Мудрый Юрист

ЕАЭС и международные конвенции

Шохин Сергей Олегович, директор Высшей юридической школы Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, академик РАЕН, член Российской академии юридических наук.

Статья посвящена проблеме гармонизации таможенного права государств - участников ЕАЭС в условиях международной интеграции. Автор определяет проблемные места в применении международно-правовых норм в практической деятельности таможенных органов государств - участников ЕАЭС, отмечает недостаточную проработку указанных проблем, необходимость ускорения процесса гармонизации законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в области таможенного регулирования.

Ключевые слова: таможенное право, гармонизация правовых систем, Таможенный союз, Всемирная таможенная организация, Всемирная торговая организация.

The Eurasian Economic Union and international conventions

S.O. Shokhin

Shokhin Sergej O., Director, Higher Juridical School of Financial University under the Government of the RF, Honored Jurist of the RF, Academician, Russian Academy of Natural Sciences, member, Russian Academy of Juridical Sciences, doctor of juridical sciences, professor.

The article is devoted to the problem of harmonization of customs law of state-members of the Eurasian Economic Union in conditions of international integration. The author determines controversial aspects in application of international-law rules in practical activities of customs agencies of the states-members of the Eurasian Economic Union, notes insufficient elaboration of the said problems, necessity of speed-up of the process of harmonization of the legislation of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation in the sphere of customs regulation.

Key words: customs law, harmonization of legal systems, Customs Union, World Customs Organization, World Trade Organization.

В условиях глобализации мировой экономики, присоединения к Всемирной торговой организации возрастают роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.

Процессы глобализации выводят внешнюю торговлю в число приоритетных направлений внешней политики государств, поэтому успехи и затруднения в развитии регионального межгосударственного сотрудничества вызывают все больший интерес.

Роль таможенной политики любого государства, а также интеграционных образований в формировании единого экономического и социально-культурного пространства во многом ведущая. Политика в области таможенного дела играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях государств. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.

Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе экспортной продукции, а также контролировать ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Важность управленческой деятельности в сфере таможенного дела характеризуется тем, что ею обеспечивается около трети доходов в бюджет страны.

Нормы введенного в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза имеют прямое воздействие на территориях государств - членов Таможенного союза и базируются на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), а также соответствуют принципам Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Законодательство Таможенного союза ориентировано на долгосрочную перспективу, его положения направлены на дальнейшую интеграцию государств - членов Таможенного союза в систему ГАТТ/ВТО.

Вместе с тем наблюдается различный объем обязательств стран Таможенного союза, принятых при присоединении к международным конвенциям. В первую очередь это касается Киотской конвенции.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. разработана и принята в целях гармонизации и упрощения таможенных процедур, содействия развитию международной торговли, внедрения таможенных принципов, сформулированных в ГАТТ (1994 год) и в соглашениях Всемирной торговой организации, относящихся к таможенному делу.

Одним из первых государств - членов Таможенного союза к Киотской конвенции присоединился Казахстан 19 июня 2009 года, Республика Беларусь присоединилась 10 января 2011 года, Российская Федерация - 4 апреля 2011 года.

Обязательным условием присоединения к Киотской конвенции выступает принятие ее основного текста и генерального приложения. Принятие одного или более специальных приложений Конвенции, а также одной или более их глав осуществляется по усмотрению заинтересованной стороны. Так, все три государства присоединились к основному тексту Киотской конвенции и генеральному приложению. Однако объемы присоединения к специальным приложениям Киотской конвенции различны.

Российская Федерация присоединилась только к основному тексту Киотской конвенции и генеральному приложению. Республика Беларусь присоединилась к Киотской конвенции, приняв обязательства по специальному приложению A, специальному приложению B, специальному приложению C, главе 2 специального приложения D, специальному приложению E, специальному приложению G и главам 1 и 4 специального приложения J. Республика Казахстан присоединилась к Конвенции со следующими оговорками: "Республика Казахстан не принимает главу 3 "Каботажная транспортировка товаров" специального приложения Е, главу 3 "Возврат" специального приложения F, главу 1 "Таможенные правонарушения" специального приложения H, главу 2 "Почтовые отправления" специального приложения J".

Таким образом, объемы присоединения у всех трех государств различны. По отдельным специальным приложениям объемы присоединения совпадают у Республики Беларусь и Республики Казахстан, а Российская Федерация к специальным приложениям Киотской конвенции не присоединилась вообще.

Беларусь и Казахстан присоединились в одинаковом объеме к следующим специальным приложениям:

A. Прибытие товаров на таможенную территорию.

B. Импорт.

C. Экспорт.

D. Таможенные склады и свободные зоны: глава 2 "Свободные зоны".

E. Транзит: глава 1 "Таможенный транзит", глава 2 "Перегрузка".

J. Специальные процедуры: глава 1 "Пассажиры", глава 4 "Припасы".

Конвенцией установлены сроки выполнения принятых обязательств. Каждый участник Киотской конвенции обеспечивает выполнение принятых им стандартов генерального приложения и специальных приложений или глав специальных приложений, а также рекомендаций по практическому применению специальных приложений или их глав в течение 36 месяцев после присоединения. Участники Киотской конвенции обеспечивают выполнение переходных стандартов генерального приложения в течение 60 месяцев после присоединения к Конвенции.

Нормативные предписания Таможенного кодекса Таможенного союза, основанные на положениях Конвенции Киото, создают условия для применения современных и эффективных методов таможенного администрирования, обеспечивающих достижение стоящих перед таможенными органами задач и определение критериев эффективного администрирования.

В соответствии со стандартами Конвенции в Кодексе предусмотрены положения, регулирующие порядок оказания взаимной административной помощи таможенными органами на единой таможенной территории Таможенного союза, не имеющие правовой аналогии в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза.

