Основания возникновения права на предпринимательскую деятельность в области использования водных биологических ресурсов
Н.М. Митякина, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, Белгород.
Осуществлен общий анализ разрешительных и договорных оснований возникновения права на предпринимательское использование водных биологических ресурсов. Одновременно затрагивается проблема отнесения отдельных видов рыболовства к предпринимательской деятельности. Рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) предлагается считать предпринимательской деятельностью. Делаются выводы о расширении договорных начал правового регулирования рыболовства, о подчиненном характере разрешений на добычу водных биологических ресурсов по отношению к договорам на такую добычу, о необходимости полностью отказаться от разрешений в данной сфере, для чего следует внести изменения в Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Ключевые слова: рыболовство, использование водных биологических ресурсов, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, договор в области использования водных биологических ресурсов.
About Chain of Title to Business Activities on Utilization of Aquatic Biological Resources
N.M. Mityakina
Nadezhda M. Mityakina, Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Labour and Business Law at Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod.
General analysis of licensing and contractual chains of title to business utilization of aquatic biological resources is carried out. At the same time the issue of subsuming of certain types of fishery to business is touched. Fishery for aquaculture (fish-farming) is considered to be business activity. Conclusions are made that contractual bases extends in legal regulation of fishery, fishery license are subordinate to fishery contracts, it is necessary to completely abolish the license by amendments to Federal law of 20.12.2004 N 166-FZ "About fishery and preservation of aquatic biological resources".
Key words: fishery, utilization of aquatic biological resources, fishery license, fishery contract.
В настоящее время правовое регулирование природопользования, в том числе пользования животным миром, активно совершенствуется. В то же время, несмотря на все попытки законодателя, последовательной реформы данной сферы правовой регламентации пока не произошло. В частности, это касается оснований возникновения права на добычу водных биологических ресурсов. В этой области сохраняются элементы административного механизма наделения предпринимателей указанным правом наряду с договорным характером складывающихся правоотношений. Все это свидетельствует о необходимости научного анализа оснований возникновения права на предпринимательскую деятельность в области рыболовства.
Специальным актом, который регулирует правоотношения в области использования и охраны водных биологических ресурсов, является Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) [3].
Статья 16 Закона о рыболовстве предусматривает исчерпывающий перечень видов рыболовства, которые осуществляются в Российской Федерации:
"1. Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:
- промышленное рыболовство;
- прибрежное рыболовство;
- рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;
- рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;
- рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства);
- любительское и спортивное рыболовство;
- рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Из перечисленных видов любительское и спортивное рыболовство и рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется гражданами. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях и рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях осуществляется некоммерческими организациями в некоммерческих целях. Промышленное рыболовство, прибрежное рыболовство и рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Причем Закон о рыболовстве употребляет термин "предпринимательская деятельность", указывая, что к такой деятельности относятся промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство.
В статье 1 Закона о рыболовстве, определяющей основные понятия, используемые в Законе, указывается следующее:
"10) ...промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов;
10.1) прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов...".
Что касается рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), то его определение в Законе о рыболовстве отсутствует.
Поэтому имеется проблема отнесения данного вида к предпринимательской или непредпринимательской деятельности. С одной стороны, субъектами данного рыболовства выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели (так же как и в промышленном и прибрежном рыболовстве), с другой стороны, основанием возникновения права на такое рыболовство является решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование (так же как и для рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации). Кроме того, четкого указания на то, что рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) относится к предпринимательской деятельности, в Законе о рыболовстве не содержится.
Рассматриваемый вид рыболовства нужно относить к предпринимательской деятельности, исходя из субъектов, которые могут его осуществлять. Кроме того, косвенно о предпринимательском характере такой деятельности свидетельствует то, что она осуществляется не только для сохранения водных биоресурсов, но и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств. Чтобы снять возможные проблемы в данном вопросе, на наш взгляд, необходимо дополнить ст. 1 Закона о рыболовстве понятием "рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства)", исходя из его предпринимательского характера.
Общий анализ Закона о рыболовстве позволяет констатировать: на современном этапе существует несколько оснований приобретения права на добычу водных биологических ресурсов.
- Не требуется дополнительного юридического факта (кроме указания в законе) для возникновения права на любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования и для рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка.
- На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства).
- Решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование является основанием приобретения права на: рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства); рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (с предоставлением рыбопромыслового участка).
- Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов заключается в целях осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается.
- Договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.
- Договор о предоставлении рыбопромыслового участка является основанием возникновения права на осуществление промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (этот договор заключается наряду с договором пользования водными биоресурсами); права на организацию любительского и спортивного рыболовства; права на осуществление рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Кроме того, обращает на себя внимание положение п. 3.1. ст. 19 Закона о рыболовстве, в котором сказано, что для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров (договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами).
Что за решения органов государственной власти имеются в виду? Статья 33.2 Закона о рыболовстве, посвященная регулированию принятия данных решений, четко перечисляет виды рыболовства, для которых такое решение требуется, и среди них нет промышленного рыболовства. Это же подтверждается и Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование" [2]. Поэтому представляется, что для устранения противоречий необходимо исключить из п. 3.1. ст. 19 Закона о рыболовстве упоминание о решении органов государственной власти как основании возникновения права на промышленное рыболовство.
В целом же, резюмируя основания возникновения права на предпринимательское рыболовство, можно прийти к выводу, что в данной сфере значительную (если не основную) роль играют договорные начала (относящиеся к гражданско-правовым инструментам), которые лежат в основе получения возможности предпринимательской добычи водных биологических ресурсов.
