средств.

Таким образом, приведенная информация позволяет оценить динамику в нормативно-правовом регулировании перевозок опасных грузов автомобильным транспортом и одновременно свидетельствует о недостаточной скоординированности нормативных требований.

Литература

  1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
  3. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
  4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31 марта 2015 г.) (в ред. от 31 декабря 2014 г., с изм. от 2 мая 2015 г.) // Российская газета. 2012. N 303.
  6. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.
  7. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г., к которому Российская Федерация присоединилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 7. Ст. 508.
  8. Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Документы и комментарии. 2013. N 1.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1184 "О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности" // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6692.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (вместе с Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии) (в ред. от 24 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1700.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (в ред. от 30 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. N 17. Ст. 2407.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" (вместе с Положением о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом) // СЗ РФ. 2012. N 27. Ст. 3757.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (в ред. от 30 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. N 17. Ст. 2407.
  14. Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (вместе с Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации) (в ред. от 30 декабря 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 32.
  15. Приказ Минтранса России от 18 февраля 2013 г. N 52 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов" // Российская газета. 2013. N 172.
  16. Приказ Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 "Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 27.
  17. Приказ МВД России от 14 мая 2012 г. N 509 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов" (в ред. от 30 декабря 2014 г.) // Российская газета. 2012. N 212.
  18. Приказ МВД России от 1 июня 2012 г. N 553 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу - перевозчику разрешения на перевозку оружия и патронов" (в ред. от 30 декабря 2014 г.) // Российская газета. 2012. N 212.
  19. Приказ Минтранса России от 13 сентября 2012 N 346 "Об утверждении Правил категорирования автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов" // Российская газета. 2013. N 41.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации) (в ред. от 6 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2415.
  21. Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" // Российская газета. 2003. N 129.
  22. Приказ Минтранса России от 11 июля 2012 г. N 229 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок" // Российская газета. 2013. N 12.
  23. Приказ Минтранса России от 4 июля 2011 г. N 179 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов" // Российская газета. 2011. N 213.
  24. Приказ Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 г. N 256 "О Требованиях к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта" // Российская газета. 2012. N 251.
  25. Приказ Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 г. N 258 "О Требованиях к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" // Российская газета. 2012. N 251.
  26. Приказ Ростехнадзора от 29 октября 2013 г. N 504 "Об утверждении формы и порядка ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 5.
  27. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/201 1. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") (в ред. от 2 декабря 2014 г.). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx.
  28. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770) // Библиотека инженера по охране труда. 2011. N 11 - 12.