Понятийный аппарат Кодекса адаптирован к определениям Конвенции, что позволило обеспечить однозначное содержание его правовых предписаний и их единообразное применение.

Вместе с тем необходимо отметить и ряд несоответствий отдельных норм Кодекса положениям Конвенции Киото.

Так, в Кодексе не упоминается о системе таможенного контроля на основе методов аудита (стандарт 6.6 генерального приложения Конвенции Киото), предусматривающей возможность проведения аудиторских проверок с использованием коммерческих систем участников торговли, основанных на общепринятых принципах ведения бухгалтерского учета.

Данный подход является эффективным средством таможенного контроля, так как создает более ясную картину внешнеэкономических сделок участников торговли и одновременно позволяет таможенным органам предоставлять таким лицам ряд упрощений при совершении таможенных формальностей.

Возрастающий объем международной торговли требует от таможенных служб государств - членов Таможенного союза модернизации системы таможенного контроля, которая должна, с одной стороны, способствовать ускорению таможенных формальностей, содействовать развитию внешней торговли, с другой стороны, обеспечивать экономическую безопасность и минимизировать риски нарушения таможенного законодательства Таможенного союза.

Дальнейшая работа по унификации и гармонизации таможенного законодательства Таможенного союза будет направлена на приведение в соответствие Кодекса с требованиями Киотской конвенции.

Существуют проблемы и несоответствия в применении и других международных документов, таких как, например, Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г.

Особенно проблемным на сегодняшний день является то, что государства - члены ТС, являясь договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., присоединились к указанной Конвенции по отдельности и в различном объеме обязательств (к различным приложениям Конвенции). В этой связи на единой таможенной территории Таможенного союза необходимо установить ограничения по использованию товаров, ввозимых с применением карнета ATA согласно приложениям к указанной Конвенции.

Так, Республика Беларусь присоединилась к приложениям: A, B1, B2, B3, B5. Республика Казахстан присоединилась к приложениям: A, B1, B2, B3, B5, B6, B7, D (с оговорками). Российская Федерация присоединилась к приложениям: A, B1, B2, B3, B5, B6 (с оговорками). (Примечание: A - "О документах временного ввоза (карнеты ATA и карнеты CPD)"; B1 - "О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях"; B2 - "О профессиональном оборудовании"; B3 - "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией"; B5 - "О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей"; B6 - "О личном имуществе туристов и товарах, ввозимых для целей занятий спортом"; B7 - "О туристском рекламном материале"; D - "О животных".)

Возникает много практических вопросов. Фактически получается, что товары, указанные в приложениях к Конвенции, к которым не присоединились все три страны, такие как, например, личное имущество туристов и товары, ввозимые для целей занятий спортом, туристские рекламные материалы, животные, могут ввозиться на единую таможенную территорию с применением предусмотренных Конвенцией упрощений и использованием в качестве таможенной декларации карнета ATA, с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования при помещении под таможенную процедуру временного ввоза, только через пункты пропуска и на территорию той страны, которая к этому приложению присоединилась, а также при условии обратного вывоза товаров также через пункты пропуска этой страны.

Помимо этого, существует проблема с применением Конвенции на единой таможенной территории Таможенного союза даже в отношении товаров, перечисленных в тех приложениях, к которым присоединились все три страны. Например, товары для демонстрации на выставке ввезены в Республику Беларусь с применением Конвенции. Гарантирующая ассоциация Республики Беларусь несет обязательство гарантировать уплату таможенных платежей только на территории Республики Беларусь. Если следующая выставка будет проходить в России или в Казахстане, товары будет необходимо поместить под таможенную процедуру реэкспорта в Республике Беларусь, вывезти с единой таможенной территории Таможенного союза, а затем, чтобы воспользоваться упрощенным порядком, предусмотренным Конвенцией, снова ввезти их на единую таможенную территорию Таможенного союза через пункты пропуска России или Казахстана, в зависимости от того, где будет проходить следующая выставка.

Обращаясь к опыту создания Европейского союза, следует отметить, что на момент его создания страны-участницы также имели различный объем обязательств, связанных с применением Конвенции о временном ввозе. Вместе с тем, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров, предусмотренных Конвенцией о временном ввозе по территории ЕС, было принято решение о присоединении всех стран ЕС к этой Конвенции в полном объеме.

Такой подход мог бы дать большой положительный эффект и устранить имеющиеся проблемы, а именно унифицировать законодательство в части перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Это также привело бы к упрощению и гармонизации формальностей, связанных с перемещением товаров для проведения на единой таможенной территории Таможенного союза выставок, ярмарок, спортивных мероприятий, а также товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров, на которые распространяется область применения конвенций.

Для преодоления имеющихся трудностей Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации следует тщательно проработать вопрос о возможности выравнивания обязательств, принятых государствами при присоединении к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., до максимального объема, в целом предусмотренного Конвенцией, либо до объема обязательств, максимально возможного и приемлемого для трех присоединившихся стран, в целях обеспечения ее надлежащего и беспрепятственного применения на единой таможенной территории Таможенного союза. Следовало бы также ускорить работу по разработке и заключению соглашения об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с применением карнета ATA, с учетом их участия в международных конвенциях и наличия двусторонних договоров с третьими странами, принятых до создания Таможенного союза.

Литература

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 8 августа 2011 г. N 32. Ст. 4810; Бюллетень международных договоров. 2012. N 5.
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества 27 ноября 2009 г. N 17) // СЗ РФ. 13 декабря 2010 г. N 50. Ст. 6615.
  3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 29 ноября 2010 г. N 48. Ст. 6252.