Однако в этой области сохраняются и элементы административного механизма регулирования пользования водными биологическими ресурсами. Это проявляется в существовании такого основания возникновения права на рыболовство (в отношении предпринимательской деятельности - рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства)), как решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование. Но этим сохранение административных элементов в данном вопросе не исчерпывается.
Статья 34 Закона о рыболовстве указывает: разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении:
"1) промышленного рыболовства;
- прибрежного рыболовства;
- рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;
- рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
- рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства);
- организации любительского и спортивного рыболовства;
- в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях".
В рамках темы исследования отметим: из данной статьи следует, что для осуществления предпринимательских видов рыболовства недостаточно заключения договора (для рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) - решения государственного органа), необходимо еще получение разрешения федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
В Постановлении Правительства РФ от 22.10.2008 N 775 "Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений" [1] сказано, что разрешение выдается на основании заключенного договора или решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование. Таким образом, разрешение в случае заключения договоров на рыболовство носит практически подчиненный и зависимый характер, а само разрешение утратило свое правопорождающее значение. Подобное дублирование подлежит критике из-за излишнего администрирования, только затягивающего доступ пользователей к водным биологическим ресурсам.
Представляется, что разрешительный элемент в данном случае является излишним и лишь загромождает правовое регулирование пользования водными биологическими ресурсами, его необходимо исключить из положений законодательства, регламентирующего заключение и реализацию договоров на получение права предпринимательского рыболовства.
Тем более, как отмечается в литературе, сложилась неудовлетворительная ситуация с выдачей территориальными органами Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Распространены нарушения требований Закона о рыболовстве. В частности, разрешения выдаются без заключенного договора пользования рыбопромысловым участком, предусмотренные законом требования отражаются не в полном объеме, указываются не предусмотренные планом ресурсных исследований орудия и средства лова [6].
Подчиненный характер разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов подтверждается и арбитражной практикой.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области на решение от 29.05.2007 Арбитражного суда Новосибирской области и Постановление апелляционной инстанции от 10.09.2007 по делу N А45-436/2007-23/19 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр спортивного и любительского рыболовства "Правый берег" к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области при участии третьего лица - ФГУ "Верхнеобьрыбвод" о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
При рассмотрении данного дела кассационная инстанция указала, что законодательство связывает вопрос выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов с наличием договора пользования рыбопромысловым участком. Договор пользования рыбопромысловым участком заключен заявителем с ФГУ "Верхнеобьрыбвод" 10 ноября 2006 г., из содержания договора пользования рыбопромысловым участком следует, что рыбопромысловый участок согласован; в приложении к договору имеется точное описание участка.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности отказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области в выдаче ООО "ЦСЛР "Правый берег" разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов при осуществлении любительского или спортивного рыболовства является правомерным [5].
Еще одним примером зависимости разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов от договора может послужить дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Куратор" к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным действия по введению ограничений при выдаче разрешений на вылов рыбы, рассмотренное Тринадцатым арбитражным апелляционным судом.
При разбирательстве данного спора суд указал: согласно ст. 35 Закона о рыболовстве в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны, в частности, сведения о лицах, которым предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства; судне, осуществляющем рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке; квоте добычи (вылова) водных биоресурсов.
По смыслу ст. 35 и условий договора сведения, указываемые в разрешении на добычу водных биологических ресурсов, должны совпадать с условиями договора, и иного из положений Закона о рыболовстве не следует [4].
Все это свидетельствует, еще раз подчеркнем, о том, что разрешительный порядок получения права на предпринимательскую деятельность по использованию водных биологических ресурсов неуклонно уступает место договорному порядку, а его элементы, оставшиеся пока в Законе о рыболовстве, не играют правоустанавливающей роли и постепенно должны быть из него исключены.
Список литературы
- Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений: Постановление Правительства РФ от 22.10.2008 N 775 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 43. Ст. 4953.
- О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование: Постановление Правительства РФ от 15.10.2008 N 765 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 42. Ст. 4836.
- О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федер. закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.
- Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А42-3883/2011 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.11.2007 N Ф04-8121/2007(40402-А45-15) по делу N А45-436/2007-23/19 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
- Раскина Т. Надзор за исполнением законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов // Законность. 2009. N 5.
References
- Ob oformlenii, vydache, registracii, priostanovlenii dejstvija i annulirovanii razreshenij na dobychu (vylov) vodnyh biologicheskih resursov, a takzhe o vnesenii v nih izmenenij: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.10.2008 N 775 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. N 43. St. 4953.
- O porjadke podgotovki i prinjatija reshenija o predostavlenii vodnyh biologicheskih resursov, otnesennyh k ob''ektam rybolovstva, v pol'zovanie: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2008 N 765 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. N 42. St. 4836.
- O rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov: Feder. zakon ot 20.12.2004 N 166-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2004. N 52 (ch. 1). St. 5270.
- Postanovlenie Trinadcatogo arbitrazhnogo apelljacionnogo suda ot 30.01.2012 po delu N A42-3883/2011 // Dostup iz SPS "Konsul'tantPljus".
- Postanovlenie FAS Zapadno-Sibirskogo okruga ot 21.11.2007 N F04-8121/2007(40402-A45-15) po delu N A45-436/2007-23/19 // Dostup iz SPS "Konsul'tantPljus".
- Raskina T. Nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva v sfere rybolovstva i sohranenija vodnyh biologicheskih resursov // Zakonnost'. 2009. N 5.